«Кто-то надеется на хайпе продать объект в рамках подготовки Казани к проведению саммита БРИКС. Такая история была в Питере в год ЧМ по футболу, когда наблюдался бум продаж хостелов», — вспоминают эксперты гостиничной индустрии распродажу недвижимости. В Казани простаивающие бизнес-центры и памятники архитектуры предлагают купить под отели. Впрочем, щедрых мер поддержки не предвидится, а инвесторы на фоне дефицита номеров не выстраиваются в очередь — душит процентная ставка. Нехватку номерного фонда и итоги турсезона сегодня обсудят на коллегии госкомитета по туризму РТ. О том, какие гостиницы скоро введут в строй, почему отельеры прощаются с бизнесом и почем «заброшки», — в материале «БИЗНЕС Online».
В ближайшие три-пять лет в Казани появится еще как минимум 10 новых отелей, пять из которых — высокого уровня
Отельные перспективы: каких проектов ждет Казань?
В ближайшие три-пять лет в Казани появится еще как минимум 10 новых отелей, пять из которых — высокого уровня. Существенное расширение гостиничной сети анонсировал в декабре на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» мэр столицы РТ Ильсур Метшин. Таким образом город планирует решить вопрос с нехваткой мест в гостиницах, особенно в период наплыва туристов. За три последних года поток путешественников в Казань вырос на 100 тыс., а новых гостиничных номеров появилось всего 600. Влияют на популярность города и международные события — ряд отелей появится именно к саммиту стран БРИКС, который состоится в столице РТ в октябре 2024-го. «Надеюсь, что, если инвесторы хорошо сработают, прирастем», — говорил Метшин о новых проектах.
Уже сейчас в Казани ведется строительство новых гостиничных объектов и апартаментов разного уровня звездности. Отели нужны не только в центре города, но и в менее популярных с туристической точки зрения локациях, т. к. стройка крупных объектов требует большую по площади территорию, пояснила изданию глава комитета по развитию туризма Дарья Санникова.
Вот самые известные проекты, которые должны скоро утолить отельный голод:
- На берегу Казанки между мостом «Миллениум» и отелем «Ривьера» строится огромный гостиничный комплекс из пяти башен, самая высокая будет иметь отметку в 100 метров. Две из пяти президент РТ Рустам Минниханов поручил ввести в эксплуатацию к саммиту БРИКС. На пустыре планируется разместить четырехзвездочные и пятизвездочные гостиницы, апартаменты, часть площадей отдать под офисы. Проект готовит архитектурное бюро Sergey Skuratov Аrchitects. Заказчик — структуры, близкие к владельцу ПСО «Казань» Равиля Зиганшина.
- По соседству достраиваются коттеджи-долгострои Зиганшина, которые хотели ввести еще к Универсиаде 2013-го. Теперь они узаконены — выдано разрешение на строительство 8 объектов. Остается лишь привести особняки в порядок к саммиту и благоустроить территорию.
- На улице Ульянова-Ленина рядом со старообрядческой церковью практически готова к запуску гостиница на 120 номеров с подземным паркингом. Застройщик — казанское ООО «Стройгрупп-М» Булата Шакирова, сына покойного Муниба Шакирова, заслуженного энергетика РТ, который в разное время трудился в аппарате управделами президента РТ. С декабря 2023-го руководит фирмой Дина Шакирова, дочь Шакирова-младшего. Компания намеревалась сдать объект еще к чемпионату мира по футболу. Сообщалось, что вложения составят около 400 млн рублей.
- Лейла Шаймиева, внучка госсоветника РТ Минтимера Шаймиева, вместе с партнерами откроет пятизвездочный бутик-отель Nox на улице Большой Красной. Он разместится в объекте культурного наследия (ОКН) «Дом Колодкиной», запустить VIP-гостиницу всего на 7 номеров хотят в этом году. К дизайну подключили студию, известную отделкой дома четы Фишман-Бекмамбетовых, а здание восстановила компания известного реставратора Эдуарда Колтуна. Пять апартаментов уже на этапе строительства будут продаваться как инвестиционные лоты под сдачу в аренду.
