«ГЛАВНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, АКТИВНЫЙ…»

Вся подготовительная работа по проведению конкурса среди предпринимателей никак не афишируется. Единственная просочившаяся информация – это скупые строки на сайте АИРа о том, что агентство на днях провело совещание с представителями бизнес-ассоциаций, посвященное конкурсу «Предприниматель года».

Однако в распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» оказался регламент проведения и бланк анкеты участника открытого конкурса. В нем отмечается, что конкурс учрежден АИР впервые в 2012 году и будет проводиться специально созданным конкурсным комитетом.

Учредителем конкурса выступит сам АИР РТ. Регламент устанавливает порядок организации и проведения конкурса «Золотой предприниматель года» среди субъектов малого и среднего предпринимательства РТ. Впрочем, судя по экземпляру регламента, отдельные моменты конкурса пока еще дорабатываются. В частности, в АИР еще размышляют над его названием, в числе вариантов - «Лучший предприниматель года», «Активный…», «Главный…», «Сильный…», «Золотой…» и «Продуктивный…». Думают креативщики агентства и над девизом конкурса. Им будет или «Победы бизнеса за год!», или «Бизнес победителей», или даже совсем пионерский «Предприниматели Татарстана вперед!».

Финансировать конкурс, сообщается в материалах, будут из бюджета республики. Размеры затрат, правда, пока не известны.

УЧАСТВОВАТЬ СМОГУТ ТОЛЬКО НЕБОЛЬШИЕ КОМПАНИИ

Для чего АИР проводит этот конкурс?

Как считают в агентстве, и это отмечено в регламенте конкурса, он необходим для «повышения инвестиционной привлекательности РТ путем публичной оценки положительного опыта выдающихся предпринимателей». Конкурс должен решать и ряд задач: стимулировать деловую активность, формировать положительный имидж Татарстана для инвесторов, пропагандировать социальную значимость предпринимателя для экономической деятельности РТ и пропагандировать идеи эффективного бизнеса.

Интересно, что АИР будет ограничивать участие в конкурсе предприятий по числу работающих: участвовать в нем могут только компании с численностью персонала до 250 человек, «учредители которых являются жителями республики». То есть фактически речь идет о малом бизнесе.

О том, кто конкретно будет работать над конкурсом, пока не известно. «Рабочая группа конкурса в настоящее время находится в стадии формирования, поэтому более подробных деталей сообщить не можем», - скупо сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе АИР РТ.

ПРОВЕРЯТ ДОЛГИ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ И «СТАРОСТЬ» ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ

Любопытны, разумеется, и критерии, по которым конкурсная комиссия будет оценивать эффективность того или иного бизнесмена. Это и деловая активность, и рост объема капитальных вложений, и динамика финансово-экономических показателей, и рост среднесписочной численности сотрудников, и доля зарплаты в производстве, и даже деловая репутация и уровень инновационных технологий. Оценивать будут по 20 вопросам анкеты, ответы которой будут представлены по пятибалльной шкале. Сумма баллов и является итоговой оценкой участников.

Газета «БИЗНЕС Online» ознакомилась также с анкетой, которую будет необходимо заполнить участникам конкурса. Предпринимателям предлагается указать основную номинацию (помимо чисто отраслевых номинаций, есть и «Инновационная деятельность», «Перерабатывающее производство», «Высокотехнологичное производство»…), в которой подается заявка на конкурс (только один пункт), и одну из специальных номинаций: «За вклад в развитие инвестиционной привлекательности Республики Татарстан»; «Лучший муниципальный район РТ (?!) с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства»; «За вклад в формирование социально-ответственного бизнеса в РТ»; «За вклад в формирование позитивного делового имиджа РТ»; «За вклад в развитие предпринимательства РТ»; «За вклад в развитие инноваций в сфере агропромышленного комплекса»; «Женщина Предприниматель»; «Молодой Предприниматель».

Кроме того, участнику конкурса предлагается указать, обновлял ли он ассортимент продукции в 2011 году, как выросла средняя зарплата по сравнению с 2010 годом, а также объем благотворительной поддержки. Любопытно, что также АИР попросит указать, помимо чисто финансовых показателей, имеется ли у предпринимателя задолженность перед бюджетом, приблизительное соотношение средств, распределяемых в ходе осуществления предпринимательской деятельности: то есть сколько идет на налоги, сколько на инвестиции и т.д.

Из других любопытных пунктов анкеты – просьба указать возраст управленческого состава и способы стимулирования персонала компании к «высокой самоотдаче». Конкурс будет проводится в семь этапов, включая финансовый анализ деятельности участников и «общественное голосование» (каким оно будет, пока не известно). Одним словом, для участия в конкурсе необходимо едва ли не самостоятельное аудиторское заключение…

«ХВАТИТ С НАС ЗАКРЫТЫХ ЧИНОВНИЧЬИХ КОНКУРСОВ…»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила татарстанских бизнесменов, готовы ли они участвовать в данном конкурсе, есть ли от него реальная польза для бизнеса и насколько верно проводить конкурс за бюджетные деньги.

