«Мы республика не туристическая, мы республика промышленная», — объяснял журналистам президент РТ Рустам Минниханов важность развития инженерной школы в Татарстане. Это произошло на ежегодной встрече главы республики со СМИ по итогам 2023 года. При каких условиях мигранты помогут решить кадровый голод в РТ, какие у Рустама Нургалиевича остались впечатления от М12 и почему ЮНЕСКО продолжает «дружить» с Татарстаном? Об этом и не только — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Традиционная встреча президента РТ Рустама Минниханова с журналистами в этом году перенеслась в один из залов Присутственных мест Казанского кремля
«Даже не верится, что все это было…»
Традиционная встреча президента РТ Рустама Минниханова с журналистами в этом году перенеслась в один из залов Присутственных мест Казанского кремля. По словам модератора встречи, руководителя пресс-службы президента РТ Лилии Галимовой, в адрес главы Татарстана поступило более 60 вопросов. В силу ограниченности времени в президентском графике лишь немногие удалось озвучить на пресс-конференции, но на все, обещала Галимова, будут так или иначе даны ответы.
Ограниченность времени не помешала открыть встречу красочной видеонарезкой новостных репортажей о республике: от KazanForum и приезда патриарха Кирилла до визита узбекистанского президента Шавката Мирзиёева и открытия М12. «Даже не верится, что все это было, — прокомментировал Минниханов продемонстрированные архивные кадры. — На самом деле много событий по республике, много визитов, мы ездим [много тоже]. Следующий год будет не менее интересен».
Тут, казалось бы, президент РТ выступит по традиции с коротким докладом об основных социально-экономических итогах 2023 года, но решили обойтись без этих «прелюдий» и сразу перейти к вопросам.
«Рустам Минниханов: «Все те задачи, которые поставлены республике в части мобилизации, в части контрактников, — все тоже на полном контроле, и мы достойно все выполняем»
О спецоперации и трассе М12
Первый вопрос, который адресовали президенту, ожидаемо касался поддержки участников СВО и их семей. «Нет ни одного дня, чтобы мы эту тему [не затрагивали]. С утра ее обсуждаем не только на уровне республики, но и каждый муниципалитет, каждый населенный пункт, каждое предприятие задействованы в той или иной степени в программе поддержки, гуманитарной помощи. Есть у нас подшефные города на новой территории, есть ОПК, который полностью выполняет задачи, поставленные Верховным главнокомандующим. Все те задачи, которые поставлены республике в части мобилизации, в части контрактников, — все тоже на полном контроле, и мы достойно все выполняем», — рассказал Минниханов.
Он также отметил, что постоянно растет чисто физлиц и юрлиц, которые включаются в поддержку наших ребят, отстаивающих сегодня интересы государства в зоне СВО. Объемы гуманитарных грузов тоже постоянно растут, за что президент РТ поблагодарил несколько раз глав на местах в частности и всех жителей Татарстана в целом, вплоть до домохозяек, которые также остаются неравнодушными.
Достойно показывают себя татарстанцы на фронте. Одних Героев России от республики уже 11. «Эта тема была и остается самой главной, мы вместе с этими ребятами, мы желаем скорейшей победы и возвращения бойцов на Родину, к своим семьям», — заявил Минниханов, обещая и впредь относиться и к участникам СВО, и к их семьям с максимальной заботой и вниманием.
«Чтобы мост и вообще трассу смогли за такой короткий промежуток времени, за три года, ввести в строй — это рекорд!»
Вторая тема — это недавнее открытие трассы М12. Минниханова попросили поделиться своими впечатлениями от трассы и рассказать, какой именно толчок к развитию татарстанской экономики даст М12. Отвечая на последнюю часть вопроса, президент РТ напомнил журналистам, как раньше ездили в Набережные Челны, когда по дороге еще не было мостов и через Каму приходилось переправляться на паромах. «Любая дорога — прогресс, развитие тех территорий, где эта трасса проходит. Мост через Волгу, который на М7 есть один, — другого моста у нас же не было. А [сегодня мы построили] мост в 3 тысячи 362 метра. Это самый длинный мост на этой трассе! Чтобы мост и вообще трассу смогли за такой короткий промежуток времени, за три года, ввести в строй — это рекорд!» — прокомментировал президент РТ.
