Конец апреля — начало мая, а вместе с ними и последние затяжные праздники в этом году — это не только открытие дачного и шашлычного сезона, но и традиционное время спуска катамаранов на большую воду Конец апреля – начало мая, а вместе с ними и последние затяжные праздники в этом году — это не только открытие дачного и шашлычного сезона, но и традиционное время спуска катамаранов на большую воду Фото: «БИЗНЕС Online»

Откуда мода на сплавы

«Каждый год мы наблюдаем на майские праздники большой всплеск интереса к сплавам. Все насытились зимой, и все хотят куда-то выбраться. При этом дача и шашлыки уже надоели. Поэтому в последние годы мы видим тренд на travel-тему, активный отдых», — говорит основатель туристического клуба FestTour Динар Хакимов о сегодняшней популярности темы сплавов.

Сами участники индустрии трактуют для себя это понятие по-разному. Но в общем смысле сплав — это передвижение от пункта А до пункта Б по водному пространству и на специальных плавсредствах. Причем неважно, какой именно это водный объект: сплавляться можно по рекам, озерам и даже морям в каком-то смысле. По большому счету неважно, на чем — это можно делать на каяках, байдарках, специальных рафтах, катамаранах, лодках и даже плотах. В зависимости от выбранного плавсредства и водоема разделяют сплавы на рафтинг, каякинг, спортивный категорийный и туристический. Хотя, по словам экспертов, во многом такое разделение условно. Тот же туристический семейный сплав является в каком-то роде спортивным, только самой простой категории («единички»).

В советское время передвижение по рекам, начиная примерно с 20-х годов, приобрело новый характер, превратившись в водный туризм. Активно он развивался вплоть до Великой Отечественной войны и особенно в период послевоенного восстановления страны. Пика популярности водный туризм достиг в 60–80-е.

Сплав — это передвижение от пункта А до пункта Б по водному пространству и на специальных плавсредствах. Причем неважно, какой именно это водный объект Сплав — это передвижение от пункта А до пункта Б по водному пространству и на специальных плавсредствах. Причем неважно, какой именно это водный объект Фото: www.freepik.com

В перестройку об этом на некоторое время слегка забыли в массовом сегменте и традиции сохранялись лишь среди отдельных энтузиастов. Примерно в середине нулевых походная индустрия (а вместе с ней и сплавы) встала на путь ренессанса. Он не был стремительным и простым, даже сегодня он еще очень далек от былой советской популярности, но поступательные шаги в этом направлении продолжаются.

Особый импульс развитию внутреннего туризма придали пандемия, закрытие границ, а ныне еще и геополитическая напряженность. Люди уже меньше норовят поехать куда-то на юга и ищут альтернативы поближе в формате «отдыха выходного дня».

Думаю, каждый второй казанец точно слышал о сплаве. Пробовал же такой вид отдыха, думаю, каждый 15-й из них.
Антон Чечубалин руководитель турклуба КФУ Alter ego
Антон Чечубалин руководитель турклуба КФУ Alter Ego

Первомайские сплавы, по словам Хакимова, можно считать исключительно российско-советской практикой. Например, традиция именно первомайских сплавов в Поволжье (особенно в Татарстане, Марий Эл, Чувашии) возникла в связи с работой в советские годы многочисленных студенческих турклубов. С Днем труда молодежь одновременно отмечала открытие походного сезона, выбираясь на 23 дня куда-нибудь на природу. И сплавы тут пришлись как никогда кстати: полная вода, что случается раз в году, да и еще пока нет комаров, в отличие от других месяцев.

Что интересно, эта история обоюдна — повысившийся спрос на походы выходного дня (чем, по сути, и являются сплавы) потянул за собой и расширение числа игроков, предоставляющих такие услуги, и развитие их сервиса. Но обо всем по порядку.

Если смотреть широко, то, в принципе, сплавляться можно везде — ограничений нет. А выбор в пользу той или иной реки определяется целями, которые перед собой ставит турист Если смотреть широко, то, в принципе, сплавляться можно везде — ограничений нет. А выбор в пользу той или иной реки определяется целями, которые перед собой ставит турист Фото: © Valery Lukyanov / Russian Look / www.globallookpress.com

Где сплавляться

Если смотреть широко, то, в принципе, сплавляться можно везде — ограничений нет. А выбор в пользу той или иной реки определяется целями, которые перед собой ставит турист. Если речь идет о спортивных сплавах, то география маршрутов выходит далеко за пределы Татарстана и порой даже страны — лишь бы река была «пошустрее» и со множеством препятствий.