- На финальной стадии строительства — комплекс апартаментов Topaz by Tasigo. Так называется вторая очередь пятизвездочного отеля на улице Калинина. Турецкая компания «Полимекс» вкладывает в четырехзвездочный объект $15–20 миллионов. Объект вошел в список приоритетных инвестпроектов Татарстана на 2024-й. Как правило, они могут рассчитывать на то, чтобы получить землю без торгов, им помогают решать вопросы с коммуникациями, дорогами, возможно, даже льготами по налогам.
- Инвестиционный апарт-отель на 120 номеров под брендом Vertical Boutique Hotel расположится на перекрестке улиц Бурхана Шахиди и Тази Гиззата. Проект предполагает возможность выкупа номера на этапе строительства. Это совершенно новый формат для Казани. Сейчас в продаже есть комнаты в 20 «квадратов» за 7,7 млн рублей.
- В этом году в реставрируемом историческом особняке на улице Лобачевского, 3/24 рядом с парком «Черное озеро», принадлежащем миллиардеру Алексею Семину, поселят бизнес — отель или ресторан, рассматривается также вариант с коворкингом.
За последние пять лет качественный номерной фонд в РТ прирос не более чем на 10 процентов. Такого недостаточно, потому что туристический поток за это время прирос гораздо больше.
10 млн туристов в год — ориентир, который Татарстан способен взять, ставит амбициозные цели Иванов. По подсчетам комитета, в ближайшие пять лет номерной фонд нужно увеличить как минимум на 2 тыс. номеров. Сейчас же в Казани есть примерно 10 тыс. комнат, в целом по РТ — около 20 тысяч.
Инвестиции в отельную отрасль России в целом идут. Только за 9 месяцев 2023 года вложения в гостиничный сегмент составили 7% от общего объема инвестиций в недвижимость страны — 43 млрд рублей. Это в основном вложения в туристическую инфраструктуру и покупка российских активов на фоне выхода иностранных собственников. Показатель стал максимальным за всю историю наблюдений, подсчитали в агентстве IBC Real Estate. Лидер по приросту номерного фонда — Cosmos Hotel Group (входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова, крупнейшие активы в портфеле компании — сотовый оператор «МТС», девелопер Etalon Group, Ozon, «Медси» и др.), построивший более 4 тыс. номеров с начала 2023 года. Один отель работает в Казани, до спецоперации он назывался Park Inn by Radisson.
Из-за ограничений поездок в зарубежные страны и, как следствие, переориентации на отдых внутри страны рост вложений в гостиницы будет наблюдаться и дальше. Минэкономразвития оценивает, что вклад туротрасли в ВВП страны увеличится к 2030 году до 4,5% (сейчас 2,6%), а число поездок в год достигнет 140 миллионов. К тому же до середины 2027-го сохраняется нулевая ставка НДС на новые туробъекты, что также является стимулом для девелоперов.
Только за 9 месяцев 2023 года вложения в гостиничный сегмент составили 7% от общего объема инвестиций в недвижимость страны — 43 млрд рублей
Гостиничная распродажа: здания Семина, «недвижка» на Петербургской и Баумана
Удивительно, но на фоне роста турпотока удержать на плаву гостиничный бизнес не всегда удается. Ряд отелей в Казани выставлен на продажу. По данным «Avito Недвижимости», в декабре 2023-го объем предложений увеличился почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом — только на этой платформе доступно 21 объявление. За год интерес к покупке вырос более чем в 3 раза. Средняя стоимость квадратного метра гостиниц в столице РТ составила 210 тыс. рублей, а объекта — 55 млн рублей. По цене на продажу Казань занимает 2-е место среди городов-миллионников. Лидерство — у Нижнего Новгорода: 80 млн рублей за объект. На 3-м месте — Краснодар (32 млн рублей).
6-этажный объект на Петербургской возвели еще в 2015-м и предлагали как офисный или медицинский центр. Сейчас его продают за 890 млн рублей под гостиницу
Общий портфель гостиничной недвижимости на продажу в столице РТ составляет почти 4 млрд рублей. Это как действующие отели, так и здания и коммерческие помещения, которые можно перепрофилировать под такие цели.
