«Нужна рентабельность. Гостиничный бизнес не предусмотрен со стороны государства, должна быть какая-то управляющая компания», — оценивает идею открыть отель в доме Ушковой глава комитета по охране объектов культурного наследия Иван Гущин. Три года прошло после глобального переезда Нацбиблиотеки РТ из памятника ХХ века в центре Казани, но ремонт так и не стартовал. Новая концепция доработана на основе идей уже покойного хранителя дома Эдуарда Хайруллина — с гостиницей, ресторанами, книжными лавками и общественными пространствами. О том, чем завершились переговоры о передаче властями РТ объекта СИНХу, откроют ли внутренний двор для туристов и какие ограничения накладывает здание под госохраной для бизнеса, — в материале «БИЗНЕС Online».
Спустя 1,5 года после презентации будущей концепции одного из главных исторических особняков в центре Казани — дома Ушковой на Кремлевской — появились подробности его реставрации и приспособления
Историческим резиденциям в доме Ушковой быть
Спустя 1,5 года после презентации будущей концепции одного из главных исторических особняков в центре Казани — дома Ушковой на Кремлевской — появились подробности его реставрации и приспособления. В двухэтажном памятнике планируют разместить гостиницу на 11 номеров, сразу три кафе, музей, книжные магазины и общественные пространства. Проект для обсуждения, разработанный казанским ПЦ «Град», опубликован накануне на сайте госкомитета РТ по охране объектов культурного наследия. Заказчик — ГИСУ РТ.
Судьба объекта начала ХХ века, построенного по проекту архитектора Карла Мюфке, непростая. С 1919 года здесь размещалась Национальная библиотека РТ. В 2020-м она переехала в отремонтированное здание бывшего НКЦ. Президент РТ Рустам Минниханов тогда поручил продумать варианты дальнейшего использования здания и воссоздать исторический облик. Первые наброски еще в 2016 году делал «Татинвестгражданпроект». Затем свое видение предлагал фонд «Институт развития городов РТ», работающий под крылом бывшего помощника президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой, которая предлагала разместить в доме центр изучения редких рукописей. Но идею эту президент не поддержал.
Уже в апреле 2022-го, буквально за год до своей смерти, концепцию дома представил замруководителя агентства «Татмедиа» и краевед Эдуард Хайруллин. Тогда впервые здание начали рассматривать как доходную усадьбу, вернув ей этот исторический статус и открыв там апартаменты, а также сделав внутри кафе и музейные пространства. Планы Минниханов одобрил. Именно по этим идеям разработчики и подготовили нынешний проект.
Дом Зинаиды Николаевны Ушковой — объект культурного наследия федерального значения, построен в начале ХХ века в стиле эклектики по проекту архитектора Карла Мюфке. Особняк был реконструирован в 1904–1908 годах. Здание обладает уникальной особенностью — каждое помещение второго этажа отделано в разных стилях (неоготика, ампир, рококо, мавританский). Жемчужина особняка — зимний сад-грот, где все напоминает естественную пещеру. С потолка свисают сталактиты, в огромном аквариуме сохранились раковины, камни, фонтанчик в виде диковинной рыбы. С 1919 года в доме Ушковой находилась Национальная библиотека Татарстана. Перед входом сегодня можно прочитать следующую аннотацию: «Дом Ушковой — свадебный подарок богатого казанского купца Алексея Ушкова своей невесте, дочери профессора Казанского университета Зинаиде Высоцкой».
В 2019 году прокуратура Кировского района Казани подала иск к минкульту Татарстана, обвиняя его в незаконном бездействии в отношении дома Ушковой. На разработку проекта по ремонту было выделено 12,9 млн рублей — тендер в 2020-м выиграла казанская компания «ПЦ Град».
Итак, что предполагает доработанная концепция сейчас? Функциональное назначение здания — историческая резиденция. «Дом З.Н. Ушковой станет для города уникальным с функциональной точки зрения объектом, в котором соединятся общественно доступные выставочные пространства, расположенные в наиболее сохранившихся интерьерах, с коммерческой и жилой функцией, предусмотренными в остальной части здания», — говорится в документации.
Приспособление объекта культурного наследия для современного использования возможно, пришли к выводу эксперты. Так, в особняке появятся:
- Три кафе с обеденными залами на первом этаже. Вход в одно из них будет со двора и с улицы Лобачевского. Размесят здесь также общепит на месте исторического кафе «Бристоль». А вот своей кухни в заведениях не будет в целях сохранения элементов предмета охраны объекта, т. к. технология готовки требует должной вентиляции. Предполагается, что еда будет привозиться готовой.
- Книжная лавка с отдельным входом со стороны Кремлевской. Появится она на месте исторического книжного магазина Маркеловых и Шароновых.