У каждого водного объекта, в зависимости от его сложности, имеется та или иная категория. Есть международные, а есть отечественные системы оценки этой самой сложности. В основу берут такие критерии, как уровень воды, наличие препятствий, удаленность реки, ее скорость и т. д. О категориях рек, как правило, вспоминают в гористой местности, где по определению находятся все самые быстрые и опасные реки. Если не углубляться во все спортивные детали, то можно выделить 6 категорий водных объектов.

I — «легкие» прохождения. Абсолютно не сложные маршруты, на таких реках спокойное течение, а из препятствий опасность представляют разве что внезапные мели, на которые можно напороться.

II — «простые» реки. Они побыстрее, и на таких уже содержатся разные водные препятствия: вал (стоячие волны, которые образуются в довольно пологих течениях воды), небольшие бочки (пенные ямы, которые образуются в местах сливов), пороги (сочетание сливов, валов, бочек и т. д.).

III — «средняя» сложность прохождения. Представляет реку с порогами с небольшим количеством подводных и надводных камней, завалами.

IV — «сложный» маршрут. Почти то же самое, что средний, но с более быстрым течением и большим количеством опасных порогов с камнями. Как правило, такие реки текут в каньонах, в окружениях многочисленных камней. В отличие от других вариантов, тут уже начинаются проблемы с определением маршрута «с воды».

V — «трудное» препятствие. Это все препятствия, вместе взятые, плюс еще невозможно определить маршрут с «воды» — для ориентирования необходима предварительная разведка, а у каждого участника сплава должна быть страховка.

VI — «очень трудное» препятствие. Это целая серия, непрекращающийся на большом протяжении каскад из порогов, бочек, огромных валов, что служит серьезным вызовом уже не столько для человека, сколько для плавсредств.

В отечественной категоризации есть еще VI+. Это когда вообще ни одно судно не в состоянии уцелеть на том или ином участке. Категории сложности могут присваиваться целиком водному объекту либо какой-то его части. Также в категориях могут быть отдельные отметки, которые свидетельствуют о «промежуточных» вариантах или дополнительных сложностях на реке.

«Категорийная» река в Татарстане только одна, говорит руководитель турклуба КФУ Alter Ego Антон Чечубалин — это Меша («двойка»), при желании там даже можно найти один порог.

В остальном спортивные сплавщики из Татарстана предпочитают ездить в другие регионы, постоянно открывая что-то новое для себя и повышая собственную категорию. Чаще всего это реки Южного Урала — это ближе, чем Кавказ или Алтай. Например, «категорийщики» ездят на реки Инзер и Лемеза (левые притоки реки Сим) — это «тройки». Если хочется попроще, то это реки-«единички» Белая (приток Камы) и Ай (левый приток Уфы). Потом также на Среднем Урале есть реки Пойва (Свердловская область), Усьва (Пермский край), где снимали известный фильм «Географ глобус пропил». Обе эти речки считаются по сложности «двойками».

Ездят и в Карелию — там красиво, интересные пороги, «более-менее безопасные» и любые категории сложности: Воньга, Кереть и т. д. Если уж хочется совсем экстремальных ощущений, то едут на Алтай: Катунь и Чуя — это уже очень серьезные реки уровня «пятерки». В Алтайском крае есть и реки «попроще», например Бия — это «двойка». Она не особо популярна среди сплавщиков хотя бы потому, что до нее добираться тяжело и долго. На самом деле перечислять категорийные реки, на которые ездят из Казани, можно очень долго. Но один нюанс — все они не относятся к массовому сегменту и касаются только узкого круга людей.

Под «массовый сегмент» хорошо подходят реки первой категории сложности, или, если можно выразиться, вообще без категории. В нашей равнинной местности таких полно в Чувашии, Татарстане, Башкортостане и, конечно, особо излюбленной Марий Эл.

На первом месте по популярности в майские сплавы — река Юшут На первом месте по популярности в майские сплавы — река Юшут Фото: Семен Антонов / ТАСС

Куда чаще всего едут из Татарстана и что есть в самой республике

На первом месте по популярности в майские сплавы — река Юшут. На ней очень короткий сезон, она практически непроходима летом в силу большого спада воды, поэтому по ней передвигаются только с середины апреля и примерно до середины мая. Юшут течет по таежной местности, она очень извилистая, активная и, как говорит Хакимов, «веселая». «Там еще очень много бобров живет, что ежегодно пилят деревья, закрывают русла, создают препятствия, расчески — в общем, увлекательная поездка. Неслучайно именно бобер является символом FestTour — свой первый тур мы начинали 12 лет назад именно с Юшута», — делится Хакимов.

