Одной из самых обсуждаемых тем этой недели стала новая купюра номиналом 1 тыс. рублей. ЦБ представил ее в понедельник, но уже в среду остановил выпуск и пообещал доработать дизайн. Православную общественность не устроило, что на банкноте есть башня с полумесяцем, а музей, который ранее был храмом, изображен без креста. Отдельным поводом для критики стал тот факт, что в бывшем храме сделали музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. А вы бы какой символ Казани поместили на тысячерублевку? И почему? «БИЗНЕС Online» отвечают Рифкат Минниханов, Максим Шевченко, Камиль Исхаков, Олег Морозов, Шамиль Агеев и другие.
Сергей Саначин архитектор-градостроитель— Первое, что я хотел бы сказать, — никакого скандала нет. Я посмотрел публикации в интернете, там пишет священник РПЦ из какого-то села, непонятно из какой области, из какой губернии. И, по-моему, только один человек выступил из Татарстана, археолог из Института археологии. И все! Где вы увидели скандал? Кто вышел на улицы? Что-то подобное было? Ничего этого нет.
Конечно, можно попенять Центробанку за то, что они занимаются этим (выбором объектов для изображения на купюрах — прим. ред.) самовольно. Можно было, наверное, республику-то и спросить, какое-то мнение, прежде чем давать работу своим дизайнерам. Наверное, можно было. Я считаю, что выбор казанских башни Сююмбике и [бывшей] Дворцовой церкви, и рядом с ними почему-то рядовое здание из Уфы… Не какого-нибудь, предположим, памятника Салавату Юлаеву, а просто дома какого-то… Вот это соседство совершенно непонятное.
Если бы спросили меня, то я считаю, что это действительно немного коряво — что появился там храм без креста. Но и никакого минарета там нет, как пишут в интернете. Башня Сююмбике — это гражданское сооружение, построенное в честь образования Казанской губернии. Поэтому говорить, что это минарет с полумесяцем, а храм — без креста, не совсем верно.
Я бы предложил что-то несомненное, что бы не вызвало никаких толков. Во-первых, я бы не стал здания из Казани совмещать с уфимским зданием. В конце концов, чтобы Уфа не обижалась. Пусть, например, на этой купюре будет изображено их здание, а на будущий год появится казанское. Но только казанское! Я бы предложил панораму Казанского кремля. И тогда бы не было видно мелких сомнительных сакральных символов.
Теперь что касается претензий РПЦ. Ребята, а где вы были раньше, когда столько лет уже на храме ничего нет? Храм давно стал музеем. Что же вы сидели-то и молчали в тряпочку, а сейчас вдруг стали недовольны?
Максим Шевченко журналист— Я считаю, что это халтура Центробанка. Просто халтура, и все. Трудно было нарисовать две маленьких черточки, что ли?! Чтобы был крест и все были довольны? Вот у вас Казань — полумесяцы там, кресты всякие, и все довольны.
То, что по факту на этом здании действительно нет креста, — это неважно. По факту у нас многое не так, как в жизни. Деньги — это не по факту. Это не фотография и не документальное изображение в следственном деле. Это как бы образ, символ России. Казань как символ сотрудничества религий, дружбы народов и так далее. Это вот так имеется в виду. Ведь это же не картина, изображающая Казанский кремль, а денежная купюра, которая несет в себе определенное символическое дополнение, не ставя своей задачей детально и дотошно передать существующую реальность. Потому если к этому относиться как к символическому продукту, то это откровенная халтура просто, безобразная.
Какой символ Казани я бы поместил на новой тысячной купюре? Да это отличная картинка была (та, которая есть на представленной банкноте, — прим. ред.). Просто следовало нарисовать две маленькие черточки, и все были бы довольны. Все это говорит о том, что те, кто у нас занимается разными большими величинами, просто не подумали. Они занимаются большими проектами — выпуском денег. А тем, что люди чувствуют, думают, чего они хотят, просто не поинтересовались. Эти две маленькие черточки являются просто пропастью между власть имущими и народом.
Рифкат Минниханов президент Академии наук РТ, директор ГБУ «БДД»— Какой символ Казани размещать на новой тысячерублевой купюре, это не мне решать. В свое время было голосование — что можно разместить (на купюрах номиналом 200 рублей и 2 тыс. рублей — прим. ред.). А в этот раз я не помню, чтобы было голосование. Поэтому, как говорится, что хотели, то и получили. Если бы большое, широкоохватное голосование состоялось, я думаю, таких нюансов бы не было.
Если есть мнение, что это все-таки церковь, то церковь должна иметь свою атрибутику (в виде креста — прим. ред.). Кто-то же это решил, а я не могу отменить это решение. Потому что другого, альтернативного мнения не было. Поэтому что тут обсуждать?
Олег Морозов депутат Госдумы от Татарстана— Насколько я знаю, конфликт снят. Центробанк ищет варианты православного символа. В Татарстане таких достаточно.
Камиль Исхаков помощник президент РТ, экс-мэр Казани (1989–2005)— То, что они башню Сююмбике на купюру поместили, — это правильно. Но рядом нужно было Благовещенский собор изобразить. Ведь я человек, который строил Кул-Шариф и реконструировал Благовещенский собор одновременно. И для меня это абсолютно равные и близкие объекты. Собор не изображен? А почему? Они же, если смотреть, с башней Сююмбике рядом стоят.
Если они (Центробанк — прим. ред.) могут играть этими делами, то можно Кул-Шариф изобразить и собор Благовещенский. И все, помирили всех.
Шамиль Агеев директор Торгово-промышленной палаты РТ— Херней занимаются [в Центробанке] вместо работы! Мое мнение такое. Никто на это внимания толком не обращает в реальной жизни. Придумывают себе это такие деятели, церковные и прочие.
