«Довольно одиноко размещать виртуальные объекты по реальному пространству, зная, что никто другой никогда это не увидит и не сможет принять в этом участие», — говорят американские обозреватели, первыми протестировавшие шлем смешанной реальности от Apple. Vision Pro претендует на революционность в мире гаджетов, и эксперты согласны, что компания продвинулась куда дальше конкурентов, но предъявляют массу претензий и к интерфейсу, и к комфорту. И главный вопрос — для кого и зачем — пока так и остался без ответа.
В США завтра, 2 февраля, стартуют продажи шлема смешанной реальности Apple Vision Pro. Компания впервые показала его широкой публике еще в начале июня. Тогда устройство, напоминающее горнолыжную маску, вызвало большой интерес
«Айпад для лица»
В США завтра, 2 февраля, стартуют продажи шлема смешанной реальности Apple Vision Pro. Компания впервые показала его широкой публике еще в начале июня. Тогда устройство, напоминающее горнолыжную маску, вызвало большой интерес — впервые за 8 лет Apple анонсировала принципиально новый продукт, а не просто переделала разъем детища Стива Джобса. Apple даже ввела новый термин spatial computer — «пространственный компьютер» и написала под него новую операционку visionOS, основанную на iPadOS.
Задумка революционная — наложить на реальность виртуальный мир. Развесить повсюду приложения, подвесить над кастрюлей таймер, над диваном YouTube, а по комнате картины. И управлять всем этим безо всяких дополнительных джойстиков — только с помощью глаз, жестов и голоса. Но вот реализация пока далека от совершенства: в качестве одного из этапов многоступенчатого предпродажного прогрева Apple разослала «самое важное устройство после айфона» ряду американских журналистов и блогеров и получила самые разные оценки. Если сделать обзор обзоров, получится следующее:
Картинка. В отличие от большинства привычных концептов очков виртуальной реальности, пользователь смотрит на то, что его окружает, не через полупрозрачные линзы, а на видеотрансляцию с камер снаружи шлема, которые с минимальной задержкой транслируют изображение на внутреннюю поверхность устройства. Поэтому качество изображения в данном случае критически важно — и оно значительно превосходит конкурентов.
«Дисплей — чудо техники с лучшим прохождением видеосигнала, — пишет в обзоре главный редактор The Verge Нилай Патель, комментируя задержку в 12 миллисекунд. — Это крошечные MicroOLED-дисплеи с 23 миллионами пикселей размером всего 7,5 микрометра, что примерно соответствует размеру красной кровяной клетки. И каждый из этих крошечных пикселей состоит из трех RGB-субпикселей, расположенных в виде S-образной полосы, как утверждает Apple. Одна только мысль о том, какой уровень точности требуется для создания таких дисплеев, просто поражает воображение».
Но видео есть видео, картинка может быть нечеткой, она расплывается при движениях головы и слабом освещении, искажает прямые линии. Да и угол зрения у́же (эффект бинокля), а цветопередачи не хватает на все краски мира. Даже в спецификациях Apple говорится, что дисплей поддерживает 92% цветовой гаммы DCI-P3, что означает, что Vision Pro может отобразить только 49% цветов, которые на самом деле видят наши глаза.
Сам шлем красивый и не громоздкий, отмечают обозреватели, но весит 600–650 г (батарея — еще 300 г), и вся тяжесть приходится на лицо
Гарнитура. Сам шлем красивый и не громоздкий, отмечают обозреватели, но весит 600–650 г (батарея — еще 300 г), и вся тяжесть приходится на лицо. Поэтому обозреватели говорят, что через какое-то время чувствуют дискомфорт и даже боль. «Я постоянно шучу, что Vision Pro — это iPad для вашего лица», — отмечает Патель. Ремешки неудобные, постоянно путают волосы, а Джоанна Стерн из The Wall Street Journal жалуется, что весь уплотнитель оказался в ее пудре. В гарнитуру встроены вентиляторы, но она все равно ощутимо нагревается. «Наши тела вообще устроены очень неудачно, когда дело доходит до крепления на них оборудования», — констатирует редактор The Verge.
