«Написать же можно все что угодно, а мы используем свое право на защиту», — так говорят об обвинении адвокаты после старта процесса по уголовному делу о госзакупках министерства образования и науки РТ. Процесс не мог стартовать более полугода — с мая. На скамье подсудимых четыре человека: бывшая начальница ведомственного отдела госзаказа и три предпринимателя. О том, какие именно схемы могли проворачивать с электронными аукционами на 70 с лишним миллионов рублей, — в материале «БИЗНЕС Online».
Среди участников процесса, помимо четырех подозреваемых, столько же адвокатов
Кого судят
Обвинения по очень редкой статье — 178 УК РФ («Об ограничении конкуренции») — были предъявлены бывшему начальнику отдела обеспечения государственных заказов минобрнауки РТ Анне Саматовой, предпринимателю Аделе Апаковой и бизнесмену Дмитрию Касимову.
Но в зале суда вместе со своим адвокатом появился еще один фигурант. Ее зовут Гузель Кирамова, в материалах дела она проходит как директор ООО «РеаНова».
За 15 минут до начала заседания в коридоре Вахитовского суда была замечена бурная активность — к залу начали подходить участники процесса. Среди них, помимо четырех подозреваемых, столько же адвокатов, среди которых выделялись довольно известные казанские юристы Марсель Шагиахметов и Наталья Фарукшина. И даже представитель потерпевшей стороны от министерства образования — ведущий консультант юридического отдела Ильдар Каюмов.
После установления личности присутствующих судья определил возможность продолжать заседание в отсутствие свидетелей совершенного преступления — никто не возражал. Старший помощник прокурора Вахитовского района Динар Саетов принялся зачитывать длинное обвинительное заключение.
Стартовая цифра в тендере на покупку оборудования в кабинеты допобразования была установлена на уровне в более чем 14 млн 530 тыс. рублей. Закрылась же она на сумме 14 млн 450 тыс. рублей
Версия обвинения: как выигрывался тендер на поставку обучающего оборудования для незрячих
Согласно обвинительному заключению, Апакова и Кирамова вместе с Саматовой похитили у министерства образования и науки более 13 млн рублей. «В период с 31 мая 2019 года по 31 декабря 2020 года Апакова вступила в преступный сговор с Кирамовой и Саматовой для совершения преступных действий, направленных на ограничение конкуренции в сфере государственных закупок министерства образования и науки РТ в рамках национального проекта „Образование“», — рассказывал прокурор о начале преступной истории, которую смогло определить следствие.
Первый эпизод по делу, исходя из обвинения, произошел в конце мая 2019 года. Тогда минобрнауки потребовалось закупить оборудование для кабинетов дополнительного обучения, которое могло использоваться в том числе детьми с ограниченными возможностями. Это специализированные планшеты для рисования, комплекты тифлоприборов (для обучения слепых труду), наборы тактильных дорожек и специальные музыкальные приборы.
Начальница отдела госзакупок Саматова, по версии следствия, заранее сообщила Апаковой и Кирамовой о том, что им необходимо готовиться к крупной поставке на десяток миллионов рублей. Таким образом, заявил прокурор, подозреваемым удавалось заранее найти необходимых поставщиков и доминировать над другими возможными конкурентами для победы в аукционе.
После объявления конкурса Апакова и Кирамова разместили свою заявку на выполнение поставки от лица компании ООО «РеаНова». Так как в торгах должно быть не менее двух участников, предприниматели, по версии следствия, решили создать новые заявки через «подконтрольные» им компании: «Представитель ООО „Диджитал Ворлд А“, не подозревая о преступных намерениях, внес в единую информационную систему ценовое предложение», — продолжал зачитывать материалы дела Саетов.
Новая заявка на оказание услуг оказалась по сумме равной той, что предлагало ООО «РеаНова», и также соответствовала всем необходимым требованиям. Однако по итогам электронного аукциона победителями на поставку необходимого школам оборудования стали, как считает следствие, участницы преступного сговора.
