Человечество вступает в предельный этап существования рибы. Этим термином обозначается процесс неэквивалентного обмена между людьми, когда одни за счет сознательного обмана, манипуляции или силы прирастают за счет других. И сейчас важно понять, куда и как будет направлена зарождающаяся в социуме тяга к справедливости, подчеркивает кибернетик, экономист и богослов Айрат Бахтияров. Если этот порыв материализуется в сторону назначения «виноватых», наши дела плохи.
От качества нура (света) и количества его обладателей зависит тип отношений в семье, народе, цивилизации, во всем человечестве
4. Коранические понятия нур (свет) и зулюмат (мрак-несправедливость-притеснения) отражают качественные характеристики сознания. За неимением полного аналога на русском слово нур обычно переводят как «свет». Поле значений арабского корня, из которого образовано слово нур, значительно шире: светиться, сиять, освещать, просвещать, цвести, раскрываться… Например, «глаза с нуром» — это не только «глаза, излучающие свет» или «сияющие глаза», но и «глаза, излучающие любовь», «живые глаза». Отчасти эти значения содержатся во фразе «свет очей моих». Айат, в котором Боh раскрывает Себя через это понятие, показывает, каким образом реагирует Любовь на любовь:
«Аллаh — нур (свет) небес и Земли. Подобие Его нура (света) — как ниша, в которой светильник. Тот светильник — в стеклянном флаконе. Тот стеклянный флакон словно светило яркое, которое зажигается от благословенного-благодатного оливкового дерева, — не восточного и не западного. Масло его вот-вот начнет светить-сиять, даже если огонь не коснулся его. Нур (свет) на нур (свет). Направив, ведет Аллаh к Своему нуру (свету) того, кого желает» (Коран, 24:35).
Боh в Коране противопоставляет состояние зулюмат (мрака-несправедливости-притеснений) с нуром (светом). Слово зулюмат образовано от корня злм со значениями «быть темным», «темнеть», «чинить несправедливость», «притеснять». Вот, например, что говорится о тех, которые, отвергая руководство со стороны Боhа, пребывают в состоянии зулюмат:
«Подобие их — как подобие того, кто зажег огонь, и когда он (огонь), засияв, осветил все вокруг, то увел Аллаһ их нур (свет) и оставил их в зулюматин (во мраке-несправедливости-притеснениях). Они не в состоянии осознать увиденное, — закупоренные, бессловесные, незамечающие-слепцы. Поэтому они не в состоянии возвратиться» (Коран, 2:17,18).
«Аллаһ есть опекун-близкий тех, которые уверовали сердцем. Он выводит их из аз-зулюмати (мрака-несправедливости-притеснений) к нур (свету). А те, которые неблагодарно отвергли, их опекунами-близкими являются тагуты (идолы). Они уводят их от нура (света) к аз-зулюмати (мраку-несправедливости-притеснениям). Такие являются спутниками (того самого) огня, они в нем — вечнопребывающие» (Коран, 2:257).
В Коране многократно подчеркивается, что неправедные поступки человека «затемняют его душу», ввергая в состояние зулюмат (мрака-несправедливости-притеснений). Вспомните смысловую цепочку: «нур – свет – любовь». Мрачная, несправедливая жизнь в притеснениях — это и есть кризис. Для выхода из него требуется нур-свет-любовь Боhа. Если большинство выберут жить в Его нуре-свете-любви, то негатив в социуме начнет исчезать сам по себе. При этом те, кто имеют нур, смогут им поделиться с нуждающимися — с теми, кто затемнил свое сознание неправедными поступками. Особенно это эффективно во время коллективной молитвы.
Айрат Равильевич Бахтияров — кандидат экономических наук, экономист-кибернетик. Окончил факультет экономической кибернетики Московского института управления. Работал в системе прогнозирования Госплана СССР. Один из идеологов создания системы поиска и поддержки талантливой молодежи Советского Союза. Был генеральным директором интеллектуального фонда СССР, советником премьера России, министра образования России, президента Республики Крым, заместителем министра экономики Татарстана. По его инициативе было успешно реализовано несколько крупных международных и межрегиональных инвестиционных проектов.
Работал руководителем группы социологии, идеологии и интеллектуальных технологий Института социально-политических исследований РАН. Автор множества статей и ряда книг, посвященных осмыслению новых идеолого-философских форм, развитию прогрессивных типов хозяйствования. Руководитель редакционного совета издания «Коран. Перевод образов с арабского языка и комментарии».
