«Законопроект несет угрозу не только бюджетам регионов и муниципалитетов, не только угрозу монополизации. Если такая схема будет принята, вы поймите, это сигнал к тому, что и дальше другие сферы можно так закреплять за какими-то участниками. Раз это прошло, отлично, давайте еще. У нас много сфер рынка, где проходят торги. Давайте мы подобное закрепим, у нас везде будут сидеть бароны: «Это моя вотчина, это — твоя. Мы все законами разделили и живем хорошо». А кто, кроме данных баронов, выиграет?» — заявил депутат Госдумы от РТ Артем Прокофьев после заседания комитета по экономической политике. Его поправки, а также предложения коллег «завернули», профильный комитет одобрил лишь свои минимальные поправки. О том, как это было, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Максим Топилин с коллегами в конце февраля внес на рассмотрение законопроект, согласно которому предлагается продлевать на 10 лет договоры, заключенные с муниципалитетами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций
«Почему он так спешно принимается? Кому это нужно? Я не пойму»
«Кто бы думал, что возвращение в России крепостного права начнется с рекламы!» — шутил перед началом заседания комитета Госдумы по экономической политике депутат Михаил Делягин. Буквально через 15 минут большинством голосов члены комитета проголосуют за несколько поправок, предложенных исключительно авторами скандального законопроекта «О рекламе», и отклонят те, которые внесли другие депутаты Госдумы.
Напомним, как писал «БИЗНЕС Online», депутат Госдумы от РТ Максим Топилин с коллегами в конце февраля внес на рассмотрение законопроект, согласно которому предлагается продлевать на 10 лет договоры, заключенные с муниципалитетами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, причем без торгов и учета задолженности. Законопроект вызвал дискуссии в профессиональном сообществе. Так, его обсудили на круглом столе в «Опоре России», а в конце недели дискутировали на закрытом от прессы заседании комитета по наружной рекламе «Деловой России», возглавляемого Робертом Мирзояном, исполнительным директором компании Russ Outdoor, которую называют главным интересантом принятия этого законопроекта.
«Чем вызвана спешка? Данный законопроект не имеет никакого отношения ни к спецоперации, ни к какому-то особому условию работы. Почему он так спешно принимается? Кому это нужно? Я не пойму», — сразу возмутился депутат от КПРФ Николай Арефьев и тем самым задал тон всему заседанию. Топилин в ответ предложил всем проголосовать за то, чтобы начать заседание. Все подняли руки, возражал только Арефьев.
— А вы присутствовать будете? — поинтересовался председатель комитета.
— Буду, — кивнул коммунист.
— Никакой спешки нет, срок принятия поправок завершился, — отметил Топилин.
Он также добавил, что идет последняя рабочая неделя «в этом треке», после чего будет региональная неделя, потом каникулы. А затем начнут утверждать кандидатов на посту министров, вице-премьеров. «Я думаю, по моим ощущениям, примерно до 15 мая мы будем заняты этой работой. Потому чтобы не затягивать ничего…» — предупредил депутат. «У меня законы с позапрошлого созыва лежат, их не рассматривают. А этот только внесли!» — обиделся Арефьев.
Топилин рассказал, что к законопроекту поступило 53 поправки. Из них 16 в таблице на принятие и 37 — на отклонение. По словам депутата, все то, что вызывало изначально вопросы у коллег и у отрасли, «урегулировано в таблице поправок».
Итоговый вариант законопроекта ко второму чтению предусматривает следующее:
- Продлить только те договоры, у которых нет задолженности.
- Убрать понятие общественно полезной рекламы и оставить только социальную рекламу с увеличением до 10% ее безвозмездного размещения.
- Договор продлевается с уплатой пошлины.
- Срок продления ограничивается 31 декабря 2034 года. «Тогда горизонт планирования и инвестирования сохраняется», — прокомментировал Топилин.
Эти поправки единогласно одобрили все члены комитета. Также большинство (только два депутата были против, а один воздержался) поддержало отклонение остальных 37 поправок.
Председатель комитета Госдумы по развитию конкуренции Валерий Гартунг, чьи поправки оказались отклонены, заявил, что смысл его предложений был в том, чтобы «сохранить конкуренцию в отрасли»
«Я участникам рынка все высказал. Думаю, им стало стыдно за эту позицию»
Председатель комитета Госдумы по развитию конкуренции Валерий Гартунг, чьи поправки оказались отклонены, заявил, что смысл его предложений был в том, чтобы «сохранить конкуренцию в отрасли». Он рассказал, что монополист, который контролирует более 52% отрасли, приходит в регионы и срывает торги. В пример привел Челябинск. «Цена лота увеличивается в тысячу раз, потом он не заключает договор — и все, срываются торги. Он платит штраф. Но таким образом блокируется любое заключение договоров. Это связано с тем, что основные деньги в Москве», — отметил Гартунг. Он также добавил, что по многим договорам монополист обязательства не выполняет. «Рынок Москвы — 30 миллиардов. По последним данным, поступления в бюджет — 2,5 миллиарда из 30. То есть собрали 30 миллиардов, в бюджет отдали 2,5 — это 7 процентов. Остальное положили в карман», — возмущался депутат.
