Всемирный день театра отметили на этой неделе в Татарстане. Точкой притяжения на этот раз стал Буинск, где открыли новое здание местного драматического театра, пополнившего список культурных новостроек республики, вызывающих искреннюю зависть и даже удивление у многих коллег из других регионов. Театр действительно особо выделяется среди всех других видов искусств по тому вниманию, которое ему уделяют татарстанские чиновники. А «БИЗНЕС Online», воспользовавшись случаем, составил вместе с экспертами свой список самых влиятельных людей данной отрасли в республике. По традиции призываем читателей соглашаться или спорить с выводами наших авторов, а также предлагать свои кандидатуры в топ-50.
На этой неделе отгремел Всемирный день театра. По традиции 27 марта вручали и республиканскую премию «Тантана». На этот раз мероприятие случилось в Буинске, в новом, по свидетельству очевидцев, прекрасном здании местного драмтеатра
Теперь и с чиновниками
На этой неделе отгремел Всемирный день театра. По традиции 27 марта вручали и республиканскую премию «Тантана». На этот раз мероприятие случилось в Буинске, в новом, по свидетельству очевидцев, прекрасном здании местного драмтеатра. Что лишний раз доказывает особую роль театра как вида искусства для Татарстана как минимум в глазах людей, принимающих ключевые решения.
Напомним, за последние годы своими новыми домами обзавелись, помимо буинцев, «Мастеровые» и Татарский драмтеатр им. Гилязова в Челнах, Татарский ТЮЗ им. Кариева, арт-резиденция «Созвездие-Йолдызлык» (правда, успевшая серьезно пострадать после пожара). Уже осенью мировым лидерам в рамках саммита БРИКС должны презентовать ультрасовременное здание театра им. Камала на Кабане, наконец, лед тронулся и в деле реконструкции Казанского ТЮЗа.
Русский драматический театр «Мастеровые»
Добавьте сюда и частое удивление профессионалов отрасли из других регионов большим гонорарам приглашенных постановщиков и солистов в театре оперы и балета им. Джалиля или прекрасному состоянию экспериментальной театральной площадки (формально негосударственной) MOÑ на территории Национальной библиотеки РТ.
Татарский драмтеатр им. Гилязова в Челнах
Ну и не будем забывать о важной символической роли театра как места сохранения и продвижения татарского языка и национальной культуры, об этом часто и вполне справедливо говорят и местные чиновники, да и сами люди из мира искусства. «Тинчурин — да, Туфан — да. Шекспир — он же не татарин! Нет, не пойду!» — так когда-то говорил о татарском театральном зрителе один из героев нашего рейтинга.
Таким образом, сложив вместе все эти факторы, мы получаем театральный мир Татарстана как важную для республики среду и с точки зрения наличия символического капитала (будь то власть или известность), и с позиции распределения финансовых средств.
«БИЗНЕС Online» уже делал подобные рейтинги влиятельности в театральном мире РТ, последний раз — в 2021 году, однако нынче мы несколько изменили методику определения результатов (к примеру, вернув в число участников чиновников; кстати, по новым правилам на «Золотую маску» театр может заявлять спектакль, только получив добро от регионального минкульта) и привлекли довольно широкий круг экспертов. Поэтому в текущем списке отказались от указания места в рейтинге трехгодичной давности. Будем считать предыдущие подобные редакционные материалы «пробами пера», а сегодняшний — амбициозной попыткой дать своеобразный «снимок» текущего состояния отрасли с целым набором инсайдов от наших собеседников, среди которых были и сами участники рейтинга. Одновременно, конечно же, список «БИЗНЕС Online» не претендует на истину в последней инстанции, а скорее помогает читателю лучше разбираться в том, who is who в театральной жизни Татарстана.
