«На сегодняшний день наша кредитная масса — свыше 4 миллиардов рублей. Конечно, ставка для нас обременительная. Просто кратно уменьшится прибыль предприятия, находимся в напряженном состоянии», — рассказывает основатель АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров о том, как повышение ключевой ставки ЦБ РФ повлияло на его бизнес. В сегменте дорожного строительства компании не удалось в прошлом году сдать первый участок платной автодороги Алексеевское — Альметьевск, эти планы перенесены на середину 2024-го. О том, кто дорожникам вставляет палки в колеса, почему Комаров закрыл все счета в Сбере и как он провел пять месяцев на СВО, — в интервью «БИЗНЕС Online».
Компания «СМП-Нефтегаз», контролируемая Комаровым, в своей основе имеет нефтяной бизнес — ряд скважин на юго-востоке РТ
О герое
Фоат Комаров — бывший глава Альметьевска и экс-депутат Госсовета РТ. Компания «СМП-Нефтегаз», контролируемая Комаровым, в своей основе имеет нефтяной бизнес — ряд скважин на юго-востоке РТ. История «СМП-Нефтегаза» начинается в 1991 году с момента создания кооператива по строительству щебеночных дорог к объектам нефтедобычи. Позже было зарегистрировано предприятие, которое занялось строительством дорог с асфальтовым покрытием в РТ и за ее пределами. Прибыль от строительства дорог вкладывалась в создание малых нефтяных компаний. Сегодня ключевым направлением деятельности АО «СМП-Нефтегаз» является нефтедобыча. Второе направление — дорожное строительство (в основном строительство автомобильной дороги Алексеевское — Альметьевск). По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка компании в 2022 году увеличилась на 23% и составила 16,7 млрд рублей. Чистая прибыль — 475,4 млн рублей.
«Надеемся, что к 1 июля следующего года мы завершим все работы. Осталось немного — положить меньше 100 тысяч тонн асфальта»
О платной дороге в Альметьевск: «Мы вышли на финишную прямую»
- Было желание завершить в 2023 году строительство первой части дороги Алексеевское — Альметьевск протяженностью 43 километра, это наша часть трассы Шали — Бавлы. К сожалению, по ряду причин мы не успели реализовать задумку. Сыграла и наша нерасторопность, кое-где нам вставляли палки в колеса. Тем не менее мы вышли на финишную прямую и надеемся, что к 1 июля следующего года мы завершим все работы. Осталось немного — положить меньше 100 тысяч тонн асфальта. Есть еще серьезный объект: мост через реку Шешму. Но совместными усилиями с министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ и государственной дорожной службой ускоряем процессы.
- Почему так долго? Все равно есть поэтапность технологических процессов. Земля окончательно оттает только к началу июля. Есть такие процессы, которые надо проконтролировать. В этом вопросе нужно быть аккуратным, торопливость не годится.
- Финансирования хватает. Это мечта любого строителя. Мы работаем по предоплате, даже не успеваем отчитываться об использовании выделенных средств. Это уникальное явление! Марат Шакирзянович Хуснуллин (вице-премьер РФ — прим. ред.) смог убедить правительство России. Это не только у нас. Все строительство транспортной инфраструктуры идет по предоплате. Такими темпами Россию можно развивать, экономика будет развиваться. Ну и со стороны республики есть поддержка. Президент Татарстана Рустам Минниханов каждую неделю проводит планерки, на которых мы отчитываемся за каждый день, рубль, кубометр проделанной работы. С его стороны есть жесткий спрос.
- По этому проекту уже освоено около 40 миллиардов рублей. Еще предстоит освоить порядка 60 миллиардов. Основные расходы — дорожная одежда. Подготовительные работы на всем отрезке в 145 километров выполнены. Нам осталось освоить порядка 5–6 миллиардов рублей по нашему отрезку пути, а если считать с мостом, то чуть больше. Оставшаяся часть придется на второй и третий этапы, это порядка 50 миллиардов. Финальные этапы завершатся, думаю, в декабре следующего года. Дорога будет введена в эксплуатацию. Рост цен на стройматериалы для нас не представляет угрозы, потому что мы получили предоплаты, материалы все заготовлены.