От качества нура (света) и количества его обладателей зависит тип отношений в семье, народе, цивилизации, во всем человечестве. Например, наша российская цивилизация, несмотря на все ее болезни, пока сохраняет свой потенциал нура (света). Поэтому можно надеяться, что она восстановит свой нур (свет) и поделится им со всем остальным человечеством, выполнив тем самым свое предназначение.
Свет любви заставит исчезнуть мрак притеснений и несправедливость. Начнут восстанавливаться утерянные человеческие отношения любви, милосердия и сострадания. Это и будет практическим результатом нура на нур. Ведь «Боh есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин 1:5) и «Боh есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боhе, и Боh в нём» (1Ин 4:16).
Коротко упомяну, что, зная законы взаимодействия нура с зулюмат, можно понять тип политического механизма построения различных цивилизаций. Выявить их больные и здоровые стороны. Однако описание этого процесса требует привлечения несколько иного понятийного дискурса и поэтому здесь не рассматривается.
5. Приведу несколько айатов из Корана:
«И не следуй тому, о чем отсутствует у тебя знание. Воистину же, способность осознавать услышанное, и способность осознавать увиденное, и сердце пораженное, — каждый из них является об этом спрашиваемым» (Коран, 17:36).
«А видел ли ты того, кто избрал своим иляhом-богом свою пустоту-падение-прихоть? Ведь Аллаh дозволил заблудиться-блуждать ему по поводу знания, и наложил печать на его способность осознавать услышанное и на сердце его, и устроил покров над его способностью осознавать увиденное. Так кто же поведет его после Аллаhа? Почему же не вспоминают они?» (Коран, 43:23).
Что же из себя представляет восприятие сердцем и почему люди, умеющие воспринимать сердцем, в Коране названы уверовавшими сердцем? Чем отличается мусульманин от муумина?
Слово мусульманин (муслим) образовано от арабского глагола асляма со значениями «предаться», «покориться», «подчиниться». Поэтому любой человек, предавшийся Боhу, на арабском будет называться мусульманином. Неважно, какого обряда он придерживается. Это не самоназвание или этническая принадлежность, а определенное состояние мировосприятия. От этого же древнего корня слм образовано слово «ислам», которое означает пребывание в определенном состоянии мировосприятия — в состоянии предавшегося Всевышнему. Поэтому формальное принятие ислама и вхождение в состояние ислам — это принципиально разные вещи. От этого же корня происходит слово Иерусалим.
В Коране понятие «уверовать сердцем» передается посредством арабского глагола амана. От него же образовано понятие «уверовавший сердцем» (муумин), а также «вера сердцем» — «ийман». Отмечу, что произносимое в конце молитвы «аминь» однокоренное с амана.
Согласно айату 49:14, когда группа арабов сказала, что они стали верующими сердцем (мууминами) и им теперь доступно восприятие сердцем, то Аллаh попросил Своего пророка их поправить. Он велел передать, что они пока являются лишь предавшимися Ему (мусульманами), поскольку их вера еще не проникла в их сердца. Следовательно, с точки зрения Боhа существует принципиальное отличие мировосприятия мусульманина от мировосприятия муумина.
«И не бывает так для души, чтобы она уверовала сердцем иначе, кроме как с соизволения Аллаhа» (Коран, 10:100).
Из этого айата следует, что человека восприятием сердцем наделяет лишь Сам Всевышний. За счет логических объяснений и призывов этого добиться невозможно. Человек должен пройти все этапы развития своего мировосприятия. Сначала, пребывая в состоянии «забывшего Боhа» (инсан по Корану), вспомнить о существовании Создателя своей души и, постепенно, восстанавливая утраченную связь с Ним (ас-салят по Корану), добровольно обрести состояние предавшегося Ему (мусульманин по Корану). Лишь после этого он, возможно, будет награжден способностью воспринимать сердцем (муумин по Корану). Неслучайно Аллаh Себя в Коране называет аль-муумином, а уверовавших сердцем (мууминов) — братьями.
