Вице-спикер Госдумы Петр Толстой в телеэфире заявил, что все жители России независимо от национальности должны называться русскими, а позже добавил, что слово «россияне» в 1990-е стал использовать Борис Ельцин с подачи вражеской пропаганды и вообще «не для того Иван Грозный брал Казань, чтобы мы говорили «россияне». Подобные заявления способствуют объединению страны или, наоборот, создают почву для потенциальных конфликтов по национальному признаку? «БИЗНЕС Online» отвечают Валерий Тишков, Максим Шевченко, Эмиль Паин, Леонид Радзиховский, Дамир Исхаков и другие.
Валерий Тишков научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН— Пусть Петр Толстой почитает хотя бы Пушкина: «Измены, гибель россиян. На лоне мстительных грузинок». Пусть почитает Карамзина, трактат Ломоносова о приумножении народа российского, а потом я с ним буду разговаривать на эту тему. Не хватает ему немножко образования, что поделаешь. Несмотря на его высокий политический статус и звонкую фамилию, иногда природа отдыхает. Вы спросите чеченцев, татар или якутов: согласны они называться русскими или нет? Этот вопрос из разряда дикости, конечно. Его заявление было на ток-шоу, хотя оно и распространяется широко, обсуждают это, но я думаю, что на реальную нашу жизнь и политику в национальном вопросе, тем более в правовом секторе, такие заявления особого влияния не должны оказывать.
Но это из разряда тех больших дискуссий и обсуждений «кто есть мы», образа и идей России. Здесь много высказываний с разными точками зрения, Петр Толстой высказал свою позицию по российской идентичности, по отношению к российскому народу, который, на его взгляд, Ельцин придумал, а не Карамзин, Пушкин и Ломоносов. У политиков свой есть язык, свой интерес и свои разговоры. Толстой выступил очень ярко и на Всемирном русском народном соборе, в основном по вопросам демографии, семьи. Некоторые вещи заслуживают поддержки. Но что касается самоопределения нашей идентичности, то он неправ, на мой взгляд.
Леонид Радзиховский журналист— Вы из Казани задаете этот вопрос? Так вот, я не уверен, что жители Казани, привыкшие быть татарами, захотят сменить национальность и называться русскими. Я думаю, что это «двойная бухгалтерия», когда человек называет себя то татарином, то русским, это многим будет неприятно и так далее. Короче говоря, несомненно, есть люди, которые чувствуют себя неполноценными, и они были бы очень рады называться русскими. Наверное, такие есть. Хотя если бы в паспортах была графа «национальность», они бы там не могли бы написать «русский». Но я думаю, что подавляющее число людей, особенно в национальных республиках, совершенно этого не хотят. Будь то Татарстан, или Чечня, или любая республика Северного Кавказа и так далее. Поэтому полагаю, что для большинства жителей национальных республик эта идея не подходит.
Но я не думаю, что заявление Толстого будет иметь какое-то существенное значение. Депутаты Госдумы много чего заявляют. Там 450 человек, если все их заявления коллекционировать и думать о том, какое заявление к чему приведет, то можно свихнуться.
Кем я себя считаю? Когда мне задают этот вопрос в России, я отвечаю, что евреем. Если оказываюсь за границей, то тогда я, естественно, выступаю как русский. Пока нахожусь в России, я еврей. Пока мне этого вопроса не задают, я как-то вообще об этой самоидентификации не особенно думаю.
