Депутаты Госдумы по главе с представляющим Татарстан Максимом Топилиным предлагают в 2024 году на 10 лет продлевать договоры, заключенные на установку рекламных конструкций, причем без торгов и учета задолженности по контрактам. Столь щедрую поддержку бизнеса авторы инициативы объясняют стагнацией рынка наружки, тогда как, по последним данным, на нем, напротив, наблюдается взрывной рост. Критики инициативы указывают, что в выигрыше от нововведений может оказаться монополист — компания Russ Outdoor, в интересах которой в 2022 году уже пытались создать единый оператор рекламы. Проиграют же в этом случае бюджеты городов, которые недополучат доходы, а также новые игроки, которые не смогут попасть на рынок наружки.
Законопроект с правками в ст. 40 ФЗ «О рекламе» внесла еще в конце февраля группа депутатов во главе с Максимом Топилиным
В чем суть инициативы
Госдума вновь решила заняться рынком наружной рекламы. Депутаты предлагают продлевать договоры, заключенные с муниципалитетами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, до 10 лет. Самое главное — без торгов и учета задолженности по договору. Законопроект с правками в ст. 40 ФЗ «О рекламе» внесла еще в конце февраля группа депутатов во главе с Максимом Топилиным, председателем комитета по экономической политике, представляющим в парламенте Татарстан. Также среди авторов, помимо единороссов, члены разных фракций. Например, Антон Ткачев из Новых людей, Дмитрий Гусев из СРЗП и Ярослав Нилов из ЛДПР. Николай Арефьев из КПРФ, подписавшийся под законодательной инициативой, позднее снял свою фамилию. Законопроект, который вызвал в ходе обсуждения много споров, 20 марта уже был принят в первом чтении. За проголосовали 324 депутата, 82 выступили против и 2 воздержались.
«Этот законопроект предусматривает, по аналогии с уже ранее принятыми нами в антисанкционных пакетах решениями, меры по поддержке российских участников рынка предоставления рекламных конструкций», — говорил Топилин, представляя законопроект на пленарном заседании. По его словам, такие привилегии решили предоставить участникам рынка наружной рекламы, поскольку развитие этой отрасли тормозят то пандемия, то санкции.
«Он (рынок — прим. ред.) по отношению к 2008 году фактически находится на одном и том же уровне и составляет порядка 45–47 миллиардов рублей», — добавил депутат. Отметим, что, по последним данным ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), именно сектор наружной рекламы по итогам 2023 года является наиболее быстро растущим — прибавил сразу 41%, и теперь его объем составляет 67,1 млрд рублей. Однако об этом Топилин почему-то не упомянул.
Также законопроект предусматривает не только пролонгацию договоров, но и индексацию платежей, однако лишь на уровень инфляции.
«Такая норма предлагается для того, чтобы обеспечить нормальную доходность муниципальных и региональных бюджетов, увеличение этих доходов в десятилетней перспективе, порядка 80 процентов, причем гарантированно, чего нет в действующем законодательстве», — пояснил Топилин.
Наконец, третье — обязательство по увеличению объема социальной рекламы с 5 до 10%. Это, как считает депутат, позволит сэкономить примерно 4–5 млрд рублей, в том числе малому бизнесу.
В 2022 году в Госдуме уже рассматривали законопроект о создании в стране единого оператора цифровой рекламы, который мог бы устанавливать правила для других игроков и получать эксклюзивные права — например, получать места под рекламные конструкции без торгов на 30 лет
Что не так с законопроектом: 4 аргумента против
1. Принятие законопроекта повлечет нарушение конкуренции, а в выигрыше останется наиболее крупный игрок на рынке наружной рекламы, считают опрошенные эксперты «БИЗНЕС Online». Им в России считается компания Russ Outdoor, которая до покупки в прошлом году своего главного конкурента Gallery и так занимала 30% рынка. Директор общероссийского сервиса бронирования наружной рекламы All-Billboards Андрей Байдужий говорил «Коммерсанту», что после разворачивания продаж на носителях Gallery в течение 2023 года группа способна занять 50–55% всего рынка наружки. По данным РБК, 73,6% Russ Outdoor с лета 2020 года принадлежит ООО «Стинн», фактические бенефициары которой — братья Леван и Роберт Мирзояны, а также депутат-единоросс Госдумы Бекхан Барахоев. Владелец оставшихся 26,4% Russ Outdoor — банк ВТБ, который выступает также кредитором группы.