Исходя из того, что человека восприятием сердцем наделяет лишь Боh, вытекает ряд очень важных практических выводов. Прежде всего, любого должны насторожить призывы современных многочисленных «просветленных» учителей и наставников помочь с раскрытием сердца. Все их обучающие семинары, практики, ретриты могут оказаться в лучшем случае одним из «четырехсот сравнительно честных способов отъема денег» небезызвестного Остапа Ибрагимовича Бендера, а в худшем — «шайтанской ловушкой восприятия» для некритичных душ людей.
Согласно Корану, существует следующая последовательность ступеней осознания: инсан (человек забывший) – башарун (человек пробужденный) – мусульманин (человек, выбравший быть угодным Всевышнему) – муумин (верующий сердцем).
В состоянии инсан человек пока еще не вспомнил о существовании Боhа. Вспомнив, он переходит в состояние башарун и делает осознанный добровольный выбор: искренне стремится стать угодным своему Создателю или же продолжать жить, не соотнеся свои поступки с этим новым знанием. В первом случае его сознание переходит в состояние предавшегося Боhу (мусульманин на арабском), а во втором — открывается дорога к обретению состояния «неблагодарно отвергающего Боhа» (кафирун). Соответственно, уровень осознания первого позволит ему обрести вечную жизнь в условиях Рая, а второй, если не сможет выйти из состояния кафирун, окажется в условиях Ада.
Коран — это совершенный «тренажер» развития осознания людей. Для полноценного использования этого «тренажера» человек должен стараться сосредоточить свое внимание на средогрудии — там, где обычно находится нательный крестик у христиан. Тогда размышления об айатах Корана, дополненные их озвучиванием на языке ниспослания, начинают развивать способность к «прочтению» айатов Книги Мироздания. Тех айатов, которые мы воочию наблюдаем вокруг себя. При этом поначалу можно и вовсе не знать арабского. Нужно читать перевод Корана на доступном языке, включив понравившегося вам чтеца Корана. Для правостороннего восприятия знание языка необязательно. Необходимо лишь присутствие неискаженной последовательности звуков на языке ниспослания. Конечно, эффект от самостоятельного чтения Корана вслух намного выше. Поскольку в этом случае звук идет не снаружи, а изнутри. Это резко повышает чувствительность правостороннего восприятия.
Постепенное обретение умения «читать» айаты вокруг нас наделяет нас знаниями и силой и шаг за шагом повышает нашу способность к адаптации к Реальности.
Из айатов Корана вытекает следующий алгоритм индивидуального взращивания восприятия сердцем:
— стараться удерживать свое внимание на Аллаhе посредством поминания и обращения к Нему;
— регулярно пребывать в состоянии ас-салят — в состоянии воссоединенности с Боhом. Причем в Коране показаны наиболее предпочтительные для этого суточные циклы;
— вести осмысленную работу со смыслами и звуками Корана, других Священных Писаний;
— стараться исключать поступки, ведущие к затемнению восприятия души;
— стремиться к активизации исцеляющего воздействие нура-света-любви Аллаhа. Последнее требует искреннего желания и внутренних усилий по поиску ощущений любви Боhа. Лишь тогда начинается процесс, образно представленный в айате 24:35;
— ежегодно держать пост в течение особого лунного месяца. Это является предписанием Боhа для всех желающих стать Ему угодными и обрести способность воспринимать сердцем. Анализ древнего календаря арабов (по которому до конца своих дней держал пост Мухаммад-пророк) показывает, что этот лунный месяц всегда включал в себя день весеннего равноденствия.
Для взращивания восприятия сердцем в массовом сознании этого может оказаться недостаточно. Требуются коллективные молитвы желающих быть угодными Боhу, особенно среди верующих сердцем. О которых в Коране сказано:
«Воистину же, те, которые аману (уверовали сердцем), а также те, которые являются иудеями, христианами, сабеянами, — тот, из них кто амана (верой сердца утвердился) об Аллаhе и о последнем дне, и поступал праведно, — им их вознаграждение — у их Господа, и нет страха над ними, и они не печалятся» (Коран, 2:62).
В практическом плане встает вопрос: как от экономики «нужды» или «рибы» перейти к экономике «изобилия», экономике восприятия сердцем? Сегодняшнюю ситуацию характеризуют следующие айаты Корана:
«И не устраивайте разлад на Земле после налаживания ее» (Коран, 7:56).
