«КидСпейс» — это настоящий город, где каждого ребенка учат тем навыкам, которые ему обязательно пригодятся в жизни. И это не только про развитие талантов, но и про эрудицию, умение общаться, ориентироваться в финансах и в людях и про многое другое, рассказывает сооснователь и директор города профессий «КидСпейс» Елена Тихонова. Девять лет назад она стала первым арендатором на футбольном стадионе «Ак Барс Арена». О том, как детский «город профессий» живет бок о бок с «Рубином», использует эффект синергии от соседства с другими арендаторами, а также сотрудничает с частными компаниями и государством, — в интервью нашему изданию.
Город профессий «КидСпейс» девять лет назад стал первым арендатором на футбольном стадионе «Ак Барс Арена»
Первый арендатор и девять лет внутри стадиона
— Елена Петровна, почему вы расположили «КидСпейс» на территории «Ак Барс Арены»? Какие варианты еще рассматривали?
— Прежде чем приступать к проекту, мы изучили мировой опыт. Многие думают, что «КидСпейс» — это европейская франшиза, но мы с мужем сами создавали проект, используя мировой опыт, который был на 2013 год. В мире под знаковые детские проекты используют самые уникальные по архитектуре здания. Проезжая мимо строящегося стадиона, мечтали: «Вот бы это здание использовали и для детей». Кто бы мог подумать, что через три года мы сами созреем до создания проекта и что наши запросы совпадут с планами руководителя стадиона — Радика Миннахметова.
Конечно, мы разослали предложения во все торговые центры, потому что в России все города профессий располагаются в торговых центрах, и родители, можно сказать, «отдают» детей в камеру хранения, пока сами занимаются шопингом. Мы пошли примерно по тому же пути, и единственным объектом – не торговым центром, куда мы обратились, был стадион. Радик Заудатович сразу же поддержал проект, и наша идея прекрасно вписалась в стратегические планы развития стадиона, в которых уже изначально были прописаны детские проекты. Когда нам впервые показывали помещения, на стене уже висела строительная документация с надписью «детский город профессий» на наших площадях.
Конечно, как и в любом бизнес-стартапе, были риски быть непринятым клиентами, тем более на режимном объекте. Но мы верили, что есть такие же, как и мы, родители, которые специально, а не по пути, приведут ребенка туда, где ему полезно, интересно и безопасно. Как показала практика, мы не ошиблись: родителей, которые ценят нашу работу, и детей, которым любопытно развиваться, достаточно много. Мы рады, что находимся на стадионе — начали с площадки 1,5 тысячи кв. метров, а сейчас выросли почти до 3 тыс. кв. м.
— Расскажите о девяти годах сотрудничества со стадионом. Какой «Ак Барс Арена» арендодатель? Соглашается ли объект с вашими идеями по трансформации?
— Со дня первого знакомства и до сих пор команда стадиона постоянно делится своими идеями, как сделать работу еще интереснее. Теперь уже и дети всех сотрудников и партнеров стадиона — наши эксперты по качеству. А в начале 2014 года на стадионе не было других арендаторов, кроме нас. По понятным причинам наш бизнес работает по принципу «то пусто, то густо»: мы востребованы в каникулы и в выходные, а когда дети заняты учебой, мы занимаемся другими проектами для детей и подростков.
Разумеется, были моменты притирки по хозяйственным вопросам, по требованиям безопасности. Работать со стадионом удобно, ведь объект полностью оснащен согласно требованиям пожарной безопасности, что очень важно для детского проекта. Это на несколько миллионов сэкономило инвестиционный бюджет. Были притирки и по коммуникации, на это где-то год понадобился. Все решили удобные регулярные совещания со всеми арендаторами.
Очень быстро стали появляться другие арендаторы, и они также проходили этапы адаптации. Сейчас на стадионе действует слаженная система, работающая в соответствии с едиными правилами и общими интересами. Мы все как единый организм. Даже решение сделать зону КПП сейчас я считаю хорошим, хотя изначально была ярым противником этой зоны — мне казалось, что она неклиентоориентированная, отпугивает гостей. Но время сейчас изменилось — требования по безопасности усилены, и родителям максимально важно быть спокойными.