- Что касается сложностей в работе, у нас свой подход к решению задач, но эти подходы иногда нарушают сложившиеся устои государственной дорожной службы. Просто идет нестыковка, и нас не воспринимают, пытаются убедить, что мы не правы. Хотя мы убедительно доказывали экспертизами, расчетами, таблицами, российской практикой. Идет повальное внесение изменений в проектные решения.
«Все-таки Сбербанк — это профессиональная команда, люди, заточенные на получение прибыли»
О споре со Сбером
- Мы ведем судебную тяжбу со Сбербанком (иск касается попытки отменить сделки расчетного товарного опциона на нефть марки Brent — прим. ред.). В судах первой и второй инстанции мы проиграли, сейчас обжалуем решения в кассации. Наша аргументация даже в решении суда не отражена. Это просто уму непостижимо! Апелляция изменила решение Арбитражного суда РТ (убытки Сбера в 1,2 млрд рублей были переквалифицированы в задолженность — прим. ред.), что категорически запрещено. Это нарушение процессуальных норм. Для нас это было шоком. Мы будем отстаивать свою позицию. Но с нами отказались работать серьезнейшие юридические конторы. Никто не хотел противодействовать Сбербанку.
- Сейчас наши интересы представляет московская юридическая фирма, мы подготовили с ними более аргументированное обоснование для защиты наших интересов. Все-таки Сбербанк — это профессиональная команда, люди, заточенные на получение прибыли. Они свои действия максимально обосновали. Судья, который не является профессионалом на финансовом рынке, как может разобраться в этом лабиринте за короткий промежуток времени?! Также мы обращались в другие организации: ассоциацию банков РФ, к главе Сбербанка Герману Грефу, в Банк России. Руководитель Сбербанка, конечно, талантливый человек: если бы он не был способный, не смог бы управлять такой системой.
- Я даже закрыл свои счета в Сбербанке. Я больше никогда не буду иметь дело с такой финансовой структурой. Так нельзя! Мы пошли им навстречу, оспариваемая сделка нужна была им, а не нам. На все условия мы согласились, даже предположить не могли, чем это обернется. Сейчас работаем с банком «Россия», ВТБ, Райффайзенбанком, Ак Барс Банком. АББ нас серьезно поддерживает в вопросах финансирования дороги, гарантиях, других инструментах.
- На сегодняшний день наша кредитная масса — свыше 4 миллиардов рублей. Конечно, ставка для нас обременительная. Но что поделаешь? Это экономика, стечение обстоятельств. Как говорится, «взялся за гуж — не говори, что не дюж». Просто кратно уменьшится прибыль предприятия, находимся в напряженном состоянии. К этой ситуации мы готовились финансово и морально. С достоинством преодолеваем эти испытания.
«Были проблемы с реализацией нефти. В прошлом году цена нашей продукции резко упала, были месяцы, где мы просто получали убыток»
О влиянии санкций и нехватке кадров
- Санкции на наш бизнес особо не повлияли. Единственное, были проблемы с реализацией нефти. В прошлом году цена нашей продукции резко упала, были месяцы, где мы просто получали убыток. Сегодня реализация стабилизировалась. Цена сейчас более прогнозируемая.
- Возникают вопросы по импорту определенных материалов и оборудования из недружественных стран. Конечно, это напрягает. У нас доля импорта составляет незначительную часть, поэтому кардинальных изменений в деятельности нет. Но продукция стала дороже, а логистика — дольше. Все равно бизнес находит окольные пути, просто увеличивается время и затраты.
