Угледобытчики из Кузбасса — компания «Талтэк» Юрия Кочеринского — пытаются взыскать с татарстанского Ак Барс Банка 631,3 млн рублей. На такую сумму, как считают промышленники, банк необоснованно обогатился, пока тормозил конвертацию дирхамов на рублевый счет компании. Свои средства кемеровцы в итоге получили полностью в течение месяца, но курс дирхама за это время предательски упал. В итоге они пошли в Арбитражный суд РТ с целью вернуть разницу. Эксперты «БИЗНЕС Online» сомневаются, что столь крупный банк решил просто разово «заработать» на клиенте, и не исключают, что задержка выплат связана с санкциями минфина США.
Банк, несмотря на неоднократные просьбы компании, не сразу сконвертировал средства на ее рублевый счет, а лишь спустя несколько дней
Конвертировать дирхамы в рубли на 10,4 млрд рублей
В Арбитражном суде Республики Татарстан состоялось рассмотрение иска АО «Талтэк» к Ак Барс Банку (АББ) на 631,3 млн рублей. Оппонент у татарстанского банка серьезный — угледобывающая группа компаний с предприятиями в Кемеровской области и вагоностроительным заводом на Алтае. Согласно «Контур.Фокусу», выручка компании на конец 2022-го составила 60,2 млрд рублей, чистая прибыль — 7,1 млрд рублей. Основатель и президент — Юрий Кочеринский.
Еще 10 августа 2022 года между банком и «Талтэком» был заключен договор банковского счета и комплексного банковского обслуживания — «Талтэк» поставлял уголь в ОАЭ, за что ему на расчетный счет в АББ перечислялись средства в дирхамах, банк их конвертировал и возвращал в рублях. Однако в октябре 2023-го все пошло наперекосяк. Банк, несмотря на неоднократные просьбы компании, не сразу сконвертировал средства на ее рублевый счет, а лишь спустя несколько дней. Это возмутило предприятие, вследствие чего угледобытчики даже решили расторгнуть договор с банком, а также потребовали назад свои деньги, включая и курсовую разницу.
Группа компаний «Талтэк» ведет свою историю с 1998 года. Начав как угольный трейдер с численностью персонала пять человек, сегодня, спустя 25 лет, «Талтэк» — это крупные месторождения угля, разрезы, оснащенные высокопроизводительным технологическим оборудованием, системы контроля качества, погрузочный комплекс, порт, собственная железнодорожная и вагоностроительная база, более 2,5 тыс. профессионалов своего дела, сообщается на официальном сайте компании.
Угледобывающие предприятия ГК расположены в Кемеровской области на территории Кузнецкого угольного бассейна, одного из самых крупных угольных месторождений мира, они добывают около 7,7 млн т угля в год.
В ГК также входит Барнаульский ВРЗ — одно из крупнейших предприятий Алтайского края, которое специализируется на изготовлении и ремонте железнодорожного грузового подвижного состава и запасных частей. Производственная мощность — 3,5 тыс. вагонов в год.
7 февраля 2024 года дело рассматривалось в татарстанском арбитраже. Выступление начали адвокаты компании «Талтэк» Кристина Ефимова и Евгений Разов. Основанием для иска стало невыполнение Ак Барс Банком поручений по договору банковского счета, сообщила Ефимова. Так, еще 5 октября 2023-го «Талтэк» направил банку поручение — сконвертировать 6 октября 382 млн дирхамов «с текущего счета по текущему биржевому курсу за минусом индивидуально установленной банком комиссией в размере 20 копеек за 1 AED». Если пересчитать в рублях по курсу ЦБ на 6 октября 2023 года, то выходит почти 10,4 миллиарда. Комиссия банка за такую услугу при этом составила тоже немалую сумму — 76,4 млн рублей.
Банк, по словам Ефимовой, поручение получил — в тот же день оно отобразилось со статусом «прочитано», но желаемой конвертации так и не произошло. 9 октября, т. е. через четыре дня после просьбы о конвертации, «Талтэк» решил прекратить отношения с Ак Барс Банком и направил в банк соответствующее уведомление. По словам представителя компании, это решение угледобытчики приняли из-за нарушения банком договора с предприятием. Все средства, оставшиеся на их счетах в АББ, должны были быть отправлены по указанным компанией реквизитам. Это сообщение, по свидетельству адвокатов, также было доставлено и прочитано работниками Ак Барс Банка, но никакого ответа снова не поступило, соответственно, и деньги перечислены не были.
Только после еще ряда писем с жалобами АББ, рассказывает Ефимова, вышел на связь и приступил к постепенному исполнению своих обязательств перед «Талтэком». Как вспоминала адвокат предприятия, работники банка жаловались представителям угольной компании на введение санкций минфина США (были введены еще 14 сентября 2023 года). «Очень странно, что они за неделю (т. е. когда выплаты все же начались — прим. ред.) прекратили свое действие, эти санкции», — иронизировала Ефимова.
