«Не все руководители ТЦ осознают, какая ответственность у них на плечах. И все упирается в деньги», — считает учредитель ГК «ЧОО «Застава» Сергей Толстых после теракта в «Крокус Сити Холле». На фоне трагедии снова возник вопрос: почему вооруженные люди смогли легко попасть внутрь огромного ТЦ? Почему никто не смог дать им отпор? По мнению Толстых, эти вопросы возникали не раз — вся страна помнит трагедии в казанской гимназии, стрельбу в Керчи… Пятничные события произошли еще и на фоне СВО. В своем блоге для «БИЗНЕС Online» эксперт рассуждает о невыученных уроках прошлых трагедий, о том, что МЧС и охрана не сходятся в требованиях безопасности, и о решениях, которые теперь надо предпринять.
Сергей Толстых: «Люди должны понимать, что война подразумевает не только бой, соприкосновение на линии фронта, где есть видимый враг. Есть еще и диверсионные группы, есть и предатели, есть и просто вредители, которых очень много»
В местах скопления людей нет сотрудников, способных оперативно применить силу
Трагедия в «Крокусе» — это удар по беззащитному населению. Недолюди, недочеловеки просто пошли и, как в тире, постреляли. И это в период военного времени!
Как такое могло произойти? К сожалению, легко. Потому что у нас страна до сих пор живет двойными стандартами. Вроде как бы война идет, но никто ее не называет войной, и при этом не введено военное положение: у нас кто угодно куда угодно перемещается без особого контроля. Это первое.
Второе: после трагических событий в 175-й гимназии в Казани, Керчи, других учебных заведениях по всей стране у нас до сих пор в местах массового пребывания людей нет сотрудников, которые могут оперативно применить физическую силу, огнестрельное оружие в случае какого-то инцидента. Вспомню такой пример: два года назад в ТЦ недалеко от Московского рынка невменяемый гражданин нанес ножевые ранения охраннику.
Но после многократных историй нападений на объекты социальной инфраструктуры даже с летальным исходом у нас нет законодательного решения о том, что должна быть градация объектов по категориям. Например, до сих пор нет требования к инспекторам, осуществляющим охрану таких объектов, чтобы они стояли в бронежилете, чтобы у них было оружие и т. д. У нас в законодательство до сих пор не внесены изменения. Хотя Артем Вячеславович Прокофьев (депутат Госдумы от Татарстана — прим. ред.) и я, как его помощник, — мы выходили с инициативой об изменении законодательства, но до сих пор наши поправки не внесены.
И опять-таки, у нас смертной казни даже нет в законодательной базе. У нас те, кто убивает десятки невинных детей, могут получить пожизненный срок, а потом, через 24 года, просить помилования. И не исключено, что тебе его дадут. Хотя люди, которые шли туда стрелять, конечно, вообще ни о чем не думали, в том числе и о том, есть ли смертная казнь или нет. Стрелять в беззащитных людей — это кощунственно, нечеловечно и бездуховно.
«Сейчас целесообразно людей вооружить на объектах критической инфраструктуры. Обучить их правильно, проводить с ними мероприятия»
Помогла бы вооруженная охрана?
Мы должны задуматься о том, как защищены наши дети, как защищена критическая инфраструктура, как «Водоканал», ГЭС, ТЭЦ обеспечены. Мы от случая к случаю вспоминаем об этом, но это должно быть элементом нашей жизни на сегодняшний день — как естественные, простые вещи.
Простой пример. Стрельба из пистолета Макарова, где 8 патронов, занимает не более пяти секунд. Т. е. даже за пять секунд могут быть жертвы. А чтобы расстрелять рожок с 30 патронами из автомата Калашникова, уйдет не более 10–15 секунд. Смена рожка у подготовленного человека займет еще 2–3 секунды. Т. е., если несколько человек пришли в полной экипировке, сколько человек они сразу могут расстрелять?