По его словам, надо не продлять договоры, а «что-то делать с этой ситуацией». «Если нам в стране конкуренция вообще не нужна, то так и надо делать. Если комитет по экономической политике будет такие решения принимать, то сначала у нас закончится конкуренция, а потом и экономика», — указал Гартунг.
Сам он предлагал дать право регионам самим принимать решения по пролонгации договоров, продлевать только для МСП, исключить монополиста. Также среди его идей — не продлевать договоры офшорным компаниям. «Мы в настоящее время боремся с иностранными офшорами, а ваш комитет сейчас отклоняет поправку», — недоумевал Гартунг. Также депутат предлагал продлевать не на 10 лет, а всего на 1 год. Однако все его поправки, вынесенные на отдельное голосование, также не получили поддержи у членов комитета.
Валерий Гартунг: «Если нам в стране конкуренция вообще не нужна, то так и надо делать. Если комитет по экономической политике будет такие решения принимать, то сначала у нас закончится конкуренция, а потом и экономика»
Депутат Станислав Наумов напомнил, что в профессиональном сообществе законопроект уже обсудили. «Главный вопрос сводится к делению — либо всем, либо никому. Это наша российская традиция. Был риск, что никому, если бы мы отклонили законопроект в целом. Но поскольку мы принимаем, главное, что все участники рынка смогут воспользоваться поправками», — подчеркнул он.
Делягин поставил перед коллегами три вопроса. Его волновало, почему собираются продлевать договоры компаниям, которые могут быть должниками не по этому соглашению, а по налогам или задолжать контрагентам. «Грубо говоря, это фирма-мошенник, но продлевать можно, если она по договору случайно исполняет обязательства», — добавил он.
Кроме того, депутата волновало, будут ли все-таки проводиться торги, а также прошел ли законопроект антикоррупционную экспертизу. Его заверили, что с экспертизой все в порядке, а минюст претензий не высказывал.
Топилин заявил, что от отрасли комитет получил много писем, однако всех обратившихся волновал только один вопрос — не принимать замечание комитета по развитию конкуренции о том, чтобы продлевать только те договоры, действие которых истекает в 2024 году. «Такой поправки не было!» — возразил Гартунг.
«Вы правы, такой поправки в итоге не было, но заключение комитета породило вал обращений в адрес нашего комитета. В наш комитет поступили сотни сообщений, чтобы не учитывать эту позицию. Законопроект, еще раз подчеркиваю, поддерживается всеми участниками рынка, нет ни одного отрицательного обращения. А участников рынка 1,5 тысячи. О какой монополии может идти речь?» — ответил Топилин.
Гартунг на это возразил, что бурную реакцию вызвала только одна фраза. «Я участникам рынка все высказал. Думаю, им стало стыдно за такую позицию. Когда пытались продлить только монополиста, они все на дыбы встали. А когда сказали, что им тоже продлим, они сразу все согласились, оказывается, никакого нарушения конкуренции нет. Ну нормально?» — возмущался он. Также председатель комитета Госдумы по развитию конкуренции недоумевал, почему никто не спросил регионы и потребителей.
«Мы видим, что кто-то от этого закона выиграет, а кто-то проиграет»
Депутат от РТ Артем Прокофьев также просил вынести его поправки на отдельное голосование. Он тоже согласился, что был слишком маленький срок для обсуждения и внесения поправок. «Это проводится в таком режиме, как спецоперация», — указал депутат. Прокофьев уверен, что подобное связано с тем, чтобы успеть к октябрю 2024 года, когда будут торги по Москве. «Это делается в интересах крупнейшего оператора», — считает депутат.
По его словам, участники рынка опасаются угрозы поглощения монополистом, потому и просят «хотя бы 10 лет пожить», понимая, что исход все равно неизбежен. Прокофьев предложил также ввести законопроект с 2025 года, потому что «бюджеты регионов и муниципалитетов уже сформированы». «Кроме того, данная поправка как раз исключает подозрение, которое, возможно, ложное, что это делается в интересах крупнейшего оператора», — указал он.
Артем Прокофьев: «Я вижу, что позиция не изменилась. Убрали только маленькие штрихи, которые просто уже были совсем вызывающие, но суть вообще не изменилась»
Также Прокофьев уверен, что продление на 10 лет недопустимо, т. к. отсекает тех участников, которые планировали выйти на торги. Поэтому он считает, что надо отдать право пролонгации регионам и продлевать максимум на пять лет.
