«Это совершенно конкретная экономическая задача, ее много раз решали, однако в любые такие вещи вмешивается политика, тем более накануне выборов», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» поручение президента РФ Владимира Путина определить оптимальный тариф на проезд по трассе M12 «Восток». Просчитать стоимость проезда кабмину и госкомпании «Автодор» нужно в течение месяца. При этом с момента полноценного запуска трассы прошло менее двух месяцев, и понимания, какой реальный трафик, нет. О том, снизится или, наоборот, вырастет стоимость проезда после поручения президента, какой тариф считать оптимальным и почему бизнес считает нынешнюю цену неоправданной, — в нашем материале.
Владимир Путин поручил проанализировать тарифы на проезд по трассе М12 «Восток» от Москвы до Казани и определить оптимальные цены
Кабмину надо за месяц «придумать» оптимальный тариф для М12
Определить оптимальный тариф на проезд по платной трассе М12 «Восток» — такое поручение дал накануне правительству и госкомпании «Автодор» президент России Владимир Путин. Причем на исполнение Кремль отмерил всего месяц. Ответ должен быть представлен в срок до 15 марта 2024 года. Ответственными назначены премьер-министр Михаил Мишустин и председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко. Ответное письмо Путину вряд ли сделают публичным, но посмотреть на него было бы интересно. Возможно ли определить оптимальную стоимость проезда для дороги, которая полноценно работает меньше двух месяцев?
Обратимся к тексту поручения. «Правительству Российской Федерации при участии государственной компании „Автодор“ проанализировать тарифы на проезд по автомобильной дороге М12 „Восток“ на маршруте от города Москвы до города Казани и представить предложения по определению оптимальных тарифов с учетом ее востребованности жителями соответствующих субъектов Российской Федерации и коммерческими организациями», — сказано в документе.
Из текста, вероятно, следует, что тарифы на участках трассы должны отличаться в зависимости от востребованности жителями и бизнесом в конкретном регионе. Правда, уже сейчас сетка разная. Чем выше загруженность, тем больше стоимость проезда. Скажем, от Москвы до Владимира доехать стоит вдвое дороже, чем от Владимира до Казани. Однако надо понимать, что, когда «Автодор» формировал тарифы, вероятно, использовался расчетный трафик. Сейчас же видно реальную загруженность дороги, и стоимость может поменяться. Вероятно, в этом и посыл Путина: «плясать» от реальной загруженности. Означает ли это, что у Москвы тариф станет еще выше, а ближе к Казани понизится? Вопрос.
Тарифы на участках М12 должны отличаться в зависимости от востребованности. Чем выше загруженность, тем больше стоимость проезда. Скажем, от Москвы до Владимира доехать стоит вдвое дороже, чем от Владимира до Казани
Тут стоит вспомнить витавшие слухи о том, что «Автодор» в последний момент снизил тариф для легковых автомобилей по «указке» Путина. Нынешнее поручение президента дано по итогам ежегодной пресс-конференции в декабре, на которой москвич Сергей Гвоздев-Карелин пожаловался, что проезд по новой магистрали будет очень дорогим. «Владимир Владимирович, пожалуйста, рассмотрите возможность дать соответствующим ведомствам поручение пересмотреть тарифы на проезд по М12 в сторону уменьшения, чтобы она стала доступной по стоимости для широкого круга автомобилистов», — попросил он. И вот его просьба исполнена.
Тарифы для легковых автомобилей:
Казань-1 (на Р241 Казань – Ульяновск) — 4 481 рубль;
Казань-3 (на аэропорт) — 4,8 тыс. рублей;
Шали — 4 998 рублей.
Тарифы для грузовых автомобилей:
Казань-1 (на Р241 Казань – Ульяновск) — 9 926 рублей;
Казань-3 (на аэропорт) — 10 458 рублей;
Шали — 10 889 рублей.
На трассе действуют скидки по программе лояльности и при использовании транспондера (обычный стоит 4 тыс. рублей, дизайнерский — 5 тыс.). Максимальный размер скидки по нему — 15%. Таким образом, стоимость для легковой машины при заезде через Иннополис составит 3,8 тыс. рублей, через аэропорт — 4,4 тыс. рублей.
Сам «Автодор» отрицал, что компания снизила стоимость после пресс-конференции Путина. «Человек сделал глупость», — комментировал замечание москвича в разговоре с «БИЗНЕС Online» предправления компании Петушенко. «Он умножил надвое трафик. Такого не было у нас никогда. Все цифры, которые есть, у нас вывешены. Можно было с ними ознакомиться. До Владимира 6 полос движения и интенсивность гораздо больше, поэтому там тариф [выше]. А здесь на основных участках такой тариф неприменим, поэтому [стоимость проезда] — 4 481 рубль от Казани до Москвы», — объяснял руководитель «Автодора». Впрочем, тарифы для грузовиков, о которых вопроса Путину не было, в итоге совпали с расчетными, что наводит на размышления.