Максим Калашников писатель и футуролог— Давайте начнем с того, что я всегда резко обрываю людей, которые меня называют россиянином. Это вообще-то польская кличка для нас. Старая польская кличка. Ее пытались перенести на нас еще, по-моему, с XVIII века, Феофан Прокопович ее использовал. Но все-таки это не прижилось. Я всегда говорю, что я русский. И в этом отношении с Толстым согласен в том смысле, что нам не приличествует называться чужой кличкой. У нас есть самоназвание — «русский». Но и называть всех, живущих в Российской Федерации, русскими — это другой перехлест. Извините, но есть и живущие рядом с нами народы — татары, чуваши, якуты… Почему мы должны отнимать у них их имена? Пусть они называют себя русскими татарами, русскими чувашами, русскими якутами. У нас есть группы тюркских, финно-угорских народов, есть северокавказские народы. Почему надо у них отбирать их имя? Не надо! Сила русских в том, что мы объединяем. И русский для меня — это все-таки триединство великороссов, малороссов-украинцев и белорусов.
Кстати, а Толстой, когда говорит о русских, имеет в виду всех жителей России? Вот это я считаю совершенно порочным подходом. И поскольку заявления Толстого звучат именно в ходе предвыборной кампании, то я считаю это политтехнологическим отвлечением от реальных проблем. Как правило, когда власти нечего предъявить из успехов в экономическом плане и когда война вошла в позиционную стадию, тупиковую, обычно о чем вспоминают? О похоронах Ленина разговоры начинаются. Или борьба с ЛГБТ*, они у нас главные противники, оказывается. Я считаю, что слова Толстого не более чем политтехнологическая «отвлекалка» и не надо на нее обращать серьезного внимания. И это говорится не для того, чтобы выполнять.
Максим Шевченко журналист и политик— Комментировать чудачества графа Толстого — любимое занятие русской интеллигенции. Раньше граф Толстой косил траву и призывал к всепрощению. Это был очень достойный граф Толстой, который выступал за всяческую свободу: за свободу вероисповедания, национального самосознания. И есть другой граф Толстой, потомок того графа Толстого, выступающего за то, чтобы все татары называли себя русскими. Я, честно говоря, к чудачествам разных графьев, особенно графа Толстого, отношусь всегда с иронией. Какие бы они должности ни занимали и какими бы звездами и крестами ни были бы увешаны, они на то и есть графья, чтобы чудачить. Поскольку мы сами не графья, то мы как бы ждем, пока у барина приступ чудачества закончится.
Айрат Фаррахов депутат Госдумы РФ— Ну вы знаете, об этом не только Толстой заявил. Есть еще несколько депутатов, в том числе представляющих Дагестан, которые и подняли эту дискуссию. Я думаю, что национальная идентичность должна быть. И, в общем-то, мы федеративная страна, которая гордится национальной идентичностью. Кроме этого, мы все-таки должны понимать, что Россия сильна своими народами. И перед народами РФ есть объективная реальность. Все-таки утрата и национального языка, и традиций…
Поэтому здесь нам нужно найти какой-то консенсус с точки зрения противостояния нашим бывшим партнерам и нынешним недругам. Ведь когда мы говорим «русофобы», мы же имеем в виду людей, которые не любят все то, что в России, правильно? Поэтому в этом смысле, конечно же, я поддерживаю Толстого. Но в смысле того, что сделать всех русскими и принять единственный язык для общения… Мы должны учитывать, что в Татарстане два государственных языка, в Дагестане, по-моему, 9 или 10. И все это нацелено на то, чтобы сохранить свою идентичность. Поэтому с этой точки зрения я все-таки за более осторожный подход.
Но еще раз повторю — мы должны учитывать, что когда говорят, что половина наших зарубежных партнеров стала категорически русофобами, то это не только против русских, но и против татар, лезгин, чеченцев и так далее. Поэтому здесь мы, конечно, должны быть едиными, объединенными.
Ркаил Зайдулла депутат Госсовета РТ, председатель союза писателей РТ— Это же глупость. Говорят, термин «россияне» будто бы Ельцин придумал. Но это неправда. У Мустая Карима есть стихотворение «Рус түгелмен, ләкин россиян мин» («Не русский я, но россиянин»), написанное еще в 60-е годы, оно входило в школьную программу. Поэтому «россияне» были более чем за 30 лет до Ельцина. Однако это слово было не так популярно в СССР, потому что имелось обозначение «советский». Не все же жители Советского Союза считались россиянами.