На 2-й строчке — здание на Бутлерова за 560 миллионов. Как медицинский центр его продавали несколько лет, но 7-этажка пока не нашла покупателя
Самая дорогая гостиничная «кубышка» на перспективу — у компании ASG миллиардера Алексея Семина в центре Казани. Это здания на улице Бутлерова, Петербургской и два апарт-отеля на улице Худякова за 2,2 млрд рублей, построенные с нуля. 6-этажный объект на Петербургской возвели еще в 2015-м и предлагали как офисный или медицинский центр. Сейчас его продают за 890 млн рублей под гостиницу. Здесь 6,4 тыс. «квадратов» площади и еще 32 сотки земли. Из плюсов — свободная планировка, коммуникации уже подведены, есть подземная парковка на 20 машино-мест и стоянка у здания. На 2-й строчке — здание на Бутлерова за 560 миллионов. Как медицинский центр его продавали несколько лет, но 7-этажка пока не нашла покупателя. Стоят без дела и два объекта в центре деловой и туристической жизни на улице Худякова, стилизованные под старинные здания.
«На сегодняшний день, учитывая новую волну и очередной подъем гостиничного рынка, а также острый дефицит мест, активизированы переговоры об использовании данных объектов именно под гостиницы, то есть под их первоначальное назначение. В настоящее время переговоры ведутся как с частными инвесторами, так и с сетевыми крупными операторами», — рассказал «БИЗНЕС Online» директор по развитию территорий и продажам ГК ASG Ринат Аисов. Все крупные строительные работы на объектах завершены, проекты на стадии внутренней отделки и практически готовы для окончательного использования под гостиницу.
Худякова, 15
Редевелопмент устаревших объектов практически всегда обходится дороже нового строительства, говорит независимый директор по развитию KravtGroup Ангелина Самадова. Во-первых, меняются предпочтения путешественников, во-вторых, устаревают технические коммуникации и эргономика объектов, в-третьих, фасад здания имеет огромное значение для гостя и формирует его первое впечатление.
Не каждый инвестор способен включить мецената и забыть о сроке возврата инвестиций на 15–20 лет при редевелопменте, например, объектов культурного наследия. Даже здания советских времен имеют те или иные ограничения и требуют кропотливой работы, что занимает значительное время и требует серьезных вложений.
Выставлены на продажу и действующие гостиницы в центре города. Среди них, например, отель IQ на Баумана за 55 млн рублей. Туристы, судя по отзывам, остаются довольны отдыхом, а из-за удачного месторасположения гости съезжаются сюда круглый год. Так почему же владелец хочет избавиться от курицы, несущей золотые яйца? Продажа связана с тем, что у собственника есть другие проекты, рассказали в компании, реализующей объект. Что же предлагается к покупке? 11 номеров с собственными туалетами и ванными комнатами, холодильниками и кухонной утварью. Окна в некоторых из них выходят на главную пешеходную улицу, но при этом, если верить отзывам постояльцев, круглосуточный шум не доставляет забот. Стоимость номера в сутки — от 2 тыс. рублей.
Выставлены на продажу и действующие гостиницы в центре города. Среди них, например, отель IQ на Баумана за 55 млн рублей
На Московской продают Boutique-Hotel’13 за 65 млн рублей. Это 13 номеров, оформление от дизайн-студии «Академия интерьера» Светланы Ковальчук, среди ее работ — главный офис ТАИФа и другие солидные объекты Казани, хвастается продавец в объявлении. Стоимость проживания начинается от 3,5 тыс. рублей в сутки. Покупателей завлекают тем, что объект не требует вложений. В стоимость даже включили франшизу, онлайн-школу по открытию отеля и бренд одежды. Чистая прибыль якобы варьируется от 600 тыс. до 2 млн рублей в месяц. Boutique-Hotel’13 также планирует открыться по адресу Парижской Коммуны, 25/39. Новой гостинице придется потесниться: в этом здании уже работают хостел «Казань» и отель «Этника». Продавец объекта объяснил продажу желанием собственника вложить деньги в новый проект.
Еще один объект — мини-отель на Карла Маркса за 26,1 млн рублей. Здесь всего пять номеров, средняя стоимость проживания в сутки — 1,8 тыс. рублей. Будущим покупателям обещают, что вести бизнес поможет «команда с многолетним опытом», у которой уже имеется бизнес-план на 2024 год. Причина продажи, как и у других, связана с тем, что собственник отеля планирует открывать еще один объект и не хочет распыляться. Продавец в ходе разговора гарантировал очень хорошую выручку в преддверии саммита БРИКС и отметил, что мини-отель уже весьма успешно пережил чемпионат мира по футболу – 2018.
