«Наверное, со временем писательское сообщество, драматурги начнут анализировать наше настоящее, но пока именно журналистика находится в авангарде», — на коллегии республиканского агентства «Татмедиа» в пятницу не стеснялись высокопарных выражений. Как выяснилось на совещании, доверие читателя от инфлюенсеров вернулось к «системной журналистике», интерес к печатной прессе нарастает день ото дня, а главная просьба агентства к казанскому Кремлю — побольше молодых кадров для журнала «Идель». О том, как «нейросеть» ТНВ оценила «зур абыя» Асгата Сафарова и какой «бартер» предложил СМИ «милиционер» Рифкат Минниханов, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Коллегия республиканского агентства «Татмедиа» прошла в Нацбиблиотеке РТ
«На фоне непродуманных подходов «Почты России» мы потеряли 15 процентов подписки!»
Перед началом один из участников мероприятия, с которым пообщался корреспондент «БИЗНЕС Online», с легкой грустью в голосе улыбнулся: «Времена меняются, а люди остаются те же». И хотя коллегия «Татмедиа» на тот момент еще не прошла, это было вполне точное ее резюме. В холле Национальной библиотеки РТ, где шли последние приготовления, не отпускало чувство дежавю. Среди «генералов» республиканского медиарынка, ожидавших приезда главы администрации президента РТ Асгата Сафарова, на первом плане снова был неутомимый генеральный директор телерадиокомпании «Татарстан — Новый век», председатель союза журналистов РТ Ильшат Аминов.
Одного из собеседников Аминов попросит за коллег из печатных СМИ: «Ну поддержите печать немножко, поддержите! А то ребята все поникли!» А увидев вдали подходящего ко входу Сафарова, «скомандует» участникам коллегии: «Готовность номер один!» Из серьезных отличий от прошлогоднего совещания «Татмедиа» бросалось в глаза разве что отсутствие основателя и бессменного руководителя медиаимперии «Эфир» Андрея Григорьева. Еще в апреле 2023 года он продал две свои радиостанции в Казани и с тех пор как-то пропал с радаров. Среди новых гостей был президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов, который в начале года, видимо, твердо решил поставить рекорд по числу посещенных коллегий ведомств.
Среди новых гостей был президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов, который в начале года, видимо, твердо решил поставить рекорд по числу посещенных коллегий ведомств
Сафарова, снова приехавшего на Range Rover (тогда был серый, теперь белого цвета), все так же, в одном пиджачке, не жалея здоровья встречал на улице глава республиканского агентства «Татмедиа» Айдар Салимгараев. За 20 минут до начала он вглядывался в парковку и переживал: «Какая машина приедет? Я же слепой, не увижу!» Директор Нацбиблиотеки РТ Мадина Тимерзянова была рядом и как могла успокаивала, дескать, все будет в порядке. Так и получилось, главного гостя не упустили.
В прошлом году Сафарова с порога встречал громкий детский коллектив «Шаян ТВ», теперь — татарский «почтальон Печкин» на велосипеде и со свежим номером газеты «Менделеевские новости». И если вымышленный почтальон получил улыбки и аплодисменты, то его настоящие «коллеги» из «Почты России» — порцию критики. «В 2023 году на фоне непродуманных подходов федеральной службы „Почты России“ по оптимизации службы почтальонов мы потеряли 15 процентов подписки на федеральные и республиканские издания. Местные СМИ — лишь 9,6 процента. Могло быть больше, спасибо республиканской службе и главам администраций на местах, понимающим значение таких контактов», — сказал Салимгараев.
Сафарова встречал глава республиканского агентства «Татмедиа» Айдар Салимгараев
К слову, за день до коллегии агентство опубликовало проект постановления кабмина РТ «Об активизации подписки на второе полугодие 2024 года», которое предписывает чиновникам во что бы то ни стало обеспечить подписку в объеме не меньше, чем за второе полугодие 2023-го. Интересно и то, что на прошлогодней коллегии «Татмедиа», наоборот, восхваляло «героические усилия» почтальонов.