Толстой путает этнос и политическую нацию. Политическую нацию можно называть как россиянами, так и русскими. За рубежом говорят Russian, что означает и россиян, и русских. Каждый этнос гордится своими традициями, обычаями, и это естественно. В нынешнее сложное время мы должны уважать права, традиции и язык друг друга, только тогда будет единство. Поэтому считаю, что мнение Толстого вредное, такие тезисы могут спровоцировать межнациональную рознь. Эту тему пытались донести и через депутата Султана Хамзаева, который предложил принять закон «о русском народе». Не думаю, что сделают законопроект — проверяют реакцию людей. Здравомыслящие понимают, что это абсурд.
Султан Хамзаев депутат Госдумы РФ— У дагестанского великого поэта Расула Гамзатова, советского, российского, русского поэта, есть красивые, правильные слова. Они, кстати, недавно были сказаны в Кремле на 100-летии со дня рождения Гамзатова. Президент России Путин Владимир Владимирович, выступая, сказал, что гамзатовская формула России звучит следующим образом: «В Дагестане я аварец, в Москве я дагестанец, за границей я русский». Вот эта формула не то чтобы имеет право на жизнь, она мне кажется наиболее жизнеспособной сегодня. И понятие «российский» или «россиянин» также не должно ухо резать. Это тоже, скажем так, не постороннее определение. И «русский» точно так же не режет ухо, как и «россиянин». Я могу за себя сказать. Петр Толстой в своем заявлении, считаю, сказал правильные слова, но немножко некорректно. А некорректность заключалась в следующем: он не должен был в этом важном заявлении немножко кого-то кусать. Даже если он такой цели не преследовал. Потому что вот это национальное определение, если его так называть, очень чувствительная всегда штука, что для малых, что для больших народов. Мы в России живем, все говорим на нашем любимом русском языке. При этом прекрасно знаем свои традиции, родной язык.
Вы же в курсе, что совсем недавно собирался Русский народный собор? И там наш президент абсолютно корректно, грамотно и профессионально сказал, что люди, которые являются частью Русского мира, разных конфессий. И эти акценты, безусловно, несут объединительный характер.
На самом деле Толстой выразил мысль, которую я буквально за день до него высказал. Я сказал, что нам нужно определение, что такое русский народ в целом. Что нам нужен федеральный закон, в котором было бы такое определение. И когда я это говорю, я хочу высказать мнение колоссального количества граждан России, в том числе этнических русских, которые считают, что люди Русского мира — это люди не только одной конфессии, а в том числе и разных. Вы же прекрасно понимаете, что в РФ есть, может быть, не миллионы, но какое-то большое число граждан, по национальности русских, но не православных. И не все православные русские, кстати.
Кто я по национальности? Я кумык. Я родился в городе Хасавюрте Республики Дагестан, а разговариваю на своем родном языке. Говорить на нем меня научили моя мама и бабушка, семья. Я чту, уважаю, ценю традиции своего народа. Я имею в виду язык, обычаи, которые у нас адатами называются, и в этой части меня не напрягает, если кто-то меня где-нибудь за границей русским назовет. Это нормально.
Дамир Исхаков демограф и этнолог, главный редактор журнала «Туган җир»— Это отражение определенной шовинистической тенденции, которая в российском обществе существует. По данным социологов, примерно 10 процентов россиян так настроены. Но есть с точки зрения мировой практики непонимание. Есть английское Russian — подразумевается российское гражданство, как принято в других странах. Но зарубежные ученые, когда это произносят, не совсем понимают, что если перевести на русский язык, то это будет «русские». То есть смешение российского гражданства и русскости. Толстой хотя не любит американцев и европейцев, тем не менее следует этому канону.