Сейчас на стадионе служба безопасности максимально ориентирована на клиентов. Они настолько вышколены по отношению к гостевому потоку, что это уже часть общего сервиса. Все клиенты проходят досмотр уже на внешнем периметре, поэтому любой гость может быть спокоен за свою безопасность и безопасность своих близких. Плюс полное оснащение и регулярная проверка систем, связанных с пожарной безопасностью: оповещение, дымоудаление, пожаротушение.
«Недавно мы открыли площадку «строительная техника». Там практически настоящие экскаваторы, и она пользуется бешеным успехом. Благодаря Рустаму Нургалиевичу [Минниханову], который был у нас в декабре, появилась эта площадка»
— А как вам удалось расширить помещение в 2 раза?
— Изначально никто не знал, как бизнес пойдет, а каждый квадратный метр — дополнительные затраты. Мы начали с малого, хотя Радик Заудатович с самого начала предлагал большие площади. В итоге были дни, когда яблоку негде упасть и новые площади просто необходимы. Нас также стимулировали наши партнеры — крупные компании, рекламодатели, с которыми заключены договоры. Мы рассказываем детям и их родителям о лучших предприятиях Татарстана, об их традициях, о том, кто работает в этих компаниях и как стать частью этих предприятий. Считаю, что руководители, HR-менеджеры и маркетологи этих бизнесов пошли дальше своих конкурентов — стратегически верно информировать о себе будущих сотрудников и деловых партнеров уже с детства.
Дети растут быстро — первые жители детского города сейчас уже студенты 3–4-го курса, они уже определились со специальностью и выбирают работодателей. Логично, что они станут работать на знакомых с детства предприятиях.
— Есть ли у вас в планах еще больше расшириться?
— Пока стадион не знает (улыбается), но мы хотим расшириться и на улице. В сентябре мы снова закрывались на обновление — мы обновляем станцию «ферма» вместе с компанией «Агросила». Это уже современная станция, где дети узнают о новых технологиях в животноводстве и птицеводстве. Почти два года рождался этот проект. Для комфорта гостей мы увеличили гардероб. В планах создать гостевую зону для взрослых, потому что родители устают от детского шума — им хочется тишины и релакса. Вместе с транспортной компанией «Сокол» решим этот вопрос в ближайшем будущем. На подходе новая станция «Татнефть» — тоже суперсовременная, наукоемкая и уже даже больше, чем про нефтедобычу.
Много работы для поддержания качественной и глубокой работы проекта. Пока площадей хватает. Много проблем сейчас у предпринимателей, связанных с кадровым голодом, особенно в период сезонных простуд или студенческих сессий. Но это вопрос к построению бизнеса. А по комфорту стадион — классная площадка для того, чтобы реализовать проекты.
— Я знаю, что вы вступили в программу по доступной инклюзивной среде. Расскажите о ней подробнее.
— У стадиона заключен договор по доступу для маломобильных групп населения и запланирован целый цикл мероприятий на год вперед. У нас есть бесплатная парковка, туалеты, оснащенные для инвалидов. «КидСпейс» — это единственная такого рода инклюзивная площадка в Татарстане. К нам, действительно, приходят дети с совершенно разными формами заболеваний, и они чувствуют себя здесь так же, как и здоровые дети. Мы открывали проект абсолютно инклюзивным. Здорово, что сейчас стадион весь станет таким.
«Один из слоганов стадиона — «Город в городе». А «КидСпейс» и есть город в городе — город детства во взрослой Казани. Здесь есть свой банк и больница, полиция и супермаркет, сетевая компания и стройка, автосервис и ветеринарная клиника…»
Обучающие жизни проекты и коммуникация между арендаторами
— Как вы взаимодействуете с государственными и частными компаниями? У вас же есть станции, именуемые брендами определенных компаний.