В прошлом году Сафарова с порога встречал громкий детский коллектив «Шаян ТВ», теперь — татарский «почтальон Печкин» на велосипеде и со свежим номером газеты «Менделеевские новости»
Как и в 2023 году, глава администрации президента РТ в подарок от ТНВ получил свой портрет. Тогда была картина, созданная нейросетью, а в этот раз попроще — пластиковый фотоконструктор популярной фирмы. Впрочем, канал все равно в выигрыше, ведь у соседней ГТРК «Татарстан» подарка не было вообще. Сафарову довелось пообщаться с «инновационным ТНВ-ботом», чем-то напоминавшим робота-официанта в кафе, и некой «нейросетью». «Сразу видно, зур абый!» — положительно оценила главу администрации президента РТ девушка на экране. Она отметила, что ТНВ на второй позиции в республике по телесмотрению, а в YouTube телекомпания набрала 300 тыс. подписчиков.
Сафарову довелось пообщаться с «инновационным ТНВ-ботом», чем-то напоминавшим робота-официанта в кафе, и некой «нейросетью»
Впрочем, Аминова эти результаты не устраивали. «Мы должны стать интенсивнее, эффективнее. Надо поднажать в digital-среде однозначно. Мы должны завоевывать там пространство!» — рассуждал гендиректор ТНВ, кажется, не только о телекомпании, а вообще о республиканских медиа. Подходит к концу время не только телевидения, но и электронных газет, а будущее за крупными «контент-бюро», огромными корпорациями, которые «будут перебивать всех», подчеркнул Аминов в беседе с «БИЗНЕС Online». Что ж, в размерах «Татмедиа» точно не откажешь.
На прошлогодней коллегии Аминов сорвал аплодисменты публики просьбой поднять зарплаты журналистам, но в этот раз слово у трибуны дали председателю союза журналистов России (СЖР) Владимиру Соловьеву. Забегая вперед, о повышении зарплат он не просил.
Хотя ситуация с заработком журналистов в Татарстане за год не улучшилась, признал Аминов в разговоре с «БИЗНЕС Online». «Но ничего, я как та капля, которая точит камень. Я буду капать!» — пообещал глава ТНВ, контрольным пакетом которого, напомним, владеет ТАИФ (одна из богатейших частных структур России). По импровизированной экскурсии, где не нашлось ничего кардинально нового (если только проект перезапуска журнала «Идель», который теперь ориентируют на молодежь), Сафаров пробежался за 20 минут.
Ситуация с заработком журналистов в Татарстане за год не улучшилась, признал Аминов в разговоре с «БИЗНЕС Online». «Но ничего, я как та капля, которая точит камень. Я буду капать!» — пообещал глава ТНВ
«Мы вместе вернули в повседневность журналистику мнений»
«Мы вместе вернули в повседневность журналистику мнений. Наверное, со временем писательское сообщество, драматурги начнут анализировать наше настоящее. Но пока именно журналистика находится в авангарде», — с высокой ноты начал свой доклад руководитель «Татмедиа». Отдельно подчеркнул, что говорит не только о госСМИ: «Радует, что независимые издания тоже чувствуют и занимают активную гражданскую позицию. Не всегда удобную, но всегда отражающую интересы страны».
Еще недавно на первом плане были «успешные и модные инфлюенсеры», но сегодня доверие людей вернулось к «системной журналистике», которая перепроверяет информацию и «не идет на поводу у сиюминутного хайпа», убеждены в «Татмедиа».
Среди достижений республиканских властей Салимгараев, как член кабмина РТ, отметил создание государственной информационной политики и «системную работу по отчетности» перед населением. Да, не всегда удается оперативно отреагировать на кризисные ситуации, признал спикер. Но тут же добавил, что «качество коммуникации» власти и населения улучшается, а жители республики могут оперативно узнавать о тех «благах, которые им дает государство».
Чуть больше месяца остается до выборов президента, и задача №1 для республиканских СМИ — противостоять вбросам и фейкам. И Салимгараев, и Сафаров в своих выступлениях упомянули недавние волнения в национальных республиках — Дагестане и Башкортостане. Для раскачивания ситуации используется в том числе миграционная тема, бытовые потасовки приезжих представляют как массовые драки. «Расчет очень прост: сработало в Башкортостане, Якутии — значит, сработает везде», — описал глава «Татмедиа» логику провокаторов.