Юшут известен своим этнофестивалем «Мельница», который начал проводиться возле деревни Памаштур с 90-х. Еще с тех пор это место стало точкой притяжения для туристов сразу из нескольких соседних регионов. Среди определенной категории людей это было по-настоящему культовым местом. Но после пандемии и благодаря местной политике, говорят старожилы, фестиваль перестал проводиться в последние годы. Однако память о нем жива, и по традиции на Первомай все до сих пор стремятся именно на Юшут. В праздничные и выходные дни там может быть настолько много народу, говорят наши собеседники, что могут образовываться даже водные пробки из катамаранов. Проблемой становится и частое пренебрежение группами походной культурой: некоторые компании грешат алкоголем, громкой музыкой и мало заботятся о сохранении экологии.


Для кого-то это может стать отталкивающим фактором, поэтому есть альтернатива — Илеть, притоком которой и является Юшут. По словам представителя судоверфи «Корвет» и широко известного среди сплавщиков Антона Шишова, если речь не о Первомае, то, в принципе, 90% всех сплавов из Татарстана направляются именно на Илеть. «Она, в отличие от Юшута, проходима весь сезон. Широкая река, спокойная и очень красивая. Вода там очень чистая за счет ключей, соответственно, она не замерзает зимой, поэтому там устраивают и зимние сплавы. Плюс она течет по заповеднику — очень красивая. Идеально подходит для детских сплавов, семейных. До этих двух рек — Юшута и Илети — всего два часа езды от Казани, поэтому очень популярны», — отмечает Хакимов.

Из других марийских рек, пользующихся спросом среди татарстанцев (хоть и меньшим), — это Кундыш и Кокшага. До них также пара часов езды, но они обладают одним минусом — на них меньше точек заброски. На Илети в этом плане совсем все удобно — и по расстоянию, и по возможностям заброски, асфальтовая дорога там подходит практически к самой реке. Начинаешь у поселка Красногорский, заканчиваешь у Коротково. На всем протяжении маршрута одни сплошные таежные пейзажи с минимумом дач или каких-то поселков. Если на Юшуте, то старт обычно устраивают у поселка Мочалище, финиш — у Красногорского, это всего 55 км, или два-три спокойных «гребных» дня (в зависимости от программы). Возвращаясь к Кундыш и Кокшаге — эти реки часто «зарастают» завалами. Например, рассказывают, что в том году на Кокшаге сплавщики в самый пик сезона столкнулись с 100-метровым плотным завалом из поваленных деревьев: некоторым группам пришлось выходить на берег и тянуть свои суденышки как бурлакам, другие же остановились и хоть как-то постарались расчистить себе путь. А это явно не то, чем хотели бы заниматься люди на отдыхе.

На третьем месте по популярности — маршруты в Башкортостане и на Урале. Выбирая их, можете, правда, забыть об отдыхе «выходного дня». Туда редко ездят из-за транспортного плеча — почти 900 км, ехать минимум 12 часов в одну сторону, столько же, соответственно, обратно, итого — сутки только на дорогу. Немногие готовы на такие жертвы. Один раз попробовать еще можно, но не так, чтобы ездить туда на регулярной основе. Если же группа набирается, то это реки Ай, Зилим, Белая, Большой Инзер, Юрюзань. Пейзажи там совершенно отличаются от Марий Эл, вокруг скалы, горы, пещеры, источники. На маршруте по Ай есть экстрим-парк с зиплайнами — летом туда многие съезжаются. Да и сама речка несложная. По живописности Ай очень похожа на Юрюзань. Но в последние годы на ней примерно с июня очень сильно падает уровень воды и она становится неудобной для сплавов.

Вопреки общему мнению, есть маршруты и в Татарстане. Они, возможно, не такие популярные, но вполне доступные. Например, Шишов постоянно устраивает сплавы на Казанке и Меше, потенциал есть и у Свияги. Казанка (примерно от поселка Дачный и до моста М7) очень удобна в плане расстояний и видов: там высокие извилистые берега придают особое ощущение скорости, в отличие от той же Меши — там с обеих сторон одни поля. Хотя, казалось бы, у Казанки очень медленное течение, которое позволяет буквально сплавляться что вниз, что вверх, если поставить на катамаран небольшой электромотор. Но у реки есть большой минус — она вся в завалах, мусоре и вода мутная, т. к. течет по глинистому дну.

Сегодня уже редко кто выходит на воду на обычных надувных лодках или плотах, как это было, например, в советские годы. Вместо них применяются комфортабельные многоместные и продуманные до мелочей катамараны Сегодня уже редко кто выходит на воду на обычных надувных лодках или плотах, как это было, например, в советские годы. Вместо них применяются комфортабельные многоместные и продуманные до мелочей катамараны Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

На чем сплавляться

Сегодня уже редко кто выходит на воду на обычных надувных лодках или плотах, как это было, например, в советские годы. Вместо них применяются комфортабельные многоместные и продуманные до мелочей катамараны. Нет, конечно, можно встретить энтузиастов и на байдарках, но это, как правило, в случае самостоятельных сплавов. Если речь идет об организованных и групповых водных походах, то это катамараны.