Напомним, в 2022 году в Госдуме уже рассматривали законопроект о создании в стране единого оператора цифровой рекламы, который мог бы устанавливать правила для других игроков и получать эксклюзивные права — например, получать места под рекламные конструкции без торгов на 30 лет, определять места их размещения и обходить некоторые нормы законодательства, в том числе об охране культурного наследия. Тогда главным интересантом инициативы многие наблюдатели называли также компанию Russ Outdoor. После волны негодования, поднятой игроками рынка наружной рекламы, законопроект, который уже успешно прошел первое чтение, единогласно отклонили во втором.
При рассмотрении в первом чтении нового законопроекта о продлении договоров у депутатов к авторам инициативы возникли те же вопросы о дальнейшей монополизации рынка.
«Все-таки развивать рынок — это не значит его монополизировать, а предлагается сделать именно это», — заявил депутат Алексей Куринный. Топилин парировал, что в России 1,5 тыс. участников рынка наружки. Все они, судя по всему, должны быть рады новой инициативе — без торгов еще на 10 лет застолбить за собой щит.
«Зачем нам список компаний, где у некоторых только один щит? А есть компании, например Russ Outdoor, у которых, по оценкам, от 30 до 50 процентов рынка. И этот закон закрепляет за ними эту часть рынка, туда уже никто не сможет зайти. Вот об этом этот закон! Законопроект устанавливает по факту крепость на щиты на 10 лет, и у нас рекламные бароны получают вот такое крепостное право без ограничений, никто не сможет на этот рынок претендовать», — возмущался на заседании еще один представитель Татарстана — депутат от КПРФ Артем Прокофьев. По его словам, Топилин и Ко хотят не обеспечить стабильность на рынке, а уничтожить конкуренцию.
«Я надеюсь, что законопроект отклонят, это было бы наилучшим вариантом, —заявил Прокофьев в беседе с нашим изданием. — Надо его хотя бы скорректировать. Как говорили древние римляне, ищи того, кому выгодно. В этом случае главный интересант — наиболее крупный оператор, который контролирует бо́льшую часть рынка и хочет ее за собой закрепить. Мы можем предположить, что это Russ Outdoors, которые контролируют до 50 процентов российского рынка наружной рекламы». По мнению депутата, цель — застолбить за собой эту долю рынка и снизить платежи в бюджет, свои затраты. Прокофьев считает, что если принимать законопроект, то полномочия о пролонгации договоров надо отдать муниципалитетам и регионам. «Пусть они сами решают, а не так, что их из Москвы обяжут продлевать эти договоры на невыгодных условиях», — добавил депутат.
К такому же выводу пришел комитет Госдумы по защите конкуренции, возглавляемый Валерием Гартунгом. В официальном отзыве на законопроект указано, что предлагаемые поправки могут «повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а равно монополизацию в указанной сфере деятельности».
«Новые игроки будут лишены права вступить в рынок в конкурентной борьбе, а отрасль фактически будет захвачена ныне действующими операторами на выгодных для себя условиях, установленных торгами прошлых лет», — соглашается источник «БИЗНЕС Online» в отрасли.