— Недавно мы открыли площадку «строительная техника». Там практически настоящие экскаваторы, и она пользуется бешеным успехом. Благодаря Рустаму Нургалиевичу [Минниханову], который был у нас в декабре, появилась эта площадка. Министерство строительства оказывает нам содействие, потому что кадровый голод имеется в каждой отрасли, и здорово, когда дети влюбляются в профессию и идут в нее осознанно. Обыватели очень мало знают про работу министерств. Многие считают, что это перекладывание бумаг, но я сама вышла из чиновников и понимаю, что больше, чем чиновники, на самом деле мало кто работает.
Было бы здорово реализовать задумку министерства строительства о квесте для школьников, через который научить детей и через них и взрослых грамотной работе с платежами за коммунальные услуги. Многие жители республики не умеют работать с платежками, не понимают, кто и как должен делать расчеты. Большая часть жалоб на неверно выставленные счета необоснованно адресуется в минстрой РТ, что занимает и демотивирует службы ЖКХ.
Было бы здорово наладить контакт с министерством сельского хозяйства. У нас есть отличный продукт для младших школьников о бережном отношении к хлебу, молоку и другим продуктам, в который вложено так много труда работников сельского хозяйства. Ресурсы позволяют нам охватить знаниями тысячи детей, но, возможно, нам удастся это воплотить в будущем. Верю в стратегическое мышление тех, кто у руля.
Несколько лет мы успешно работаем с министерством экономики республики — по поручению Раиса РТ в прошлом году 12 тысяч детей Татарстана получили бесценные знания о профессии «предприниматель» в республиканском проекте «Школьный бизнес-старт». Причем почти половина — это дети сельских школ и школ малых городов. Три команды (Казань, Менделеевск, Арск) получили главный приз — поездку в инновационный центр «Сколково» (г. Москва).
Мы четвертый год работаем с Управлением ГИБДД по РТ: через игру обучаем младших школьников безопасному поведению на дорогах. Увы, далеко не все дети получают эти знания в семье, а между тем это может спасти их жизнь. Таким образом, наша площадка работает в сотрудничестве с госучреждениями. Одновременно с городом профессий у нас получилось выстроить сотрудничество с государством и более масштабно работать, что было бы невозможно на менее колоритной площадке.
Один из слоганов стадиона — «Город в городе». А «КидСпейс» и есть город в городе — город детства во взрослой Казани. Здесь есть свой банк и больница, полиция и супермаркет, сетевая компания и стройка, автосервис и ветеринарная клиника… Более 30 локаций, где дети могут узнать не только о профессиях, но и о явлениях природы, о людях и животных, о финансах и времени, о дружбе и таланте…
— Как вы коммуницируете с прямыми конкурентами — детскими центрами, которые располагаются на стадионе?
— Это интересный опыт. Когда спорткомплекс только выстраивал отношения с партнерами, был запущен [проект активностей на стадионе] Kazan Arena Family, потому что из семейных ценностей и партнерских отношений строилась вся внутренняя коммуникация, и это продолжается сейчас уже в рамках проекта Ak Bars Arena Family.
Девять лет назад «КидСпейс» был на этапе стартапа. Это всегда период сложный, полный анализов, изучения всех моментов бизнеса. С внезапным приходом прямых конкурентов по соседству вектор стартапа был серьезно сбит, но в итоге это стало хорошим уроком.
Выручила стратегия «Что нас не злит, то нами не управляет». Мы просто делали работу хорошо, и клиент сам нас выбрал. Как новичок я ориентировалась на работу компаний-долгожителей типа IKEA и McDonald’s.
Когда мы поднимали работу кадастровой палаты, у нас были инструкции для каждого рабочего места, были стандарты и требования к качеству всего: людей, инвентаря, рекламы, бренда и логотипов… И это тоже мы взяли за основу и стараемся не отклоняться.
«КидСпейс» дал новым проектам веру в место — люди поняли, что на стадионе можно и нужно работать»
— Почему, по вашему мнению, могут закрыться детские проекты?
— Может быть, создавая проект для детей, некоторые предприниматели упрощают тему, думая, что это очень выгодно и легко — «два притопа, три прихлопа». На деле все иначе — по словам собственников, создать детский проект, а главное, удержать хорошее качество и спрос намного труднее, чем ожидалось.
Однако «КидСпейс» дал новым проектам веру в место — люди поняли, что на стадионе можно и нужно работать. На веру первых арендаторов пришли другие проекты, работающие для людей.
