Обещал осужденному из Кирова хорошую характеристику для УДО в обмен на «материальные ценности» — так звучат обвинения в адрес начальника казанской колонии-поселения №18 Азата Сафина. Как стало известно «БИЗНЕС Online», силовики сегодня задержали и доставили его на допрос. Дело возбуждено по ст. «Получение взятки», а сумму оценили в 100 тыс. рублей. Задержали Сафина через сутки после того, как под домашним арестом оказался его коллега — шеф ИК-2 Марат Сайфутдинов. Подробности — в нашем материале.
Фигурантом уголовного дела начальник колонии-поселения №18 Азат Сафин (справа) стал 18 января
Стройматериалы — за УДО
Фигурантом уголовного дела начальник колонии-поселения №18 Азат Сафин стал 18 января — на следующий день после того, как его коллегу, начальника ИК-2 Марата Сайфутдинова, отправили под домашний арест. Заподозрили Сафина в получении взятки (ч. 5 ст. 290 УК РФ) — по соответствующей статье ему грозит максимальное наказание до 12 лет колонии. Расследованием уголовного дела занимается Приволжский районный следственный отдел СКР под руководством Эдуарда Закирова.
Фабула дела словно клон похожа на обстоятельства, по которым попался Сайфутдинов. По версии СКР, летом 2022 года начальник ИК-18 (сейчас она именуется колонией-поселением) узнал, что осужденный по фамилии Хазиев собирался подавать на условно-досрочное освобождение. Решение об этом принимает суд, опираясь в том числе на характеристику осужденного из колонии. Сафин якобы потребовал от арестанта дать ему взятку за хороший отзыв. Причем в натуральном выражении не деньгами, а «материальными ценностями»: закупить строительные материалы, инструменты, бытовую технику и какие-то предметы мебели.
Осужденный отказаться не смог: в противном случае, уверен СКР, Сафин мог просто не дать ему положительную характеристику (а значит, меньше шансов на УДО), либо вообще создал бы невыносимые условия для отсидки. Так, с июля 2022-го по сентябрь 2023-го Сафин, полагает следствие, получил от осужденного стройматериалы и технику на 100 тыс. рублей. Получил ли Хазиев в итоге УДО — история умалчивает.
По нашим данным, делом Сафина занимается следователь по особо важным делам по Приволжскому району Казани Евгений Скрипников — он же возбуждал дело в отношении Сайфутдинова.
Как рассказывают источники «БИЗНЕС Online», сегодня у Сафина прошли обыски. Сам он оказался в наручниках — его задержали, сейчас он дает показания по уголовному делу. Позиция самого Сафина пока неизвестна.
В УФСИН РФ по РТ сообщили «БИЗНЕС Online», что Сафина задержали сотрудники отдела собственной безопасности ведомства совместно с УФСБ. «Работа по расследованию и пресечению фактов недобросовестного использования служебного положения и превышения должностных полномочий продолжается», — добавили в управлении ФСИН.
Рассказывают, что карьеру Сафин (слева) начинал с должности простого опера, работал в казанской ИК-2. После нее перевелся в тогда еще ИК-18, где возглавлял оперативный отдел
Что известно о Сафине и вверенной ему колонии
Близкие к системе исполнения наказаний собеседники рассказывают, что Сафин — достаточно молодой для своих лет начальник колонии, ему всего 32 года. Впрочем, ничего удивительного здесь при существующих тенденциях нет: в силовых структурах все острее ощущается нехватка кадров. Рассказывают, что карьеру Сафин начинал с должности простого опера, работал в казанской ИК-2. После нее перевелся в тогда еще ИК-18, где возглавлял оперативный отдел. Интересная деталь: Сайфутдинов, задержанный несколькими днями ранее за взятки начальник ИК-2, тоже успел поработать в ИК-18 — возглавлял эту колонию в 2010–2013 годах.