Авторы инициативы предлагают муниципалитетам увеличивать количество рекламы и зарабатывать дополнительный доход на новых рекламных щитах, пролонгируя уже заключенные договоры на прежних условиях
2. Отказ от торгов скажется на бюджетах муниципалитетов, которые недополучат средства из-за пролонгации договоров на прежних условиях, а индексация платежей на уровень инфляции их не компенсирует. На это обратили внимание в официальном отзыве правительства РФ. «Однако даже с учетом такой корректировки размер платежей по таким договорам может быть существенно ниже их рыночных значений, в том числе принимая во внимание, что в ряде случаев начальная цена по таким договорам при проведении торгов увеличивается в десятки раз. Таким образом, вопрос ежегодной индексации размера платежей по договору требует дополнительной проработки», — говорится в документе.
«Пример по Казани: 2023 год, торги только по 33 щитам, первоначальная стоимость — 269 миллионов на этот лот, итоговая — 1 миллиард 67 миллионов, было 593 шага на повышение. Теперь этого не случится, будет просто поправка на официальную инфляцию, которая и так занижена в сравнении с реальной», — подтвердил нам Прокофьев.
В мэрии Казани к моменту публикации текста на официальный запрос не ответили. Однако в марте начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Аскар Багаутдинов рассказывал, что последние крупные торги город провел в 2018 году. Тогда получили рекордный объем контрактов на сумму более 3,2 млрд рублей за 10 лет. При этом средняя цена за размещение одного еврощита составила 4,6 млн рублей. С тех пор рынок наружки вырос не только по стране в целом, но и в Казани. По предварительным данным, в столице Татарстана по итогам 2023 года он превысил 1 млрд рублей. В результате проведенные в Казани в прошлом году торги зафиксировали еще больший рост цены контрактов на право установки рекламных конструкций. Средняя стоимость контракта на размещение одного еврощита достигла 33,2 млн рублей, что в 7 раз больше, чем в 2018-м. Первый платеж в размере 240 млн рублей уже поступил в бюджет города.
«Доходы бюджетов никогда не планируются исходя из гипотетического увеличения цены в ходе торгов. Никогда под такие мысли или такие сюжеты вы не закладываете доходы. Вы обратитесь к любому бюджетному процессу. Откуда это? Это заблуждение, смею вас заверить», — возражал на пленарном заседании Топилин. Более того, авторы инициативы предлагают муниципалитетам увеличивать количество рекламы и зарабатывать дополнительный доход на новых рекламных щитах, пролонгируя уже заключенные договоры на прежних условиях.
3. Не учитывается задолженность по прежним договорам. Правительство РФ указало и на эту деталь в официальном отзыве на законопроект. «Данный подход противоречит предусмотренному основами гражданского законодательства принципу добросовестного исполнения обязательств, одновременно поощряя неисполнение своих обязательств лицами, принявшими их на основании конкурса, что одновременно ставит в неравные с ними условия лиц, предложивших на конкурсе меньшую цену договора. Таким образом, отсутствие такой задолженности, наоборот, должно быть условием реализации права на продление договора», — говорится в документе. Авторы инициативы в ходе пленарного заседания этот довод никак не прокомментировали.
4. Действующие договоры не позволяет внести изменения для их замены на современные цифровые. Это приведет к тому, что в течение длительного (незапланированного изначально) срока действия договоров на территории города будет стоять рекламный инвентарь, не отвечающий современным требованиям, поясняют также критики законопроекта. Внести изменения в схему размещения при действующих договорах, заключенных с торгов, уже нельзя по закону. Такое решение лишит город возможности улучшить архитектурный облик города.
Топилин считает, что благодаря пролонгации договоров казна получит стабильный предсказуемый, растущий на индекс инфляции источник доходов
Топилин: «Ни о какой монополизации речи не идет!»
Инициатор законопроекта, председатель комитета Госдумы по экономической политике Топилин, в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что законопроект действительно вызвал большое внимание участников рынка. Однако он считает, что инициатива не монополизирует рынок, а, напротив, предусматривает обратное.
