Продажа KazanExpress, оборона ТГК-16 от федералов и проблемы с выпуском Ту-214
Самые значимые события и тенденции 2023 года в экономике Татарстана. Голосуем!
Рост ключевой ставки Центробанка до блокирующих кредитную деятельность значений, налог на сверхприбыль для богатеющих компаний, дизельный кризис в разгар посевной, новые санкции — все это приметы штормовой экономики 2023-го. С другой стороны, именно в прошлом году в Татарстане стартовало строительство самого крупного в России логоцентра, начался эксперимент по исламским финансам, презентовали электромобиль «Атом». Предлагаем читателям «БИЗНЕС Online» выбрать самое важное экономическое событие 2023 года.
На протяжении года поднимался вопрос единоразового платежа от состоятельных компаний в пользу федерального бюджета. Обсуждения вылились в новый налог на сверхприбыль — он вступил в силу 1 января. «Постричь» решили компании, у которых разница между средней прибылью в 2021–2022-м и 2018–2019 годах перевалила за миллиард. Им предстоит не позднее 28 января заплатить 10% от этой разницы. Все поступления от налога пойдут в федеральный бюджет, минфин ожидает примерно 300 млрд рублей. Министр Антон Силуанов объяснил, что налог этот — разовый, под его действие попадают около 10% российских предприятий. Для ответственных и бережливых предусмотрели способ снизить налог вдвое, заплатив до 1 декабря 2023 года обеспечительный платеж. Что касается Татарстана, то, по расчетам «БИЗНЕС Online», под налог попали около 50 компаний. По данным УФНС по РТ, на 26 ноября 2023 года обеспечительный платеж перечислили 13 предприятий на сумму 1,8 млрд рублей. Всего же налоговики ждут от бизнеса в РТ обеспечительных платежей на 6 миллиардов. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
КЗСК, «Татбурнефть», ТАНЕКО, в санкционные списки становись!
В январе в санкционные списки США попали президент Татарстана Рустам Минниханов и его жена Гульсина Минниханова. В мае Вашингтон еще раз «проехался» по Татарстану. Из физических лиц в списке SDN (Specially Designated Nationals List, попадание в него предусматривает блокировку всех активов в США и запрет американцам на любое взаимодействие с подсанкционными лицами) оказались вице-премьер РТ Лейла Фазлееваиминистр по делам молодежи РТ Ринат Садыков. Из татарстанских юрлиц под американскими рестрикциями оказались Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ), ЗАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро», которое с декабря 2022 года находится еще и под санкциями ЕС, ОАО «Казанский завод синтетического каучука» (КЗСК), «дочка» «Татнефти» ООО «Татбурнефть», которое специализируется на бурении и освоении скважин для нефтегазодобывающих компаний. Буквально через неделю в санкционные списки, на этот раз президента Украины Владимира Зеленского, попало казанское ЗАО «ЕКА», АО «ТАНЕКО», ООО «Дронопорт» из Иннополиса. Также Зеленский своим указом ввел санкции против руководства казанского завода «Электроприбор», а также конкретно в отношении его гендиректора Павла Шацких, и против руководителя ООО «Метснаб» (занимается торговлей черными и цветными металлами) Айсылу Ахметшиной. Под конец года прилетело предпринимателям Закамья. Так, 5 декабря министерство торговли США ввело экспортные ограничения против 28 компаний из России, две из них — из ОЭЗ «Алабуга»: ООО «Альбатрос» производит беспилотники, а «Дельфин Алабуга» — моторные лодки. А за пару недель до Нового года Фазлеева и Садыков попали уже под персональные санкции Японии.Кроме того, под запрет островного государства угодил экспорт ряда татарстанских предприятий: Казанский пороховой завод, Казанский оптико-механический завод (КОМЗ) и АО «ЭНИКС» (разработка, производство и сервисное обслуживание БЛА), а также Зеленодольский завод им. Горького. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Дизель на вес золота