Фронтальный дисплей Vision Pro тоже странная штука. Задумка в том, чтобы показывать окружающим ваши глаза (точнее, видео ваших глаз с 3D-эффектами), но дисплей настолько тусклый, а защитное стекло такое глянцевое, что на самом деле EyeSight трудно увидеть при обычном или ярком освещении. Да и при обычном на выходе получается жуткое призрачное изображение, а установить с помощью него зрительный контакт нереально.
Шлем оборудован парой фронтальных камер высокого разрешения для записи видео, камерами, направленными вниз и в стороны, чтобы отслеживать ваши руки, лидарным сканером и камерами TrueDepth для пространственного отслеживания, а также инфракрасными прожекторами, чтобы все могло работать при слабом освещении (получается плохо). Под всем этим находится процессор M2 и новый пространственный сопроцессор R1 от Apple, а также пара вентиляторов для отвода тепла от всех этих технологий.
Звук. Динамики Vision Pro в боковых кронштейнах хорошие, громкие и убедительно воспроизводят пространственный звук, пишет редактор The Verge, советуя использовать в комплекте с шлемом наушники AirPods Pro, умеющие автоматически подмешивать звуки из реального мира.
Аккумулятор. Apple решила использовать внешний аккумулятор (серебристый кирпичик весом 353 г), чтобы уменьшить вес гарнитуры. Его хватает примерно на два часа, дальше нужна зарядка. В режиме зарядки использовать шлем можно, если не смущает, что придется оставаться привязанным к стене. Есть другой вариант — приобрести дополнительные батареи еще за $199, но безболезненно их заменить не получится: отсоединение разряженного аккумулятора от Vision Pro полностью отключит питание.
Динамики Vision Pro в боковых кронштейнах хорошие, громкие и убедительно воспроизводят пространственный звук, пишет редактор The Verge, советуя использовать в комплекте с шлемом наушники AirPods Pro, умеющие автоматически подмешивать звуки из реального мира
«Довольно одиноко размещать объекты по пространству, зная, что никто никогда их не увидит»
Управление. «Ваши глаза — это мышь, а пальцы — кнопки: вы задействуете их вместе, чтобы нажать на то, на что смотрите», — рассказывает Патель. Управление удобнее, чем у всех других устройств виртуальной и дополненной реальности, но и тут есть нюанс: вначале это кажется суперспособностью, но очень быстро оказывается, что для нажатия на кнопку нужно смотреть на нее, а это страшно отвлекает от работы. «Ваши глаза и руки не управляют Vision Pro напрямую: камеры следят за вашими глазами и руками и преобразуют их в ввод, и иногда интерпретация не идеальна. Лучший пример тому — уморительная экранная клавиатура: чтобы нажать на букву, вы должны посмотреть прямо на нее и сжать пальцы. Клавиатуру не стоит использовать для чего-то большего, чем ввод пароля Wi-Fi, — для более длительных действий лучше воспользоваться диктовкой или подключить bluetooth-клавиатуру», — советует обозреватель. Да, и приходится постоянно контролировать движения рук: чтобы управлять гарнитурой, они все время должны быть в поле зрения камер, но любой лишний жест может быть интерпретирован устройством как какая-то ложная команда.
Аватары. Гарнитура не снимает на видео самого носителя, поэтому на созвонах заменяет его изображение крайне странными 3D-персонажами. Техноблогер Маркес Браунли охарактеризовал их как впечатляющие и очень плохие одновременно.
Камеры. «Я бы не рекомендовал делать фотографии в Vision Pro, если только вам это действительно не нужно. […] Они выглядят как 6,5-мегапиксельные снимки с крошечного сенсора камеры, оптимизированного для видео, то есть довольно плохо», — резюмирует Патель. Видео, по его словам, получаются лучше, но и там заметно сильное сжатие и бочкообразные искажения.
Операционка и приложения. VisionOS основана на операционке для iPad, большинство приложений совместимы. Но некоторые крупные разработчики, такие как Netflix, Spotify и YouTube, пока не разрешают запускать свои приложения на Vision Pro.
Одиночество. «К сожалению, в visionOS нет возможности поделиться окнами или впечатлениями с кем-то еще: два человека в гарнитурах Vision Pro, сидящие в одной комнате, не могут одновременно видеть одни и те же вещи. Довольно одиноко размещать объекты по всему пространству, зная, что никто другой никогда не увидит их и не сможет принять в этом участие, — говорит Патель и заключает: — Я не хочу работать в Vision Pro. Я работаю с другими людьми, и мне лучше быть здесь (в реальном мире) с ними».