«Сейчас на рынке около 1,5 тысячи участников: из них 500 — это юридические лица, 1 тысяча — индивидуальные предприниматели. То есть ни о какой монополизации речи не идет: мы даем право продлить договоры всем, кто сейчас работает на законных основаниях. И возможность пролонгации договора на 10 лет позволит стабилизироваться рынку в том состоянии, в котором он сейчас находится, и получить гарантии для инвестирования в отрасль», — отмечает он.
Что же касается бюджетов муниципалитетов, Топилин считает, что благодаря пролонгации договоров казна получит стабильный предсказуемый, растущий на индекс инфляции источник доходов. «Рынок наружной рекламы за 10 лет не вырос, лишь последние два года позволили выйти на восстановление уровня 10- летней давности, — говорит депутат. — К тому же нередки ситуации, когда победитель тендера, предложив большое отклонение от стартовой цены, часто отказывается составлять договор. И таких историй сотни. В результате работы не выполняются».
Игроки рынка: «Мы крайне настороженно смотрим на ситуацию»
Несмотря на критику, законопроект получил положительные отзывы правительства и профильных комитетов — по экономической политике и защите конкуренции. Но с оговорками — доработать ко второму чтению. Дата следующего этапа рассмотрения пока не назначена.
«Законопроект резонансный. Госдума уже подходила к этому вопросу с целью более глубокого обсуждения и отклонила этот вопрос. Сейчас концепция принята в первом чтении. Учитывая, что резонанс от принятия закона есть, очень важно посоветоваться с обществом, с сообществом тех, кого касается этот закон, с муниципалитетами. Я думаю, что поправки, которые внесут ко второму чтению, будут носить консенсусный характер и учтут мнение бизнес-сообщества. Поэтому подготовим поправки, в том числе от Татарстана», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» депутат Айрат Фаррахов.
В свою очередь, депутат Айдар Метшин заявил нашему изданию, что концепцию законопроекта поддерживает, однако считает, что ко второму чтению стоит учесть некоторые моменты. «Необходимо пересмотреть срок действия договора в сторону уменьшения — от трех до пяти лет. Также нужно пересмотреть ежегодную индексацию размера платежей по договору, чтобы сохранить и обеспечить бесперебойное пополнение бюджетов всех уровней», — полагает он.
Кроме того, Метшин предложил доработать алгоритм выплаты компенсации владельцу при исключении рекламных конструкций из схемы размещения рекламных конструкций, в том числе при изменении улично-дорожной сети, реконструкции и иных городских нуждах. «Непременным условием продления договора является отсутствие задолженности, соответственно, наличие задолженности исключает право обращения на продление договора», — предложил депутат.
«Мы крайне настороженно смотрим на ситуацию, которая сложилась вокруг обсуждения данного законопроекта», — говорит председатель союза операторов наружной рекламы и владелец медиагруппы «РИМ» Илья Фомин, чья компания победила в торгах по Казани в 2023 году на размещение 33 конструкций, опередив подмосковное ООО «Восток Медиа» и московское ООО «АПР-Сити/ТВД» (Russ Outdoor). При этом он подчеркивает, что пока прошло первое чтение законопроекта и это не означает, что его примут в текущем виде.
«Комитет по защите конкуренции дал свое заключение, которое касается продления только тех договоров, срок действия которых истекает в 2024 году и фактически ограничивается московским регионом», — обращает внимание эксперт. Тем не менее игроки рынка, которые входят в союз операторов наружной рекламы, единогласно выступили против такого подхода, потому что «он не отражает интересы отрасли в целом, а, наоборот, даст преференции избранным участникам рынка». По словам Фомина, если поправки примут с учетом заключения комитета по защите конкуренции, союз операторов наружной рекламы будет выступать против принятия каких-либо мер о пролонгации в целом.
При этом президент ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Борис Омельницкий считает, что снятие любых обременений с бизнеса и снижение количества формальных действий — это хорошо.
Поправки к законопроекту должны быть представлены до 3 апреля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.