Несмотря на решимость усмирить Газу, ХАМАС держится, а в чем-то даже крепнет. Одна из причин этого — в экономике. Вопреки препонам Запада, движение бесперебойно получает сотни миллионов долларов. Над международными санкциями там смеются… «БИЗНЕС Online» подготовил перевод статьи The Economist о том, как работает схема.
ХАМАС зарабатывает порядка миллиарда долларов в год, считает The Economist (на фото — палестинская демонстрация в Греции)
$360 млн за счет импорта, $750 млн — из-за границы
Когда смотришь на Босфор из одного из лучших ресторанов в Стамбуле, пролив особенно прекрасен. А сам ресторан, где мы сидим, пользуется хорошей репутацией среди руководителей, бизнесменов, местных селебрити, а еще спонсоров ХАМАС. Один из них так комментирует санкции, которые Америка наложила на него: «Это смешно». Также он добавляет: «Вы спрашиваете, что наши работодатели делают со своими деньгами. С чего бы мне знать про это?»
У ХАМАС три источника власти — армия в Газе, идеи и деньги. С 7 октября Израиль уничтожил 12 тыс. палестинцев. Также ему нужно разрушить и финансовую базу ХАМАС. Лишь малая ее часть находится в самой Газе — в основном она в дружественных странах. Через отмыв денег, подставные компании и многое другое финансовая империя ХАМАС привлекает больше миллиарда долларов каждый год. Эти финансовые потоки защищены от западных санкций и спрятаны от Израиля и его союзников.
ХАМАС платит за все сам — от школьных учителей до ракет. Порядка $360 млн он получает от налогов на импортируемые в Газу товары из Египта с Западного берега. Это самый понятный источник дохода, который можно перекрыть. После ухода с этих территорий в 2005 году Израиль строго ограничил движение товаров и людей на границе. Сейчас даже самые базовые товары не попадают в Газу.
Больше всего доходов приходит из-за границы. По данным израильских руководителей, оттуда ХАМАС получает порядка $750 млн каждый год, и это главное подспорье для покупки оружия и топлива. Часть денег поступает от дружественных стран, в первую очередь от Ирана. Режим аятоллы, как указывают в Америке, дает $100 млн, по большей части в виде военной помощи. Для ХАМАС главное не попасть под американские санкции, ведь только за последний месяц американцы трижды вводили санкции против людей и компаний, поддерживающих ХАМАС.
Строим небоскребы и торговые центры
Для обхода санкций нужна изобретательность. Миллионы долларов поступают ХАМАС через крипторынок. «Вы будете удивлены, какая часть этого рынка принадлежит ХАМАС», — говорит Фирузе Сегзин — экономист Университета Билкент в Турции. Есть и другие способы. По заявлениям американского казначейства, ХАМАС завезло контрабанды на $20 млн через турецкую подставную компанию Redin. Ее здание скрыто за туристическими магазинами в районе Фатих Стамбула, и официально она занимается обменом валют.
Бо́льшая часть денег ХАМАС (по меньшей мере $500 млн в год, говорят в Израиле) приходит от его инвестиций. Чаще всего в компании, зарегистрированные по всему Среднему Востоку. Ими руководят люди из инвестиционного офиса ХАМАС, а среди сотрудников — члены движения. По сведениям США, эти фирмы делают пожертвования в благотворительные фонды, а те возвращают их. По сведениям Турции, иногда прибыли изымают напрямую. Распутывать эти потоки — сложная задача для западных организаций. Одна из таких фирм построила Afra Mall — первый торговый центр в Судане. Другая работает рядом с Хартумом. Еще одна строит небоскребы в Шардже. Многие из этих компаний отчитываются о своих бизнес-успехах и отрицают любые связи с ХАМАС.
Можно ли перекрыть какой-то из потоков? Это зависит от стран, через которые они проходят. С 1989 года, когда Израиль начал арестовывать лидеров ХАМАС в Газе и на Западном берегу, спонсоры движения стали жить за границей. Временами изменения в геополитике заставляют их менять свое место. К примеру, ХАМАС покинуло один из своих финансовых хабов — Амман, после того как окрепли связи Иордании и США.
Чтобы увеличить влияние на арабский мир за счет поддержки Палестины, президент Турции Реджеп Таийп Эрдоган предложил им убежище
Под крылом Эрдогана
Сегодня политические лидеры ХАМАС предпочитают Доху. Компании можно найти от Алжира и Судана до Эмиратов, а его спонсоры живут в Стамбуле, например Захер Джабарин, которого Израиль обвинил в управлении финансовыми делами ХАМАС (он это отрицает). Там же можно найти ряд других героев, которые попали под санкции Америки за поддержку организации. Чтобы увеличить влияние на арабский мир за счет поддержки Палестины, президент Турции Реджеп Таийп Эрдоган предложил им убежище. Израиль сообщал, что турецкое правительство гарантировало гражданство (в Турции это отрицают) и сдает офисы ХАМАС в своей стране.
Турецкая банковская система с помощью сложных схем по всему миру помогает ХАМАС обходить американские санкции. Развивающийся и очень слабо регулируемый рынок криптовалют в этом помогает. Израиль и Америка указывали, что ведущие банки Турции, в том числе Kuveyt Turk, держат у себя деньги ХАМАС. Некоторые допускают, что все это делается с молчаливого одобрения Эрдогана. В 2021 году группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (структура «Большой семерки») поместила Турцию в список стран, которые делают слишком мало для «заморозки» активов террористов.
Для бизнесменов ХАМАС это крайне выгодно. Молчаливое согласие турецкого правительства «открывает двери и ускоряет все бизнес-процессы», говорит нам один из финансовых руководителей ХАМАС. Trend gyo (компания со штаб-квартирой в Стамбуле, которая находится под американскими санкциями за финансирование ХАМАС) недавно выиграла тендер на строительство коммерческого университета Стамбула. Строительные компании, которые часто встречаются в портфолио ХАМАС, контролируют большие финансовые потоки и получают большие кредиты. Это, в свою очередь, позволяет Турции говорить, что она не влезает в карманы ХАМАС напрямую, а лишь занимается строительством.
ХАМАС заработает больше?
Пока ХАМАС удавалось держать финансовую оборону. Израиль мало навредил какому-либо из его источников дохода, а многочисленные американские санкции не так эффективны, когда их жертвы могут хранить свои активы вне банковской системы. ХАМАС умело прячет свои компании. «Как только тебе кажется, что ты поймал крупную рыбу, у нее меняется имя», — сокрушается один из работников американского казначейства.
Высоки шансы, что ХАМАС получит еще больше денег: по мере того как Израиль предпринимает все новые атаки на Газу, западные правительства приходят в ужас от масштабов гуманитарной катастрофы, а пропалестинские страны, наоборот, хотят помочь ХАМАС еще больше. Даже ходят слухи, что финансовыми делами ХАМАС занимается министерство экономики Эрдогана.
Вид на мост через Босфор
Для Израиля усиление благосостояния ХАМАС станет катастрофой, ведь в таком случае движение — или его аналог — возродится даже после полного уничтожения. Жители же Газы оказались заложниками трагедии, в которой Израиль борется с движением, чьи финансы бережно распределены в других местах. Сравните это с обстановкой в Стамбуле, где спонсоры ХАМАС едят лобстеров и выпивают с видом на Босфор.
Перевод: Артур Валеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.