На рынке полно моделей. Несмотря на общий внешний вид и принципы конструкции (если не вдаваться в детали и технические характеристики, то это две надувные гондолы, связанные жесткой металлической рамой), они различаются по числу гребцов и посадочных мест, типу конструкции, материалам, назначению.

Туристические катамараны, например, вряд ли подойдут под серьезные сплавы. Спортивные отличаются своей лучшей маневренностью, скоростью, у них небольшие гондолы, лучше обтекаемость, меньше вес, низкий центр тяжести. Туристические катамараны в этом смысле больше по размерам, тяжелее, они выше, имеют большее водоизмещение и грузоподъемность, чтобы выдержать вес группы людей вместе с их многочисленным скарбом. Некоторые такие катамараны могут брать на себя до 2–3 т и больше. Особые умельцы умудряются на таких обустраивать даже плавучие бани и дачи, а при желании на них можно сплавлять машины.

Покупка катамарана — дело невыгодное Покупка катамарана — дело невыгодное Фото: © Виталий Невар, РИА «Новости»

Сколько стоит катамаран

Если речь идет об организованном сплаве, то над таким вопросом можно и не задумываться — катамаран входит в стоимость приобретаемой путевки. Но если речь о самостоятельных водных походах, то тут есть два варианта — купить или взять в аренду. Предпочтительным, как показывает практика, является последний.

Покупка катамарана — дело невыгодное, учитывая, что: а) его применение ограничивается условным одним днем в году; б) его надо где-то хранить и периодически обслуживать, что в той же квартире или даже гараже не совсем удобно.

Казани крупно повезло — здесь есть несколько самостоятельных производителей катамаранов, которые, наверное, на 90% обеспечивают плавсредствами местный рынок. В числе таких производителей, например, судоверфь «Корвет» и турклуб «Рафт».

Ценник на катамараны «Корвета» начинается от 32 тыс. рублей — это самая простая четырехместная модель. Чем катамаран больше — тем дороже. Например, самый крупный из линейки «Тополь» на 16 человек обойдется в 104,5 тыс. рублей. Спортивные катамараны, где куча своих нюансов, еще дороже — вплоть до 160 тыс. рублей. Как пояснил нам Шишов, спортивные модели производят под заказ, потому что они нацелены на достаточно узкую категорию спортсменов, — буквально по два-три катамарана в год. С серией массового сегмента ситуация чуть иначе, впрочем, данные по производству в «Корвете» нам не стали раскрывать.

Зато озвучили количество катамаранов для аренды — порядка 100. «Это, возможно, больше, чем суммарно все остальные прокатные катамараны, вместе взятые, в Татарстане, — заявил нам Шишов. — „Корвет“ может поставить на воду одновременно 1 тысячу человек». К слову, у «Рафта», говорят собеседники, парк чуть скромнее — порядка 25 катамаранов.

На майские праздники основная их масса забронирована, причем еще с декабря января. Спрос на этот период просто колоссальный. Не столько со стороны самостоятельных сплавщиков, сколько от других турклубов и компаний. Те, конечно, обладают собственным парком катамаранов, но его недостаточно на Первомай. Даже крупные игроки в этом случае обращаются либо к «Корвету», либо к «Рафту». Оба, помимо катамаранов, предоставляют в аренду и другое «сплавное» оборудование. В его числе спасжилеты, весла, гермомешки, костровое снаряжение, полевые кухни, палатки — в общем, все, что необходимо для организации комфортного сплава, включая собственных инструкторов. К слову, некоторые игроки в определенных ситуациях так и поступают: находят клиентов, а потом передают их на «попечение» «Корвету», которые от и до проводят с ними сплав. Разумеется, за определенную плату. А все, что остается сверху, берут посредники. У «Корвета» неважно обстоят дела с маркетингом.

Что же до цен на аренду, спрос сейчас огромный — этим активно пользуются и выставляют довольно высокие и не характерные для года в целом прайсы. Например, аренда 8-местного катамарана в том же «Корвете» в обычный период обойдется в 5,5 тыс. рублей на три дня (это минимальный срок аренды). Тот же катамаран на три дня майских праздников сдается за 10 тыс. рублей.