Многолетний лидер татарского театра Фарид Бикчантаев сегодня может себя чувствовать вполне уверенно
Серые кардиналы и «сын маминой подруги»
1. Фарид Бикчантаев, 61 год
главный режиссер театра им. Камала, председатель СТД РТ
Многолетний лидер татарского театра Фарид Бикчантаев сегодня может себя чувствовать вполне уверенно. Его спектакль «Муть. Мухаджиры» получил 9 номинаций на «Золотую маску», а родной театр им. Камала скоро въедет в крутое, новое с иголочки здание. С другой стороны, Фарид Рафкатович лишился поста секретаря союза театральных деятелей РФ, а некоторые из наших собеседников считают, что творческое наполнение новой суперплощадки от москвичей из Wowhaus потребует от главрежа Камаловского предельного напряжения сил, поэтому он уйдет с поста главы СТД РТ. Последний раз он был переизбран на эту должность в 2021-м на пятилетний срок. И в целом сегодня нет ощущения, что СТД РТ активно развивает театральное сообщество, хотя сам Бикчантаев и приложил руку к тому, что коллективы из Альметьевска, Челнов или Буинска стали заметны не только на республиканском уровне.
Самый «театрально ориентированный» министр культуры РТ за всю историю — так говорят эксперты об Ираде Аюповой
2. Ирада Аюпова, 52 года
министр культуры РТ
Самый «театрально ориентированный» министр культуры РТ за всю историю — так говорят эксперты об Ираде Аюповой. Ее действительно часто можно встретить на казанских и не только премьерах, ну а количество построенных новых зданий для республиканских театров и вовсе делает опыт Татарстана уникальным среди всех регионов, хотя, конечно же, этого бы не случилось, если бы не воля Рустама Минниханова. Твердой рукой Аюпова заменила и руководство в целом ряде гостеатров, хотя абсолютно успешно эти реформы прошли лишь в театре кукол «Экият», но само желание изменений в лучшую сторону можно занести Ираде Хафизяновне в актив. Почему же министр культуры РТ не на первом месте в рейтинге? Все же ее возможности ограничены. Например, известно, что ей еще в 2018-м, в момент вступления в должность, было указано на необходимость не вмешиваться в политику театра им. Джалиля — руководитель данного культурного учреждения имеет личный выход на казанский Кремль.
3. Ильгиз Зайниев, 36 лет
художественный руководитель театра кукол «Экият»
Мем о «сыне маминой подруги» словно придуман про 36-летнего худрука «Экият». Ильгиз Зайниев — самый успешный татарстанский драматург
Мем о «сыне маминой подруги» словно придуман про 36-летнего худрука «Экият». Ильгиз Зайниев — самый успешный татарстанский драматург, чье имя даже есть в афише статусного московского Театра Наций; за время его руководства «Экият» вошел в число ведущих кукольных театров страны; он продолжает успешно работать и как режиссер, прямо сейчас репетируя Мольера в Псковской драме им. Пушкина — заметном в масштабах России региональном театре. При этом Зайниев до сих пор ни разу не фигурировал в каком-то скандале, которые в конфликтной театральной среде возникают постоянно, а министр Аюпова регулярно зовет его на встречи с журналистами в составе группы поддержки и в качестве яркого примера своей успешной политики. Кроме того, худрук «Экията», регулярно говорящий о проблемах отрасли на совете по культуре при президенте РТ, недавно стал секретарем СТД РФ. В общем, кажется, что лучшего преемника Бикчантаева в качестве лидера сообщества не найти, к тому же сам Зайниев с огромным уважением и даже пиететом относится к своему учителю в профессии.
Рауфаль Мухаметзянов продолжает выбивать рекордные бюджеты у властей в республике, «продавая» ей вполне кондиционный оперно-балетный продукт регионального театра как подлинные шедевры
4. Рауфаль Мухаметзянов, 74 года
директор театра оперы и балета им. Джалиля
В 2031 году исполнится 50 лет с тех пор, как Рауфаль Мухаметзянов возглавляет в качестве директора театр им. Джалиля. Судя по всему, помешать этому удивительному юбилею может только вторжение марсиан. Мухаметзянов продолжает выбивать рекордные бюджеты у властей в республике, «продавая» ей вполне кондиционный оперно-балетный продукт регионального театра как подлинные шедевры. За пределами Татарстана же в основном удивляются казанским гонорарам приезжих солистов (полноценной оперной труппы здесь нет уже давно) и политике руководства ТГАТОиБ им. Джалиля, которое поймало птицу счастья за хвост лет 30 назад и не желает развиваться дальше. И только происшествия вроде недавнего потопа в театре, сорвавшего спектакль Шаляпинского фестиваля, намекают, либо надо что «в консерватории подправить», либо «систему менять».
