«Мы 30 лет росли по их лекалам, мы 30 лет слушали их как отцов родных. Мы в вашингтонский обком ходили спрашиваться обо всем… Только вернувшись к себе, мы готовы победить, причем не только на фронте, но победить так, чтобы эту победу удержать», — заявил на идеологической секции в храме Христа Спасителя глава «Царьграда» Константин Малофеев. О том, как он предлагал осознать себя империей, как философ Александр Дугин представил свое понимание русской идеологии, которую надо противопоставить англосаксонской, а начальник управления президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев констатировал сплочение общества вокруг флага и главы государства Владимира Путина, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Сегодняшний день посвящен 11 секциям на различные темы — от демографической и экономической до военной и писательской
«Страна не может прожить без идеологии даже суток»
Сегодня с утра у храма Христа Спасителя выстроилась огромная очередь. Можно было подумать, что привезли святыни, которым стремились поклониться православные. На самом деле стартовал юбилейный XXV Всемирный русский народный собор (ВРНС) с общей темой «Настоящее и будущее русского мира». Ключевое событие — пленарная сессия с участием президента России Владимира Путина и патриарха Кирилла — состоится лишь завтра, причем в Кремлевском дворце.
Сегодняшний день посвящен 11 секциям на различные темы — от демографической и экономической до военной и писательской. С утра открылась «стержневая», как выразился лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, секция, посвященная вопросу идеологии. Желающих выступить по этой теме набралось более 50 человек, поэтому организаторы решили не ограничивать время, а работать с 11 часов утра до последнего выступающего. Поскольку дискуссия вызвала неподдельный интерес большинства участников ВРНС, для нее отдали зал церковных соборов — место, где обычно в прошлые годы проходила пленарка.
«Жизни без идеологии не бывает. Страна не может прожить без идеологии даже суток. Идеология есть всегда, в любой ситуации», — сходу заявил модератор, ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова Александр Щипков. По его словам, в течение XX века идеология «постоянно менялась», хотя считалось, что страна жила при коммунистической идеологии. «Но это совершенно не так. В первые годы советской власти была большевистская, интернациональная идеология, целью которой была мировая революция и построение коммунизма», — считает Щипков. Потом, считает он, родилась сталинская идеология, целью которой было возрождение империи. Далее ее сменила брежневская — со стремлением построить социализм в отдельно взятой стране. Завершился советский период горбачевской идеологии — либерально-буржуазной, цель которой — построение капиталистического общества.
Эта идеология просуществовала до 2000 года, когда к власти пришел Путин. «Он начал демонтировать эту идеологию, делал это достаточно медленно. И полностью демонтировал к 2013 году, о чем свидетельствует его выступление на Валдайском клубе», — заявил Щипков. Он уверен, что сейчас либеральная идеология «уже в прошлом».
При этом ректор православного университета особенно подчеркнул, что если бы у России не было сейчас идеологии, то страна не могла бы начать спецоперацию. «Нам не столько нужно изобретать новую идеологию, сколько понять то идеологическое пространство, в котором мы сегодня находимся, и попробовать его описать», — считает Щипков.
Александр Харичев рассуждал о том, что российское общество прекрасно понимает, что сейчас идет три войны: боевые действия на Украине, санкционный нажим со стороны Запада и информационное противодействие
«Наше общество четко понимает, что это борьба России за собственное я, за свой суверенитет, за свой самостоятельный путь развития»
Начальник управления президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета Александр Харичев рассуждал о том, что российское общество прекрасно понимает, что сейчас идет три войны: боевые действия на Украине, санкционный нажим со стороны Запада и информационное противодействие. «Наше общество четко понимает, что это борьба России за собственное я, за свой суверенитет, за свой самостоятельный путь развития. Перед нами стоит глобальный вызов, и страна находится в состоянии мобилизации и противодействия тому давлению, которое на нее оказывается», — объяснил Харичев.
Также, по его словам, есть второй тренд — сплочение вокруг флага, вокруг национального лидера и государственной власти. Об этом свидетельствуют последние выборы, когда губернаторы нарастили результаты от 15 до 20%. Поэтому неудивительны результаты социологических опросов о том, какие эмоции и чувства вызывает Путин. «Граждане России сказали, что в подавляющем большинстве это доверие, надежда, спокойствие и уверенность в будущем», — рассказал Харичев.
Третий тренд вновь отражает социология. Когда граждан спрашивают о главной ценности, то они говорят о том, что это крепкая семья — 68%. «Все остальное — в районе 30 процентов и ниже, даже жизнь. Поэтому неслучайно, что 2024-й является годом семьи. Это будет год, когда мы станем амбассадорами семейных ценностей в стране», — указал чиновник. Наконец, четвертый тренд — рост патриотизма, количества людей, которые любят свою страну, не собираются никуда уезжать и хотят тратить свои силы, чтобы Россия процветала.
Одним из основных спикеров идеологической сессии ожидаемо стал философ Александр Дугин
Русская идеология в понимании Александра Дугина
Одним из основных спикеров идеологической сессии ожидаемо стал философ Александр Дугин. У него уже, по сути, был ответ на вопрос о необходимой идеологии. «Практически нет государств, которые бы создавали идеологию. Но идеология — это то, что создает государство. Государство — это слишком технический инструмент, а идеология создается где-то самостоятельно. А потом уже на основе идеологий создаются государства», — заявил он. По мнению Дугина, русская идеология «почти стала очевидной». Есть пять оснований, которые фигурируют в качестве основных направлений: патриотизм, справедливость, свобода, суверенное развитие и благоденствие.