В итоге средства, принадлежащие «Талтэку», банк все-таки сконвертировал из дирхамов в рубли и вернул в течение месяца: если судить по датам платежных поручений, это произошло 11, 12, 25 октября, 2, 7 и 8 ноября.
Однако за данное время курс дирхама по отношению к рублю серьезно изменился. Так, если 5 октября прошлого года, когда появилось первая просьба о конвертации, он составлял 27,0775 рубля за дирхам, то к дате последней выплаты, к 8 ноября 2023-го, курс опустился до 25,1641 рубля за единицу валюты ОАЭ. Как считают адвокаты, АББ вел поэтапную конвертацию 382 млн дирхамов, обновляя курс валюты на свежий перед каждой выплатой. В «Талтэке» все это сочли необоснованным обогащением со стороны банка и потребовали вернуть разницу — те самые 631,3 млн рублей.
Любопытно, что после случившегося банк, как говорят адвокаты, как ни в чем ни бывало еще и предлагал «Талтэку» кредиты с низкими процентами. «Уважаемый ответчик, когда вы злоупотребляете своим доминирующим положением, когда мы не можем связаться с вами, намерений продолжать отношения нет. Мы хотели вернуть свое, а не зарабатывать. Злоупотребления с нашей стороны нет», — поучала Ефимова присутствующего адвоката АББ.
Любопытно, что после случившегося банк, как говорят адвокаты, как ни в чем ни бывало еще и предлагал «Талтэку» кредиты с низкими процентами
Позиция АББ: прямое волеизъявление от «Талтэка» отсутствовало
Следом свою позицию озвучил адвокат Александр Ильясов, представлявший Ак Барс Банк. Защиту он начал с оспаривания поручения от 5 октября. На этом моменте судья Тимур Гиззятов даже зачитал текст документа: «Поручаем ПАО „Ак Барс Банк“ сконвертировать 5 октября 2023 года сумму в рубли с текущего счета по текущему биржевому курсу. Взамен комиссии, установленной банком в 20 копеек за один AED. Просим вас сообщить итоговый курс конвертации для согласования и подтверждения с дальнейшим предоставлением соответствующих конвертаций по дистанционному банковскому обслуживанию на сумму 382 024 496,90 дирхама».
Как объяснил адвокат банка, последнее предложение явно говорит о том, что «Талтэк» не собирался конвертировать валюту, а только пытался договориться о курсе обмена: «Фактически прямое волеизъявление на совершение сделки отсутствует», — дополнял Ильясов. Но почему-то «забыл» о первом предложении того же документа, где четко говорится «поручаем сконвертировать…»
Только 11 октября 2023-го стороны пришли к общему согласию о курсе обмена и расторжении договора, объяснял адвокат банка свою версию событий. Здесь судья решил уточнить причину столь долгой реакции со стороны Ак Барс Банка: «То есть вам сначала было неочевидно, а как только появилась ясность, вы выполнили все обязательства?» Ильясов ответил, что, вероятно, перед тем как начать выплаты (т. е. с 5 по 11 октября), банк провел переговоры с «Талтэком» по размерам и определению условий.
Адвокат Ефимова сообщила на это, что подобных переговоров на самом деле не было. Но все же решила уточнить, каким же образом в таком случае данные переговоры проходили? Защитник Ак Барс Банка не смог ответить на вопрос. «Сведений нет», — лишь повторял он после аналогичного вопроса от судьи.
Далее Ефимова решила узнать, сколько банк сумел заработать на средствах «Талтэка», которые удерживались на счету «незаконно», однако судья этот вопрос снял, определив его как не относящийся к делу. К следующему заседанию адвокаты «Талтэка» должны будут ознакомиться с мнением стороны ответчика и подготовить контрдоводы.
В пресс-службе Ак Барс Банка, куда обратился «БИЗНЕС Online», от дополнительных комментариев воздержались.
«В целом маловероятно, что такой крупный банк решил разово заработать на клиенте и испортить с ним отношения, а заодно и свою репутацию»
«Маловероятно, что такой крупный банк решил разово заработать на клиенте»
Старший юрист Yalilov & Partners Амир Хасанов считает, что судить, кто прав, в данном случае сложно — все зависит от конкретных условий тарифного плана и договора, но обычно конвертация происходит сразу после отражения поступивших денег на счете. Если этого сделано не было, возможно, банку и правда придется вернуть курсовую разницу.
Старший партнер АНП «Зенит» Дамир Низамов полагает, что делать какие-либо прогнозы без материалов дела невозможно. Все зависит от условий договоров, заключенных между банком и клиентом. Во-первых, обязан ли банк покупать валюту у клиента по его требованию? Если обязан, то по какому курсу и в какой срок? Кроме того, если проблемы произошли из-за санкций минфина США, банк может поставить вопрос о форс-мажорных обстоятельствах.
«Российские суды выработали критерии, в каких случаях санкции признаются непреодолимой силой, такая практика есть. В целом маловероятно, что такой крупный банк решил разово заработать на клиенте и испортить с ним отношения, а заодно и свою репутацию. Скорее всего, возникли объективные сложности», — объясняет спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.