5. Александр Славутский, 76 лет
художественный руководитель театра им. Качалова
В апреле Александр Славутский выпускает в своем театре «Гамлета», и это едва ли не первый случай за многие годы, когда премьера в театре им. Качалова интригует
В апреле Александр Славутский выпускает в своем театре «Гамлета», и это едва ли не первый случай за многие годы, когда премьера в театре им. Качалова интригует. Славутский анонсировал работу над главной пьесой Шекспира уже давно, процесс затянулся на несколько лет, и сейчас спектакль выглядит едва ли не как творческое завещание режиссера, который в последние годы, и это не секрет, испытывает проблемы со здоровьем. Неужели и в этот раз все ограничится громкой декламацией в зал хрестоматийного текста и танцами в линию под навязчивую мелодию? В остальном в КАРБДТ им. Качалова все как обычно: самые высокие зарплаты, преданная аудитория и скепсис театральных эстетов и критиков, которые видят на сцене сплошные клише и самоповторы. Что касается влияния на театральный процесс, то, говорят, к распределению бюджетных средств на русские театры в Татарстане, так или иначе, депутат Госсовета РТ Славутский имеет непосредственное отношение. Есть здесь связь или нет, но на последней «Тантане» в самой престижной номинации «Спектакль большой форме» соперничали только постановки на татарском языке.
За последние два года немало театральных деятелей, с которыми работал фонд поддержки современного искусства «Живой город», покинули страну, что, безусловно, подорвало идейную базу проектов фонда; но сама Инна Яркова в частных беседах всегда подчеркивает, что каждый сам выбирает судьбу, а она собирается и дальше работать в родной республике
6. Инна Яркова, 36 лет
директор фонда «Живой город»
Дочь известного челнинского строителя продолжает оставаться главным символом экспериментального театра в Казани и Татарстане. За последние два года немало театральных деятелей, с которыми работал фонд поддержки современного искусства «Живой город», покинули страну, что, безусловно, подорвало идейную базу проектов фонда; но сама Инна Яркова в частных беседах всегда подчеркивает, что каждый сам выбирает судьбу, а она собирается и дальше работать в родной республике. Сегодня «олигархи» из «Живого города» (напомним, он был создан Ярковой вместе с Дианой Сафаровой и Артемом Силкиным) контролируют сразу три камерные площадки: «Угол» (здесь в основном ставят студенческие спектакли), MOÑ (тут делается упор на татарские проекты) и особняк Демидова. Причем где-то «Живой город» остается первопроходцем, например, в развитии «театра горожан», масштабируя его за пределами республики. Скажем, спектакль родом из Казани «Педсовет», в котором участвуют реальные школьные учителя, в это воскресенье можно увидеть на новой сцене Александринки в Питере. А если Яркова и Ко смогут найти достойную замену флагманскому проекту особняка Демидова, иммерсивной «Анне Карениной» (уже заявлено, что текущий сезон будет последним для проекта, стартовавшего в ноябре 2018 года), то акции нашей героини как продюсера резко пойдут вверх.
