«Поставки должны были быть еще неделю назад», — жалуются игроки цветочного бизнеса из Казани. Сорвать им кассу в преддверии Женского дня могут новые правила европейской таможни. Из-за электронной очереди и бумажной волокиты фуры с цветами простаивают на границе с Латвией. По сравнению с прошлым годом стоимость букетов подорожала на 25–30%, а закупочная цена российских тюльпанов — на 45%. О том, почем нынче букеты, почему женщины стали дарить подарки себе и как маркеплейсы подготовились к DDoS-атакам, — в материале «БИЗНЕС Online».
Спрос на букеты в республике с начала этого года вырос в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023-го
Водители сутками стоят на европейских границах
Ряд казанских цветочных компаний в преддверии праздника 8 Марта столкнулся с задержкой поставок. Оптовая компания April из Казани рассказала у себя в телеграм-канале, что на европейской таможне водителям их фур, которые везут цветы в Россию, приходится стоять «по двое суток», поэтому вместо трех-четырех дней растения везут 6 дней. Так что магазины, сделавшие заказ в конце прошлой недели, рискуют не получить цветы в срок или в лучшем случае — прямо в день праздника.
«Затык» случился на границе с Латвией, говорит Артур Шайдуллин — владелец ООО «Дом роз». Там ввели электронную очередь вместо живой, из-за чего пропускная способность «очень сильно снизилась». Кроме того, некоторые водители грузовиков жалуются, что европейцы усложняют порядки оформления важного груза на таможне, требуют договоры купли-продажи и прочие документы, которые не нужно было предъявлять в прошлом году. К примеру, если раньше к 8 Марта компания делала по три-четыре рейса из-за границы, то сейчас — один.
С увеличением сроков доставки столкнулась и компания «Многороз», рассказал нашему изданию один из ее основателей Ильназ Тимербаев. «Если в прошлом году поставки были в срок, в этом году мы сильно задерживаемся, ежедневно получая поставки, которые должны были получить еще неделю назад», — поделился наш собеседник.
Тем не менее бить тревогу не стоит, уверяет Шайдуллин. Главный цветок в Женский день (60–65% от объема продаж в праздник) — тюльпаны — закупают в основном в России (Чувашии, Подмосковье), хотя еще три года назад везли из Голландии. Так и дешевле, и удачнее логистика. «Если тюльпан вдруг задерживается, он может перележать, деформироваться, особенно если везли его в коробках или тележках. Вертикальная логистика сильно дороже. Поэтому третий год везем, и многие другие компании тоже, только местный цветок», — объяснил бизнесмен.
Как сообщает федеральная таможенная служба, за январь – февраль они оформили свыше 12,5 тыс. т свежесрезанных цветов на сумму 2,2 млрд рублей. В топе заграничных поставщиков — Нидерланды, Эквадор и Кения. Обычно оптовики, «какой бы год ни был», закладывают сроки задержки в праздники до пяти дней. Как рассказал Шайдуллин, его компания получила цветочную партию на 8 Марта еще 23–24 февраля.
Никакие сложности и таможенные нововведения недружественных стран не влияют на желание красавиц Татарстана получить букет цветов. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе онлайн-сервиса Flowwow, спрос на букеты в республике с начала этого года вырос в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023-го.
Только на тюльпан ценник поднялся на 25%. Если в прошлом году средняя цена была 120 рублей за цветок, то в этом в розницу — от 150 рублей
Сколько стоят гвоздики, 25 кенийских роз и килограмм абхазской мимозы
Как изменились цены? Аналитики оптового маркетплейса «Клик Бизнес» сообщили нашему корреспонденту, что средняя цена за цветок, независимо от сорта и «ростовки» (длины стебля), в феврале этого года выросла на 14% с 104 до 121 рубля. Фиксируют рост цен и розничные магазины. Только на тюльпан ценник поднялся на 25%. Если в прошлом году средняя цена была 120 рублей за цветок, то в этом в розницу — от 150 рублей. Чему удивляться, говорят эксперты, закупочная цена местных тюльпанов по сравнению с прошлым годом подорожала на 45%, потому что луковицы покупают в Голландии.