«Тут звучало, что всем или никому. Многие участники говорили, что только что прошли торги, у кого-то — в конце 2023 года. Фактически они никакого продления не получат. А если берем случай с торгами октября 2024-го, то они продлят без торгов на 10 лет. Мы видим, что кто-то от этого закона выиграет, а кто-то проиграет», — подчеркнул Прокофьев.
— В первый раз вижу, что представитель Татарстана переживает за бюджет Москвы. Я считаю, что это историческое событие! — поддел его Наумов. — Предлагаю запросить Сергея Семеновича, если он так хочет в октябре провести аукционы, если ему так не хватает денег, судя по вашей оценке.
— Я переживаю за все регионы! — парировал Прокофьев. — Не надо передергивать.
Топилин в ответ заявил, что только 0,06% доходов Москвы идут от рекламы. После этого он убежал на другое заседание, где готовятся к отчету главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной.
Станислав Наумов: «В первый раз вижу, что представитель Татарстана переживает за бюджет Москвы. Я считаю, что это историческое событие!»
Слово взял Арефьев: «Сейчас идет война. Если бы подобную схему предлагали без конкурсов и аукционов для производства танков и ракет, то я бы проголосовал без обсуждения. Но когда в такое время решается вопрос о продлении срока эксплуатации рекламы, да еще на таких условиях, то даже у неподозрительного человека возникает подозрение: зачем это делается? Какой исторической необходимостью вызван закон? Я написал и президенту, и в ГПУ, все равно развею миф, что данный закон надо принимать. Не надо его принимать. Это позорный закон».
В заключение депутат Надежда Школкина всех заверила, что ни один участник рынка и ни один регион не высказывали возмущений законопроектом. «Если бы наши регионы поставили вопрос о том, что законопроект нежизнеспособный, подобное угрожает бюджетам, то каждый из нас бился бы за это по-другому. Данный законопроект максимально всех устраивает», — объявила она.
«У участников рынка позиция одна — они боятся этого монополиста»
«Не спросили регионы, а за них ответили. Кто вам дал такое право?»
«Я вижу, что позиция не изменилась. Убрали только маленькие штрихи, которые просто уже были совсем вызывающие, но суть вообще не изменилась», — заявил Прокофьев после заседание в беседе с «БИЗНЕС Online». По его словам, так и не прозвучало ответа на вопрос, зачем понадобилось защищать рынок наружной рекламы. «У участников рынка позиция одна — они боятся этого монополиста. Сейчас они говорят: „Мы бы не удивились, если бы вы внесли конкретные даты октября 2024 года, когда именно можно продлить“. Это выглядит так. Они согласны поддержать только потому, что подобное их на 10 лет защитит», — пояснил депутат.
Однако, уверен Прокофьев, монополист не будет тратить ресурсы на торги, а потом отправит их на скупку конкурентов в регионах. «Об этом они должны были подумать! Такое по факту может привести к тому, что за эти годы он скупит всех с действующими контрактами и мы получим супермонополизированный рынок», — предупредил депутат.
Что касается бюджетов регионов, то Прокофьев уверен, что торги для многих муниципалитетов очень важны. «Мы знаем примеры Казани и других городов, которые в разы увеличили поступления, это значимая часть бюджета для городов», — указал он. Депутат добавил, что опыт столицы РТ по торгам приезжали изучать даже другие города.
«Они говорят, что никто не выступил против. А главное, надо было уточнить: вы спросили регионы и муниципалитеты? Ответ будет отрицательный, потому что они не запрашивали, а ответили за них. Если вы не спрашивали, то как можно за них отвечать?! Уже одно это — непорядочный штрих. Как такое будет воспринято в нашей стране? Не спросили регионы, а за них ответили. Кто вам дал такое право?» — возмущен депутат от РТ.
Тем не менее он надеется, что при рассмотрении законопроекта во втором чтении все-таки «возобладает здравый смысл». «Законопроект несет угрозу не только бюджетам регионов и муниципалитетов, не только угрозу монополизации. Если такая схема будет принята, вы поймите, это сигнал к тому, что и дальше другие сферы можно так закреплять за какими-то участниками. Раз это прошло, отлично, давайте еще. У нас много сфер рынка, где проходят торги. Давайте мы подобное закрепим, у нас везде будут сидеть бароны: „Это моя вотчина, это — твоя. Мы все законами разделили и живем хорошо“. А кто, кроме данных баронов, выиграет? Это катастрофа как для бюджетов, так и для экономики как таковой, — возмущен Прокофьев. — Кого мы защищаем? Почему должны пострадать бюджеты ради этих рекламных баронов? Ответа нет».
Второе чтение законопроекта запланировано на 9 апреля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.