До Зайнуллина ИК-18 руководил Малик Хуснетдинов. Его в 2022 году (на тот момент он возглавлял уже свияжскую ИК-5) осудили на 5 лет лишения свободы также по делу о взятке.
Сайфутдинова задержали 15 января, а через два дня суд отправил его под домашний арест — довольно лояльно, учитывая, что следствие просило его арестовать. На рабочем месте Сайфутдинова в ИК-2, а также в его казанской квартире прошли обыски. Из рабочего кабинета начальника колонии изъяли компьютер.
Заподозрили Сайфутдинова в получении сразу нескольких взяток от осужденного по фамилии Андреев. По версии следствия, с 2020 года между ними была договоренность: сиделец оказывает начальнику колонии различные услуги в денежном выражении, в обмен получает более мягкие условия содержания, а в перспективе — хорошую характеристику для УДО. Так, сначала Андреев якобы обязался поставлять Сайфутдинову продукты питания на 30 тыс. рублей в месяц, а в сумме вышло 210 тыс. рублей, подсчитали следователи. По их данным, подарки в виде продуктов Сайфутдинов якобы просил перед тем, как в колонию приезжали проверки. Оплатил зэк начальнику колонии ремонт иномарки, купил телевизор и музыкальный центр, дал 50 тыс. рублей на покупку тюльпанов, которые Сайфутдинов потом подарил женской части коллектива, а еще якобы передал 50 тыс. рублей на покупку 50 кур. В сумме все передачки потянули на 396 тыс. рублей — это и вменяют начальнику колонии в качестве взятки.
При этом в УДО заключенному отказали — якобы поэтому он и написал заявление в органы. Интересно, что против Сайфутдинова свидетельствовал сиделец, которому вынес приговор один из районных судов Кирова. Совпадение или нет, но показания в отношении задержанного сегодня начальника ИК-18 Сафина тоже дал осужденный кировским судом.
Казанская колония №18 всегда считалась самой маленькой в Татарстане и одной из самых, можно сказать, «молодых». Созданная в 1958 году, она была рассчитана на 850 с лишним мест, имела индекс сначала не 18, а 7 и была не строгого, а общего режима — труд осужденных тогда активно задействовался на стройках промышленных и социальных объектов города: цехов «Оргсинтеза», очистных сооружений, «Комбината здоровья» и так далее. Потом трудовой лагерь законсервировали, и колонию перепрофилировали в строгий режим, в котором она функционировала вплоть до 2021 года. С того времени в Татарстане начались перетасовки заключенных — сразу несколько исправительных учреждений поменяли свои режимы, а некоторые на фоне общего сокращения спецконтингента даже закрыли.
Из ИК-18 три года назад создали колонию-поселение (КП) №18 на 219 человек. Туда перевели положительно характеризующихся осужденных по таким статьям, как 158 («Кража»), 161 («Грабеж»), 228 («Незаконный оборот наркотиков»), а также 109 («Причинение смерти по неосторожности»). В КП-18 осужденные живут и работают в промзоне, периодически их задействуют и на вывозных стройках.
Сафин встал у руля учреждения официально в 2022 году, до этого он некоторое время исполнял обязанности начальника КП-18. Прежний начальник, Руслан Зайнуллин, руководивший еще ИК-18, на базе которой и создали колонию-поселение, ушел на пенсию. Собеседники «БИЗНЕС Online» характеризуют Сафина как достаточно строгого руководителя — нареканий, по крайней мере, к нему ни разу не было. Да и вообще он несколько раз признавался одним из лучших сотрудников ведомства по разным дисциплинам.
Не было и жалоб от осужденных: об этом свидетельствуют результаты прошлогодней осенней прокурорской инспекции на территорию колонии во главе еще с Илдусом Нафиковым. Проверяющие визитом остались в целом довольны, серьезных нареканий не выявили.
Мера пресечения Сафину пока не избрана, он находится в изоляторе временного содержания.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.