- Гостиница на 11 номеров: 6 из них на первом этаже, 5 — на втором. Раньше правое крыло дома с двумя отдельными входами и лестничными блоками было отдано под квартиры для сдачи в наем. А вот хозяйские парадно-жилые комнаты занимали второй этаж центральной части дома и левого крыла и выходили окнами на улицу. Флигель также использовался в качестве доходного дома.
- Музей.
- Общественные пространства, используемые для экскурсий, общественных мероприятий.
- Благоустроенный двор и сквер вокруг с зонами отдыха. Для этого предстоит снести поздние гаражи и пристрои. Планируется также отреставрировать историческое тротуарное покрытие и построить легкую сцену на перекрытии подвала. Вокруг также установят скамейки, урны и проведут озеленение.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» глава комитета по охране культурного наследия РТ Иван Гущин, представленный проект ведомству предстоит изучить на соответствие сохранности исторического здания
За особняком пока приглядывает Нацбиблиотека, на очереди — СИНХ
Как рассказал «БИЗНЕС Online» глава комитета по охране культурного наследия РТ Иван Гущин, представленный проект ведомству предстоит изучить на соответствие сохранности исторического здания. Будущий функционал в ходе общественного обсуждения еще может поменяться, и это не финальное решение. Но в том, что здание должно быть доступно и для жителей, и для туристов, сомнений у Гущина нет.
«Это уникальный объект, который нужно посещать и любоваться той историей, которую сделали наши предки, — считает Гущин. — Должна быть окупаемая и красивая история. Если говорить о номерном фонде, нужно, чтобы была рентабельность. Гостиничный бизнес не предусмотрен со стороны государства, и, наверное, необходима какая-то управляющая компания или еще что-то».
«Связьинвестнефтехим» (СИНХ) и татарстанские власти еще весной вели переговоры о передаче особняка ведомству Валерия Сорокина, в том числе под пятизвездочный бутик-отель. В СИНХе «БИЗНЕС Online» рассказали, что на сегодня объект еще не передан компании. По информации издания, СИНХ не приступает к работам, т. к. формирует свою бизнес-стратегию. Сейчас федеральный памятник принадлежит республике, ответили на запрос нашего издания в минзеимуществе РТ, и предоставлен на праве оперативного управления Нацбиблиотеке РТ.
«Сегодня объект находится на нашем балансе, мы его полностью обслуживаем. Запустили отопление и вообще отвечаем за жизнедеятельность здания, ухаживаем, все остается в силе», — рассказала директор библиотеки Мадина Тимерзянова
«Сегодня объект находится на нашем балансе, мы его полностью обслуживаем. Запустили отопление и вообще отвечаем за жизнедеятельность здания, ухаживаем, все остается в силе», — рассказала директор библиотеки Мадина Тимерзянова. Сейчас в здании ведется только экскурсионная деятельность в «щадящем режиме» — не более 20 человек и по записи.
«Конечно, самое ценное в памятнике — это его богатое убранство, оно потребует внимательных специалистов, это же уникальные интерьеры, лепнина, венецианские окна, натуральный камень в интерьерах, папье-маше…»
Но вернутся ли в дом Ушковой фонды самого учреждения? «Фонды библиотеки туда уже не вернутся, конечно, если следовать этой концепции, то могут быть только напоминающие о наследии библиотеки функции — книжного бутика, читального клуба или кафе на первом этаже, — отмечает помощник президента РТ Олеся Балтусова. — Конечно, самое ценное в памятнике — это его богатое убранство, оно потребует внимательных специалистов, это же уникальные интерьеры, лепнина, венецианские окна, натуральный камень в интерьерах, папье-маше… Как и все казанцы, кому дорога эта библиотека, я переживаю о зале-гроте. Сколько часов мы там провели за книгами! Надо обязательно сохранить его как общественное пространство».
Жемчужина особняка — своеобразный зимний сад-грот, где все напоминает естественную пещеру
Сохранилось в здании многое, и все предстоит отреставрировать. Парадный зал — в стиле ампир с потолками, покрытыми орнаментами с военной тематикой (щиты, мечи, флаги, орлы, крылатые львы и кони). Высокие лакированные двери украшены горельефами орлов и изображением Медузы горгоны. В помещении бывшей зеленой гостиной в стиле рококо — камины ампирной формы из зеленого итальянского мрамора с бронзовыми украшениями и зеркалами. Маленькая розовая гостиная — это нарядная комната со светлыми расписными дверями и потолком с виньетками, амурчиками, медальонами с цветами. Для внутреннего оформления использовались самые лучшие и дорогие материалы того времени — стекла из Венеции, а витражи из Парижа, из мастерской знаменитого мастера Шарля Шампиньоля. И, конечно, жемчужина особняка — своеобразный зимний сад-грот, где все напоминает естественную пещеру: из естественного ракушечника пробивается зелень, вьющиеся растения. С потолка свисают сталактиты, в огромном аквариуме сохранились раковины, камни, фонтанчик в виде диковинной рыбы.