Сентябрь отметился вереницей бензовозов у завода «ТАНЭКО» и литром дизеля за более чем 60 рублей. И это в разгар уборочной и посевной в стране, которая производит почти в 2 раза больше дизельного топлива, чем поглощает. Эксперты указывали на возросший в связи с посевной и СВО спрос на дизель, внеплановый ремонт на нескольких НПЗ, а также серый импорт: купить на внутреннем рынке тонну за 65 тыс. рублей и толкнуть ее на экспорт за 90 тыс. — математика вполне прозрачная. Как следствие, 21 сентября правительство ввело временный запрет на экспорт топлива, однако уже 6 октября смягчило ограничения: НПЗ разрешили поставлять за границу дизель по трубопроводам при условии, что не менее 50% от объема производства будет отгружаться на внутренний рынок. 17 ноября правительство сняло временный запрет на экспорт автомобильного бензина, а спустя пять дней отменило ограничение на экспорт летнего дизельного топлива. Осенью группа депутатов от ЛДПР внесла в Госдуму РФ законопроект об установлении предельно допустимых розничных цен на бензин и дизель. Кабмин отказался поддержать инициативу. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
KazanExpress «приМагнитился»
Это можно смело назвать сделкой года в Татарстане. 9 ноября ФАС одобрила покупку 100% ООО «Казань Экспресс» одним из ведущих российских ретейлеров — «Магнитом». Новый владелец получил права на интеллектуальную собственность и всю инфраструктуру KazanExpress (технологическую платформу, пункты выдачи заказов, складские площади и автопарк). На этой основе появится новый маркетплейс — «Магнит Маркет». «Название меняется, потому что в регионах именно бренд „Магнит“ знают очень хорошо, аудитория одна из крупнейших в стране, — объяснял „БИЗНЕС Online“ сооснователь и гендиректор KazanExpress Линар Хуснуллин. — Перед нами стоит задача за год вместе с „Магнитом“ построить новый федеральный маркетплейс. Будем объединять самые сильные ресурсы, которые есть и у нас, и у „Магнита“». Сумма сделки не раскрывалась. Наши источники оценили вложения ретейлера в 12–13 млрд рублей. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Карт-бланш на Ту-214 не сработал?
2023 год отметился вниманием к авиапрому, громкими заявлениями и высокими ожиданиями. Так, по комплексной программе развития авиационной отрасли РФ Казанский авиазавод — филиал «Туполева» (КАЗ) в 2023-м должен был построить три Ту-214, однако на конец года в высокой степени готовности был только один лайнер, причем заложенный еще до СВО, т. е. до старта программы. Сдача лайнеров перенесена на 2024 год. «Работа идет достаточно напряженная, но есть задержки, — рассказал „БИЗНЕС Online“ управляющий директор „Туполева“ Вадим Королев. — Во-первых, непросто разогнаться с учетом нашей пропускной способности — раньше КАЗ делал в среднем 1,5 Ту-214 в год. Во-вторых, ввиду уникальности схемы доведения ресурсов на масштабирование производства (деньги ФНБ и облигационный заем — порядка 84 млрд рублей — прим. ред.) формирование соответствующих правил потребовало ощутимо больше времени, нежели предполагалось изначально. Это сказывается на сроках техперевооружения — и у нас, и, насколько понимаю, по нашей кооперации. Сейчас все необходимые меры выработаны, деньги пошли, но изначальные сроки сдвигаются несколько вправо». (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Ипотеки и кредиты под халяльным соусом
1 сентября в четырех регионах страны, включая Татарстан, стартовал эксперимент по партнерскому финансированию — так обкатывают принятый летом прошлого года закон по исламским финансам. Суть его в том, чтобы банки и другие финансовые организации разработали для мусульман, которым религия не позволяет работать с механизмом процентов, принципиально новые финансовые продукты, которые не противоречат нормам ислама, халяльные, и которыми они могли бы пользоваться наравне с остальными жителями страны. На 6 декабря в реестр участников эксперимента вошли всего четыре организации: Ак Барс Банк, «Ак Барс Капитал», Сбербанк и «Домклик». Проявляют интерес зарубежные партнеры — например, Мир Бизнес Банк из Ирана, который открыл в Казани свой халяль-офис. Банкиры просят распространить на них отраслевые меры господдержки, потому что без них халяльные финансы пока обходятся дороже традиционных. (Фото: tatarstan.ru)
В Татарстане начали строить логоцентр им. Дэн Сяопина