В ближайшее время будет рост провокаций на тему выборов, предупредил спикер.
Айдар Салимгараев: «Практически у всех печатных изданий электронная версия стала основной и генерирует бо́льшую аудиторию, чем бумага»
«Татмедиа» все еще верит в «печатку» и ищет инвестора, чтобы зайти в супермаркеты
Часть выступления Салимгараева касалась «трендов в медиасреде». «Растет прочитываемость больших текстов, наверное, стоит сказать спасибо „Телеграму“. По темам наибольший спрос на полезные тексты и вдохновляющие истории», — описал выступавший.
Несмотря на разговоры об отсутствии перспектив радиовещания, аудитория и доходы здесь растут. Радио привлекают малый и средний бизнес низкой стоимостью размещения рекламы при большом охвате. По итогам прошлого года рынок радиорекламы прибавит 20–25% по сравнению с 2022-м, такая динамика впервые за 15 лет, отметил спикер. Правда, не уточнил, речь о российском рынке или татарстанском.
Телевидение «продолжает сдавать позиции интернету, но еще сохраняет их», рассказал руководитель «Татмедиа». Республика — это единственный регион, который выстроил линейку вещания, близкую к международным стандартам. Не хватает только своего спортивного телеканала. Есть ли он в планах, на коллегии не прозвучало. Из успехов — «Татарстан-24» и ГТРК «Татарстан» вошли в топ-20 региональных телеканалов по цитируемости в III квартале 2023 года, у них 8-е и 17-е места соответственно.
Часть выступления Салимгараева касалась «трендов в медиасреде»
На «больном» для «Татмедиа» вопросе печатных изданий долго задерживаться не стали. Помимо критики в адрес «Почты России», прозвучал и тезис о «нарастающем» интересе к бумажным носителям информации. Это показывает опыт продаж изданий «Татмедиа» через вендинговые аппараты, отметил спикер, но конкретные цифры не озвучил. Также Салимгараев привел в пример Европу, где печатные издания «чувствуют себя хорошо», и США, где «восстанавливают печатные версии из-за снижения интереса к электронным».
Несмотря на рассказ о росте интереса к «печатке», Салимгараев дальше отметит: «Практически у всех печатных изданий электронная версия стала основной и генерирует бо́льшую аудиторию, чем бумага». За год число подписчиков в соцсетях ведущих СМИ республики выросло на 12% до 8,4 млн, а совокупная суммарная аудитория сайтов за 2023-й составила 161 млн посетителей.
Все еще не закрыт вопрос с розничной продажей печатной продукции, хотя «при системном подходе это возможно». Как оказалось, «Татмедиа» сейчас активно ищет инвестора, который «позволит войти в супермаркеты и восстановить уличную торговлю». Ежедневно в стране закрывается по 2–3 киоска с печатной продукцией, отметит позже глава СЖР Соловьев.
Отдельно Салимгараев обозначил тему печатных изданий для молодежи. «Молодежь Татарстана» закрылась, и теперь агентство переформатирует под студенческую аудиторию журнал «Идель». «Однако на одном энтузиазме далеко не уедешь», — заметил докладчик и попросил Сафарова «целевым образом обратить внимание на редакцию». На уточняющий вопрос Сафарова, что именно нужно, глава «Татмедиа» пояснил: нужно расширять редакцию, выстроить для этого работу с вузами. Глава администрации президента РТ, как показалось, не совсем понял вопроса, ведь работа уже должна быть выстроена. «Ну что-то я же должен попросить, Асгат Ахметович!» — пояснил Салимгараев, чем рассмешил зал.
Слово у трибуны дали председателю союза журналистов России (СЖР) Владимиру Соловьеву
«Может быть, стоит этим детям выдавать удостоверения военкоров… ой, юнкоров»
О «небывалой информационной войне» поведал на коллегии глава СЖР. Среди прочего он пообещал, что при необходимости союз окажет журналистам республиканских СМИ юридическую помощь (если понадобится), и признал, что с районными печатными газетами ситуация становится «все сложнее». Но недавно СЖР написал письмо президенту, его перенаправили в правительство, и там приняли «некоторые меры». Какие, правда, не прозвучало, но спикер указал, что СМИ должны были ощутить их на себе.