Нияз Игламов стал советником министра культуры РТ
7. Нияз Игламов, 46 лет
театральный критик, советник министра культуры РТ
Последние глобальные события в стране и мире здорово ударили по так называемому либеральному театральному сообществу, яркими представителями которого были критики, объединенные вокруг «Золотой маски» и других престижных фестивальных институций. Единственным ярким представителем Татарстана в этой среде был Нияз Игламов. Впрочем, и после того как с началом СВО это сообщество фактически исчезло как явление, Игламов не потерялся. Он стал советником министра культуры РТ (т. е., по сути, Аюпова смотрит на мир театра его глазами), возглавляет общественный совет при минкульте, а также работает у Зайниева в «Экияте». О влиянии нашего героя говорит хотя бы такой факт: злые языки говорят, что он, будучи членом экспертного совета нынешней «Золотой маски» (последней, где отбор кандидатов проходил по старой схеме), чуть ли не в одиночку решал, кто из татарстанских театров попадет в шорт-лист. В итоге у РТ аж 21 номинация: у театра им. Камала (альма-матер Игламова), «Экията» (его нынешнее место работы), ТЮЗа им. Кариева и Буинской драмы (в этих театрах критик активно проводит свои лаборатории).
За плечами Айдара Заббарова уже целая серия успешных работ
8. Айдар Заббаров, 32 года
театральный режиссер
Лауреат премии президента России для молодых деятелей культуры за прошлый год — главная надежда театральной режиссуры Татарстана. За плечами Айдара Заббарова уже целая серия успешных работ, к примеру, в театре им. Камала и Альметьевской татдраме. А недавняя премьера от Заббарова — «Воскресение» по Льву Толстому на большой сцене престижного питерского театра им. Ленсовета — показывает статус молодого режиссера в масштабах всей страны. В родной республике же ему активно доверяют и «шабашки» государственного уровня вроде постановки главного Сабантуя или главного официального концерта в День родного языка.
Наши эксперты едва ли не в едином порыве называют Ленара Хакимзянова в числе самых влиятельных людей отрасли
9. Ленар Хакимзянов, 48 лет
заместитель министра культуры РТ
Экс-главу исполкома Верхнеуслонского района РТ нельзя назвать медийным чиновником. Между тем наши эксперты едва ли не в едином порыве называют Ленара Хакимзянова в числе самых влиятельных людей отрасли. Театры находятся в сфере кураторства его как заместителя министра культуры Татарстана, в частности, по словам ряда собеседников, он чуть ли не единолично отбирает претендентов, к примеру, на очередные звания заслуженного артиста РТ или народного артиста РТ. А теперь еще и для выдвижения на «Золотую маску» спектакля театру необходимо пройти процедуру согласования с региональным минкультом. Ездил Хакимзянов и в зону СВО, где подписывал договор о сотрудничестве с минкультом ЛНР, что тоже повышает его текущий аппаратный вес.
Эльмир Низамов
10. Эльмир Низамов, 37 лет
композитор
Еще один лауреат премии президента России для молодых деятелей культуры (за 2020 год). Сегодня в редком театре Татарстана вы не встретите спектакля, музыку к которому написал Эльмир Низамов. Он одинаково комфортно чувствует себя и в компании друзей-экспериментаторов вроде творческого объединения «Алиф», так и с руководством театра им. Джалиля, которое заказало композитору создание оперы «Шаляпин». Наши эксперты говорят, что через своего постоянного соавтора, поэта Рената Хариса, Низамов вхож в круг республиканской элиты. И вот уже сам Минтимер Шаймиев организует в Болгаре под открытым небом исполнение оперы «Кара пулат».
У Ильфира Якупова всегда была репутация человека, который находится на своем месте
Парад директоров
11. Ильфир Якупов, 41 год
директор театра им. Камала
У Ильфира Якупова всегда была репутация человека, который находится на своем месте. Он выстроил идеальные отношения в потенциально конфликтной связке «директор — главный режиссер» с Бикчантаевым, к тому же руководит проектным офисом по театрам Татарстана, так что все нововведения в этой сфере фактически имеют начало в театре им. Камала. Кроме того, все известные российские театры, собирающиеся на гастроли в Казань, предпочитают их проводить именно на площадке камаловцев.
