Сегодня в галерее современного искусства «БИЗON» откроется новая выставка «Зона свободного плавания» Сегодня в галерее современного искусства «БИЗON» откроется новая выставка «Зона свободного плавания»

Увидеть клонированную принцессу из Неаполя в бассейне

Наталия Спечинская — художник из петербургской творческой семьи. Ее прадедушка — советский драматург Всеволод Вишневский. Уже в пятилетнем возрасте Наталия начала заниматься в студии Ольги Некрасовой в Эрмитаже, затем окончила Репинскую академию художеств, а в 2016 году стала резидентом студии «Непокоренные», которую основал Иван Плющ (недавно в галерее «БИЗON» прошла его персональная выставка «После иллюзий»).

В Казань доставлена масштабная инсталляция Спечинской «Бассейн». Пловчиха в купальнике, которая в компании своих клонов готовится к заплыву, — копия «Неаполитанской принцессы», запечатленной скульптором Франческо Лаурана еще в XV веке. Этот образ загадочной девушки часто появляется в творчестве Наталии, а тема купания, которая также становится лейтмотивом, связана с личным трогательным переживанием. Впервые она появилась после того, как художница узнала, что в квартире ее детства на улице Чайковского в Санкт-Петербурге после ремонта новые владельцы разместили настоящий бассейн.

Минувшей осенью «Бассейн» был представлен на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и засветился на выставке номинантов IV Московской Арт Премии в «Зарядье».

Первым оценить новые работы восходящий звезды из Армении

Молодая армянская художница Гаянэ Аветисян в прошлом году представила свои работы на персональной выставке в Швейцарии и на Миланской неделе мод, а новую серию «Фантомная игра» подготовила специально для выставки в галерее «БИЗON» — казанцы увидят эти полотна первыми. Из Еревана в столицу Татарстана отправились яркие и экспрессивные холсты Гаэянэ. Обратите внимание, что на каждом можно обнаружить шары. Это отсылка к мифу о Сизифе в трактовке Альбера Камю, представившего альтернативную интерпретацию древнегреческой легенды.

Аветисян привлекают сдержанная гармония примитивизма, строгая стилистика неоэкспрессионизма и абстракционизма, но в основе каждого произведения художницы заложен конкретный образ или переживание, близкое и понятное зрителю. Хотя порой необходимо знать и личный бэкграунд. К примеру, в ноябре Гаянэ представила в Лугано полотна с причудливыми образами птиц. С одной стороны, это символ свободы, с другой — постоянная борьба со своими страхами: у Аветисян диагностирована орнитофобия.

Гаянэ в прошлом была профессиональной джазовой исполнительницей, но выбрала карьеру художницы и теперь добивается особой музыкальности работ — прислушайтесь, чтобы услышать, как «звучат» ее холсты.

Ощутить влияние русского авангарда в сказочных мирах уфимской художницы

Картины уфимской художницы Ольги Цимболенко сравнимы с работами «амазонки русского авангарда» Натальи Гончаровой. Яркие городские сцены точно перенеслись к нам из воображения модернистов. Как сквозь туман виднеется словно другой мир, воздушный, эфемерный, иного качества и состава, нежели действительный. В нем бродят огромные собаки, передает последние известия радио Башкортостана, карусель мерно кружит в пустынном заснеженном лесу. Все припорошено грезами.

Картина «Бассейн Юность» Цимболенко вступает в своеобразный художественный диалог с инсталляцией Спечинской. «Я неравнодушна к ритмам кафельной плитки, ее преломлению в воде, — признается Ольга. — У нас в Уфе есть бассейн под открытым небом с этим поэтическим названием. Больше всего я люблю момент, когда вечером включают подсветку воды и ты оказываешься в волнах света и тепла, а в небе — самолеты и звезды…»

На выставке вы увидите колоритных мишек Наталии Спечинской из гипса и силикона На выставке вы увидите колоритных мишек Наталии Спечинской из гипса и силикона

Вспомнить о важности детских игрушек

На выставке вы увидите колоритных мишек Спечинской из гипса и силикона. Нет одинаковых! «Медведь, по-моему, самый яркий символ и воспоминание из раннего детства, — говорит художница. — Кто не спал, прижимая его — друга, защитника — к себе, когда родители выключали в комнате свет?» До этого медвежата появлялись на полотнах Наталии, а недавно она изготовила и презентовала московской публике двухметрового мишку из стеклопластика.

Познакомиться с гадающим попугаем Борисом

Цимболенко привезла в Казань не только свои картины, но и скульптуры из папье-маше. Пожалуй, самая интересная — попугай Борис. Ярким воспоминанием из детства Ольги стала точно такая же птица на городском рынке. Попугай сидел на руке у женщины, которая громогласно зазывала: «Борис гадает, Борис гадает!» У женщины была корзиночка с бумажными предсказаниями, из которой Борис доставал одно каждому желающему.

Не менее забавны и другие скульптуры с говорящими названиями: «Плохая лыжница», «Балерина-белочка», «Заморская птица в пальто».

Увидеть керамические бильярдные шары и собаку, нарисованную цветными мелками

На выставке будут представлены не только живописные работы Аветисян. Зрители также увидят ее графику и керамические бильярдные шары, которые невозможно загнать в лунку — художница вновь делает абсурдистскую отсылку к Сизифу. На графических листах Гаянэ можно увидеть силуэт огромной собаки. Это еще один образ, к которому периодически обращается художница. С детства Аветисян любит историю Астрид Линдгрен про Карлсона. Для нее, как и для Малыша, собака была центром маленькой вселенной, преданным другом, защищающим от агрессии и равнодушия взрослого мира. Спустя много лет это животное стало главным героем творчества Гаянэ, постепенно превратилось в alter ego художницы.

Приехав в Казань, Аветисян за полчаса нарисовала собаку на стенде галереи цветными мелками. Как и все образы в серии «Фантома игра», четвероногий друг выглядит призрачными и ускользающим, напоминая нам о хрупкости наших фантазий.


Обнаружить артефакты из прошлого — старинное трюмо и рамы, найденные на блошиных рынках

Спечинская иногда подчеркивает связь времен гротескным приемом — она обрамляет свои картины в старые музейные позолоченные рамы, найденные на блошиных рынках. Такой стилистический контраст придает ярким разбитым на пиксели изображениям на холстах еще больший шарм. В «БИЗОNе» оценить этот художественный прием можно возле полотна «Сон, охраняемый котом», оформленного в массивную резную раму.

Еще один артефакт из прошлого — трюмо, в которое помещена картина Цимболенко. На полотне зрители увидят интерьеры мастерской уфимской художницы Ляли Галеевой. «Наши студии находились по соседству, занимали весь первый этаж пятиэтажного дома сталинской постройки, — рассказывает Цимболенко. — Нас разделяла одна тонкая стена, через которую до меня доносился Лялин смех и музыка, я очень любила наше соседство. Однажды она подарила мне старое трюмо. Я наполнила картину персонажами из Лялиных произведений, и центр всех событий — печь для обжига керамики. Данную печь для нее специально собирали на заводе, она выглядит как декорация из фантастичного фильма. Ляля умерла от коронавируса в 2020 году, до сих пор не могу в это поверить. Каждый день заглядывая в нарисованную мастерскую, слышу ее смех и музыку».

Выставка «Зона свободного плавания» доступна для посещения с 22 марта.