«Кроме развития территорий, это огромная поддержка нашей экономики. Ощущения такие, что на одном дыхании доезжаем до Москвы. Нет ни одного светофора, просто едешь — и все. Это же безопасно! Все работает, — продолжал отвечать Минниханов. — Посетил четыре центра оказания услуг — ты заходишь в магазин, там точка питания, халяльная еда, молельная комната, все удобства. Три станции „Татнефти“ уже с этой стороны я сам посмотрел — все работает, все продумано. Считаю, что это огромный подарок».
Он подчеркнул, что по РТ проходит 142 км новой трассы М12, следующим этапом станет строительство 80−90-километрового обхода Набережных Челнов и Нижнекамска, расширение трассы до Башкортостана. Также президент РТ упомянул трассу Алексеевское – Альметьевск. «Я по ней тоже проехал и посмотрел. Это очень сложная трасса, очень много аварий у нас по ней бывает. На следующий год ее тоже должны запустить. Это развитие нашего государства, страна становится более компактной. Основные грузы сегодня мы перевозим на короткие расстояния именно автомобилями, — отметил президент республики, призвав теперь дважды подумать всем, как удобнее добираться до Москвы — на авто, самолетом или поездом. — Я люблю ездить на машине, давно не ездил. Ощущения усталости нет. Но мы немножко побыстрее поехали, чем там написано, но так можно делать, когда есть возможность обеспечить безопасность и контролировать дорожную обстановку».
«Когда ты молодой — выбираешь самый короткий путь, где тебе проще и легче получить пятерку… Мало кто выбирает математику, физику, химию, хотя эти специальности очень нужны»
О трудовых ресурсах и мигрантах
Третий вопрос касался нехватки рабочих рук, особенно инженерных. У президента РТ спросили, как будем выбираться из кризиса и решать проблему кадрового голода. Минниханов, во-первых, обратил внимание на то, что инженеров априори трудно готовить. Во-вторых, подрастающее поколение стало реже выбирать такие профессии: «Появился ЕГЭ. Когда ты молодой — выбираешь самый короткий путь, где тебе проще и легче получить пятерку… Мало кто выбирает математику, физику, химию, хотя эти специальности очень нужны, — отметил президент РТ. — Поэтому мы должны создать некую среду, чтобы туда (в инженерную сферу — прим. ред.) пошли».
«Мы республика не туристическая, хотя и много туристов к нам приезжают, мы республика промышленная. Нефтяная промышленность, нефтепереработка, нефтехимия, авиастроение, автомобилестроение, судостроение, приборостроение — вот все это требует огромного количества инженерных кадров», — отметил Минниханов. По его словам, эти кадры сегодня республике готовят казанские университеты, но немаловажно обратить внимание и на организацию подготовки таких специальностей прямо на базе основных предприятий РТ. Успешные примеры есть: учебно-лабораторный корпус Высшей школы нефти в Альметьевске или Высшая техническая школа в Набережных Челнах, что еще пока готовится к открытию. «[Нужно], чтобы [учебные заведения] были ближе к производствам», — отметил Минниханов.
Иллюзий никто не питает, и некоторая ставка для компенсации трудовых ресурсов делается на мигрантов
Говоря о нехватке трудовых ресурсов, он обратил внимание на то, что в стране сегодня складывается определенная демографическая яма. Поэтому иллюзий никто не питает и некоторая ставка для компенсации трудовых ресурсов делается на мигрантов. Но при этом нужна правильная миграционная политика, чтобы в Татарстан приезжали желательно уже подготовленные кадры. Такая работа республикой уже ведется. Например, есть договоренности с Узбекистаном, чтобы перед приездом мигрантов готовили на местах. «КАМАЗу на ближайшие пять лет, по расчетам, нужны 19,5 тысячи человек. Это же надо подготовить их, а за один день это не сделаешь, потому заранее надо все это предвидеть и планировать», — заявил Минниханов.