Помимо этого, Саматову обвиняют в том, что она устанавливала начальную цену государственных контрактов исходя из договоренности с Апаковой и Кирамовой, что приводило к увеличению стоимости аукциона.
Стартовая цифра в тендере на покупку оборудования в кабинеты допобразования была установлена на уровне в более чем 14 млн 530 тыс. рублей. Закрылась же она на сумме 14 млн 450 тыс. рублей — цена контракта была сбита, как уточнил прокурор, на символические 0,5%.
Ранее наши источники сообщали, что речь шла о поставке шлемов виртуальной реальности в 97 сельских школ. И тут пикантная деталь: по данным источников, шлемы виртуальной реальности, поставленные в школы, пришлось через полгода менять
Шлемы виртуальной реальности на 60 млн не работали?
Кроме поставки необходимого оборудования в кабинеты дополнительного образования, Саматова отвечала за проведение аукционов для кабинетов дефектологии, технологии, ОБЖ и искусства. По версии следствия, действовали все по той же схеме — договаривались о начальной цене, задействовали ничего не подозревающие компании для создания видимости конкуренции, а после одерживали победу. Таким образом, в период с конца мая по начало августа 2019 года им удалось совершить сделок на общую сумму почти в 60 млн рублей.
На заседании это не озвучивалось, но ранее наши источники сообщали, что речь шла о поставке шлемов виртуальной реальности в 97 сельских школ. И тут пикантная деталь: по данным источников, шлемы виртуальной реальности, поставленные в школы, пришлось через полгода менять. Они были рабочими, но по своей архитектуре не подходили к сельским компьютерам, и пользоваться этим было невозможно.
Еще один эпизод связан с получением денег на закупки для поставок со стороны Апаковой. Прокуратура считает, что 5 млн рублей для поставок она получила незаконно, впрочем, не раскрывая деталей.
По мнению следствия, все это попадает сразу под несколько статей уголовного кодекса. Фигурантам вменяют ч. 2 ст. 178 УК РФ («Ограничение конкуренции»), по которой им может грозить до 6 лет лишения свободы. Кроме того, бывшей чиновнице Саматовой вменяют ч. 1 ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») и ч. 4 ст. 159 («Мошенничество в особо крупном размере») УК РФ. По последнему упомянутому преступлению также проходит предпринимательница Апакова. Кроме этого, ей грозит наказание по ст. 174 УК РФ («Легализация денежных средств, приобретенных преступным путем»).
В срочном порядке для проведения дальнейших чтений были определены сразу две новые даты заседания — 3 и 16 ноября
Позиция защиты: «Следствие вольно в своих фантазиях»
Спустя почти целый час активного чтения прокурор закончил часть обвинительного заключения. В него вошли лишь некоторые эпизоды по материалам дела — в полной мере не раскрыто обвинение в отношении предпринимательницы Кирамовой и бизнесмена Касимова.
Один из адвокатов ходатайствовал о назначении 10-минутного перерыва в деле, на что судья заявил, что они остановят заседание в целом на сегодняшний и последующие дни. Как оказалось, рассказы о преступном промысле, который нашли свидетели в действиях предпринимателей – поставщиков оборудования в татарстанские школы, грозились занять время другого заседания в зале суда. В срочном порядке для проведения дальнейших чтений были определены сразу две новые даты заседания — 3 и 16 ноября.
Уже на улице у здания суда в беседе с «БИЗНЕС Online» адвокаты вместе со своими подзащитными рассказали о своей позиции по зачитанному обвинению, но пока максимально кратко. «Следствие вольно в своих фантазиях. А мы используем свое право на защиту. Примерно так. Написать же можно все что угодно», — заявила адвокат Фарукшина. Также подозреваемые добавили, что им даже непонятна суть того, в чем их обвиняет следствие. Вопрос о полном или частичном признании вины собравшиеся вокруг здания суда фигуранты дела оставили без ответа.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.