А если бы там, на месте, была вооруженная охрана, которая сразу могла бы оказать вооруженное сопротивление? По крайней мере, злоумышленники были бы вынуждены вести прицельный огонь не по обычным гражданам. Им нужно было бы оказывать вооруженное сопротивление охране. Либо охрана на себя бы взяла огонь. Если, конечно, охрана действительно соответствовала бы данному слову «охрана» и выполняла свои функции, как положено.
Если говорить о теракте в «Крокусе», мое субъективное мнение такое: если бы в охране стояли нормальные ребята на хорошую зарплату и они были бы вооружены, то я по своему жизненному опыту, по практике могу сказать, что был бы стрелковый бой между этими тварями и бойцами охраны. И жертв было бы меньше. Кого-то, может быть, нейтрализовали бы сразу. Но, по крайней мере, у людей было бы больше времени, чтобы уйти. А так — они все были беззащитны и этим тварям никто не оказал вооруженного сопротивления. А к тому моменту, когда приехали сотрудники правоохранительных служб, время уже было упущено.
У меня есть опыт общения с нашими крупными ТЦ. Управляющий одним из ТЦ, например, мне сказал, что они не «тянут» платить хорошую зарплату квалифицированным сотрудникам охраны. Еще один пример: после случая с ножевым ранением охранника я дал указание, чтобы в одном из ТЦ в Казани мои сотрудники охраны стояли в бронежилетах со спецсредствами. Я их экипировал за свой счет. Два месяца они так стояли, потом руководитель ТЦ обязала меня разоружить сотрудников, т. к. мои работники якобы пугали посетителей. Т. е. далеко не все сами руководители ТЦ осознают и понимают, какая на их плечах ответственность лежит. Все у нас, к сожалению, упирается в деньги. Такова жизнь.
А зачем нам такая охрана, которая не может оказать вооруженное сопротивление? Съесть яичницу, не разбив яйца, не получится. И «чуть-чуть беременна» не бывает. Если уж ты принимаешь какие-то меры безопасности, то принимай. Да, это может создать какие-то сложности. Некоторые говорят: надо этику соблюдать, доступность и т. д. Вы определитесь, что вам нужно: либо прибыль, либо безопасность.
Вообще, любое решение должно быть взвешенным, продуманным и целесообразным. Сейчас целесообразно людей вооружить на объектах критической инфраструктуры. Обучить их правильно, проводить с ними мероприятия.
Сейчас, когда произошло это событие, мы должны сделать выводы, а не надеяться на русский авось. Мы сейчас живем в такое время, где есть диверсионные группы врага (не противника, а именно врага: они враги, у них задача геноцида). Так о какой культуре мы сейчас говорим и о какой удобности? Перед нами стоит задача сохранения жизни, здоровья, инфраструктуры.
«На сегодняшний день нормативная документация и требования МЧС будут абсолютно противоположны требованиям охраны»
О том, почему требования безопасности к ТЦ не соответствуют реалиям
В России сейчас объекты посещения граждан категорированы по количеству людей, системе пожарной безопасности, сигнализации. Но нет единого стандарта о том, что входные группы должны быть централизованы, должен быть запасной выход такой-то, такие-то должны быть эвакуационные выходы… Я могу сказать, что на сегодняшний день нормативная документация и требования МЧС будут абсолютно противоположны требованиям охраны. Если я как «безопасник» скажу: «Мне эту дверь нужно закрыть, ключи должны быть у охраны, чтобы открыть ее на случай пожара и так далее», — то по предписанию МЧС, согласно их требованиям, эти двери должны быть открыты. Ну и что, около каждого поста и входной группы мы поставим по два охранника с металлодетекторами?
Когда архитектор закладывает бизнес-проект, он исходит из своих творческих требований, но для него нет такого критерия, как, например, установить пункт досмотровых мероприятий. И ведь не поставишь обычные турникеты в каждом торговом центре! В ТЦ сейчас есть турникеты карусельного типа: там, допустим, три сектора, в каждый сектор могут «забиться» человек по 15. Т. е., если там будут одновременно 45 человек и что-то застопорит эту дверь, 45 человек сразу окажутся в ловушке. Хотя можно по большому счету нажать на экстренную кнопку, которая бы открыла ворота, как шлюзовую, и весь народ бы оттуда выбежал.