- Если говорить о государственной поддержке бизнеса, то сегодня начали возвращаться к теме предоставления льгот за модернизацию, расширение производства. Кажется, в начале 2000-х действовал подобный инструмент. Экономика стремительно росла при таких условиях. Сейчас производственники не могут найти средства для обновления своих мощностей. Нужно предоставить налоговые послабления. Я ратую за то, чтобы снова вернуться в старую систему, когда налогом облагается 35 процентов прибыли, но из них 50 процентов — льгота на модернизацию. Люди, которые развивают производство, буржуазия, получат выгоду. А рантье и те, кто просто стрижет деньги, будут платить повышенные налоги за пользование финансовыми ресурсами.
- Волнует проблема нехватки кадров. Есть вопрос с механизаторами, водителями транспортных средств, самосвалов. Естественно, нужна квалифицированная рабочая сила. На неквалифицированный труд приходится нанимать мигрантов из Средней Азии. С ними у нас проблем нет: мы четко работаем, вовремя даем зарплату, обеспечиваем питанием, проживанием.
- В целом критического дефицита кадров у нас нет. Работаем над тем, чтобы повысить тарифные ставки и зарплаты. На рынке труда мы готовы платить серьезные суммы за квалифицированный труд, который дает добавленную стоимость. Проблема еще и в том, что отдача от сотрудников маленькая. Люди не хотят работать. Это проблема номер один. Производительность труда у нас недостаточная, ее можно увеличить в 2–3 раза, но, к сожалению… Или у нас психология такая, или недостаточная мотивация?
О планах на 2024 год
- Главное ожидание от 2024 года — кризисное. Я думаю, что назрел мировой экономический кризис. Его не смогут оттянуть на 2025 год. Грозовые тучи над нами, в любой момент ливень проблем может сойти на землю и создать экономический коллапс. Будут нарушены экономические связи, финансовые потоки. Огромное количество банков обанкротится, люди потеряют свои активы, вложения. Такие последствия для мировой экономики, к этому надо готовиться. Все мы сталкиваемся с воздушным шаром — купили это изделие и начинаем наполнять воздухом. Он же не может расти до бесконечности, рано или поздно разорвется. Примерно так же экономика накачена финансовыми деривативами, то есть товарная масса не обеспечена деньгами.
- Что касается нашего бизнеса, сверхзадача — завершить дорогу. Даже если мы не получим от этого серьезную экономическую выгоду, все равно напряжение труда снизится, мы перейдем в обычный ритм жизни.
- Сейчас мы стараемся «ужаться», не расширяемся, сокращаем непроизводственные или малоэффективные секторы.
О помощи бойцам и участии в СВО
- Мы очень серьезно взаимодействуем с силовыми структурами, поддерживаем мобилизованных и добровольцев. Семьи погибших бойцов из Альметьевска — под нашим персональным контролем. Наша благотворительная организация непрерывно заботится об этих семьях. Мы даже акцентировали внимание на семьях погибших «вагнеровцев», потому что люди отдали жизнь в интересах Родины. Поэтому данное направление считаем более превалирующим. Нельзя разделять людей. Мало ли, были у человека проблемы… Но он же проявил патриотизм, отдал жизнь.
- Сегодня боевые действия идут по нестандартной схеме. Штыковой атаки и прямого боевого контакта мало. Идет артиллерийская и беспилотная борьба, борьба технологий. Сначала мы обеспечивали бойцов экипировкой и снаряжением, оснасткой оружия, автомобильной техникой. Теперь мы направили усилия на возможности беспилотных аппаратов. Мы курируем подразделение, которое занимается работой БПЛА.
- На СВО я провел целый месяц, даже мой сын пять месяцев был в зоне СВО. Мы не заочно занимаемся этими вопросами.
Совет предпринимателям
- Нужно жить на собственные средства. Рекомендую бизнесу не находиться в позиции заемщика, потому что могут возникнуть сложности, заем будет невозможно отдать. Так можно и бизнес потерять. А если человек живет на свои средства, то он в любой момент может «ужаться», получит меньшую прибыль, но сохранит производственную способность и свою функцию.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.