Жаркий спор о преимуществах газомоторного и водородного топлива развернулся вчера на ТЭФ-2024. Противники последнего уверяли, что мы рискуем получить на выхлопе азотную кислоту. В ответ их обвинили в лоббировании интересов газовой отрасли. Какие необычные суда могут вскоре появиться на Казанке, что надо знать, отправляясь в поездку на электрокаре, и почему буксует перевод автомобилей на газ, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Накануне на ТЭФ-2024 прошел круглый стол, посвященный теме альтернативных видов топлива для транспорта
Почему снижается темп переоборудования авто на газ
Накануне на ТЭФ-2024 прошел круглый стол, посвященный теме альтернативных видов топлива для транспорта. Модераторами встречи выступили замдиректора ГАУ «Центр энергоресурсоэффективных технологий РТ» Евгений Мартынов и помощник премьер-министра РТ по вопросам нефтегазохимического комплекса Эльдар Адеев.
Начальник отдела топливной инфраструктуры и газоснабжения минпромторга РТ Рамиль Сахапов рассказал, что сейчас в Татарстане работает 916 АЗС, из них сжиженным газом заправляют 150. Попутно стала известна расстановка сил среди лидеров на топливном рынке республики: у «Татнефти» — 172 АЗС, а у ТАИФ-НК — 202. Татарстан реализует более 652 тыс. т бензина, 635 тыс. т дизельного топлива и 152 тыс. т пропан-бутана за год. За 10 лет работы программы по развитию газомоторного рынка в РТ число газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) выросло с 10 до 47, а газомоторных транспортных средств — с 508 до более 14 тысяч.
Рамиль Сахапов отметил, что по всей России снижается темп переоборудования транспорта под газомоторное топливо
Сахапов отметил, что по всей России снижается темп переоборудования транспорта под газомоторное топливо. Это связано со снижением поставок автомобилей в Россию и появлением техники из Китая (ее якобы невозможно переделать под ГМТ из-за отсутствия необходимой сертификации). Еще одна проблема — удешевление пропан-бутана по сравнению с КПГ и увеличение сроков поставки подкапотного оборудования. В настоящий момент ситуация в этом направлении улучшилась после «устаканивания» цен на пропан-бутан.
Президент АНО «Национальный исследовательский центр развития рынка газомоторного топлива» Артем Данилов отметил на рынке газомоторного топлива несколько тенденций, из негативных — стоимость логистики. Он сравнил цену поездки седельного тягача из Москвы в Казань на примере дизельного «КАМАЗа» и метановых Dayun и Hongyan. Цена поездки челнинского авто достигла 33 тыс. рублей с учетом всевозможных сборов. В то же время китайские тягачи смогли добраться до Казани за 20 тысяч. Но, как заметил Данилов, выигрыш в цене топлива нельзя назвать ключевым фактором: «Из-за колоссального роста грузоперевозок после введения санкций их качество на какое-то время просело». К тому же из-за дефицита водителей их зарплата выросла до 200 тыс. рублей.
Число электрических АЗС в республике растет — работает 223 зарядные станции. В РТ зарегистрировано около 1 тыс. электромобилей
Проблемы электрокаров
Число электрических АЗС в республике растет — работает 223 зарядные станции. В РТ зарегистрировано около 1 тыс. электромобилей.
Директор дилерского центра «АЛЬФАСКАН» Игорь Мельников сообщил, что в его группе компаний 13 сотрудников используют электрокары более года. Из очевидных минусов — малый запас хода и недостаточное число зарядных станций. Он рассказал о поездке из Казани в Ногинск. За время пути машину пришлось заряжать 6 раз, при этом 4 раза «зарядки» пришлось активизировать через звонок в техподдержку. «Со второй-третьей попытки ее (заправку — прим. ред.) запускают, и потом можно заряжаться», — сетовал он. 750 км пути по трассе М7 удалось преодолеть только за 15 часов.
Еще одно неудобство электрических АЗС — разные поставщики зарядных станций. Это вынуждало использовать несколько приложений и карт расположения зарядных станций: «Находятся они на расстоянии порядка 150 километров друг от друга. Приезжаешь на зарядку — и шансов уехать дальше этой зарядки у тебя уже нет. Если зарядка не работает, то остается только эвакуатор. Нам, слава богу, повезло».
Тем не менее поездка на электрической тяге обошлась путешественникам всего в 800 рублей.
Сторонники газа и электротяги засомневались в реальности использования водорода как топлива
Что лучше — газ или водород?
Бурно прошло обсуждение водородной темы.
«Водород стал легитимным топливом на воде по речному регистру», — сообщил советник гендиректора АО «Судостроительная Корпорация „Ак Барс“» Ильдар Мингалеев и рассказал о разработке компании — прогулочно-экскурсионном судне, которое, возможно, будет ходить по Казанке. Его длина — 15 м, экипаж — два человека, пассажиров — 10. Автономность — пять часов. Сегодня судно готовят к испытаниям.
Ассистент кафедры химии и водородной энергетики КГЭУ Регина Разакова рассказала о потенциальной эффективности гибридной силовой установки, когда при использовании водорода получается электроэнергия. Эту тему активно развивают на Западе. А вот в РФ нет соответствующей заправочной инфраструктуры, что сдерживает появление таких авто на дорогах страны.
Сторонники газа и электротяги засомневались в реальности использования водорода как топлива. «Мы видели на проектах емкости для хранения водорода, но не видели для хранения кислорода, — отметил Данилов. — Когда мы начнем сжигать водород атмосферным воздухом, на выхлопе азотная кислота может политься из выхлопной трубы». Ему ответил Мингалеев: «Результат [работы водородного двигателя] — чистый кислород и горячая вода в речку. Все, больше ничего нет».
Мингалеева поддержал главный научный сотрудник центра новых материалов и перспективных технологий Академии наук РТ Хафиз Салихов. «Вы лоббируете свои интересы, — указал он Данилову. — Вот поезд, спроектированный швейцарской компанией на водороде, установил мировой рекорд по дальности расстояния, которое преодолели без дозаправки». Спор между сторонниками водорода, газа и электричества продолжался с полчаса, и прийти к общему мнению участникам круглого стола так и не удалось. Все остались при своем мнении и поодиночке покинули затянувшееся мероприятие.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.