Представляете, какая давка происходит в проходах карусельного типа и как оттуда выйти? Если взять «Крокус», то там только в одном концертном зале — 6 тыс. мест. Представьте, что еще такое же количество людей находится в торговых залах, ресторанах, кафе. Если эвакуацию объявить, даже без всякой стрельбы, то там давка начнется.
Более того, надо работать с сотрудниками, в данном случае торговых центров. ТЦ — это не цельный организм, там сотни точек, сотрудники которых могут и не знать друг друга, все сами по себе. В том ТЦ, который я приводил в пример, мы, пока его охраняли, проводили учения, мероприятия, эвакуации и т. д. Да, заказчикам это может и не нравиться. Но подумайте, на чьих руках может быть кровь в дальнейшем?
«Должен быть четкий контроль. После теракта задержали мигрантов. Почему у нас опять-таки миграционная политика в этом плане хромает? Эти люди, приезжая в страну, убивают граждан Российской Федерации. У них не было цели здесь жить, работать. У них цель здесь потребительская и отношение к россиянам негативное»
Какие решения надо предпринять?
Нет единой пилюли для этого вопроса. Надо все делать пошагово. Во-первых, нужно понимать, что отчасти нынешняя ситуация — последствия некомплекта в правоохранительных органах. И первая проблема — укомплектовать МВД. Есть такая поговорка: на Бога надейся, а сам не плошай. Да, не будет полиция за всех нас работать, нам, гражданам, тоже надо быть бдительными, принимать меры какие-то. Но, кроме того, на наши обращения кто-то должен реагировать. А работать некому.
Во-вторых, надо обеспечить сотрудников охраны правами и обязанностями сотрудников полиции при заключении договоров с муниципалитетами и пребывании на охране в местах массового скопления людей.
И главное. Люди должны понимать, что война подразумевает не только бой, соприкосновение на линии фронта, где есть видимый враг. Есть еще и диверсионные группы, есть и предатели, есть и просто вредители, которых очень много. На мой взгляд, какое бы это ни было непопулярное решение, надо до завершения военной операции, которая у нас уже два года идет, ввести военное положение, ограничить перемещения, даже в пределах регионов, проводить досмотровые мероприятия. Да, будут неудобства, экономические потери, я все понимаю. Но так постоянно жить нельзя, когда в Белгород поехал — тебя «накрыли», пошел на концерт — тебя расстреляли. Надо взяться, навалиться всей страной и решить этот вопрос. Чтобы дети наши спокойно ходили по улицам. Чтобы не надо было беспокоиться за ребенка, когда отдаешь его в детсад — мало ли, туда кто-то зайдет и «бахнет». Все это нужно комплексно решать.
Должен быть четкий контроль. После теракта задержали мигрантов. Почему у нас опять-таки миграционная политика в этом плане хромает? Эти люди, приезжая в страну, убивают граждан Российской Федерации. У них не было цели здесь жить, работать. У них цель здесь потребительская и отношение к россиянам негативное.
Военное положение подразумевает ограничение гражданских прав. Если «пойти в мораль»: у нас свадьбы, дискотеки, салюты идут, а мы при этом солдат хороним. Ну какие праздники, какие салюты? Какими бы ни были трагичными последние события, но, может быть, действительно пора открыть глаза и сказать: «Все, хватит, надо завязывать с этой войной, довести ее до конца, навалиться всем обществом!»
Это прямой результат наших двойных стандартов. Мы всегда говорим, со всех трибун, что в Евросоюзе двойные стандарты. Но при этом кто-то у нас воюет, а кто-то у нас даже знать не хочет, что война существует. За все это мы должны расплатиться. И будем платить, пока не придем к пониманию, что нужно довести начатое до конца.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 90
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.