— Есть ли у вас совместные проекты с «Рубином»?
— Отдельным бонусом для клиентов всех проектов является то, что они могут посещать футбольные матчи в семейном секторе. Эта идея уже работала в тестовом режиме, но сейчас еще обсуждается при новом руководстве «Рубина». Потенциал именно в семейном секторе был бы интересен как для футбольного клуба, так и для стадиона, и для всех партнеров, которые находятся внутри, потому что это дополнительная мотивация приходить на стадион. Это отдельная сервисная зона, которая объединяет все функции объекта.
— Если говорить о синергии, куда еще могут сходить родители, пока ждут детей?
— Новый проект стадиона — музей спорта. Надеюсь, он примет всех родителей, которые оставили детей в «КидСпейс». Ты можешь не сидеть на одном месте, а двигаться по разным направлениям. Это дополнительный сервис, и возможность посещения музея спорта как новой площадки будет доступна для всех родителей.
«Ежемесячно наш трафик — 4,5–5 тысяч человек. Он практически не изменился, что меня очень радует»
Клиенты со всего мира и полная свобода детей
— В целом имидж стадиона помогает в привлечении посетителей?
— Да, это уже безусловно, потому что вот эта коллаборация «КидСпейс» – стадион и стадион – «КидСпейс» была задумана изначально. Конечно, есть моменты, когда проходили чемпионаты мира, крупные мероприятия, и нам приходится закрываться по требованиям безопасности. Мы научились встраиваться и в это. И, знаете, когда наступила пандемия, я подумала: «Лучше бы еще один чемпионат мира прошел, чем закрываться на четыре месяца и вообще не знать, что дальше будет».
Мы понимаем, что стадион — это в первую очередь спортивный объект. Даже не обсуждается — стадион должен работать для спортивных мероприятий. Это наши неудобства, разумеется. Но я вижу, как работают службы стадиона, они делают все возможное для того, чтобы минимизировать наши расходы и возможные убытки.
— За девять лет работы через вас прошли десятки тысяч детей. Видна ли разница между поколениями? И меняются ли запросы у детей, популярность тех или иных станций? Изменяется ли трафик?
— Ежемесячно наш трафик — 4,5–5 тысяч человек. Он практически не изменился, что меня очень радует. Меняются поколения — дети становятся более погруженными в гаджеты и менее социальными. Всего сменилось не меньше трех поколений, причем именно дети поменялись меньше всего — они так же любопытны и подвижны, веселые и шумные, какими и мы были когда-то.
Больше заметно, как изменились родители. Все изменения в экономике и политике, события последних лет влияют на нашего гостя — люди более тревожны, более импульсивны, требовательны. Мы понимаем причину общего состояния нашего клиента и стараемся максимально подстраиваться. И правда, сейчас каждый рубль добывается сложнее, много влияющих на психику факторов. Наш подход к клиенту должен быть еще более заботливым и внимательным.
Меняются и поколения наших сотрудников. Рынок труда колоссально изменился за это время — кадровый голод сделал людей более расслабленными в работе и одновременно требовательными к работодателю. Поэтому найти и удержать классных специалистов тоже тот еще квест — особенно в период сессий у студентов.
— Приходят ли к вам туристы? Они русскоязычные?
— Количество туристов тоже не сильно изменилось. Просто больше теперь работает внутренний туризм, а раньше приезжали дети со всего мира. У детей языки универсальные — были и китайские семьи, и испанские, и немецкие. Как-то волшебным образом находятся наставники, которые владеют этими языками. Пригождается иногда и язык жестов.
«КидСпейс» — это не столько про обучение, сколько про коммуникации. Когда дети сюда попадают, они сразу находят себе друга»
— Как «КидСпейс» помогает детям?