Хостел «Свои люди» на Лево-Булачной продают за 40 млн рублей. Работает он с 2016-го. Здесь 9 номеров, 6 санузлов, в том числе для людей с ограниченными возможностями, кухня и ресепшен. Стоимость проживания — от 800 рублей. «На сегодняшний момент средний ежемесячный оборот составляет около 600 тысяч рублей», — говорится в объявлении.
Заместитель гендиректора A-Development Владимир Шайхиев допустил, что продажа отелей и гостиниц сейчас, когда город находится в ожидании новых масштабных событий, — хорошая возможность продать объект по нормальной цене
Заместитель гендиректора A-Development Владимир Шайхиев допустил, что продажа отелей и гостиниц сейчас, когда город находится в ожидании новых масштабных событий, — хорошая возможность продать объект по нормальной цене. «Спрос рождает предложение. Надо понимать, что все в моменте сейчас хотят заработать на БРИКС. Для кого-то это возможность заработать во время мероприятия, а для кого-то — возможность на таком хайпе продать на нормальных условиях. Я предполагаю, что там условия по продаже либо хорошие рыночные, либо выше рыночных», — рассказал собеседник. Эксперты вспоминают, что подобная история была в Санкт-Петербурге перед проведением чемпионата мира по футболу, когда наблюдался бум реализации хостелов. Вот только после завершения мундиаля они вновь оказались выставленными на продажу.
Решения о реализации бизнеса могут быть связаны с проблемами, которые испытывают собственники гостиниц, говорит генменеджер отеля Ramada by Wyndham Kazan City Center Татьяна Ильченко. Здесь и обременения в виде ипотечных кредитов с повышенной процентной ставкой, а также ограничения, в силу специфики бизнеса необходимость постоянного участия собственника в жизни отеля. Речь идет не об участии в операционной деятельности, а о вовлеченности собственника в принятие мини- и макроинвестиционных решений, отмечает эксперт.
«Риски бизнеса, связанные с круглосуточным пребываем большого количества людей, заставляют собственников постоянно вкладывать деньги с целью минимизации таких рисков. Кроме того, несмотря на значительное снижение административных барьеров, они все равно остаются. Некоторые требования понятны, но завышены и также требуют затрат. Из последних примеров — необходимость в дополнительном тестировании парфюмерно-косметической продукции, используемой в отеле перед проведением значимых мероприятий. Нам сложно понять, зачем тратить деньги на дополнительное тестирование, есть сертификаты производителя, причем часто местного. Стоимость такого тестирования равна месячной зарплате одного сотрудника. Подобные вещи влияют на финансовый результат, особенно в периоды сезонного спада», — поясняет Ильченко.
«Услуги по проживанию в исторических зданиях оцениваются гораздо дороже, нежели в здании новой постройки»
Под отели сейчас реализуют и исторические здания — в черновой или предчистовой отделке. Двухэтажный особняк ХIX века, дом Апанаева, предлагают купить за 125 млн рублей. По соседству с ним расположилось еще одно здание — особняк Сабитовой площадью 509 кв. м за 83 миллиона. Оба дома подходят для размещения в них гостиницы, ресторана, офиса или магазина. Все помещения уже в предчистовой отделке, подведены коммуникации, в доме Апанаева есть также парковка на 6 машино-мест.
Помещение, которое «идеально подойдет под отель», продается в доме Мартинсона на Кремлевской. Общая площадь объекта — 1,1 тыс. кв. метров. Сейчас в здании ремонтируют кровлю, проводят тепло
Помещение, которое «идеально подойдет под отель», продается в доме Мартинсона на Кремлевской. Общая площадь объекта — 1,1 тыс. кв. метров. Сейчас в здании ремонтируют кровлю, проводят тепло. Помещение в доме-памятнике продают за 180 млн рублей. Еще один лот — дом купца Мусина за 95 млн рублей на Нариманова. С мая здание подорожало на 13 миллионов. Здесь отремонтировали фасад, въездную арку, забор, кровлю, заменили окна. Кроме того, есть территория для парковки, на которой имеются места для 20 машин. Автор объявления отмечает, что в здании может поселиться отель, медучреждение, офисы или салон красоты.
Еще один дом на улице Габдуллы Тукая, построенный в конце XIX века, продают за 330 млн рублей. Здание (которое, впрочем, не является объектом культурного наследия, как указано в объявлении) полностью отреставрировано, имеет парковку на 50 машино-мест и предчистовую отделку. Дом состоит из двух строений площадью 885 кв. м и 690 кв. метров.