12. Фарида Исмагилова, 65 лет
директор Альметьевского татарского драматического театра
Выходец из системы образования Фарида Исмагилова в какой-то момент вдруг совершенно неожиданно стала делать в нефтяной столице РТ современный театр, опираясь на деньги «Татнефти». Сегодня Альметьевскую татдраму знают по всей стране, здесь работают заметные российские режиссеры (Антон Федоров, Елизавета Бондарь, Заббаров и др.), татарстанцы регулярно побеждают на престижном фестивале театров малых городов, а в репертуаре сочетают эстетские постановки со спектаклями по произведениям Зифы Кадыровой. Последнее яркое кадровое решение Исмагиловой — главным режиссером театра должен стать венгерский татарин Сардар Тагировский, нефтяники же финансово подкрепят новые изменения.
13. Эльмира Фатхуллина,
заместитель председателя СТД РТ, директор Дома актера им. Салимжанова
Несмотря на формально скромные должности, Эльмира Фатхуллина фактические заведует всеми делами союза театральных деятелей РТ. А теперь это не только распределение путевок в санатории и проведение новогодних капустников. Теперь на «Золотую маску» могут претендовать только спектакли, получившие официальное одобрение в региональном СТД. Кроме того, теперь в СТД РТ должны подписывать ходатайства для выдвижения на официальные звания. По сути, вся эта работа сконцентрирована на Фатхуллиной, к которой руководители театров должны идти на поклон.
Армандо Диамантэ
14. Армандо Диамантэ, 51 год
директор русского драматического театра «Мастеровые» (Набережные Челны)
Некогда театральное сообщество с некоторой опаской приняло нового директора «Мастеровых», ранее работавшего в рекламе и на ТВ. Но теперь эффективный менеджер в новом потрясающем многих здании делает, по выражению одного из собеседников газеты, «закамский Театр Наций», приглашая серьезных российских режиссеров. Правда, без проблем не обходится, тут и текучка кадров (в «Мастеровых» довольно часто меняется актерский состав), и чехарда с главрежами в последние годы.
Многие из собеседников газеты говорят о том, что татарстанские театры пытаются выстроить отношения с Маратом Ахметовым как с руководителем языковой комиссии при президенте Татарстана
15. Марат Ахметов, 69 лет
вице-спикер Госсовета РТ, глава комиссии при президенте РТ по вопросам сохранения татарского языка и родных языков народов РТ
Многие из собеседников нашей газеты говорят о том, что татарстанские театры пытаются выстроить отношения с Маратом Ахметовым как с руководителем языковой комиссии при президенте Татарстана. И некоторые проекты он действительно поддерживает. Говорят, если Ахметов пришел на премьеру спектакля, значит, он способствовал его появлению. Впрочем, некоторые из тех, кто презентовал свои национальные проекты руководству комиссии, утверждают, что не почувствовали «ни включенности, ни интереса».
16. Гузель Сагитова, 42 год
заместитель главы исполкома Казани
Экс-директор Татарского ТЮЗа им. Кариева и в новой должности продолжает курировать театральное направление. Гузель Сагитова при поддержке мэра Казани Ильсура Метшина создала уже сеть детских театральных студий «Апуш», в прошлом году открылась младшая группа. «Апуш» стала заметным явлением в театральной среде, причем не только Татарстана, собирая в команду лучших театральных педагогов и выигрывая два года подряд на престижном конкурсе «Театральное Приволжье».
17. Раиль Садриев, 57 лет
директор Буинского драматического театра
Нынешнее вручение «Тантаны» случилось в новом здании Буинской драмы, вотчине Раиля Садриева. Когда-то народный артист РТ мечтал создать на своей малой родине «татарский Авиньон», затеяв в городе на 20 тыс. человек театральный фестиваль и лабораторию. Ковид и СВО заставили немного изменить планы, но в Буинске успели перебывать, кажется, все известные критики, а театральный мир узнал о Садриеве. Теперь моноспектакль «Дервиш» с ним в главной роли номинирован на «Золотую маску», а самого директора Буинского театра в проекте Константина Богомолова «Голоса страны» на ВДНХ сыграет Александр Семчев.
