Предпремьерный показ «Джойки» в Казани представил Олег Ивенко, бывший партнер Джой по балету, исполнивший одну из главных ролей в фильме Предпремьерный показ «Джойки» в Казани представил Олег Ивенко, бывший партнер Джой по балету, исполнивший одну из главных ролей в фильме Фото: Сергей Елагин

С «Джойкой» на сцене и в кино

27-летний премьер балетной труппы театра им. Джалиля Олег Ивенко продолжает удивлять своей творческой активностью. Не успел он объявить в соцсетях, что займется в качестве продюсера созданием балета об ученом Николе Тесле с той же командой, которая делала «Билли Миллигана» (хореограф Олег Габышев и композитор Эльмир Низамов), как наступило время для кино. На этой неделе в Казани прошел предпремьерный показ американского фильма «Джойка», это второй подобный опыт для Ивенко. Напомним, что сначала был «Нуреев. Белый ворон» Рэйфа Файнса, где казанский танцовщик не только сыграл великого «летающего татарина», но и сдружился с выдающимся артистом Файнсом, снимавшим картину. Мировым кинособытием «Нуреев. Белый ворон» не стал, но и серьезной неудачей его не назовешь, к тому же музыкальная тема из фильма стала настоящим хитом на соревнованиях по фигурному катанию.

И вот теперь Ивенко лично презентовал в столице РТ интригующую «Джойку». Дело в том, что звезда театра им. Джалиля играет в нем партнера по сцене и жизни американской балерины Джой Уомак. Но Уомак — это не вымышленный персонаж, а реальная танцовщица (20 апреля ей исполнится 30 лет), с которой «киношный Нуриев» много раз танцевал. А в 2014 году американка даже участвовала в «Баядерке» на Нуриевском фестивале.

Причем «Джойка» уже второе кинополотно, посвященное творческой судьбе Уомак, до этого была документальная картина «Джой Уомак: Белый Лебедь». И такой интерес вполне оправдан — героиня «Джойки» стала редчайшим примером американки, попавшей в балетную труппу Большого театра. До нее таковой была лишь Анастасия Стивенс, выступавшая в Большом в 1960-е, но вскоре навсегда ушедшая со сцены из-за травмы.

В четыре года Джой «заболела» русским балетом, когда увидела «Лебединое озеро» во время гастролей Большого театра в Калифорнии. С тех пор она решила воплотить свою мечту и, держа в уме образ ее кумира — Натальи Осиповой, начала заниматься балетом. Сначала она училась в «Вест-сайд Балле» в Лос-Анджелесе, а затем стала ученицей Кировской академии балета в Вашингтоне. Но потом пришло понимание того, что стать настоящей классической балериной возможно, только пройдя через русскую школу балета.


В 15 лет она уговорила родителей отправить ее в Москву, где в 2012 году окончила Московскую государственную академию хореографии с красным дипломом и стала одной из немногих иностранных учениц, получивших приглашение в труппу Большого театра. Спустя год работы произошло крушение надежд, по версии Уомак, она отказывалась принимать тот факт, что, чтобы стать примой-балериной Большого, недостаточно таланта и упорства. В медиа писали о «предательнице» театра, что работники Большого отказались от Джой из-за ее обвинений в коррупции и она со скандалом покинула его сцену, став вскоре солисткой Кремлевского балета.

В последние годы Уомак работала в разных балетных труппах, в частности, была примой-балериной Астраханского театра оперы и балета, а в июне 2021 года даже получила российский паспорт, но после известных глобальных политических событий уехала работать в Европу.

Весной 2014 года Уомак выступала в балете «Баядерка» в театре имени Мусы Джалиля в Казани Весной 2014 года Уомак выступала в балете «Баядерка» в театре им. Мусы Джалиля в Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ты не русская!»

В итоге факты и мифы истории сплелись воедино, а сама артистка присутствовала на съемочной площадке, работая в тандеме с новозеландским режиссером картины Джеймсом Напье.

Съемки проходили в Польше уже после начала глобального охлаждения отношений между Россией и Западом, хотя идея фильма, очевидно, родилась гораздо раньше. Но у авторов «Джойки» наверняка был соблазн показать российскую действительность с нелицеприятной стороны, хотя Уомак, еще в юности выучившая русский язык, не раз признавалась в любви к России и ее жителям. И суровые картины жизни русской балетной школы зрителю показывают с самых первых кадров. Ее повседневность — удары, шлепки, сшибания с ног, фуэте до крови в первую же тренировку, и вот — не прошло и 10 минут фильма, а героиня уже навзрыд прощается со своей идеальной картинкой лучшей школы балета.

