Последние 70 км трассы М12 «Восток», которая соединит Москву и Казань через пять регионов, почти готовы. На 8-м этапе в Татарстане более 4 тыс. дорожников работали круглые сутки в любую погоду. Дорожное полотно уложено с расчетом на грузопоток в 24-летней перспективе, для зверей сделали экодуки, для водителей построили многофункциональные зоны — выглядит все как в бизнес-зале аэропорта. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» в числе первых проехали по новому мосту через Волгу и зафиксировали степень готовности трассы в 23 морозных кадрах.
-
До запуска скоростной платной трассы М12 «Восток», которая соединит Москву и Казань, осталось буквально несколько дней. Точная дата еще неизвестна. Но на историческое открытие вице-премьер России Марат Хуснуллин пригласил президента РФ Владимира Путина, по чьему поручению и реализуется грандиозный проект, так что час икс будут включать в сверхплотный график главы государства. Ориентировочно это случится в 20-х числах декабря. Строители все доделали с опережением: сначала трассу хотели запустить в 2027 году, потом — летом 2024-го, в итоге срок сдвинулся еще на полгода.
-
Общая готовность татарстанского участка — выше 95%. Сейчас на 8-м этапе дороги ведутся завершающие работы перед открытием: устанавливаются барьерные ограждения, дорожные знаки, защитные экраны. Идет пусконаладка искусственного освещения. Готовится также второй пусковой комплекс 6-го этапа — от Нижегородской области до Чувашской Республики, их откроют одновременно. Остальные участки уже поехали.
-
Самый сложный элемент всей трассы М12 — новый четырехполосный мост через Волгу. Его длина — 3,4 км, ширина — 25 метров. Чтобы ускорить процесс возведения моста, его строили одновременно с двух берегов; понадобились временные мосты и технологические площадки, чтобы ко всем опорам был постоянный доступ. Технику и материалы доставляли баржами по реке, прямо в стапельных зонах создавали площадки для сборки металлоконструкций на месте. А чтобы рабочие могли проводить бетонные, сварочные и окрасочные работы при любой погоде, устраивали технологические укрытия.
-
Общий вес металлических пролетных строений — почти 45 тыс. т, поэтому сваи пришлось закладывать на глубину до 35 метров.
-
На мосту снизу установили архитектурно-художественную подсветку в фирменных цветах «Автодора». Она проходит по всей длине моста с обеих сторон и будет автоматически включаться и выключаться вместе с основным освещением. «Системы искусственного освещения регулируются дистанционно, с помощью специальной программы, учитывающей время восхода и захода солнца каждый день», — объясняет Рашит Хазипов, руководитель 8-го этапа проекта М12 «Восток» госкомпании «Автодор».
-
«Наверное, самым сложным моментом была организация слаженной работы всех служб: проектировщиков, строителей, служб контроля, заказчиков, — вспоминает Хазипов. — Но высокий профессионализм команды позволил оперативно решать все возникающие вопросы». В итоге две недели назад испытания моста прошли безупречно. Конструкцию тестировали динамическими и статическими нагрузками с помощью 16 груженых самосвалов. Их устанавливали в разных точках, прогоняли по мосту с разной скоростью, постоянно замеряя прогибы и деформации конструкции.
-
К слову, мост вибрирует. И это нормально: по словам Хазипова, амплитуда колебаний может составлять несколько сантиметров по высоте и ширине. А в продольной плоскости и вовсе доходить до десятков сантиметров (!) из-за ветра и потока машин. Поэтому строители заложили специальные деформационные швы, которые снижают нагрузку на элементы конструкции. Их на этом мосту четыре: у каждого берега и два посередине.
-
К качеству дорожного полотна тоже были особые требования. «М12 изначально рассчитана на экстремальный уровень нагрузки. Для этого рассчитывалась как пропускная способность дороги, так и прогнозная интенсивность движения — количество проезжающих грузовиков — до 2048-го, на 24 года вперед! — говорит Хазипов. — Получилась толщина дорожной одежды в 102 сантиметра — это большой слоеный пирог из асфальта, щебня, песка и так далее».
-
Река сейчас безмятежно ледяная, а во время возведения моста подкинула строителям немало сюрпризов. «При устройстве фундамента моста, закладке буронабивных свай под дном реки выявились плывуны. Пришлось их стабилизировать, бурить джет-сваи и цементировать участки, чтобы обеспечить сухой котлован», — приводит пример руководитель этапа.
-
Одни земляные работы чего стоили. Чтобы не поднимать сваи еще выше (и, соответственно, не вбивать их еще глубже), на правом берегу реки дорожники сделали выемку грунта, эквивалентную приблизительно 1,4 млн 10-кубовых «КАМАЗов». Последствия земляных работ при температуре в минус 27 градусов выглядят как вершины Гималаев.
-
Работа еще продолжается, как бы холодно ни было на улице. Вообще, на 8-м этапе были задействованы на пике 4,1 тыс. человек и 1,1 тыс. единиц техники. Люди работали круглосуточно, в любых погодных условиях.
-
Дорога будет полностью освещена — к электричеству подключаются оставшиеся световые опоры. Безопасность — особенно с учетом повышенной скорости — особенно важна, поэтому на трассе не будет никаких светофоров и перекрестков, только двухуровневые развязки. Вдоль М12 возле населенных пунктов установлены шумозащитные экраны, чтобы гул грузовиков и пыль из-под колес не тревожили сельчан. А леса и лесопосадки огорожены сеткой, чтобы животные не попадали под машины. Для диких зверей, которым почему-то надо перебраться на другую сторону автомагистрали, на татарстанском участке предусмотрены 6 экодуков.
