Ретрообраз богатой русской модницы, облаченной в роскошные меховые шубу и шапку, как в 90-е, завирусился в сети в конце прошлого года и стал, пожалуй, самым громким фешен-трендом этой зимы. В социальных сетях образ назвали slavic girl («славянская девушка»). Казанский стилист и историк моды Светлана Сафина рассказала в статье для «БИЗНЕС Online» о том, когда на самом деле появился этот тренд, при чем здесь Катя Лель, и о новой версии российских девушек из 90-х.
«За основу образа slavic girl взяли стереотип россиянки конца 90-х, той самой жены криминального авторитета (бизнесмена), выставляющей напоказ достаток семьи»
До сих пор все, что связано с Россией времен 90-х, тревожит умы цивилизованного Запада
Поговорим о самом желанном и ласкающем слух «диванных политологов», выстраивающих витиеватые умозаключения об отмене всего русского на Западе, образе, обсуждаемом в конце ушедшего года, — slavic girl («славик герл»), или slavic bimbo («славик бимбо»), с его многозначительным словосочетанием.
Славянская эстетика, транслируемая тиктокерами и ставшая виральной (вирусной) благодаря песне Кати Лель «Мой мармеладный», в действительности не так свежа, как кажется. Фешен-мир узнал о ней куда раньше. Еще в 2021 году те же трендсеттеры из соцсетей придумали стиль slavic bimbo и рассказали, чем ухоженные девушки из России и других славянских стран отличаются от своих западных подруг. За основу взяли стереотип россиянки конца 90-х, той самой жены криминального авторитета (бизнесмена), выставляющей напоказ достаток семьи: дорогие меха, статусные аксессуары, ухоженную внешность и непременно темные очки для анонимности. Однако, в отличие от стереотипных bimbo (далее расскажу об этом подробнее), современные представительницы slavic-субкультуры не стремятся выйти замуж и не гоняются за мужчинами. Их внешний вид — отражение достатка и признак собственного статуса. Они дерзкие, самоуверенные, знают себе цену.
Итак, russian bimbo — это новая версия девушек из 90-х. И образ чьей-то жены-содержанки более не ассоциируется с женственностью и роскошью. Теперь под теплой шубкой бьется холодное сердце. Это образ самодостаточной девушки из России, которая не зависит ни от кого: ни от мужчины, ни от общественного мнения. Она умна, воспитана и умеет показать разницу между вульгарностью и шиком.
«Сейчас стиль russian вimbo — это образ самодостаточной девушки из России, которая не зависит ни от кого»
Доля истины в том, что данный тренд начал усиленно распространяться в конце прошлого года, действительно имеется, особенно на фоне назначения в декабре 2023-го дизайнера Гоши Рубчинского на пост креативного директора бренда Yeezy, который основал Канье Уэст — один из самых известных противоречивых современных рэперов. Кстати, знакомство западного мира с постсоветской эстетикой началось глобально именно с Рубчинского. В 2016–2017 годах он стал основоположником постсоветской моды, которую совершенно не понимали на Западе.
Сумка челночника от бренда Balenciaga
Стоит упомянуть и творчество грузина Демны Гвасалии, особенно во времена директорства в бренде Vetements, созданном им с братом, когда простой русский гопник стал эталонно модной персоной. Или вспомним сумку челночника от Balenciaga за $3 тыс., которую Гвасалия, став креативным директором бренда, представил в коллекции осень-зима 2021 года.
До сих пор все, что связано с Россией времен 90-х, тревожит умы цивилизованного Запада, его мира моды из-за своей необычности и даже загадочности (почти как про русскую душу) и служит неисчерпаемым источником вдохновения, заработка, ибо подается как что-то восхитительно дерзкое.