«Те, которые питаются рибой, не встают иначе, как встает тот, которого растаптывает дьявол-шайтан прикосновением (своим), — то из-за того, что они сказали: „Воистину, торг есть то же самое, что и риба“. Ведь сделал дозволенным Аллаһ торг, и запретил рибу. И кому пришло увещевание-назидание от его Господа, и он перестал, то для него то, что случилось раньше, и дело его — к Аллаhу. А кто возобновил, то такие — спутники огня, — они в нем вечнопребывающи. Истребляет Аллаһ рибу и заботливо взращивает подаяния милостыни» (Коран, 2:275,276).
«О вы, те, которые уверовали сердцем! Остерегайтесь отторжения Аллаhом и покиньте то, что, сохранившись, осталось из рибы, если вы верующи сердцем. А если не сделаете, то слушайте провозглашение о войне от Аллаhа и Его посланника» (Коран, 2: 278,279).
Через эти айаты можно увидеть особенности сегодняшнего кризиса. Первый айат показывает, в каком состоянии люди должны поддерживать свой контур взаимодействия с окружающим миром. О проблемах взаимодействия с окружающей средой уже много сказано и поэтому повторяться не имеет смысла. Добавлю лишь, что технологический прогресс человечества должен строиться с учетом данного айата. Иначе неминуемо ответное воздействие. Сегодня не хватает понимания, что решение данной проблемы связано с умением «чтения» Книги Мироздания Боhа.
Важнее разобраться с другим контуром, где речь идет о взаимодействии людей друг с другом в условиях разделения труда. Основное нарушение этого контура хозяйствования сосредоточено в таком явлении, как «риба». Ее действительно трудно увидеть в условиях доминирования левостороннего сознания.
Слово «риба» переводится как «рост», «увеличивающееся». Под ней многие подразумевают «ссудный процент», «лихву», однако они лишь частные случаи более общей проблемы мировосприятия. Этим термином обозначается процесс неэквивалентного обмена между людьми в процессе их жизнедеятельности, когда одни за счет сознательного обмана, манипуляции или силы присваивают результаты труда других, когда одни неправедно питаются, прирастают за счет других. Рибы не возникает при добровольном эквивалентном взаимном обмене, не обусловленном искусственными ограничивающими обстоятельствами.
Риба имеет многочисленные формы своего проявления. Продажа некачественной продукции под видом качественной, воровство или отъем чужого за счет принуждения — это простые формы. С усложнением социума и возникновением товарно-денежных отношений риба проникает в эквивалент обмена. Например, при ссуде золота под процент риба возникает за счет обмена невозобновляемого ресурса на возобновляемый. Также банк, ссужающий деньги без разрешения своих вкладчиков, «питается рибой». Если бы он при привлечении денег договаривался со своими вкладчиками об условиях кредитования с использованием их средств (включая общую ответственность при потерях), то рибы бы не возникало. Риба также возникает, когда какое-либо государство печатает необеспеченные средства платежа. Возникает эффект недобровольного «разбавления» всеобщего эквивалента.
Уже упоминалось, что влияние шайтана на сознание людей сродни заразной болезни. Эффект рибы, приравненный в Коране к прикосновению шайтана, накапливается и расширяется. Сообщество, «питающееся» рибой, быстро теряет свои качества осознания: нур (свет) уходит, уступая свое место зулюмат (мраку-несправедливости-притеснениям). Наступает некий предел, и борьба за ресурсы превращается в войну за ресурсы. Бесконечно разбавлять кровь водой не получится. Человечество сейчас как никогда приблизилось к этому пределу.
В условиях доминирования левостороннего сознания цивилизации с преобладанием этого типа осознания наиболее податливы к этой заразной болезни. Преобладание рацио в ущерб чувствам и сердечности порождает экономику конкуренции. Отсюда термин «западные экономические модели». Экономика конкуренции, в свою очередь, для достижения успеха в ней заставляет еще больше эксплуатировать рациональную составляющую сознания, подавляя остальные. Так закручивается смертельная спираль падения в состояние зулюмат (мрака-несправедливости-притеснений). Поэтому Запад наиболее критический «пациент больницы». Болезнь под названием «риба» — это болезнь мировосприятия. Соответственно, она и лечится лишь как болезнь сознания.