Отбойники, обустроенные вдоль дороги, в снегопады сыграли роль «снегозадержателя»
А нынешний тариф не оптимальный?
Таким образом, чтобы понимать оптимальный тариф, надо иметь на руках данные по загруженности. Их в публичном доступе нет. Но, например, в январе из данных «Автодора» следовало, что на участки трассы М12 от Москвы до Владимирской области пришлось менее 3% новогоднего трафика (учитывались поездки с 29 декабря 2023 года по 8 января 2024-го).
Отдельный вопрос — это какой тариф считать оптимальным? И оптимальным он должен быть для кого — водителей или оператора трассы, который ее обслуживает? Ведь мнения точно будут отличаться. «Недолго радовались снижению тарифа, похоже…» — переживал в комментариях ко вчерашней новости один из читателей. В пресс-службе ГК «Автодор» заявили «БИЗНЕС Online», что нынешняя стоимость проезда по трассе выверена, но после поручения президента вопрос будет проработан дополнительно. «Стоимость проезда оценивается детально для каждого участка наших дорог, она выверена с учетом выгод в сравнении с альтернативами. В рамках этого поручения отработаем этот вопрос дополнительно», — сказали в компании. Пока планов по пересмотру стоимости проезда компания не озвучивала. Но с момента полноценного запуска прошло меньше двух месяцев.
Нынешний тариф нельзя считать оптимальным, он неоправданно дорогой, заявил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников. «Для всех, кто пробовал там организовать перевозки, дорога не соответствовала ожиданиям, — отметил собеседник газеты. — Тут мнения разделились. Есть сторонники, что все дороги должны быть бесплатны. А те, кто готов платить, считают, что если уж оплату берут, то, значит, должно быть понимание, за что берут. Не за то, что человек едет по асфальту. Это все-таки инфраструктурный объект, в котором есть все современные удобства. Это же не только асфальт или освещение. Тут должна быть и дорога хорошая, и инфраструктура — заправки, сервисы и тому подобное. Мы, как транспортники, честно говоря, боимся по этой дороге машины отправлять».
Сотников также обратил внимание на «классическую ошибку» при строительстве трассы. Отбойники, обустроенные вдоль дороги, в снегопады сыграли роль «снегозадержателя». «Получается некий тоннель. Соответственно, там сейчас снег скапливается, а его столкнуть некуда. На всех дорогах просто сталкивается на обочину снег. Дорога сужается, и, если какие-то аварии происходят, автоматически последствия очень серьезные. Если машина сломалась, то неясно, куда ехать до ближайшего сервиса. В общем, плюсов мы там не увидели», — отметил спикер.
Плату за проезд по М12 предлагают вводить после того, как дорога «обрастет инфраструктурой»
По мнению директора логистической компании, плату за проезд по М12 можно вводить после того, как дорога «обрастет инфраструктурой». «Народ туда потянется из-за того, что там очень хорошо, и потихонечку пускай пробуют поднимать [тариф]. То есть это должен быть некий баланс, прежде чем мы туда едем. 10 тысяч отдать туда и 10 тысяч обратно за один рейс из Казани в Москву и обратно. Извините меня, это 20 тысяч за грузовик», — сказал спикер.
Оптимальный тариф на платной трассе — это вопрос не политический, не вопрос поручения правительству или компании, заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Михаил Блинкин. «Это чисто экономический вопрос. Если у меня тариф нулевой, потребителей (автомобилистов) много, а доход нулевой. Если у меня тариф очень большой, условно, тысяча рублей [за километр], то желающих ехать мало. И опять же, доход нулевой! Соответственно, решается задача: какая эластичность по тарифам? Если мы сделаем тариф на рубль меньше, на сколько прибавится автомобилистов? Если тариф больше — на сколько их убавится? Это совершенно конкретная экономическая задача, ее много раз решали для многих заказчиков, для платных дорог. И в таком случае я выбираю тариф, который обеспечит мне максимум произведения трафика на тариф. Вот это называется оптимальным тарифом, если не вмешивается никакая политика», — описал эксперт.