В театральном мире деятельность Туманова, рассказывают наши источники, не ограничивается только его арт-резиденцией. Дмитрий Александрович периодически жалуется в официальные органы на проекты других театров, которые, по его мнению, не так, как нужно, влияют на юную аудиторию
18. Дмитрий Туманов, 61 год
руководитель арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык»
Сбывшаяся мечта Дмитрия Туманова, появление здания для театральных проектов «Созвездия-Йолдызлык», омрачил серьезный пожар, из-за чего пока спектакли приходится играть на других площадках. Не секрет, что отношение к экс-ведущему актеру театра им. Качалова в культурном мире РТ непростое, многих смущает напористость и сверхактивность создателя известного детского фестиваля искусств. Вот и в театральном мире деятельность Туманова, рассказывают наши источники, не ограничивается только его арт-резиденцией. Дмитрий Александрович периодически жалуется в официальные органы на проекты других театров, которые, по его мнению, не так, как нужно, влияют на юную аудиторию. От этого, понятно, число недоброжелателей у Туманова не уменьшается. Однако это не мешает признать искренний патриотизм арт-менеджера, масштабность его мышления и деятельности, запустившей карьеры уже нескольких поколений артистов, певцов, танцоров и т. д.
Будущая реконструкция здания Казанского ТЮЗа, которая наконец-то приобрела реальные очертания, должна изменить судьбу театра, возглавляемого Айгуль Горнышевой
19. Айгуль Горнышева, 51 год
директор Казанского ТЮЗа
Будущая реконструкция здания Казанского ТЮЗа, которая наконец-то приобрела реальные очертания, должна изменить судьбу театра, возглавляемого Айгуль Горнышевой. Пока у него есть узнаваемый бренд, интересные инклюзивные проекты, успехи на фестивалях спектаклей для детей и юношества, а также неровный репертуар — от прекрасного «Иванова детства» до «уставших» комедий. Тут еще надо вспомнить и вечные разговоры о зарплатах актеров в ТЮЗе, кажется, это единственный из статусных гостеатров республики, где молодые, но уже известные артисты еще и подрабатывают эсэмэмщиками или рабочими сцены.
20. Олег Лоевский, 70 лет
театровед (Екатеринбург)
Если критик Игламов был ярким представителем «либерального театрального сообщества», то Олег Лоевский являлся одним из его лидеров в российском масштабе. Несмотря на скромную должность замдиректора Екатеринбургского ТЮЗа, наш герой — отец театрального лабораторного движения, охватившего всю страну. Благодаря таким лабораториям, где создавались эскизы спектаклей, немало театров пополнило свой репертуар, а режиссеры смогли познакомиться со своими потенциальными работодателями. Сколько Лоевский провел лабораторий в Татарстане, наверное, уже и не сосчитать. Он по-прежнему частый гость в республике, своим учителем его считают руководители «Живого города» и не только.
Радион Букаев является главрежем Казанского ТЮЗа и в качестве человека, выстраивающего репертуарную политику, пока проявляет себя ярче, чем как постановщик спектаклей
Режиссеры и прочие хореографы
Дальнейший обзор нашего топ-50 мы начинаем с режиссеров, большинство из которых возглавляют татарстанские театры. Радион Букаев (22-е место) является главрежем Казанского ТЮЗа и в качестве человека, выстраивающего репертуарную политику, пока проявляет себя ярче, чем как постановщик спектаклей. У главного режиссера театра им. Тинчурина Туфана Имамутдинова (23-е место) немало недоброжелателей в республике, а ректор ГИТИСа Григорий Заславский, когда встал вопрос о создании в Казани филиала престижного столичного учебного заведения, настоял, чтобы за это отвечал именно Имамутдинов. Сейчас здесь на дефицитную для Татарстана профессию театрального режиссера обучаются пять человек.
Главреж Татарского ТЮЗа им. Кариева Ренат Аюпов (36) относится к уходящей категории творческих руководителей, явно собираясь занимать нынешнюю должность до конца жизни. А ведущий актер театра им. Качалова и известный педагог Михаил Галицкий (37), выбираясь порой из «славутского ига», становится главным режиссером негосударственного театра «Сдвиг». Наконец, молодой худрук Челнинской татдрамы им. Гилязова Олег Киньзягулов (44) пока не может похвастаться большими творческими успехами, зато сумел продемонстрировать аппаратный вес и пресек «восстание» нескольких опытных артистов, которые были недовольны его политикой.