-
На фото — одна из многофункциональных зон. На татарстанском участке их предполагается 6 — попарно с каждой стороны дороги. Но пока готовы к работе только четыре, которые возводит «Татнефть». В этой МФЗ на 729-м км есть 21 топливная колонка, электрозаправка, полноценное кафе, магазин (торговая площадь — больше 200 кв. м), душевая и прачечная, детская и спортивная площадки, а также молельная комната. Общая территория — 2 гектара. Но это для начала.
-
Всего под каждую многофункциональную зону зарезервировано 15 га земли. С оживлением трассы предполагается, что они будут насыщаться дополнительными сервисами. Это может быть стоянка для дальнобойщиков, логоцентры, гостиницы, сервисные центры для автомобилистов, где можно будет поменять колесо, отремонтировать поломку и т. д. «Мы первыми осваиваем данную территорию и при необходимости готовы интегрироваться в общую концепцию. Данный комплекс будет разрастаться, появятся дополнительные сервисы», — говорят в «Татнефти».
-
«Наша концепция — „Отдохни, потом заправься“», — объясняет Никита Филатов, заместитель начальника казанского филиала «Татнефть АЗС Центр». Он рассчитывает, что водители смогут проводить в многофункциональной зоне по 30–40 минут, и прогнозирует трафик от 400 автомобилей в сутки. «Это называется уровнем сервиса, — улыбнулся Филатов в ответ на вопрос „БИЗНЕС Online“, не слишком ли щедро ставить 21 колонку на 400 автомобилей. — Можно заправить 400 автомобилей и на 6 колонках, но это не наш подход. А потом, мы смотрим на перспективу. 400 сейчас, 600 через год, дальше — больше, поток будет только расти». Однако вопрос окупаемости в таких условиях, кажется, остается открытым для всех: напомним, «Татнефть» только за 20-летнюю аренду четырех участков выложила 1,1 млрд рублей.
-
В наличии все виды топлива (в основном производства ТАНЕКО). Для большегрузов и автобусов предусмотрены отдельные колонки, чтобы развести потоки грузовых и легковых машин. Чтобы водитель мог размяться, пока заправляется, есть даже турники.
-
Строительством самой станции занималась компания VDS. Директор Рустам Фатхуллин рассказал, что оно заняло ровно 100 дней. «Главная сложность была в том, что строительство велось на неэксплуатируемом участке дороги, в чистом поле — ни воды, ни электричества. Даже бетон было крайне сложно привезти. Мы совместно с „Автодором“ и „Татнефтью“ организовали временные проезды по бездорожью, пробурили скважину. И столкнулись с жесточайшим дефицитом оборудования, пришлось в процессе менять некоторые решения. Но в результате все получилось, станция построена на 98 процентов из отечественных материалов. Уровень сервиса здесь сопоставим с бизнес-залом аэропорта. Такая дорога очень нужна, на мой взгляд, на старте здесь будет проезжать 15–20 тысяч автомобилей в сутки, а через несколько лет — и все 60–70 тысяч», — говорит он.
-
«Мы делаем все для облегчения жизни людей, практикующих ислам. Если летом они могут заехать в посадку или лесочек, то на трассе М12, где везде отбойники, намаз на обочине не прочитаешь. Здесь тепло, можно совершить омовение, — объясняет куратор строительства Инсаф Валеев. — Мы не очень хотим называть это молельными комнатами, сюда может зайти даже тот, кто не умеет читать намаз, но хочет обратиться к Всевышнему». Он подчеркивает, что в России построено уже более 20 таких комнат, источник финансирования — исключительно средства пожертвований меценатов и спонсоров.
-
Так выглядит молельная комната изнутри. Принципиальная позиция организаторов — чтобы не было никакой религиозной атрибутики, книг и шамаилей. Только лаконичная стрелка на потолке указывает направление на Каабу.
-
Электромобили тоже смогут заправиться. В России, кстати, с 1 марта 2023 года проходит эксперимент, по которому электрокары, оснащенные транспондерами, могут бесплатно ездить по платным трассам.
-
Сами транспондеры выглядят вот так: цена вопроса — 4 тыс. за обычный и 5 тыс. за дизайнерский. Год назад цена была в разы дешевле, но… с электроникой сейчас напряжно. Собственно, изделия можно не покупать, а брать в аренду — за 5 рублей в день. Строго говоря, на М12 вообще заморачиваться с ними необязательно: трасса оснащена рамками системы «Свободный поток», которая фиксирует госномер автомобиля, а потом владельцу автоматически приходит счет. Но с транспондерами водители могут участвовать в бонусной программе и менять бонусы на скидки.
-
«Скидка зависит от пробега, максимальная дается от 6 тысяч миль. Грубо говоря, 5 процентов за каждые 50 километров», — объяснял Алексей Тимченко, руководитель сектора продаж М12 «Автодора», то и дело перескакивая с метрической системы мер на американскую. Цена проезда от Казани до Москвы до сих пор не утверждена. Компания уверяет только, что поездка будет дешевле, если ехать только по М12, а не сворачивать периодически на бесплатные дороги и возвращаться назад.
-
Если рассчитывать приблизительную стоимость поездки от Казани до Москвы по М12, исходя из ценников уже открытых участков (сейчас едет уже больше половины пути — 568 км магистрали из 811), средняя стоимость километра для легкового авто получается 6,3 рубля. В итоге проехать по новенькой трассе в 800 км можно будет за 5–6 тыс. рублей. Зато и время в пути сократится с 12 до 6,5 часа. Впрочем, скоро все желающие смогут опробовать это на себе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.