Марсель Шамсутдинов – управляющий ГК «Райдэн»:

- В принципе, любые открытые конкурсы, открытые экспертные оценки полезны и нужны. Хватит с нас каких-то закрытых чиновничьих конкурсов и купленных номинаций. Мне тоже предлагали купить разного рода дипломы «Лучшего предпринимателя» за 3 - 4 тысячи евро в какой-то там номинации. Я за то, чтобы в конкурсной комиссии подобного конкурса, если все-таки он будет реализован, была бизнес-общественность, независимые эксперты, а не чиновники, только открытый конкурс мог бы помочь в определении лучшего предпринимателя.

Что касается критериев, то обратил бы внимание на те из них, что делают бизнес компании общественно-полезным. На число рабочих мест, созданных предпринимателем. На уровень средней заработной платы. На то, какова доля средней зарплаты в стоимости произведенной продукции. Какова отдача на один рубль вложений. И особо выделил бы производительность труда, потому что здесь мы здорово отстаем от зарубежного опыта, в 8 - 10 раз. Иными словами, конкурс должен определять, кто создает что-то полезное для общества, а кто просто «пилит бюджет».

Денис Кукушкин - генеральный директор ЗАО «Заинский крекер»:

- Я считаю, что вообще не нужны такие конкурсы. Мое личное мнение, что никакого отношения к реальным достижениям предпринимателей это не имеет. Даже если я увижу, что какой-то предприниматель, по их мнению, является лучшим, для меня это ни о чем не говорит. Лучшим может быть совсем другой предприниматель, который просто не сочтет нужным участвовать в этом конкурсе. А для рекламы и PR эффективнее использовать профильные и массовые СМИ, которые пользуются популярностью у потребителей. А если предприниматель заявляет, что он стал победителем какого-то конкурса, наоборот, закрадываются подозрения, может быть, он денег заплатил или влияние оказал. Да, еще организаторы, наверняка, и взносы попросят внести тысяч по 20 - 40, как обычно. Поэтому я лично против этого.

Павел Сигал - президент центра микрофинансирования:

- Я не помню, были ли подобные конкурсы в Татарстане. Но, на мой взгляд, их надо делать, они необходимы. Дело хорошее. Правда, при определенном условии! Если конкурсная комиссия будет формироваться из широкого круга экспертов: чиновников, предпринимателей, журналистов. Причем не менее половины ее членов должны быть именно предпринимателями. Потому что оценить эффективность той или иной предпринимательской деятельности может, собственно, только сам бизнес.

Что касается номинаций, то их можно придумать совершенно разными - и «Самый лучший», и «Самый инновационный», и «Самый красивый». Как наиболее точно и эффективно определять лучшего предпринимателя? Ну вот я несколько раз принимал участие в подобных конкурсах, проводимых Ernst&Young, дважды был победителем, был и в конкурсных комиссиях. У них этот конкурс проводится в четыре этапа. На первом этапе предприниматели отправляют документы, заполненные соответствующим образом. На втором этапе к предпринимателю приезжают непосредственно на производство из конкурсной комиссии, изучают его бизнес. Третий этап представляет собой собеседование предпринимателя с членами комиссии в Москве. И наконец, на последнем этапе конкурсная комиссия, исходя из балльных оценок, объявляет победителей. Каков будет механизм у АИР, посмотрим.

Ильдус Янышев - председатель совета директоров группы предприятий безопасности «Контр»

- Любая форма общественного признания, в том числе и со стороны государства, предпринимателям нужна. Есть звания «Заслуженный работник сельского хозяйства/здравоохранения/образования», а у предпринимателей такого нет. Это некая недооценка. Этот конкурс мотивирует предпринимателей, дает некие стандарты и ориентиры в том, что нужно, например, повышать качество управления, социальную ответственность бизнеса. Пусть даже они могут быть несовершенны, но все равно это первый шаг, который будет мотивировать предпринимателей. Номинации не ориентированы, например, на то, кто и какую прибыль сгенерировал, а ориентированы на качества, которые полезны обществу. Я буду участвовать в этом конкурсе.

На какие деньги проводить конкурс, если не на бюджетные? Проводятся конкурсы для педагогов, работников сельского хозяйства, и предпринимателей государству также нужно поощрять. Все бюджетные расходы на конкурс вернутся в виде большой налогооблагаемой базы, повышения культуры ведения предпринимательства, ориентации на те или иные сферы деятельности. Я считаю, что для общества в совокупности это окупаемые инвестиции. Из людей, которые работают ради себя, будут те, которые будут показывать, что работают ради общества. Государству эти деньги вернутся.