От Дианы Сафаровой мы ждем новых свершений
Особняком в нашем списке стоит Диана Сафарова (34). Ее самый известный режиссерский проект, иммерсивная «Анна Каренина», завершается в этом сезоне, зато в Казанском ТЮЗе можно увидеть мультимедийный мюзикл для детей «Книга силы». Но от дочери главы аппарата президента РТ Асгата Сафарова и одного из руководителей «Живого города» мы ждем новых свершений.
Нурбек Батулла по-прежнему один из символов современной татарской культуры
Отдельно редакция решила выделить работу хореографов. Лауреат «Золотой маски» Нурбек Батулла (35) — по-прежнему один из символов современной татарской культуры. Марсель Нуриев (42) и его супруга Мария — хореографы, не раз номинированные на ту же самую «Маску», востребованы не только на частных площадках, но и, к примеру, в Казанском ТЮЗе, где работают почти над каждым спектаклем. Ильдар Алекбаев (50) — новое имя в нашем рейтинге, танцовщик развивает современную хореографию в проекте «Нетанцы», организует фестиваль современного танца «Площадь свободы», честно рассказывает о ВИЧ в танцевальном соло-перформансе «15172», получившем только что «Тантану».
Звезда балетной труппы ТГАТОиБ Олег Ивенко теперь еще и известен как худрук фестиваля #StagePlatforma, а также продюсер балета «Билли Миллиган», премьера которого прошла в Казани
Опера, балет и Тукай
Интересно, но места в артистической части рейтинга разделили представители театра им. Джалиля и театра им. Камала.
Звезда балетной труппы ТГАТОиБ Олег Ивенко (24) теперь еще и известен как худрук фестиваля #StagePlatforma, а также продюсер балета «Билли Миллиган», премьера которого прошла в Казани. Помимо того, что продвигает современный танец, Ивенко успевает сниматься в зарубежных фильмах, скоро в российских кинотеатрах должна появиться «Джойка», еще одна картина, где засветился «киношный Нуриев». Рядом с ним в рейтинге и любимица казанской публики Аманда Гомес (40). Балерина из Бразилии настолько обрусела в столице Татарстана, что вышла замуж за коллегу по труппе Михаила Тимаева.
Гульнора Гатина (32) — первая за долгие годы выпускница Казанской консерватории, которой удалось стать настоящей звездой театра им. Джалиля, теперь она регулярно поет примадонские партии для сопрано
Не обошлось в списке и без оперных артистов. Михаил Казаков (27), кажется, пел чуть ли не во всех спектаклях недавнего Шаляпинского фестиваля, трудно даже представить, что будет делать ТГАТОиБ, если именитый бас и солист Большого театра вдруг перестанет по каким-то причинам приезжать в Казань. Гульнора Гатина (32) — первая за долгие годы выпускница Казанской консерватории, которой удалось стать настоящей звездой театра им. Джалиля, теперь она регулярно поет примадонские партии для сопрано.
Ильдар Хайруллин (39) — не только живая легенда театра им. Камала, но и известный педагог, выпустивший немало учеников в Казанском театральном училище. В конце прошлого года многие узнали, что звезда «Слова пацана» Рузиль Минекаев тоже ученик Хайруллина. 84-летний Азгар Шакиров (43) по-прежнему выходит на сцену родного театра, и каждое появление народного артиста РСФСР — это профессиональный мастер-класс. А еще Шакиров — публицист и общественный деятель, искренне болеющий за родную татарскую культуру. 40-летний Эмиль Талипов (48), пожалуй, главный татарский артист своего поколения, недавно отметился выдающейся работой в спектакле «Көл» («Пепел»), а скоро должен сыграть Габдуллу Тукая у режиссера Заббарова.