Мне кажется, то, что он предлагает, не реализуемо никак. Потому что в РФ живут почти 200 народов, в том числе русские. Они являются наиболее многочисленными, однако мне не кажется, что абсолютное большинство народов захотят стать русскими. Это никак не соответствует общественной практике долгой истории нашей страны. У нас народы привыкли называть себя своими этнонимами. Поэтому называть всех русским этнонимом этнического большинства, я думаю, не получится. Даже если, не дай бог, будет принято такое решение, что маловероятно, мне кажется. Надо понимать, что Толстой занимается какой-то саморекламой, как лидер этой достаточно узкой группы. Конечно, он определенный тренд задает в политической жизни, но нехороший для РФ. Думаю, что в самой Госдуме вряд ли это будет поддерживать достаточно большое количество депутатов.
Эмиль Паин политолог, этнограф— Во-первых, слово «россияне» использовалось еще в XlX веке в классической литературе. Оно существует у Одоевского и во многих других произведениях классиков. Так что это просто незнание ситуации, что сегодня очень характерно для политического бомонда. Во-вторых, как показывают исследования, свыше 80 процентов россиян осознают этническую идентичность. Татары осознают, что они татары, аварцы — что они аварцы и так далее. Наличие двух идентичностей — русский и татарин, мне кажется, это сложновато. У нас есть понятия «гражданин России» и «многонациональный народ» в Конституции РФ, в том числе и с поправками 2022 года. Я не очень понимаю, зачем нужна подобная замена.
И Толстой не такая фигура, чтобы возник межнациональной конфликт. Это точка зрения одного из политических деятелей, у каждого человека есть право на свое мнение. У него одна точка зрения, у меня другая. Наши высказывания сами по себе еще не вызывают конфликтов.
Лилиана Сафина руководитель центра татарского языка «Умарта»— Мы живем в очень интересное время, когда люди, имеющие доступ к общефедеральному микрофону, не стесняясь, называют свою точку зрения как единственно верную. А всех, кто не согласен, обвиняют в нелюбви к Родине и прочих грехах. Нравится это или нет людям вроде Толстых, но Россия после 1918 года ушла от сословного деления, заменив его на национальное деление народов России, к которому мы привыкли и от которого не думаю, что откажемся в ближайшее время.
Я татарка и с очень большим уважением отношусь к своим подругам и друзьям русской национальности. Хочу отметить, что не они меня учили держать в руках вилку и нож. От этого я их меньше не уважаю. Русской себя не считала и не считаю. Но я гражданка России, россиянка. Не вижу в этом слове ничего оскорбительного. Поскольку это слово производное от слова «русский» в греческом исполнении.
Есть и вторая проблема, которую создают сами люди, пытающиеся распространить слово «русский» на все народы РФ. Таким образом они лишают русский народ права на собственную идентичность, вносят сумятицу и напряжение не только среди нерусских народов России, но и внутри русского народа.
Артем Прокофьев депутат Госдумы РФ— Во-первых, я хочу сказать, что национальный вопрос довольно тонкий и требует взвешенных и осторожных подходов. Поэтому вице-спикеру Думы Толстому надо очень внимательно подходить к этой теме. В том числе, прежде чем делать такие заявления, нужно обсуждать контекст с другими комитетами. Например, у нас в Государственной Думе есть комитет по делам национальностей. То есть это не так просто, как может выглядеть на первый взгляд.
Мы знаем, какую серьезную работу проводили в Советском Союзе. Неслучайно у нас в РСФСР декретами Ленина были образованы национальные республики. И в этом смысле многие народы обрели свою государственность в составе Российской Федерации. Мы знаем, что наша страна ценна богатством яркой палитры разных национальностей, в том числе самой крупной национальностью — русскими. И все национальности составляют вот такую красивую картину нашей страны. Поэтому я считаю, что такие резкие движения, которые декларирует господин Толстой, мягко говоря, неуместны.
* экстремистская организация, которая запрещена в России
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 165
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.