«Однако в любые такие вещи вмешивается политика, тем более накануне выборов, — продолжает Блинкин. — Когда она вмешивается, тариф выбирается несколько ниже того, который по стандартному экономическому расчету сочли оптимальным. Но это тоже обычная вещь, это не сенсация, ничего удивительного. Поскольку речь идет о политической стороне дела, да, выбран будет тариф, который ниже этой планки». Он также заметил, что действующий тариф может быть не один для всех. К примеру, в мировой практике часто делают скидки для местных потребителей, которые не двигаются транзитом. «Продаются стандартные транспондеры, в которых зашит тариф общий, есть еще „местные“, в которых тариф поскромнее. Все это технически возможно. Тем более то оснащение, которое есть на наших платных дорогах, позволяет все это делать. Так что поручение президента не мудреное, это можно выполнить», — сказал спикер.
Деньги не окупают содержание платных дорог. Согласно отчету, ГК «Автодор» получает из бюджета в 6 раз больше, чем собирает плату
Нынешний тариф «запретительный», уверен председатель союза пассажиров России Кирилл Янков. «Если говорить о том, какой должен быть… Он должен быть такой, чтобы подавляющее большинство водителей ехало по платной дороге. Сейчас по платной дороге при наличии бесплатной (трасса М7 „Волга“ — прим. ред.) ездят 30–40 процентов водителей, а бо́льшая часть продолжает ехать по бесплатной дороге. Соответственно, бесплатная дорога более аварийная, потому что она проходит через населенные пункты, пешеходные переходы и так далее. То, что она идет через населенные пункты, ведет к ухудшению состояния атмосферы, потому что выбросы», — сказал собеседник.
По словам Янкова, нынешняя политика платных дорог «не снижает проблему аварийности и улучшения экологии, а решает только проблему, как денежки собирать». «Притом что эти денежки не окупают содержание этих дорог. Потому что, согласно отчету, ГК „Автодор“ получает из бюджета в 6 раз больше, чем собирает плату. Я считаю, что проблема окупаемости вообще не должна стоять, тем более как основная проблема, потому что ни одна платная дорога не была построена в России за частные деньги. Даже если там есть формально частный концессионер, как на платном обходе в Одинцово, все равно там были кредиты госбанка. Поэтому проблема окупаемости не должна стоять у государства на первом месте», — сказал председатель союза пассажиров России.
Тариф снизят, «иначе не было бы поручения» от президента. «А после выборов совершенно необязательно, что он вернется к прежним показателям», — считает эксперт.
«Сейчас тариф понизится, иначе бы не было поручения»
Изменится ли тариф после поручения президента? Сотников настроен скептически. «Я знаю, как наши чиновники умеют все красиво преподносить. Сейчас это обернут в какую-нибудь обертку. Была такая сумма, а мы сделали столько-то, такую красивую отписку. Может быть, процентов 10–15 скинут. Мы же это проходили, когда история по „Платону“ была. Сначала скинули, а потом постепенно-постепенно поднимали и каждые полгода-год тариф пересматривали», — сказал спикер.
По мнению Сотникова, должна быть тарифная комиссия, «независимый орган», который оценит обоснованность нынешних тарифов. Плюс надо учитывать «рыночную составляющую», настаивает собеседник газеты. «Я же не могу, например, машины отправлять по такой цене, которая мне вздумается, просто никто заказывать не будет транспорт. Есть какой-то баланс устоявшихся цен, мы в рынке находимся и за каждый рубль торгуемся с клиентами. Какую-то цену выстрадаем, и все так работают в бизнесе. Здесь надо начинать точно не с высоких цен, а с минимальных. Я бы вообще с ноля начал, там дорогу запустили раньше, чем инфраструктура была готова к этому», — добавил предприниматель.
Тариф снизят, «иначе не было бы поручения» от президента, считает Блинкин. «А после выборов совершенно необязательно, что он вернется к прежним показателям. Все зависит от того, как это будет сделано. Вот если бы я занялся этой задачей, то ввел бы тарифы для местных, которым не нужно ехать с запада на восток, а для тех, кому надо проехать от моего поселка до ближайшего районного центра, это условно. Этим будут заниматься профессионалы. Я не думаю, что они сделают хуже», — сказал эксперт.
«На самом деле, как я понимаю, это поручение было после прямой линии уже исполнено мгновенно. Там тарифы оказались, по-моему, уже на тысячу рублей меньше, чем заранее были обещаны», — отметил Янков. «Зная, как устроена бюрократия, предполагаю, что будет именно так: отчитаются за это поручение тем, что они сделали это (понизили тариф — прим. ред.) сразу», — сказал собеседник. По его мнению, «тариф уже не поднимут»: «Я думаю, что это маловероятно, потому что президент четко выразился и вся страна это видела».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 67
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.