Одна из тенденций 2023 года — рост внимания к вопросам логистики. Почти на каждом заседании инвестсовета АИР РТ рассматривался проект логистического центра или складского комплекса. В июне в Татарстане стартовало строительство комплекса им. Дэн Сяопина, который станет самым крупным логистическим хабом в России. Реализует мегазадумку ОЭЗ «Алабуга», для чего уже привлечен кредит в 56 млрд рублей. Срок сдачи — I квартал 2024 года. Терминал обеспечит работой 1,5 тыс. человек. Как логистический проект терминал им. Дэн Сяопина выглядит максимально перспективно: «Алабуга» «зашивает» в него подъездные пути протяженностью 1,22 км, собственную таможню, склады класса А, склад 3PL, склад под температурные и наливные, опасные грузы, площадки для контейнеризации зерна, отдельную зону для маркетплейсов и т. д. Задача — связать татарстанских интересантов с иностранными партнерами на Востоке и Юго-Востоке. (Эскиз предоставлен ОЭЗ «Алабуга»)
В Москве и Казани представили «Атом»
В мае 2023-го сначала в Москве, а затем в столице РТ (на форуме KazanForum) представили электромобиль «Атом» — продукт стартапа «Кама» гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина и предпринимателя Рубена Варданяна. Пока народу явлен только концепт. Планировалось, что до конца 2023 года «Кама» протестирует основные узлы машины — батарею, созданную вместе с «Росатомом», а также подвеску, рулевую систему, шасси. Сборка первого электромобиля намечена на конец 2024-го, а к середине 2025 года компания намерена перейти к серийному выпуску. Стоить такой автомобиль будет 2,5–3,5 млн рублей. Для производства рассматривают как площадку в Татарстане, так и завод «Москвич», где КАМАЗ — технологический партнер. Кстати, уже продано 2,5 тыс. машин с китайским «разрезом глаз». (Фото: «БИЗНЕС Online»)
Энергетический кешбэк: ТКГ-16 вернулся в лоно ТАИФа
Разрешилась интрига, связанная с судьбой АО «ТГК-16»: спустя 1,5 года пребывания в руках СИБУРа второй по мощности генератор республики вернулся в ТАИФ. Сделку по продаже энергоактивов закрыли 28 апреля. Она с обременением: стороны заключили долгосрочные контракты на снабжение теплом КОСа и НКНХ — в прошлом именно цены на пар рассорили ТАИФ с «Татэнерго». Детали соглашений не раскрываются, но теперь СИБУР зависит от пара Альберта Шигабутдинова так же, как ТАИФ — от закупки нафты СИБУРом. Отметим, что на покупку ТГК-16 претендовали и федеральные игроки: ПАО «Т Плюс»Виктора Вексельберга, ПАО «Интер РАО» (предправления Борис Ковальчук, совет директоров возглавляет Игорь Сечин), «Газпром энергохолдинг». Выбор ТАИФа эксперты объяснили тем, что он знает ТГК-16 как свои пять пальцев, может предложить более выгодные сроки и стоимость поставки энергоносителей. Не обошлось и без влияния республиканских властей, которые просили не отдавать актив федералам. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
А смогут в мс -21,суперджете полностью сделать отечественные детали ,авионику электронику и как эти отечественные детали ,авионика поведет себя в полете?
Самолет не автомобиль где какая деталь сломалась можно хотя бы остановить в дороге на земле.
//теперь СИБУР зависит от пара Альберта Шигабутдинова так же, как ТАИФ — от закупки нафты СИБУРом//
Если они так друг от друга зависят, то может имеет смысл им в будущем "породнится" - естественно не в прямом смысле, а с точки зрения обмена акциями двух компаний. Разве что это будет противоречить стратегии СИБУРа на узкую "химическую" специализацию.
Здесь всегда мыслят в концепции неизбежного "противостояния". Лично я не вижу никаких противоречащих интересов у Сибура и властей РТ всех уровней. Так то у них интересы совпадают - и зависят друг от друга. Они обречены быть союзниками. Было бы самой большой глупостью, скажем, для властей Нижнекамска разрушить отношения с Сибуром. Просто ЗАЧЕМ? На месте главы Нижнекамска самое умное познакомиться с руководителем НКНХ - и поддерживать с ним нормальные рабочие отношения, а если ещё и "искра дружбы" между ними пробежит в личном плане - то это будет ещё лучше для всех. Они представляют собой не только людей, но и должности, которые объективно заинтересованы в сотрудничестве друг с другом.
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.