Не факт, что нужная модель окажется прямо сейчас в наличии. В объявлениях на Avito другие прокатчики катамаранов уже прямо пишут в защиту от назойливых звонков: «На Первомай, День Победы — все забронировано!» Конечно, это не значит, что арендовать катамаран сейчас невозможно — ищущий да обрящет. Например, у того же «Корвета», рассказал Шишов, все еще имеются в прокат огромные «Тополя» на 16 человек. Причина тут элементарна — все идут на Юшут, где довольно узко, много заторов, отчего 16-местным почти 8-метровым «Тополям» тяжелее проходить, и на Первомай они пользуются меньшим спросом.

Любой сплав начинается в точке А и заканчивается в точке Б — не погрузишь же машины на катамараны. На финише надо будет как-то думать о возвращении за транспортом к точке А Любой сплав начинается в точке А и заканчивается в точке Б — не погрузишь же машины на катамараны. На финише надо будет как-то думать о возвращении за транспортом к точке А Фото: freepik.com

Как сплавляться

Отправиться на сплав можно двумя путями — самостоятельно либо организованно с коммерческим туром. У того и у другого способа есть свои плюсы и минусы. Число любителей самостоятельных путешествий растет из года в год примерно пропорционально общему количеству отдыхающих. Самое главное преимущество самостоятельного сплава в том, что ты ни от кого не зависишь — делаешь то, что хочешь, полная свобода. Но надо быть готовым к сопутствующей ответственности и обязанностям.

Как обычно происходит самостоятельный сплав? Вызывается организатор, находит компанию, скажем, друзей и знакомых. Они берут в аренду катамаран, находят где-то сплавное и походное снаряжение, чаще всего заказывают автобус, потому что на машинах неудобно. Любой сплав начинается в точке А и заканчивается в точке Б — не погрузишь же машины на катамараны. На финише надо будет как-то думать о возвращении за транспортом к точке А.

Нельзя забывать и о безопасности. Прошлогодний ураган в Яльчике в конце июля наглядно продемонстрировал, чем может быть чреват самостоятельный отдых Нельзя забывать и о безопасности. Прошлогодний ураган на Яльчике в конце июля наглядно продемонстрировал, чем может быть чреват самостоятельный отдых Фото: «БИЗНЕС Online»

Самый главный минус во всей этой истории в том, что приходится все делать самому: надувать катамараны, спускать их на воду, нужно самому управлять им на воде, грести, потом на местах стоянок надо организовывать быт, готовить себе завтрак, обед, ужин, ставить палатки, следить за костром и многое-многое другое. Речь об отдыхе от труда здесь минимальна. Плюс быт, как известно, имеет свойство давать трещину в отношениях между людьми в любой компании.

А получится ли отдохнуть? Это не на пляж поехать, не на машине покататься. Это все-таки отрыв от цивилизации на несколько дней.
Динар Хакимов основатель FestTour
Динар Хакимов основатель FestTour

Нельзя забывать и о безопасности. Прошлогодний ураган на Яльчике в конце июля наглядно продемонстрировал, чем может быть чреват самостоятельный отдых. Хорошо, если в компании оказался опытный турист, который подскажет, где можно ставить палатку, а где нет. А если такого знающего человека нет рядом? Даже на, казалось бы, спокойной и «семейной» Илети год от года отмечаются трагические случаи: происходят «катамаранокрушения», люди тонут, теряются в лесах, гибнут от упавших деревьев.

«Почему не уехали? Странный вопрос…»: репортаж «БИЗНЕС Online» с места трагедии на Яльчике

Для чего идут в самостоятельные сплавы? По словам наших собеседников, главная причина — экономия денег. «Это чуть дешевле, но не настолько принципиальная разница. Ну, может быть, будет дешевле процентов на 10. Причем если речь о майских, то дешевле это никак не будет, а даже наоборот», — говорит Хакимов. Дешевле самостоятельный сплав может быть, если только у группы бо́льшая часть снаряжения уже имеется. А если же это их первый сплав, говорит Шишов, то надо быть готовым раскошелиться.

Люди, что идут в самостоятельный сплав, никогда в жизни не смогут обеспечить такой быт, какой дают коммерческие организаторы.
Антон Шишов представитель судоверфи «Корвет»
Антон Шишов представитель судоверфи «Корвет»

Организованные коммерческие сплавы выбирают:

  • за сервис — ни о чем не нужно думать, кроме как об отдыхе, обо всем позаботятся организаторы;
  • за безопасность — в группах всегда есть сертифицированные инструкторы, которые могут и подсказать, и даже оказать первую медицинскую помощь;
  • за стоимость — она не сильно отличается от самостоятельных сплавов, но зато на выходе человек получает больше бонусов.

