Со слезами на глазах слушала позицию гособвинения «звезда» криптопирамиды Finiko Лилия Нуриева. В Вахитовском районном суде Казани состоялись долгожданные прения по делу единственной «досудебщицы» пирамиды. С обвинением Нуриева и ее адвокат были согласны полностью, однако просили Фемиду не назначать наказание, связанное с лишением свободы. О том, для чего в суд пришли потерпевшие «вкладчики», в чем была ценность показаний Нуриевой и чего она лишилась вместе со свободой, — в материале «БИЗНЕС Online».
Со слезами на глазах слушала позицию гособвинения «звезда» криптопирамиды Finiko Лилия Нуриева
«Хотели улучшить финансовое положение»
Коридор у зала №209 Вахитовского районного суда накануне был непривычно полон. Здесь должны были состояться прения по делу одной из «звезд» Finiko, первой и единственной «досудебщицы» Лилии Нуриевой. Она пошла на сделку со следствием, полностью признав вину. Ее дело из-за этого рассматривали в особом порядке без допросов свидетелей и потерпевших. Однако с марта гособвинение оглашало материалы, где были в том числе показания свидетелей. Очередь дошла до оглашения гражданских исков потерпевших, часть из них вызвали в суд.
Всего в суде было озвучено чуть более 140 исковых требований, общая сумма которых равна ущербу в деле Нуриевой — 206 млн рублей. Но в суд пришли лишь 7 потерпевших, каждый из которых вложил в Finiko от 1 млн до 2,5 млн рублей. При этом большинство из них лично Нуриевой деньги не передавали.
Например, гражданка Котова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказала, что узнала о Finiko в ныне запрещенной социальной сети. «Вложили 2 с лишним миллиона рублей. Отдавали деньги вообще через третьи лица. Зачем отдали деньги? Как и все — хотели улучшить финансовое положение», — рассказывала она. Котова работает в пекарне, вложила в пирамиду все накопления. Еще один потерпевший, уроженец Узбекистана по фамилии Беков, также заявил в суде, что деньги Нуриевой не отдавал, а передал 1 млн рублей Дине Габдуллиной, еще одной «звезде» пирамиды. Остальные потерпевшие не рассказывали о себе, стараясь избегать попадания в объективы камер журналистов. Лишь говорили, что они «обычные люди», некоторые давно вышли на пенсию.
Гособвинитель Рамиль Галеев на протяжении двух часов перечислял гражданские иски: самое крупное «пожертвование» в пирамиду составило 11 млн рублей, самое мелкое — 10 тыс. рублей. Большинство вложенных «вкладчиками» сумм варьировалось от 500 тыс. до 2 млн рублей. География потерпевших не ограничивается одним лишь Татарстаном, в деле фигурируют потерпевшие из Подмосковья и столицы России.
Прокуратура: «На основании показаний Нуриевой установлена причастность Доронина к созданию преступного сообщества»
После небольшого перерыва участники процесса вернулись к главному — прениям, которых все ждали месяца полтора. Гособвинитель Галеев был краток, его выступление уложилось в пять с половиной минут.
Кирилл Доронин
Он напомнил, что Нуриевой вменяют две статьи — о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и участии в ОПС (ч. 2 ст. 210 УК РФ). «В период с 1 июля 2019 года по 30 июля 2021-го она принимала участие в преступном сообществе, создавшем виртуальную платформу Finiko, которую использовали для введения в заблуждение физических лиц для хищения принадлежащих им денежных средств», — говорил Галеев.
Всего в деле 161 потерпевший. «Нуриева свою вину в инкриминируемых преступлениях признала полностью. 29 апреля 2022 года она заключила досудебное соглашение о сотрудничестве, в суде было установлено, что подсудимая в полном объеме выполнила свою часть заключенного с ней соглашения», — говорил прокурор.
А именно — Нуриева подробно рассказала суду о своем участии в преступном сообществе, его структуре, участниках и совершенных ими преступлениях. «Свои показания она подтвердила на проведении очных ставок, на основании показаний Нуриевой установлена причастность Доронина, Галущенко, Сабировых, Мухаметзянова, Мингазова, Шакирова и других к созданию преступного сообщества», — заявил Галеев.
Тем не менее Галеев просил назначить наказание Нуриевой в виде реального лишения свободы в колонии общего режима. А именно — по ст. 210 УК РФ — 4 года и 6 месяцев, а по 159 УК РФ — 4 года. Путем частичного сложения гособвинение попросило для Нуриевой 6 лет и 6 месяцев колонии общего режима.
От услышанного у Нуриевой появились слезы на глазах. В прениях она лично участвовать отказалась, ответив лишь: «Мне нечего сказать»
«Нуриева была привлечена к работе в Finiko, потому что была популярной и люди ей верили»
От услышанного у Нуриевой появились слезы на глазах. В прениях она лично участвовать отказалась, ответив лишь: «Мне нечего сказать».
Ее адвокат Мария Белоусова следом заявила, что все сказанное гособвинителем «справедливо». «Но все-таки Нуриева признала вину полностью, было заключено досудебное соглашение, все обязательства она выполнила. По сути, моя подзащитная состояла в пирамиде Finiko чуть больше 6 месяцев, несмотря на то что пирамида существовала на протяжении нескольких лет. Нуриева состояла в пирамиде непосредственно перед закрытием и задержанием фигурантов», — говорила Белоусова.
Адвокат также отмечала, что во время допросов было установлено, что Нуриева являлась единственным из фигурантов уголовного дела, которая вложила в пирамиду свои деньги — более 40 млн рублей. «Когда она вступила в преступное сообщество, были иллюзии, что это не преступно и легально. Потом, во время общения с топовыми руководителями, пришла ясность. Моя подзащитная год провела в следственном изоляторе. За это время были и ухудшения состояния здоровья, и проблемы с детьми, которые ходят к психологу, и развод с мужем. То есть она потеряла очень много в своей жизни. Она лишилась счастья», — заявляла адвокат.
Белоусова отметила, что до задержания Нуриева была известным человеком в городе и имела «безупречную репутацию». «Она владела фирмой, которая занималась арендой и продажей недвижимости, была очень медийной и популярной в Татарстане личностью. И благодаря этому она была привлечена к работе в финансовой пирамиде Finiko, потому что была популярной и люди ей верили», — заявляла Белоусова, попросив суд не назначать ее подзащитной наказание, связанное с реальным лишением свободы. «Исправление Нуриевой возможно без изоляции от общества, ее родных и семьи», — говорила адвокат.
Сама фигурантка дела сообщила, что выступит с последним словом, его назначили на 17 мая. После этого она услышит решение суда.
Напомним, известный казанский риелтор первой из фигурантов дела Finiko оказалась на скамье подсудимых в феврале этого года. Обвинение уверено: она плотно сотрудничала с Кириллом Дорониным и Ко, наряду с другими «звездами» выполняя их указания. Нуриева — единственная из фигурантов дела Finiko, чье дело дошло до суда. На прошлой неделе стало известно, что Доронина, Ильгиза Шакирова, Дину Ахметзянову и ряд других лиц, причастных к делу финансовой пирамиды Finiko, также будут судить в Казани. Генеральная прокуратура России утвердила обвинительное заключение и направила уголовное дело в Вахитовский районный суд.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.