Во время пресс-конференции президенту вновь организовали живые включения из районов и даже других стран. При этом не всегда это были вопросы: то видеопоздравления, то слова благодарности от журналиста из Египта, то просто живое общение Минниханова с детишками, болеющими за «Ак Барс», или желающими стать наставниками для еще юных артистов.
«Вообще Волга предназначена прежде всего для судоходства, для обеспечения питьевой водой. Те службы, которые отвечают за уровень воды, должны не одну только задачу решать — это комплексная задача»
Об обмелении Волги и ЮНЕСКО
Четвертый вопрос на встрече с президентом РТ задал «БИЗНЕС Online». Наше издание поинтересовалось у Рустама Нургалиевича его мнением по ситуации с обмелением Волги. «Что нам с этим делать? Как нам спасти реку?» — спросил корреспондент. Этот же вопрос нашему журналисту, напомним, недавно удалось задать Владимиру Путину, который пообещал не пускать проблему на «самотек».
«Волга — это каскад водохранилищ и электростанций… Надо просто разделять. Котлеты и мухи должны быть отдельно. Если идет перекос в какую-то одну сторону, значит, где-то чего-то будет не хватать, — заявил Минниханов, отвечая на наш вопрос. — Вообще Волга предназначена прежде всего для судоходства, для обеспечения питьевой водой. Те службы, которые отвечают за уровень воды, должны не одну только задачу решать — это комплексная задача. Я уверен, что она разрешима. Такое поручение глава государства дал. Это некий сигнал, чтобы данные вопросы рассматривались комплексно, а не так, что вот мы какую-то задачу решили — и большие молодцы, а чтобы в целом… Сколько миллионов человек страдает от того, что было в этом году! Вообще стыд и позор! Это же еще и судоходство. Мы должны наращивать его объемы, это самый дешевый вид транспорта. С учетом того что Волга впадает в Каспий, а он идет до Ирана и дальше, наоборот, мы должны больше внимания обращать в сторону судоходства. Президент об этом уже сказал, мне добавлять тут нечего».
После этого разбавить серьезный тон пресс-конференции модератор предложила просмотром архивных кадров со встреч Минниханова с журналистами в прошлые годы. Как оказалось, такой президентской традиции уже более 20 лет, правда, журналистам показали лишь кадры со встреч нулевых. Состав участвующих корреспондентов практически полностью изменился, а на последнем кадре из 2003-го промелькнул тогдашний руководитель агентства РТ по печати и массовым коммуникациям Марат Муратов. «Бетте? — удивился Минниханов с некоей ностальгией резкому обрыву видеоролика. — Даже Муратов был тогда еще худой!»
Напоследок Минниханову все же задали вопрос о совсем недавнем событии — на днях глава МИДа Сергей Лавров вручил Татарстану сертификат о включении обсерватории Энгельгардта в список всемирного наследия ЮНЕСКО
На этом Галимова предложила закруглить встречу, чему, казалось, был не рад и сам Минниханов, готовый ответить еще хотя бы на парочку вопросов. Напоследок ему все же задали вопрос о совсем недавнем событии — на днях глава МИДа Сергей Лавров вручил Татарстану сертификат о включении обсерватории Энгельгардта в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Минниханов отметил, что по данному поводу проведут еще отдельную пресс-конференцию. Журналисты же тогда спросили, за счет чего Татарстану, в то время когда все международные организации отвернулись от нашей страны, удается сохранять такие добрые отношения с ЮНЕСКО?
«Здесь много факторов. Не все еще от нас отвернулись, некоторые просто промолчали… Думаю, тут большой авторитет нашего первого президента. Минтимер Шарипович же посол ЮНЕСКО, и с этим не считаться невозможно», — отметил Минниханов, оговорившись, что нисколько не преуменьшает работу МИДа и республиканских чиновников. «Когда мы обсуждали это, моя позиция была идти до конца. Были разные предложения: „А нужно ли нам в такой ситуации?..“ А другой ситуации может и не быть. Поэтому мы в последний вагон сели, и этот вагон доехал», — заключил президент.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.