Топовые букеты в целом подорожали на 25–30%. В топе — кенийская роза (букет по 15 и 25 штук) и тюльпаны. В прошлом году букет роз обходился в 1,3 тыс. рублей, в этом — в 2 тысячи. За охапку тюльпанов придется выложить 2,2 тысячи. Пионовидные розы стоили в прошлом году 300 рублей, в этом — 350 рублей за штучку. «Кому-то важно количество, поэтому они покупают маленькие кенийские розы, но в большом количестве — 25–51 цветок, — говорит основатель маркетплейса „Цветов.ру“ Булат Вахитов — Цена на такие букеты — 2,5–7 тысяч рублей в зависимости от количества бутонов».
Мимозу везут из Абхазии, а раньше — из Италии
Российская таможня сообщает, что в наибольшем объеме ввозят розы — 5,3 тыс. т, хризантемы — 2,8 тыс. т и гвоздики — 780 т, что, правда, не вяжется с данными, озвученными нашими спикерами. По их мнению, тюльпаны по-прежнему хит продаж. Вторые по популярности — обычные розы и пионовидные, тренд на которые «спустился» в Казань из Москвы. Пробиваются в тренды двойные тюльпаны или пионовидные — их оптовая цена дороже «рублей на 10», но это не массмаркет, их покупают те, кто «не гонится за ценой».
Хорошо себя показывают ирисы, нарциссы и мимозы. Ирис в этом году сопоставим по цене с тюльпаном. Мимозу везут из Абхазии, а раньше — из Италии, рассказывают в «Доме роз». Средняя закупочная цена у абхазцев за 1 кг мимозы (это весовой цветок, его покупают в коробках) — 3,5 тыс. рублей, у итальянцев — в 3–4 раза дороже.
Владелица доставки цветов «Глазурь» в Альметьевске Зарина Цыпленкова добавляет, что клиенты начинают чаще присматриваться к цветам, которые могут простоять дольше, — альстермериям, хризантемам, гвоздикам. «Они долго живут в вазе, даже если человек не умеет за ними ухаживать», — объяснила собеседница газеты.
Основные фавориты монобукетов — гортензии, а также ромашковые хризантемы
В этом году татарстанцы стали чаще покупать монобукеты, добавили в пресс-службе Flowwow. Основные фавориты — гортензии, а также ромашковые хризантемы. Также высокой популярностью в Татарстане пользовались букеты, состоящие из гортензий и гипсофил.
Один из трендов — «увеличение количества» упаковки (оберточной бумаги) букета. Клиентам, объясняют, спикеры, такие композиции кажутся объемнее, красивее и… дороже. Хотя магазину увеличение бумаги обошлось в 50 рублей. «Самая высокая рентабельность у цветочных магазинов — это упаковка и лента, 1,5 тысячи процентов. Иногда на них в месяц можно заработать больше, чем на цветах», — раскрыл секрет один из наших экспертов.
«Интересно, что сейчас у нас берут букеты в основном женщины. Что-то мужчин вообще мало»
«Женщины стали поздравлять сами себя, и это не есть хорошо!»
Атмосферу в цветочных магазинах в преддверии праздника оценил журналист «БИЗНЕС Online». «Мимозы! Берите мимозы!» — раздавалось накануне на Московском рынке возле «Тюбетейки», где стоят пять «газелей» и не менее 10 столов, с которых торгуют цветами. Прохожие останавливаются посмотреть, как шутят торговцы, «примериться к ценнику», но пока не более того. Ажиотаж начнется день в день.
«У нас букетик тюльпанов стоит 100–120 рублей, но народ говорит, что и это уже дорого. Хотя это, наоборот, даже ниже, чем было в прошлом году, — делится женщина за прилавком. — Вообще, 8 Марта — это весенний праздник, и дарить на него нужно именно цветы. Интересно, что сейчас у нас берут букеты в основном женщины. Что-то мужчин вообще мало». За 10 минут к прилавку подошли лишь две женщины. В целом что касается представительниц прекрасного пола, то тут сошлись во мнении все продавцы — это основные покупатели. Такую тенденцию отметил и предприниматель Заур Файзуллин, у которого в Казани сразу три цветочных магазина.