Какой бы я выбрал символ Казани? Башню Сююмбике. Нейтрально. Нельзя везде на рожон лезть. Надо везде договариваться. И не настропалять народ, как это у нас было: зеленые, красные, суверенитет… Сами шевелим то, что не надо чесать! Я грубовато говорю, но уж извините.
Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»— Конечно, это скандал на пустом месте. Религия отделена от государства пока еще, мне кажется. Хотя с годами я все больше и больше сомневаюсь, что это так. Мне кажется, что это не повод для скандала. А если бы была башня Сююмбике без полумесяца и был бы изображен Петропавловский собор с крестом? Не знаю. У меня однозначного ответа нет, но мнение мое — не надо искать поводов для скандалов. Все так напряженно в мире, так тяжело, а еще вот это… Это называется поиск причины для скандала. Не более того. Какой символ Казани я поместил бы на новую тысячерублевку? Я бы поместил мост «Миллениум»! Правда!
Вадим Хоменко вице-президент АН РТ, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук— Сейчас ситуация настолько накалена, что такие детали зачастую приобретают принципиальный характер. Их за деталь считать нельзя, и, в общем-то, надо быть очень осторожным. Потому что вы видите, какое напряжение. Межнациональное, межрелигиозное. Поэтому позиции толерантности, внимательного отношения надо, конечно, соблюдать. Раньше это не было бы замечено, а сейчас оказалось достаточно сильно заметно. Поэтому надо внести необходимые коррективы.
Какой бы символ Казани поместил на новую тысячерублевку я? Думаю, символ города не в религиозных знаках. Мы же ставим сейчас акцент на что? На развитие науки, образования и так далее. Поэтому если мы сейчас ставим акцент на науку прежде всего, то, как представитель Академии наук РТ, я бы выбрал такой объект для изображения на купюре, как наш университет, КФУ. Или какие-то подобные объекты, которые показывали бы то, от чего мы зависим в своем развитии. Может быть, университет, может, еще что-то. Но то, от чего зависит наше дальнейшее развитие в ближайшее время.
Айдар Шагимарданов президент ассоциации предпринимателей мусульман РФ— Именно башню Сююмбике [поместил бы на купюру]! С полумесяцем! Меня это очень обрадовало: гордость за наш город, потому что многовековой памятник истории в Казанском кремле был отражен в купюре. И очень огорчило, что сняли с производства. И именно не по каким-то техническим причинам, а по какой-то чьей-то там рекомендации. Наверное, ЦБ — это тот орган, который прежде всего выпускает ту или иную купюру, проводит миллион необходимых согласований и различных инстанций… И после того, как выпускается купюра, оказывается, можно ее остановить чьим-то там звонком. Меня это очень удивило.
У нас многонациональная, многоконфессиональная страна, мусульман в стране около 30 миллионов. И если на одной из купюр за всю историю нашего государства будет изображен исторический памятник с полумесяцем наверху, то для мусульман РФ это будет прекрасно! Не знаю, кто стоит за словом «публика», но однозначно раздули те, к чьему мнению прислушался ЦБ и беспрецедентным образом остановил выпуск этой купюры. Для меня как для мусульманина, гражданина РФ это непонятно!
Михаил Скоблионок президент еврейской национально-культурной автономии РТ— Я вообще ничего об этой ситуации не думаю. Я воспитан в Советском Союзе, и я человек неверующий. Я не верующий ни в еврейскую религию, ни в русскую, ни в православие, ни во что! Я считаю, что если человек верит в Бога, то у него Бог есть в душе. И каждый человек, если он хочет верить, в душе должен верить. А что там на банкнотах — этот вопрос меня вообще никогда не волновал. И сейчас не интересует.
Какой бы символ Казани я поместил на новую тысячерублевку? Что у нас в Казани самое красивое, чем мы должны гордиться? Оперный театр красивый у нас. Я бы лучше поместил оперный театр.
Рамиль Мифтахов президент ассоциации турагентств РТ— Еще в Новом Завете написано, что божье — Богу, а кесарю — кесарево. Так вот, божьи люди должны заниматься храмами, а не деньгами. А деньги, вы же сами понимаете, — это грех. Божьи люди, церковные люди должны заниматься душой человеческой, а Центробанк — деньгами, с точки зрения обеспечения финансами. Поэтому вообще не имеет значения, есть там (на здании музея — прим. ред.) крест, нет там креста. Мне кажется, это надуманная история. Как в Коране, так и в Библии сказано: кто-то пророк, а кто-то сын божий. Сам Иисус сказал такую фразу.
Что бы я предложил изобразить на новой тысячерублевке? Казанский кремль, безусловно. Целиком панораму Казанского кремля. И написал бы, что это объект, который находится под охраной ЮНЕСКО. Вот прямо акцентировал бы на этом внимание. Сюжетную линию объектов ЮНЕСКО в дальнейшем можно было бы продолжить на других купюрах. Например, на купюрах в 500 рублей можно остров-град Свияжск изобразить. Или Болгар. Объекты ЮНЕСКО — это наше всемирное наследие. Такую сюжетную линию я бы продолжил на других купюрах номиналом, может быть, поменьше.
Эльмира Булатова директор Казанского цирка— В Казани есть несколько зданий, которые являются символами города. Башня Сююмбике, безусловно, одно из них. Я бы и здание Казанского цирка назвала одним из символов города, достойным помещения на купюру. Это уникальный памятник архитектуры, шедевр модернизма и архитектурная доминанта города. Но здание цирка — Екатеринбургского — уже есть на 5-тысячной купюре.
А возникший скандал считаю раздутым на пустом месте. Здание музея уже давно, почти век, ни у кого не ассоциируется с храмом. Надеюсь, здравый смысл возобладает и будет принято решение, устраивающее всех.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.