Фанис Мусагитов сохранил свои позиции даже после всех громких кадровых изменений по творческой части в возглавляемом им учреждении
Эффективные менеджеры государственных и негосударственных театров
А что же директора? Руководитель Тинчуринского театра Фанис Мусагитов (25) сохранил свои позиции даже после всех громких кадровых изменений по творческой части в возглавляемом им учреждении. Директор Атнинской татдрамы Ленар Зайнуллин (28) делает успешный театр, в начале недели они выиграли «Тантану» за лучший спектакль большой формы, хотя село Большая Атня (3,3 тыс. жителей) — самый маленький населенный пункт в России, где есть государственный театр. Директору Татарского ТЮЗа им. Кариева Луизе Шаровой (31), делающей проекты, замеченные на федеральном уровне, мешают вечные разговоры о перманентном конфликте с главрежем Аюповым, к тому же недавно театр покинули несколько ключевых сотрудников команды директора. Руководитель Набережночелнинского театра кукол Зухра Митрофанова (41) долгие годы умудрялась качественно работать, несмотря на непростые условия и отсутствие своего здания.
Негосударственные театры в этой части рейтинга представляют генпродюсер «Сдвига» Михаил Волконадский (45) и основатель «Театра на Булаке» Виктор Степанцов (49). Директор Казанского театрального училища Руфина Тазетдинова (29) поставляет кадры в татарстанские театры разных форм собственности. А выпускница магистратуры ГИТИСа «Социальный театр» Эльвира Галеева (46) вернулась в родной Альметьевск и создала при поддержке «Татнефти» стильную театральную инклюзивную площадку «Аулак». Их первая большая премьера «Кара сэт» попала в лонг-лист «Золотой Маски», а сама Галеева — в The Blueprint 100, список самых талантливых и многообещающих представителей креативных индустрий, составленный российским модным интернет-порталом.
О мэтре драматургического дела Мансуре Гилязове мы вновь вспомнили благодаря шумихе вокруг фильма «Микулай»
Либреттист всея Татарстан и главный критик Бикчантаева
В заключительной части рейтинга — представители творческих профессий, которые не подходят к другим категориям списка.
Начнем с крепкого тандема — композитор Резеда Ахиярова (21) и либреттист Ренат Харис (30), пока только им из местных творцов в полной мере удается добраться до репертуарной афиши театра им. Джалиля, в начале этого сезона состоялась премьера балета «Иакинф» о священнике РПЦ и известном китаеведе.
О мэтре драматургического дела Мансуре Гилязове (38) мы вновь вспомнили благодаря шумихе вокруг фильма «Микулай», в основе которого его пьеса, успешно идущая в татарских театрах. А вот спектакль театра им. Камала «Игезәк» («Двойник»), вопреки ожиданиям, событием не стал, хотя вины автора пьесы Ркаила Зайдуллы (26), возглавляющего союз писателей РТ, здесь нет. Молодой драматург, но уже обладатель «Золотой маски» Дина Сафина (47) становится все более востребована, в частности, участвуя в том самом проекте Богомолова «Голоса страны».
Сегодня Рамиль Тухватуллин выходит на сцену редко, зато является депутатом Госсовета РТ
Наконец, заслуженный артист России Рамиль Тухватуллин (33). Возможно, кого-то удивит, что именитый актер находится не в той части списка, где его коллеги по ремеслу. Но, как известно, сегодня Тухватуллин играет в театре им. Камала только одно название, выходит на сцену редко, зато является депутатом Госсовета РТ. Кроме того, он часто выступает в медиа с критикой театральных порядков в республике, особенно по традиции достается родному театру и его главрежу Бикчантаеву. Возможно, знания и опыт парламентария еще пригодятся республике. К примеру, задаются вопросом: а кто бы мог возглавить новый татарский музыкальный театр, если все же таковой появится? Вообще, было бы интересно посмотреть, как Тухватуллин, у которого есть и чиновничий, и организационный, и продюсерский опыт, реализовывает свои идеи на практике. В искреннем радении режиссера громкого фильма «Зулейха» по Гаязу Исхаки за национальную культуру сомнений нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.