Здесь будет уместно сказать несколько слов о цифровых деньгах, об искусственном интеллекте. Мы вступаем в последний, предельный этап существования рибы — рибы эпохи цифровых денег. Создание виртуального «цифрового двойника» человека и перенос его внимания в «цифровой» мир создают особо благоприятные условия для манипулирования людьми в условиях искаженного сознания. Соответственно, при возникновении такой манипуляции произойдут качественные изменения и в рибе. В «цифровом» мире станет невозможно избежать соприкосновения с рибой.
В основе этого явления лежит технология манипуляции сознанием человека со стороны джиннов-шайтанов. Уже упоминалось, что если человек не учится удерживать свое внимание на Аллаhе, то его сознание открыто для внушения со стороны шайтана. Поэтому джинны-шайтаны делают все для того, чтобы «закабалить» и удержать сознание людей в специальных «ловушках восприятия». Такие ловушки раньше в основном создавались с помощью магических обрядов и психоделиков. Теперь же мы подошли к крайней черте. Деградация массового сознания позволяет применить технологию удержания внимания людей с помощью «виртуального», «цифрового» мира. В Единой Реальности искусственных миров не бывает. Каждый мир отражает определенный тип сознания. Поэтому «цифровой» мир — это часть мира джиннов с их законами и типом осознания. В обычном состоянии сознания человек защищен от этого мира преградой, которая удерживает его от проникновения в него. В этой связи следует отметить, что ловушки «цифрового» мира особенно опасны для неокрепшего сознания детей. Если же человек, соблазнившись, переходит преграду, то его внимание становится заложником мира джиннов. Обратного выхода, как правило, нет. Советую перечитать «Фауст» Гете. Все многочисленные экстрасенсы, колдуны, шаманы, маги и т. д. этого также не могут избежать.
В случае «цифрового» мира, массового замещения сознания людей искусственным интеллектом (любому специалисту понятно, что искусственного интеллекта или разума не существует, это просто набор рациональных алгоритмов), возникает опасность «залипания» уже не отдельных личностей, а цивилизаций. Реальный интеллект или разум в «цифровом» мире, конечно, присутствует. Но он не человеческий, а рода джиннов.
Сказанное не означает критику или призыв к игнорированию всех цифровых технологий. Цифровые технологии такой же дар Всевышнего людям, как и «калям». Они позволяют упростить многие алгоритмизируемые задачи в жизни людей, несут благо. Но только до тех пор, пока не переходят черту, за которой происходит попытка подмены, закабаления человеческого разума.
Из вышесказанного вытекает несколько выводов. Во-первых, это объясняет причину иррациональной ненависти и нападок на нас со стороны западной цивилизации. Период развития человечества лишь на основе рацио завершается. Развитие осознания человечества привело к тому, что для его дальнейшего прогресса требуется расширить потенциал восприятия.
В течение последних нескольких поколений прогресс Запада сменился регрессом. Это теперь видно невооруженным взглядом. Им больше нечего предложить миру на основе уходящего осознания. В силу изменившихся условий они начинают терять остатки своего цивилизационного нура (света). Поэтому, сами того не осознавая, выступают в роли инструментария Иблиса. Иллюзия построения «цифрового концлагеря сознания» для удержания своего положения их не спасет. Разве что еще раз убедятся в справедливости айатов Корана относительно дьявола.
Во-вторых, у нас пока нет критического разделения между правящей элитой и народом. Многие, видя разрыв по уровню материального достатка, могут возразить. Однако речь идет не о рибе, а о «цивилизационном нуре (свете)», о способности сообщества к его сохранению. Касательно рибы я уже говорил. Все мы кто в большей, кто в меньшей степени больны «прикосновением шайтана». Но наша цивилизация, несмотря на тяжелую болезнь, пока не утратила свой нур (свет). Он ослаблен, но не потерян. Если бы был утерян, то нападки на нашу цивилизацию мгновенно бы прекратились. Не было бы столь яростных и скоординированных попыток внести раскол между правящей элитой и народом. При утере «цивилизационного нура (света)» правящая элита полностью переходит в подчинение Иблиса. Она становится его сообщником по ввержению общества в состояние зулюмат (мрака-несправедливости-притеснений). У нас этого пока и близко нет. Хотя идет ожесточенная схватка. Поэтому в случае проигрыша в первую очередь будут отодвинуты представители нашей элиты. Даже те, кого сегодня соблазняют «печенюшками», обещая достойное место в «новой реальности». Думаю, что в свете последних событий большинство из них уже все поняло.