«Важно найти синтез между этими диалектическими элементами. Надо не допустить внутри России предпосылок для гражданской войны — например, белых против красных, сторонников свободы против сторонников социализма. Поэтому патриотизм, справедливость и свобода должны браться целиком как синтез нашей диалектической истории», — пояснил Дугин.
В итоге патриотизм, по его словам, расходится на три фундаментальные колонны: вера, держава, народ. В свою очередь, вера включает в себя учение, таинства и нравственность. Держава складывается из верховного правителя, воинства и служения, а народ — это семья, культура и труд.
Справедливость, по мнению Дугина, выражается также в трех направлениях: социальное (отсутствие социального неравенства), экономическое (сокращение зазора между богатыми и бедными) и этническое (равноправие всех этносов в России, сплотившихся вокруг русского народа). Свободу Дугин тоже трактует по-своему. По его словам, в либерализме есть свобода «от» и нет свободы «для». «Свобода духа, свобода творчества, свобода совести. И вот либеральный тезис перестал быть либеральным и стал сугубо русским», — добавил философ.
Под суверенным развитием Дугин понимает опережающее развитие, русский гений и многополярное сотрудничество. «Опережающие технологии должны быть главным объектом нашего развития. Чтобы это сделать, надо освободить русский гений. Русский изобретатель, инженер — особая категория, надо дать им полную свободу, даже придумывать что-то небывалое и невероятное. Многополярное сотрудничество — научный обмен с дружественными культурами», — пояснил философ.
Наконец, благоденствие может быть духовным (благо как высшая ценность), эмоциональным (душевная гармония и психологический баланс) и материальным (достаток, безопасность, благополучие).
Однако Дугин уверен, что идеология всегда предполагает оппозицию. «Обратите внимание, все классические идеологии обязательно что-то чему-то противопоставляют. Либерализм: демократию диктатуре. Коммунизм: труд против капитала. Национализм: свои и чужие. Но все это не подходит России, потому что одна из таких идеологий или их комбинация расколет наше общество. Тем не менее какая-то оппозиция необходима», — заявил спикер. Поэтому он считает, что надо противопоставить русскую идеологию англосаксонскому глобалистскому либерализму, который опровергает все те пять тезисов, которые назвал философ. Космополитизм опровергает патриотизм, вместо справедливости — глобальная олигархия, вместо свободы — индивидуализм, вместо суверенного развития — неравное с гегемонией Запада, а вместо благоденствия — эксплуатация. «Налицо оппозиция идеологических структур. Именно это объясняет ту войну, которую мы ведем», — заключил Дугин.
По словам Константина Малофеева, Россия побеждала именно тогда, когда была империей. Если юридически страна стала империей при Петре I после победы в Северной войне, то фактически была ей с момента коронации Ивана Грозного
«Мы в вашингтонский обком ходили спрашиваться обо всем»
«Мы, если хотим победить, должны избавиться от негативной коннотации слова „империя“. Невозможно победить, не став империей», — уверенно заявил замглавы ВРНС, глава совета директоров «Царьграда», миллиардер Константин Малофеев под дружные аплодисменты зала. По его словам, Россия побеждала именно тогда, когда была империей. Если юридически страна стала империей при Петре I после победы в Северной войне, то фактически была ей с момента коронации Ивана Грозного.
«Мы себя почувствовали православной империей, когда победили в первой Отечественной войне в 1812–1814 годах, — продолжил Малофеев. — Александр I начинал как ученик Лагарпа, а закончил как глубоко православный государь и служил литургию». Далее, по его словам, Иосиф Сталин осознал Советскую Россию империей, когда вернул офицерские звания, церковь, и тогда страна победила в войне в 1945 году. «А проигрывали мы тогда, когда не менялись во время войны. В Первую мировую, войдя империей, но демократизированной, мы не изменились. И в Госдуме произносилось то, что сейчас в демократической России невозможно представить», — говорил Малофеев.
Так что, по его мнению, война «идет здесь и сейчас, а поле битвы — сердце человеческое». Поэтому надо научиться отделять «себя от них». «Мы 30 лет росли по их лекалам, мы 30 лет слушали их как отцов родных. Мы в вашингтонский обком ходили спрашиваться обо всем… — заявил Малофеев. — Только вернувшись к себе, мы готовы победить, причем не только на фронте, но победить так, чтобы эту победу удержать».
Поэтому, считает Малофеев, надо изучать Запад как объект, вернув предмет «Вестернология». «Мы воюем не с глобальной цивилизацией, а с одной из цивилизаций, которая вообразила себя глобальной благодаря, конечно, экономическому могуществу доллара, идеологическому могуществу Голливуда и США. Но они не одни. Мы должны вычленить, кто они такие, должны писать о них исследования и докторский диссертации… Либеральная демократия, весь этот трансгендер, весь этот трансгуманизм — это у них, а не у нас. У нас продолжается то, что было на протяжении тысячи лет и ничего не поменялось. Мы такие же наследники советской справедливости, как и величия Российской империи, как и уникальности и миссии Московского царства, когда мы осознали себя Третьим Римом, как наследники евразийского пространства, доставшегося нам от Орды, как наследники крещеной Киевской Руси, как наследники русского языка и славянского фенотипа предков. Это все внутри нас, часть нашей идентичности. Только так мы становимся империей. Только так мы стали 500 лет назад многонациональной империей», — заявил глава «Царьграда». Поэтому, по мнению Малофеева, сейчас пришло время патриотического разворота в нашей идеологии, нового имперского стиля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.