«Вот я вроде сам организатор, недавно вернулся из Непала. Могу вам сказать, что в определенной группе это все гораздо комфортнее, если бы я сам поехал. Самостоятельные походы — мнимая экономия», — отмечает Хакимов.

По его словам, если идти в майские праздники на Илеть самостоятельно, то выйдет примерно 78 тыс. рублей на человека. Если же покупать двухдневный тур у коммерческих организаторов, то получится с человека примерно 6–7 тыс. рублей, за трехдневный — от 9,5 тыс. рублей. Наш корреспондент изучил все подобные предложения на рынке — ценник плюс-минус одинаковый. На стоимость влияет выбор опций: «все включено» — чуть дороже, но есть стандартные пакеты услуг, когда вам выдают все снаряжение, объясняют, куда плыть, и вы сплавляетесь самостоятельно — это стоит чуть дешевле.

Дороже всего отправляться на сплав не в Марий Эл, а куда-нибудь на Урал. Причем дороже будет раза в 22,5. Например, сплав по Юрюзани или Ай в высокую воду обойдется от 16–18 тыс. рублей за 3–5 дней. Причина — транспортные расходы на заброску. По словам участников рынка, в последние пару лет быстрыми темпами растет стоимость аренды автобусов у транспортных компаний — все закладывается в ценник конечного продукта. Организаторы коммерческих туров в редких случаях обладают собственным автопарком — автобусы в 99% случаев арендуются что для Марий Эл, что для Урала. «Сейчас, чтобы забронировать 20-местный автобус с „прицепом“, понадобится около 30 тысяч рублей, — рассказывает руководитель турклуба „Медведь“ Илья Владимиров. — Расходы на транспорт сегодня самые дорогостоящие. Можно, конечно, иметь свой автобус. Но в этом удовольствия мало. Чтобы цена транспорта окупилась, нужно постоянно на нем работать. А для этого надо иметь дополнительное направление бизнеса, чтобы заниматься только автобусными перевозками». К слову, если гнать арендованный автобус с группой на Урал, то организатору это обойдется в 120 тыс. рублей и выше (в зависимости от комплектации и условий заброски).

Все наши собеседники из числа организаторов коммерческих сплавов признаются, что дело это не особо прибыльное. «Думаю, можно говорить о рентабельности в 15 процентов чистой прибыли. И это речь только о сплаве выходного дня и лишь в мае», — отмечает Хакимов. Десятки миллионов чистой прибыли здесь не крутятся. Тем более история сезонная, и, чтобы хоть как-то держаться на плаву, необходимо вводить новые туристские продукты, помимо сплавов. Вся эта история — больше про хобби. Коммерческие сплавы организуют те, кто их сам любит и хочет постоянно в них ходить. Желательно, чтобы это еще было максимально бесплатно для него, а если еще можно и чуть-чуть заработать — совсем прекрасно.

Сами по себе спортивные туристы — люди, что называется, на своей волне, довольно интровертные и закрытые Сами по себе спортивные туристы — люди, что называется, на своей волне, довольно интровертные и закрытые Фото: © Semen Likhodeev / Russian Look / www.globallookpress.com

Кто организует сплавы

Рынок организаторов сплавов сам по себе бело-серый. Там редко встретишь оформленное юрлицо или ИП. В большинстве своем все кличут себя турклубами, хотя по классической терминологии таковыми вряд ли являются. Когда говорят о турклубе, то обычно подразумевают устойчивое самодеятельное объединение туристов, т. е. людей, периодически совершающих походы. Классическими турклубами можно считать сегодняшние студенческие организации. Из крупных и известных есть, например, турклуб КФУ Alter Ego, турклуб «Семь румбов» КФУ (они больше по краеведению), турклуб КАИ, турклуб «КНИТУ camp», турклуб «Академия» (ПовГАФКСиТ). Все они, так или иначе, организуют походы и сплавы.

Несмотря на то что это студенческие организации, существующие в структуре университетов, присоединиться и ходить с ними в походы и сплавы может каждый. В теории, на практике все чуть сложнее. Сами по себе спортивные туристы — люди, что называется, на своей волне, довольно интровертные и закрытые. Например, в Казани есть такой известный турклуб «Ирбис», состоящий уже из взрослых и опытных спортивных туристов. Попасть туда «с улицы» и даже по знакомствам невозможно, там своя проверенная годами тесная компания. Но все профессионалы своего дела, за плечами которых многодневные автономные экспедиции по самым сложным маршрутам. Студенческие турклубы — тоже профессионалы в выживании в дикой природе. Это уже совсем не про отдых на природе (тем более «выходного дня»), это группа экстремальщиков, любителей категорийных спортивных многодневных путешествий. Поэтому если кто-то решится откликнуться на призыв пойти вместе с ними на сплав, то надо быть готовым ко множеству испытаний в дикой природе. Зато денег никто там не возьмет, разве что только оплатите транспорт и скинетесь на продукты в общий котел.