«Есть мировой опыт создания отелей в ОКН, и он очень успешный. Здания с историей, которым 100 и более лет, во всем мире ищут под отели, рестораны или магазины. Считается, что бизнес в них идет лучше, — отмечает Колтун. — Конечно, есть сложность в приспособлении исторической планировки здания под отель. Все зависит от опыта девелопера, количества номерного фонда, наличия ресурсов, себестоимости реставрации. С нуля строить всегда проще, но вопрос не стоит или так, или так. Эти два подхода не спорят друг с другом, а дополняют. Кому-то нравятся гостиницы в старинных зданиях, бутик-отели, а кто-то останавливается в современных отелях. Потому одно другому не противоречит, и это хорошо — разная атмосфера и разная аура места».
Еще один дом на улице Габдуллы Тукая, построенный в конце XIX века, продают за 330 млн рублей. Здание полностью отреставрировано, имеет парковку на 50 машино-мест и предчистовую отделку. Дом состоит из двух строений площадью 885 кв. м и 690 кв. метров
По мнению Колтуна, городу нужна концепция гостеприимства на несколько десятилетий вперед, где отели были бы важным элементом, показателем того, где и сколько их строить. «Под гостиницы можно выделить отдельный район, который сейчас относят к депрессивному, что позволит быстро и качественно развить территорию и преобразить город. Есть успешный опыт разных стран, когда целый район отдают под отели. Нужно продумать и спланировать, какая инфраструктура должна быть сегодня и завтра: электрозарядые станции, спа-центры, конференц- и концертные зал, ретейл, салоны красоты и то, что будет актуально сегодня и через 10, 20 лет. То же самое касается архитектуры, стиля, за счет чего будет создана узнаваемость и уникальность отелей Казани», — отмечает реставратор.
Город рассматривает разные варианты приспособления зданий, говорит Санникова. Однако нельзя провести прямую параллель «простаивает здание — можно оборудовать в нем отель».
Далеко не вся недвижимость подходит под требования, предъявляемые к гостиничному сектору. Общее состояние здания, подведенные коммуникации и даже наименование соседних организаций — все имеет значение.
Сюда также можно отнести невозможность оборудования подземной парковки. Учитывая плотную застройку в центре, под вопросом остается и придомовая территория, добавляют в комитете по туризму Казани. Небольшие здания в центре города подойдут под апарт-отели, дизайнерские гостиницы, отели-клиники. «Это не сетевая история», — отмечает Санникова.
Предложения, что представлены на продажу под отели, лишь условно можно отнести к возможно гостиничным, говорит эксперт гостиничного бизнеса Гульнара Сафина. Это, как правило, объекты со зданиями в статусе помещений свободного назначения до 6 тыс. кв. м, где условно возможен номерной фонд малого отеля, максимум в 30–50 номеров, а для быстрого выхода в плюс нужно гораздо больше комнат.
Гульнара Сафина: «С учетом окупаемости проекта (а гостиничный проект — это самые долгосрочные инвестиции по окупаемости с коридором в 8–12 лет) для инвестирования будут интересны объекты с вместимостью от 70 номеров, и то с учетом тщательного анализа и расчета»
«С учетом окупаемости проекта (а гостиничный проект — это самые долгосрочные инвестиции по окупаемости с коридором в 8–12 лет) для инвестирования будут интересны объекты с вместимостью от 70 номеров, и то с учетом тщательного анализа и расчета, — отмечает эксперт. — Кроме того, помещения свободного назначения — это фактор удорожания для нового собственника. Придется пересматривать проектно-сметную документацию, вносить изменения и согласовывать во всех инстанциях. Кроме того, здание должно соответствовать всем заявленным требованиям к звездности отеля, в том числе в планировке, техническом оснащении: это и наличие системы вентиляции, ее тип, системы кондиционирования, количество и назначение лифтов, разведение потоков гостей и персонала и многое другое».
Что касается объектов культурного наследия, есть утвержденные предметы охраны, где строго прописано, каким образом здания должны быть восстановлены, сохранены и каким изменениям они подвергаться не должны, отмечают тонкости работы с памятниками в ASG. По остальным элементам уже допустима возможность адаптировать здание под итоговое целевое назначение.