Сохранилось в здании многое, и все предстоит отреставрировать
«К таким объектам должен быть хозяйский подход»
Президент ассоциации отелей Казани и РТ Инга Гадзаова положительно оценила появление дополнительных гостиничных номеров, пусть и в скромном количестве. «Всего 11 номеров и первый этаж с ресторанами, скорее всего, максимум, который смогли выжать исходя из технического аспекта данных помещений. Тем более что при реставрации не всегда (или почти никогда) разрешено что-то менять», — отмечает она.
Будет ли интересна такая «жилплощадь» туристам, зависит от того, как сам отель станет рассказывать об историко-культурной составляющей гостиницы, считает собеседница «БИЗНЕС Online». По ее мнению, культура и история — это всегда интересно, и путешествующие по столице РТ приезжают именно за тем, чтобы окунуться в наследие региона. «А если у них еще будет прекрасная возможность пожить в этой обстановке — при реставрации объект ведь максимально сохраняется — это вообще здорово! Но, повторю, тут задача самого собственника, тех же рестораторов, отельеров доводить информацию через сайты отеля, возможно, выкладывать данные в папке гостя и так далее. То есть чем больше станут говорить об исторической составляющей гостиницы, тем больше об этом будут знать гости».
В Казани подобные примеры приспособления исторических зданий под отели есть. Тот же СИНХ превратил Дом Печати на Баумана в отель «Ногай» с барами и ресторанами. А в масштабах России таких объектов еще больше. К примеру, для успешного восстановления интерьеров дома Ушковой разработчиками были изучены интерьеры особняков и доходных домов России (в основном Санкт-Петербурга и Москвы) периода эклектики и начала модерна, временные рамки которых ограничены 1870–1917 годами. Самый значимый аналог — «Жилой дом А.П. Ермолова» (Москва, ул. Пречистенка, 20). Это второй особняк, который также принадлежал Алексею Константиновичу Ушкову. Он во многом повторяет здание в Казани. Здесь, к примеру, также обнаружена Мавританская комната, описывают детали разработчики проекта.
Что касается стоимости проживания в номерах с историей, то в первую очередь, считает Гадзаова, все зависит от вложений и того, какое будет позиционирование у отеля и ресторана. «Если речь об отеле, то какой уровень звезд предполагается, какой уровень услуг и так далее. Три звезды? На „трехзвездочном“ рынке цены будут одинаковыми. Мы понимаем, что есть конкуренция, и смысл завышать цены? Выше головы не прыгнешь. Поэтому говорить о том, что это памятник архитектуры и стоимость проживания в нем будет выше, необоснованно. Да, вложений будет достаточно, учитывая реставрацию, срок окупаемости вырастет, но ставить ценник выше, чем у конкурентов, мы не можем», — резюмировала эксперт.
Во сколько может обойтись реставрация здания 1904 года постройки площадью 2,5 тыс. кв. м, пока неизвестно — ГИСУ РТ только подсчитывает смету
Любой памятник «должен работать», считает гендиректор АН «РеАгентство» Юрий Чикиров. «К таким объектам должен быть хозяйский подход, потому что без владельца, который станет следить за ним… хуже не придумаешь. А если дом не просто стоит, но и приносит деньги, в том числе на амортизационные отчисления, на поддержание в хорошем состоянии, то я только за. Место под кафе там удобное, рядом студенческий поток бесконечный, туда-обратно», — оценил Чикиров.
Во сколько может обойтись реставрация здания 1904 года постройки площадью 2,5 тыс. кв. м, пока неизвестно — ГИСУ РТ только подсчитывает смету. «Это точно не один миллиард рублей с учетом объема, площади, сложности работы», — говорит источник, знакомый с проектом. По мнению Чикирова, все зависит от степени реставрации.
«Думаю, в случае с полной реставрацией это будет равно стоимости нового строительства, помноженной на три. А это, пожалуй, не дешевле 65–70 тысяч рублей за квадратный метр без учета коммуникаций. Так что тысяч 150–180 за „квадрат“ точно будет», — предположил эксперт.
«Ясно одно: это объект российского значения, и такие проекты легкими для реставрации не бывают. Они и финансово будут емкими, и трудозатратными. Там нужны специалисты высочайшего профиля», — добавила директор Нацбиблиотеки РТ Тимерзянова. Смета будет просчитываться после того, как примут окончательную концепцию после обсуждений: «Мы крайне заинтересованы в том, чтобы объект сдать в добром здравии».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.