Оптимальным выбором для человека, который никогда или очень редко ходит в походы и сплавы, могут стать самоорганизовавшиеся турклубы. Во главе таких обычно стоят люди с большим опытом спортивного туризма, которые отпочковались от другого некоммерческого турклуба и начали водить в походы за деньги. Их очень трудно отличить от чисто коммерческих организаций. В основе их идеологии как раз стремление ходить в походы, тратя на это как можно меньше денег, с возможностью еще и подзаработать. Например, есть в Казани турклуб «След туриста» во главе с Вячеславом Бессоновым. Организация сплавов, по его словам, для него не основной вид заработка, а скорее как хобби для друзей и знакомых. Поэтому путевки у турклуба уходят как для своих, практически по себестоимости. Таковых за год набирается 300–400 человек, или 15–20 сплавов. И подобных турклубов в Казани, как маленьких, так и крупных, наберется с десяток.

Сплавы как бизнес

Основную долю рынка занимают коммерческие проекты. Многие из них на слуху. Например, FestTour, основанный Хакимовым сначала как турклуб со сплавами и ставший впоследствии полноценным лицензированным туроператором, организующим сегодня поездки по всей стране и даже в Гималаи. Очень похож на них турклуб «Медведь» во главе с Владимировым. Есть и турклуб «Ветер свободы» с Алишером Ахунбаевым — бывшим инструктором FestTour, ушедшим в свободное плавание. Явление, кстати, вполне характерное для рынка. Инструкторы по туризму — люди в целом вольные и штучный товар. На сплавах инструкторы могут идти сегодня в поход под эгидой одного турклуба, а завтра уже вести совсем других. В высокий сезон сплавов крупные компании, если не хватает своего штата, часто нанимают других инструкторов.

Есть на рынке еще клуб Xfreedom Степана Корнеева, которого, правда, давно не было заметно в публичном поле. Многие в принципе не норовят светиться, поэтому об их существовании даже коллеги по цеху не в курсе, хотя они есть: турклуб «Для каждого» Алины Сайфуллиной, «Кобанда» Эрнарда Шаяхметова, «Едем дальше» Михаила Липатова, Open Air Сергея Громченко, «Тур Лемур» Андрея Маркина и многие другие. Всех их одновременно можно считать и главными лицами местной индустрии сплавов, людьми, двигающими это направление внутреннего туризма. К ним можно было бы еще добавить Виталия Павлова (клуб «Рафт»), которого ряд наших собеседников назвали своим наставником, Филиппа Голубева и Евгения Бахтина, основавших «Корвет», — без их катамаранов нынешний облик сплавной индустрии тяжело было бы представить. К сожалению, Голубева несколько лет назад не стало.

Удивительно, но в Казани, как выяснилось, проживает настоящая легенда отечественного спортивного туризма Александр Зверев — один из двух выживших в трагически известной экспедиции по китайской реке Юранкаш. С тех пор, правда, говорят, Зверев сильно остыл к сплавам.

Возвращаясь к главным игрокам рынка, в целом у всех плюс-минус одинаково по ценам. В основном (но не все) работают в формате ИП. Лицензии на предоставление туристических услуг имеют единицы. А какая тут лицензия? Собрал людей да поехал на реку. Отличаются разве что подходами, сервисом и иногда профилем — кто в чем силен. Например, есть такие, которые занимаются только сплавами, а есть те, кто в нагрузку берет для себя горные походы или экстремальный отдых, кто-то делает исключительно авторские туры и т. д. Есть компании, которые существуют «около сплавов», — например ивент-агентство «Шепард» Юлии Ефремовой. Они специализируются не столько на туризме, сколько на тимбилдинге в форме однодневных корпоративных сплавов.

Турклубы легко рождаются и так же умирают. Картина может меняться каждые 3–4 года. Часто сам факт их существования завязан на одном идеологически заряженном человеке, которому сегодня это может быть интересно «чисто по фану». Жизнь берет свое: женился, нашел нормальную работу, переехал в другой город, ушел на войну — и все, турклуб разбегается и умирает.