Азамат Сабиров - генеральный директор AVT:

- Сам бы я в таком конкурсе не участвовал из-за отсутствия времени. Считаю, что для бизнесменов было бы приятнее, если бы, например, налогообложение вернулось до уровня 2009 года. В таком случае бизнес со всем справится сам, без поддержки различных ассоциаций и агентств. Теоретически, если выделяются средства для подобных конкурсов, то можно в них и поучаствовать.

АИР РТ реализует программы поддержки для бизнеса, многие из которых уже функционируют, хотя я считаю, что работающим компаниям проще получить кредит. Программы поддержки же должны помогать только начинающим бизнесменам.

Что касается финансирования конкурса из бюджета республики, считаю, что государство должно помогать бизнесу и заставлять банки снижать драконовские российские ставки по кредитам, создавать экономические зоны с налоговыми каникулами для производственных и IT-компаний.

А игра в поддержку предпринимателей – чистый PR без глобальной пользы. Нужно создавать реальные механизмы помощи всем предпринимателям. Хотя, вероятно, чиновникам больше нравится играть в помощников бизнеса.

Мурат Сиразин - фермер:

- Я в таком конкурсе участвовать не буду. Я уже очень долго прожил и давно не интересуюсь подобными конкурсами. Я считаю, что все эти конкурсы от лукавого. Бизнесу он не поможет. Конкурс создают те люди, которые сегодня определяют политику и занимаются определенной деятельностью, создают видимость работы. Вместо того чтобы дать атмосферу для работы людей, создаются различные конкурсы, гранты и т.д.

Я думаю, что вся эта возня не стоит этого. Приведу слова Пифагора, что жизнь – это театр, и не самые лучшие люди оказываются в партере. Здесь также много субъективизма. Например, я считаю, что люди, которые занимаются реальным делом, вряд ли будут участвовать в этом конкурсе. Есть определенная группа людей, которая сегодня строит бизнес на том, чтобы получать гранты, участвовать в конкурсах. Это тоже своего рода бизнес, причем как со стороны организующих чиновников, так и со стороны предпринимателей, и это очень выгодный бизнес.

Есть люди, которые участвуют во всех конкурсах, это также искусство. Кроме того, существует определенная группа фирм, посредников, которая продвигает эти конкурсы. Думаю, что в таких конкурсах не последнюю роль играет коррупционная составляющая.

Мария Горшунова - гендиректор ООО "Майдан" (сеть "Сытый папа"):

- Если бы пригласили к участию, почему бы и нет, я бы поучаствовала в этом конкурсе в зависимости от его условий. Есть хорошие компании, которые работают по-белому, и конкурс будет для них отличным пиаром.

Сейчас идет подготовка к грядущей Универсиаде, и директорат мероприятия ищет, с кем работать, где кормить приезжающих. Здесь играет роль авторитет компании, ее опыт на рынке, насколько она адекватно в плане налогообложения и т.д. Когда компания на виду и работает корректно, зарабатывает себе этим авторитет. В случае с данным конкурсом будут выявлены такие компании во всех сферах. В работе компаний есть общие и профессиональные позиции, и необходимо привлечение экспертов. Привлекать надо и различные ассоциации.

Наверное, стоит проводить такой конкурс на бюджетные деньги. Я не думаю, что это очень затратно, потому что привлеченные эксперты работают, как правило, на общественных началах.

Сергей Еретнов - депутат горсовета Набережных Челнов:

- Нужно говорить не об эффективности конкурса для бизнеса, а о том, что людям приятно, когда им оказывается хоть какое-то внимание. Учитывая, сколько внимания оказывают правоохранительные и другие органы, мешающие бизнесу, это не единственный пример, когда государство дает какую-то награду, жмет руки. Всем приятно, особенно на фоне того, сколько неприятностей доставляет власть на всех уровнях. Речь идет о какой-то формальности: «Вот, смотрите, мы поддерживаем бизнес, даем награду лучшему предпринимателю». Но это все слова, а на деле все далеко не так радужно. Нельзя что-то изменить наградой, можно менять климатом в стране, который зависит от общей ситуации в стране. Говорить один раз в год, что бизнес нужен, публично это демонстрировать, а в течение всего года на всех уровнях трясти из него деньги, создавать условия, при которых без взяток и коррупции бизнесу существовать невозможно, о чем тут можно говорить?!

Я считаю совершенно неправильным проводить конкурс за бюджетные деньги, правда, не знаю, о какой сумме идет речь. Бюджет в данном случае может предоставить СМИ: государственные СМИ «Татмедиа» могут бесплатно писать о конкурсе. С другой стороны, думаю, что бюджет минимальный, и будет потрачено очень много. Бывает, конечно, устраивается такой большой размах, но это не тот случай.