Риз Уизерспун в фильме «Блондинка в законе»
Маркеры моды нулевых: гламур, стразы, логомания и беззаботность
Как истинные эксперты, которым интересно докопаться до сути вещей, давайте разберемся, откуда появился этот образ. Начнем с основополагающего термина в словосочетании slavic вimbo core (girl) — вimbo. Он начал использоваться в США еще в начале ХХ века. Тогда так уничижительно называли невежественных и грубоватых мужчин. Слово образовано от итальянского bambino — «ребенок», оно сохраняло такое значение до конца прошлого века.
В нулевые слово приобрело иное значение и стало применяться по отношению к миловидной глупой блондинке, чей образ мы отчетливо можем видеть, например, в фильме «Блондинка в законе» с Риз Уизерспун в главной роли. Обилие в нем розового — это сопровождающая цветовая палитра стереотипа «розовая пустышка». И ничего, что ученым давным-давно удалось выяснить, что IQ блондинок даже выше, чем у представительниц других «окрасов».
Основной целью жизни таких женщин было заполучить богатого мужчину, чтобы он обеспечивал их «бессмысленное» существование огромными суммами для походов по бутикам, салонам красоты и ресторанам. Да и в целом лакшери жизнь и демонстрация достатка напоказ, гламур, стразы, логомания (нарочитая демонстрация логотипа бренда) и беззаботность — маркеры того времени.
Если углубиться в историю, то такое стереотипическое поведение (не тупой блондинки, а неравного и созависимого члена общества в комбинации М + Ж) сформировалось отнюдь не внезапно, а за многие века, когда единственным способом буквально выжить было выйти замуж. Когда-то на работу женщин не брали, а если и делали это, то мало платили. Ситуация немного изменилась во время Второй мировой войны, когда женщинам пришлось замещать мужчин в профессиях, но все вернулось на круги своя после возвращения мужей. Женщин либо увольняли, либо понижали им заработок и должность.
Борьба за равенство (феминизация) как общественное движение возникла на волне классического либерализма аж в XVIII веке, но активизировалась с конца 1960-х годов. А в промежутке этого времени стоит вспомнить стэпфордских жен 1950-х: идеальных, совершенных домохозяек, поклоняющихся богу по имени Муж.
Стиль barbiecore
Возвращение моды на демонстративную женственность
Так что нет ничего удивительного в том, что с годами (точнее, веками) охота на сильных и состоятельных «с плечом» совершенствовалась, прогрессировала и трансформировалась в определенную модель поведения и образ жизни, а открытая сексуальность и феминность стали синонимами недалекого ума. Самая узнаваемая вimbo girl — Мэрилин Монро, которая, как писали ее биографы, ненавидела навешенный на нее ярлык и мечтала сниматься как драматическая актриса. Более современные версии — Памела Андерсон в 1990-х, Пэрис Хилтон в 2000-х, Ким Кардашьян. С годами интерес к девочко-стразово-розовой эстетике начал угасать, а кого-то и вовсе пугал ярлык глупой и недалекой. Женственность стала бежевой или белой с пушистой фактуркой либо агрессивно сексуальной с оттенком черного — главного цвета мира моды за последние множество лет. Оно и понятно, черный более всего ассоциируется с интеллектом.
И вот мы вновь становимся свидетелями того, как на просторах TikTok, как птица феникс из пепла, возродилась мода на демонстративную женственность (в том числе с обилием розового и рюшей, как у barbiecore), но уже не как символ глупости, а как обозначение самостоятельности и независимости. Прелесть любого современного core, в том числе вimbo, что это лишь самовыражение, свобода и независимость. А в последней смысл в том, чтобы выделить маркерные позиции того или иного стиля, без привязки к текущим трендам в моде.
Каждый core — это набор вещей, четко ассоциирующийся с тем или иным стилевым направлением. Ты можешь выбрать себе любой, опять же хоть barbiecore, хоть goblincore (да, такой тоже есть), и будешь всегда актуален, а также, что более важно, понятен и заметен для тех, кто разделяет твои интересы. Современный стиль мышления нового поколения — упростить то, что можно не усложнять, а в одежде это выражается как то самое «ситуационное ядро» (с английского core — «ядро»).
Светлана Сафина
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.