Индустрия не стоит на месте, постоянно изобретается что-то новое, чаще всего это касается сервиса Индустрия не стоит на месте, постоянно изобретается что-то новое, чаще всего это касается сервиса Фото: © Андрей Камышев, РИА «Новости»

Куда движется индустрия и какие у нее проблемы

Так, например, было в истории с турклубом КФУ. До 1999-го он назывался «Узел», потом его переименовали в Alter Ego, в 2007 году он распался, в 2011-м возродился вновь. Периодически в нем меняется руководитель. Сегодня, говорят в самом турклубе, одна из главных проблем — нехватка новых членов, особенно в части водного туризма, и упадок преемственности. По этой причине в студенческие турклубы всегда не прочь приглашать и взрослых людей. Но это палка о двух концах — когда «взрослых» становится слишком много, университет начинает уже очень косо смотреть на это объединение. Рассказывают, что так в Екатеринбурге в свое время выставили на улицу легендарный турклуб УрФУ «Рифей». В одно время администрация вуза взглянула на него и задалась вопросом: «А кто все эти люди?» В турклубе КФУ сегодня тоже постоянных членов наберется человек 100, из которых 40 — люди уже не совсем «студенческие».

Еще одна проблема некоммерческих турклубов — общее подорожание снаряжения. Для спортивных сплавов оно в принципе дорогое, чем для массового сегмента. Например, тот же гидрокостюм раньше стоил 5 тыс. рублей, а теперь уже 12 тысяч. Финансирование от вуза хоть и поступает, но раз в несколько лет. Поэтому такие турклубы постоянно ищут дополнительные источники доходов: начать зарабатывать тут — значит, предать идеологию, поэтому подаются на гранты. Часто безуспешно.

У коммерческих турклубов совершенно иные заботы. Там так же взволнованы удорожанием сопутствующих сплавам расходов: транспорта, одежды, продуктов. Но куда больше вопросов к туристской культуре. Популярность сплавов растет, и часто это происходит не за счет подготовленных людей. «Раньше люди ездили в турецкий отель, где „все включено“, и „строили“ официантов. А теперь они ездят на сплав, где как бы тоже „все включено“, но, правда, в туалет теперь ходишь под кусты, например. Иногда прямо видно, что люди пришли не совсем туда, куда они хотели. Ожидание/реальность — это все влияет на конечный отдых», — говорит Шишов.

Второй момент, связанный с новыми людьми на сплавах, — отсутствие этой самой туристской культуры поведения, причем не только со стороны каких-то самостоятельных туристов, но и некоторых организаторов сплавов. «Люди чаще стали позволять себе какие-то дискотеки, включают на всю мощь колонки прямо в лесу. Бывает, что салюты запускают. Посреди тайги», — говорит Шишов. «Все зависит от аудитории, у каждого клуба она своя. Например, я обычно сразу говорю, что у нас сухой закон и пить нельзя — тут уже половина отсеивается сразу, — рассказывает Бессонов. — Есть турклубы, которые в походах и сплавах устраивают вечеринки, дискотеки, развлечения всякие придумывают — там и алкоголь можно пить, некоторые умудряются что-то типа фестиваля красок даже устраивать. Я не знаю, это вообще экологично?»

Вопрос, связанный с экологией, наиболее актуален. Периодически на местах стоянок, говорят наши собеседники, можно встретить горы неубранного мусора, а что еще неприятнее — разрушенные лагеря. Организаторы сплавов уже лишний раз стараются ничего не обустраивать капитально, не выкладывают костровища, не делают навесы, скамейки — к следующей их высадке все может быть поломано.

Плюс организаторов сплавов пугает неопределенная позиция государства к своей деятельности, что, собственно, характерно для любого бизнеса. Сегодня можно без лицензии, а завтра что — заставят всех плавать в касках? Также коммерческие турклубы задаются вопросами собственной юридической ответственности. Как правило, здесь даже никаких договоров не заключается — заплатил за тур и поехал. А если заключаются, то следить за их исполнением очень трудно. Например, все турклубы запрещают пить алкоголь, но личные сумки никто не досматривает. Не оставишь же нарушившего сухой закон в лесу.

Несмотря на эти открытые вопросы, где-то на свой страх и риск, но все продолжают проводить сплавы. И индустрия не стоит на месте, постоянно изобретается что-то новое, чаще всего это касается сервиса: вместо кустов сегодня организуются на местах стоянок полноценные туалеты, разворачивают водопровод, ставят бани.

Придумывают гастросплавы, його-сплавы, музыкальные сплавы, т. е. заворачивают обычный поход с костром и песнями под гитару в красивую тематическую обертку с дополнительными мастер-классами. «Людей нужно развлекать, удивлять. Человек, который сплавляется каждый год по одной и той же реке, устает», — отмечает Владимиров. В результате возникают даже новые виды сплава — например сап-сплав. А последний тренд, хоть и очень сложный в организации, — корпоративный сплав. «Пока есть спрос — будет и предложение. Рынок будет только разрастаться», — уверены наши собеседники.