«Учитывая, что большинство особняков ранее являлись жилыми объектами, где разве что на первых этажах иногда располагались купеческие лавочки, они изначально идеально подходят под объекты временного проживания. В частности, какие-то здания напрямую использовались как отели. Например, гостиница „Амур“ на улице Московской, 70. Это уникальное здание галерейного типа, довольно редкого для Казани, которое мы прямо позиционируем под открытие гостиниц, — говорит Аисов и добавляет, что сам статус объекта культурного наследия ошибочно рассматривать только с точки зрения сложностей. — Статус ОКН дает бизнесу определенные преимущества. Это уже не типовой проект, а объект со своей историей, собственным стилем и атмосферой. Соответственно, услуги по проживанию в данных зданиях будут оцениваться гораздо дороже, нежели в объекте новой постройки».
Правительство России выделит 5,3 млрд рублей на программу реконструкции и строительства гостиниц
Спасут ли гостиничную индустрию кредиты?
К Универсиаде город бесплатно предоставлял землю инвесторам для строительства отелей. Тогда их число удалось нарастить на 27%, но сегодня ситуация изменилась — в историческом центре уже отсутствуют пустыри, тем более пустыри в муниципальной собственности. Во-вторых, инвестклимат так трансформировался, что нет необходимости раздавать участки бесплатно. В качестве потенциальных мест для возведения можно рассматривать, к примеру, замороженные стройки, отмечает Санникова. Речь идет об объектах, которые по той или иной причине на данный момент не могут быть достроены по изначальному плану застройщиков. Выходит, что потенциальным отельерам остается рассчитывать либо на редевелопмент уже возведенных зданий, куда придется еще вложиться, либо строиться в других локациях, не совсем туристических.
Какие механизмы поддержки отельеров есть сегодня? Бизнесу предлагают льготный кредит. Правительство России выделит 5,3 млрд рублей на программу реконструкции и строительства гостиниц. Средства пойдут на сохранение ставки 3–5% на срок до 15 лет по 87 проектам, вошедшим в программу льготного кредитования в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Татарстан тоже в списке регионов-получателей. Однако самому проекту гостиницы необходимо быть в высокой степени проработки — инвестор должен уже получить документы на землю и разработать бизнес-план. Льготы даются только на строительство или реконструкцию гостиниц категории не менее 3 звезд и площадью не меньше 5 тыс. «квадратов», с номерным фондом от 120 номеров. Т. е. поддержка будет оказана только крупным стройкам.
Брать же обычный кредит на покупку коммерческой недвижимости от 18% годовых сейчас крайне невыгодно, говорит директор центра стратегических разработок союза туризма и гостеприимства Роман Еремян. Высокие ставки продержатся еще долго, что неизбежно вызовет снижение инвестиционной активности, при этом инфляция никуда не денется, говорит эксперт.
«Владелец какого-то актива, которому так или иначе нужна реновация, попадает под „ножницы“ процентных ставок. Отели могут быть в кредитах, где ставка плавающая. А у нас, насколько я помню, 60 процентов корпоративных кредитов с плавающими ставками. Одно дело, когда вы брали кредит под 7–8 процентов, другое — когда вам поставили 20 процентов. Потому инвесторы, которые более-менее умеют считать, понимают, что сейчас у них будет дорогая ставка, заработанные деньги все больше станут уходить на оплату персонала, коммунальных ресурсов и импортных поставок. Это запросто может быть причиной продажи многих гостиниц», — рассуждает Еремян.
Если для реализации проектов, необходимых городу, у столицы республики появится возможность субсидирования ставки по кредитам, это серьезно поможет развитию рынка.
Чтобы увеличить активность инвесторов, нужны простые вещи — стабильные, перспективные, рентабельные инвестиции, которые позволят инвестору брать на себя долгосрочные обязательства, говорит директор центра стратегических разработок союза туризма и гостеприимства.
«На выходе, учитывая ставки ЦБ, положение банков, которые начнут осторожнее выдавать займы и так далее, ситуация сложится примерно такая: подавляющее большинство проектов, которые станут строиться, как бы они ни называли себя гостиницами, в значительной части это будут просто апартаменты под продажу в розницу либо квартиры для постоянного жилья или для „мамкиных инвесторов“, как я их называю, которым будут обещать 20-процентную доходность. А тех, кто в это верит, много», — резюмировал Еремян.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 144
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.