У Ивенко в кадре прекрасные партнеры. Юная Талия Райдер (звезда американского независимого фильма «Никогда, редко, иногда, всегда», получившего Гран-при жюри Берлинского кинофестиваля), ей и сейчас всего 21 год, сыгравшая Джой, на протяжении двухчасового хронометража достойно держит эмоцию страдания на крупных планах Напье. Ее строгую наставницу Татьяну Волкову сыграла сама Дайан Крюгер, работавшая с Квентином Тарантино и получавшая приз за лучшую женскую роль в Каннах. Последняя быстро спускает юную балерину с небес на землю, выговаривая ей: «Они знают, кого хотят видеть на сцене, а ты танцуешь как американка», «Ваша боль — ваш друг» и наконец «Ты не русская!»

Вторым проводником Уомак в подноготную российского балета становится Николай Лебедев (в реальности — артист балета Никита Высоцкий), роль которого и исполнил Ивенко. С Лебедевым и связана первая жертва, на которую ради карьеры решилась Джой: расписалась с ним, чтобы подать документы на гражданство. Только так она могла претендовать на место в Большом театре. В первый раз перешагнув через себя, Уомак надламывается и, напоминая героиню Натали Портман в «Черном лебеде», в истерике исповедуется приехавшим из Америки ничего не подозревающим родителям: «Старая я умерла!» А дальше — новые откровения Большого театра и вопрос, который встает все острее и больнее: на что способна героиня ради своей мечты?

Ивенко признается, что с тем, через что пришлось пройти Уомак, он не сталкивался нигде Ивенко признается, что с тем, через что пришлось пройти Уомак, он не сталкивался нигде Фото: Сергей Елагин

«95 процентов времени в этом фильме — какие-то ужасные вещи»

После просмотра зрители «Джойки» смогли обсудить фильм с Ивенко, обилие эмоционально тяжелых сцен в картине вызвало самый неравнодушный отклик. «Может, у меня повышенная эмпатия, но мне показалось, что 95 процентов времени в этом фильме — какие-то ужасные вещи, звуки ломающихся костей… И у меня порой была мысль: надо сжечь этот балет, потому что это губит людей, честно говоря», — сказал один из гостей. Вслед за ним еще одна неравнодушная зрительница недоумевала: «Я зритель, люблю балет, но мне фильм показался очень чернушным. Неужели у нас в балете все так плохо, неужели только через постель?!» И вопрос о границе между вымыслом и правдой, степени режиссерского преувеличения действительно возникает в первую очередь.

В «Джойке» бесповоротный момент, после которого американская балерина не смогла оставаться в Большом театре, — отказ «покровителю», который мог обеспечить ей карьеру солирующей балерины. Ивенко, прекрасно знающий историю реальной Уомак, признался, что нечто подобное имело место.

И наконец главный вопрос: является ли такой путь артистки (для кого-то — мотивационная история успеха, а для кого-то — настоящая трагедия ломки человека ради минуты славы) действительно прозой жизни для русского классического балета? Ивенко на это ответил, что с тем, через что пришлось пройти Уомак, он не сталкивался нигде: «Так у нее сложилось, может быть, у нее предначертано это все, я не знаю, но у других все [было] нормально». Или о битом стекле в пуантах, такой сюжет в фильме тоже есть: «Это Николай Максимович Цискаридзе. Это была его история. Таких, может, было две-три ситуации максимум. Но с ней вот случилось. Может, такой человек».

В одном из интервью сама Уомак признавалась, что причина, по которой в итоге она оказалась бессильна перед системой Большого театра, в том, что для всех она оставалась иностранкой, а в консервативном мире русского балета это клеймо, ставящее предел, через который почти невозможно пробиться. Впрочем, сам фильм хоть вначале и апеллирует именно к этому, но к концу же утверждает вполне универсальную, не обвиняющую никого мысль, что путь артистки — это результат ее собственного выбора.

Отметим, что в день предпремьерного показа в столице РТ фильм также презентовался в Варшаве самой Уомак. И Ивенко записал для бывшей партнерши и режиссера поздравительные «кружочки» с аплодисментами казанских зрителей.