А что в России?
В России Vision Pro… уже можно купить, по предзаказу. Например, СDEK.Shopping предлагает привезти устройство за 20 дней из ОАЭ, старт продаж начинается с марта. Правда, стоимость игрушки составит от 498 тыс. (за версию на 256 ГБ) до 557 тыс. рублей. К тому же покупателей предупреждают, что гарнитура поддерживает только английский язык, а для работы устройства необходим AppleID с регионом США. И это гораздо сложнее.
Крупные ретейлеры и поставщики тоже присматриваются к технологической новинке. Так, в пресс-службе МТС «Известия» заверили, что планируют привезти устройство «одними из первых», однако конкретизировать сроки и цену отказались. По данным издания, шлем Vision Pro также будет доступен в restore: и магазинах «М.Видео – Эльдорадо».
«Apple припозднилась со своим шлемом. У него очень хорошие экраны, но с точки зрения удобства, с точки зрения сценариев использования непонятно, на кого он ориентирован»
«Нормальный живой человек по улице в таких очках ходить не будет»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты разошлись во мнении о сценариях использования нового устройства от Apple и его востребованности у пользователей.
Эльдар Муртазин — ведущий аналитик Mobile Research Group:
— Apple припозднилась со своим шлемом. У него очень хорошие экраны, но с точки зрения удобства, с точки зрения сценариев использования непонятно, на кого он ориентирован. Компания рекламирует шлем как устройство, которое вы будете носить постоянно в реальной жизни. Это, мягко говоря, выглядит странно. Я думаю, что нормальный живой человек по улице в таких очках ходить не будет. На данный момент нет софта, нет понимания, для чего это устройство нужно. Самое главное — его не поддерживают разработчики. То есть на момент выхода уникального софта под устройство практически нет, ну и цена запредельно высокая.
Исходя из этого, надо будет смотреть, что станет выходить в следующих итерациях, в данной же это просто некая интересная штука от Apple для гиков, но продаваться широко она не может. О миллионных тиражах мы не говорим. Это не замена компьютера, не виртуальные очки, которые позволяют погрузиться в какой-то контент, который доступен только у них. Непонятно, для кого он. Да, там хорошие экраны и картинка, но, кроме просмотра картинки, на них больше нечего делать. То есть на данный момент использование этих экранов ограничено очень узким сценарием — смотреть кино или фотографии. Зачем надевать для этого очки — не очень понятно.
В России ими пользоваться будет невозможно по причине того, что они привязаны к Apple ID американскому. Они будут определять, что вы находитесь вне США, даже если вы будете использовать Apple ID американский. Бо́льшая часть контента будет недоступна, а самое главное, что они поддерживают только один язык — английский.
Иван Алехин — основатель Startup Show, гендиректор ООО «Новые технологии»:
— На мой взгляд, это самое революционное устройство, которое ожидается в ближайшие пять лет от компании Apple. Более того, я предвижу, что продажи на рынке составят не менее 1 миллиарда устройств. Потому что у Samsung, Xiaomi и остальных компаний есть похожие продукты, то так как их экосистема относится к Android, то, соответственно, спрос на данные устройства имеется, но невелик. Абсолютно каждый человек, который владеет айфоном, захочет себе иметь эти очки. Потому что будет расширен функционал самого айфона. Это действительно новое пространство для пользователя — в очках будет объединен и айфон, и макбук, и айпад, и часы. Все файлы, вся информация, которую вы просматриваете на небольшом экране компьютера, теперь будет в очках, и вы сможете просматривать ее в режиме кинотеатра. Я пробовал очки, только не от Apple, и абсолютно понимаю о чем идет речь. Думаю, что это действительно будет второй, а может быть, даже и первый по покупаемости продукт.
Есть такая поговорка, когда человек спрашивает, сколько стоит яхта, это значит, что у него точно нет денег на яхту. Человек, который хочет купить, он просто купит, и все, его не интересует цена. Человека, который владеет айфоном, макбуком, не будет интересовать вариант дешевле от Xiaomi, он просто возьмет себе эту вещь себе в коллекцию. У Android нет такой культуры.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.