«Средние цены у нас 100–120 рублей. Это Голландия. Мы давно работаем, и у нас есть свой проверенный человек-поставщик. Цена закупочные, конечно, изменились в худшую сторону. По этим причинам нам ежегодно приходится повышать цены. Ничего не дешевеет, все только дорожает. Спрос перед праздниками постепенно увеличивается, — отмечает мужчина. — К сожалению, есть такая тенденция, что женщины стали себя поздравлять чаще, нежели пару лет назад. Это не есть хорошо. И тут вопрос к мужчинам, чтобы они как можно больше дарили своим любимым женщинам цветы. У меня прямо сейчас есть 10 тысяч тюльпанов, и я собираюсь реализовать их в течение праздничных дней».
Разнообразие цветочных букетов — в специализированных бутиках
Продавец Руслан завозит цветы из Абхазии. Цены у него, несмотря на то что лавка соседствует с десятком продавцов, чуть выше. «Раньше были букеты по 100 рублей, а сейчас они стали по 200–300 рублей, потому что закупочные цены поднялись. Тут у нас мимозы, а на другой точке есть и тюльпаны, и розы. Раньше коробка стоила 2,5 тысячи, а сейчас уже 3,5 тысячи рублей, берем коробки до 7 килограммов», — рассказал он.
Разнообразие цветочных букетов — в специализированных бутиках. Работа кипит, как увидел журналист «БИЗНЕС Online», штат в магазинах на время увеличили с 3 до 6 сотрудниц. Они раскладывают и обрезают новый товар, заготавливают оберточную бумагу и разгружают бесконечные коробки. Такая атмосфера царит, например, во «Флореаль» на ул. Карла Маркса. Администратор быстро сказала, что цены у них, «как и у всех». Букеты стоят от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Обычные тюльпаны поштучно — 200–300 рублей. В рабочий день накануне в помещении не было ни одного покупателя, но, как пояснила одна из продавщиц, суета связана с большим наплывом онлайн-заказов.
В бутике Euphoria на Лобачевского также делают заготовки и отмечают, что мужчин-покупателей стало меньше. «Вы сами знаете, где они все сейчас», — рассказала менеджер цветочного магазина. В соседних магазинах EiitefIora и «Все в пучок» наплыва посетителей на большие букеты ждут только завтра. А сегодня касса магазина усыпана тюльпанами по 300 рублей за штуку.
«Раньше люди могли позвонить, заказать, написать в мессенджеры. Сейчас ищут возможность исключить общение. Оформил заказ и забыл»
Сервисы доставок цветов ждут увеличения количества заказов на 8 Марта в 25 раз
Онлайн-заказы по-прежнему в тренде. Из-за высокой нагрузки на сервисы доставки букеты рискуют дойти под конец праздничного дня или даже ночью. В прошлом году по этой причине без цветов остались клиенты казанской «Клумбы», когда к Международному женскому дню покупатели оплатили заказы, но ничего не получили. Компании пришлось извиняться и раздавать промокоды. А в этом году на 14 Февраля сервис Flowwow не выдержал атаки «валентинов» и начал работать с неполадками. В этом году обещали исправиться.
«К 8 Марта ожидаем роста числа клиентов на нашем сайте и в приложении в 20–25 раз по сравнению с обычным днем, но работу над ошибками мы провели: техническая команда рассчитала и ввела в строй дополнительные серверные мощности для обеспечения стабильности работы платформы», — заверили в пресс-службе компании.
«Один из главных трендов последних лет — онлайн-заказы, — объяснил причину сбоев основатель маркетплейса „Цветов.ру“ Вахитов. — Процент использования мобильного приложения сильно вырос. Раньше люди могли позвонить, заказать, написать в мессенджеры. Сейчас ищут возможности исключить общение. Оформил заказ и забыл. Тебе никто не звонит, не спрашивает, не уточняет. Это важно сейчас».
Но маркетплейсам и сервисам доставки нужно готовиться не только к высокой нагрузке, но и к различного рода DDoS-атакам, предупреждает Павел Трапезников — руководитель проектов оптового маркетплейса «Клик Бизнес» и сервиса доставки букетов «Клик Маркет». Поэтому рисков повторения аналогичных ситуаций достаточно. «Перед 8 Марта мы столкнулись с первой кибератакой на наш сервис. Если ты работаешь в сфере IT, то это неотъемлемая часть твоей работы. Мы оказались готовы к „подарку“ и справились с ним достаточно оперативно», — отметил спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.