— «КидСпейс» — это не столько про обучение, сколько про коммуникации. Когда дети сюда попадают, они сразу находят себе друга. Моему младшему ребенку было четыре года, когда мы открывались. Генетически сын очень спокойный и даже нелюдимый, наверное, был бы. Первый месяц он просто играл в лего, но при этом детская психика так устроена, что, даже сидя за конструктором, ребенок клетками чувствует, что вокруг происходит. Он в этот момент чувствовал атмосферу и учился коммуницировать. Сейчас с коммуникабельностью проблем нет. И многие мамы уже подростков, которые часто приходили в «КидСпейс», отмечают, ребята легче справляются со страхами, становятся общительными, легко ориентируются во времени и пространстве, в финансовых вопросах.
Есть понятия «жесткие и гибкие навыки». «КидСпейс» — это место, где получают метанавыки, которые пригодятся в любой сфере. Это больше, чем город профессий.
Тенденция родителей, которые забирают инициативу у ребенка и начинают сами занимать ему место, не дают свободу, не очень нравится мне, разумеется. Теряется смысл в нашей работе, а главное, не происходит развитие ребенка в этот момент. Вы знаете, если детей оставить в «КидСпейс» одних, они ни за что не потеряются и обязательно найдут, чем заняться, каждый получит порцию своей детской радости. Но, увы, есть родители, которые никак не ходят понимать это. А есть те, которые ищут у нас батуты и шарики с бассейном, даже не изучив наш сайт и правила места, в которое они приводят своего сына или дочку. Мы, однако, и этих родителей понять пытаемся.
— Вы как раз сказали, что будете готовить комнату отдыха для родителей. Будете ли вы тогда пускать родителей на территорию города профессий?
— Конечно, будем. В этом много смыслов — когда родители наблюдают, как ребенок занимается и коммуницирует, они очень много своих родительских открытий делают. В «КидСпейс» рождаются детские мечты и преодолеваются комплексы, а внимательные родители могут увидеть точки роста своего чада. И это существенная экономия на психологах — ведь в детстве можно быстро и аккуратно скорректировать некоторые проявления: тревожность, асоциальность, робость, дерзость, жадность, зависть, лень и многое другое.
Например, если ребенок робкий, нужно развивать смелость. Если он невнимательный, рассеянный, то много инструментов для тренировки внимательности. Наблюдая за поведением своего ребенка в «КидСпейс», можно сэкономить на психологах.
«Родители идут на матч, а детей оставляют в любом из наших детских проектов. Это новый уровень культуры для казанцев, потому что это сервис другого уровня»
— Делаете ли с другими детскими компаниями совместные проекты?
— Радик Заудатович говорил в 2014 году, что проекты будут друг друга дополнять. Я думала, что это какая-то фантастика, потому что он сравнивал это с европейским уровнем сервиса. Сейчас я вижу, что мы, действительно, усиливаем друг друга. Мы не конкуренты. Родители идут на матч, а детей оставляют в любом из наших детских проектов. Это новый уровень культуры для казанцев, потому что это сервис другого уровня.
Это культура ведения бизнеса, когда ты не видишь в соседе конкурента, даже если целевая аудитория та же. Вот, например, рядом с нами LaserLand. Буквально на прошлой неделе мне позвонил директор LaserLand и спросил: «Елена, если мы детей с инвалидностью пригласим к себе, вы можете потом подхватить и продолжить с ними занятия?» Мы партнеры, и это новый уровень. Ты шаг за шагом проходишь внутреннее эволюционное развитие.
— Как вы общаетесь с другими арендаторами?
— Все проекты, которые находятся на стадионе, в синергии. Они дополняют друг друга. Операционная внутренняя жизнь есть ежедневно в каждом секторе. Прямых конкурентов на стадионе нет. «Союзмультпарк» и «КидСпейс» — это разные проекты. У нас разная целевая аудитория, возрастной сегмент. Это два сильных бренда, которые находятся в синергии.
На объекте можно расти параллельно с появляющимися проектами, вместе со своими детьми: сначала ходить в одно место, с младенчества водить детей в бассейн «Кувшинки», потом подрастать с героями «Союзмультпарка», чуть позднее приходить в «КидСпейс» получать паспорт, гражданство и грамоты. А родители в это время могут позаниматься спортом. Такая коллаборация объекта, который живет на всех уровнях и открыт для каждого, — это важно и это уникальный опыт использования спортивного объекта.
Фото предоставлено АО «Казань Арена» Д.У
0+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.