Как оказалось, в Казань Соловьев приехал еще накануне и успел посетить с экскурсией телеканал «Шаян ТВ». «Мы даже обсудили идею, может быть, стоит этим детям выдавать удостоверения военкоров… ой, юнкоров», — как оказалось, увиденным гость из Москвы сильно впечатлился.
Рифкат Минниханов просил республиканские СМИ активно освещать все, что связано с Годом научно-технологического развития РТ
Как и Соловьев, следующий спикер — заместитель гендиректора АНО «Диалог» Дарья Богданова — скорее нахваливала Татарстан. РТ далеко продвинулась в том, что касается ответов на запросы населения, и разработала концепцию государственной информационной политики республики до 2025 года, которую оценили другие регионы. Зал, кажется, несколько удивился, когда в презентации проскочил скриншот новости об этом из «БИЗНЕС Online». Снова приглашенный на заседание президент ассоциации книгоиздателей РФ Константин Чеченев запомнился просьбой организовать в Казани «первую серьезную книжную выставку» (видимо, прежде были несерьезные) и поздравлением с годовщиной разгрома фашистов под Сталинградом.
Минниханов просил республиканские СМИ активно освещать все, что связано с Годом научно-технологического развития РТ. Со своей стороны президент АН РТ готов обеспечить больше комментариев сотрудников для теле- и радиоканалов (в ушедшем таких было 150) и организовать обучение профильных журналистов (вообще-то их практически нет — о науке почти никто системно не пишет в РТ). Это предложение, кажется, не очень заинтересовало зал, к тому моменту зависший в смартфонах. Одни развлекались изучением фотогалереи, другие — играми. Не привлек внимания журналистов даже анонс нового конкурса для республиканских СМИ «Наука Татарстана — новые горизонты». Возможно, потому завершавший коллегию Сафаров не без нажима попросил «Татмедиа» «по полной программе отработать» по задачам Рифката Нургалиевича.
В этот момент Минниханов вставил реплику с места, но ее не было слышно. «Об этом уже все знают. Если милиционеру поручили двигать науку, значит, что-то у нас с тобой получается. По крайней мере, успехи прошлого года об этом говорят. Не хочется хвастаться, ладно, — отреагировал Сафаров и добавил: — Нам еще один год с тобой продержаться». Что называется, понимайте как хотите. Надо думать, подразумевались президентские выборы 2025-го…
Асгат Сафаров: «Главная задача — отражение легитимности выборов, противодействие искусственно созданным скандалам, вбросам и попыткам расшатывания ситуации»
Сафаров — Минниханову: «Если милиционеру поручили двигать науку, значит, что-то у нас с тобой получается!»
Разумеется, глава администрации президента РТ напомнил о предстоящем голосовании в марте. Дискредитация выборов станет главной целью оппонентов в этом году, и поэтому нужна мобилизация всех журналистов. «Главная задача — отражение легитимности выборов, противодействие искусственно созданным скандалам, вбросам и попыткам расшатывания ситуации», — обозначил Сафаров.
Еще одна задача — единым фронтом бороться с провокаторами, которые пытаются разыграть национальную карту. «Журналистскому сообществу необходимо оперативнее реагировать на эти вбросы. Не просто бессознательно их опровергать, а предоставлять фактуру», — подчеркнул представитель казанского Кремля.
Со ссылкой на некие «опросы» Сафаров отметил, что после «разного рода миграций» аудитория возвращается к официальным источникам информации. Более того, читатели и зрители показывают «новый уровень заинтересованности в региональных СМИ». «Медиатрендом» этого года, как считают в администрации президента РТ, должны стать… материалы о поддержке языков народов, проживающих в республике.
Главной же тенденцией года, по мнению казанского Кремля, станет внедрение в работу журналистов технологий искусственного интеллекта. Огромной нагрузкой и ответственностью, в том числе для СМИ, станет большое количество международных мероприятий в Казани, подчеркнул Сафаров. А вот анекдот, как в прошлом году, не рассказал.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.