Цивилизационное сознание нашей элиты, каким бы оно ни было, представляет для Иблиса потенциальную угрозу. Они будут заменены другой элитой — представителями иных цивилизаций, носителями иного типа сознания. Постперестроечную ошибку больше не повторят. Поэтому для нашей элиты сейчас первично не сохранение состояний, а физическое выживание. Выбор невелик. С одной стороны — прозябание без гарантий Рая, а с другой — соучастие в гармонизации своей цивилизации по заветам Боhа с гарантированным Раем.
При этом можно задаться и вопросом: что будет с накопленными богатствами при переходе от экономики рибы к экономике восприятия сердцем? Не отнимут ли? Как ни странно, не только не отнимут, но многие будут предлагать добровольно «подкинуть» от своих богатств. Поскольку все будут понимать, что чем тяжелее «груз с рибой», тем больше придется тратить усилий на его очищение. Очищенное от рибы праведное богатство сделает их одними из самых уважаемых членов общества.
У экономики, построенной на основе восприятия сердцем, может быть много названий: экономика «изобилия», экономика любви, экономика жизни, экономика восприятия сердцем. В ней конкуренция (в нашем понимании) уступает место добровольному сотрудничеству. Поскольку с новым обретенным восприятием нет необходимости кого-либо переигрывать. Равновесие в экономике складывается не путем «перетягивания каната» на себя за счет остальных, а на основе добровольного предложения другим своего наилучшего. Поскольку каждый будет понимать и видеть успешность именно такой жизненной стратегии. Соответственно, это быстро сформирует равновесную ситуацию в условиях обмена результатами своего труда. Принцип «возьми свое, невзирая на других» заменится «предложи наилучшее и возьми у другого так, чтобы не навредить ему». Человек с таким мировосприятием будет ясно различать, что, лишь проживая жизнь подобным образом, он будет счастлив в земной и последующей вечной жизни. В Коране очень много айатов об этом.
Лень и проживание за счет других станут бессмысленными. Во-первых, все будут видеть, а во-вторых, будут жалеть и предлагать свою помощь в исцелении.
Новая экономика несравнимо более эффективна, чем экономика рибы. В ней нет инфляции, внутренних потерь, общественное богатство не только сохраняется, но и быстро преумножается. Движущей силой таких сообществ служат не материальные богатства (необходимое изобилие будет достигнуто быстро), а знания — знания из Книги Мироздания Боhа.
Именно этих знаний не хватило нашей цивилизации в начале ХХ века. Тогдашний искренний порыв большинства к нуру (свету) не был подкреплен правильными шагами по его достижению. Состояние братства, свободы, справедливости, поступков по совести — это всего лишь практические проявления способности воспринимать мир сердцем. Как я уже говорил, таким качеством осознания человека наделяет лишь Боh. Без Его участия порыв затухает и исчезает, оставляя горькое послевкусие.
Сейчас очень важно понять: куда и как будет направлена зарождающаяся в социуме тяга к справедливости. Если этот порыв материализуется в сторону назначения «виноватых», то наши дела плохи. Если же в направлении исцеления себя и других, то можно надеяться на успех.
Первичный исцеляющий импульс выхода из кризиса находится в сердцах уверовавших сердцем мусульман, иудеев, христиан и представителей других традиций. Я уже приводил айат Корана об этом. Этот импульс может запустить процесс «растворения» в любви всего накопленного негатива, появления нура (света), который разгонит мрак-притеснения.
«Неким днем каждая душа обнаружит явленным то, что она совершила из благого и то, что она совершила из дурного. Возжелает она, чтобы между ею и между этим (дурным) было расстояние далекое. Предупреждает вас Аллаh Самим Собой!» (Коран, 3:30).
В заключение хотелось бы отметить фактор времени. У любого процесса есть свои временные законы, установленные Всевышним. Их нельзя опередить, но крайне нежелательно опоздать.
Выше были изложены лишь наиболее значимые моменты предстоящего перехода. Адекватность поведения требует не только целостного взгляда, но и улавливания полутонов, возникающих при этом. Многие из них сегодня уже поняты и осмыслены. Однако существуют моменты, которые прояснятся лишь при практическом движении по этому пути.
Айрат Бахтияров
Читайте также: О текущих реалиях и перспективах: какого естественного предела достигло человечество. Часть 1-я
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.