«Там не было никакой русофобии. Люди открытые, улыбчивые», — рассказывает о своей поездке на Неделю моды студентка Казанского государственного института культуры Наиля Бурганова. Финалистка «Мисс Татарстан – 2023» сейчас в Казахстане, где на днях представит свою коллекцию современного татарского костюма «Науруз» — ее же Бурганова продемонстрировала в Италии и Швеции в сентябре. В интервью «БИЗНЕС Online» дизайнер рассказала, знают ли в Европе, кто такие татары, и почему ее платья стоят 45 тыс. рублей.
Наиля Бурганова: «Я сама татарка, горжусь этим, горжусь, что родилась в Татарстане. И знаете, там не было никакой русофобии. Люди открытые, улыбчивые. Мода все-таки вне политики»
Как студентка из Казани оказалась на Неделе моды в Милане
— Наиля, вы сейчас находитесь в Казахстане, участвуете в Неделе моды, а недавно вернулись из Европы, где представили свою коллекцию современных татарских нарядов «Науруз». Расскажите подробнее о поездке, о самой коллекции.
— На Aspara Fashion Week* в Казахстан я тоже привезла коллекцию «Науруз», с которой была недавно в Швеции, в Стокгольме и в Милане на International Fashion Award**, проходившем в рамках Миланской недели моды. У меня очень нежные изделия, натуральные, сшитые из хлопка. На них оригинальная вышивка, которую я сама придумала, хотя, конечно, научные руководители мне очень помогали, корректировали, но несильно. В «Наурузе» 7 нарядов — это такой минимум для коллекции, с которым можно ездить на фешен-показы.
Мне предложили поехать в Европу еще летом, и я сразу преступила к работе. Сначала подобрала ткани, потом в специальной программе разрабатывался эскиз татарской вышивки, но в современной интерпретации. Получились такие современные растительные рисунки. Мы привыкли, допустим, к тюльпанам кричащих, ярких цветов в традиционной одежде татарской женщины. Я же сделала цветы спокойных тонов, не такими контрастными. Более того, цвет вышивки практически в тон ткани, она не бросается в глаза, вместе с тем в движении вышивка уловима глазом, поблескивает. Это очень подходит и для повседневной одежды. То есть изделие не кричит, что оно этническое, однако мы понимаем, что в нем есть национальная деталь.
В «Наурузе» есть юбки, платья, в которых я сохранила воланы, характерные для национальных татарских нарядов, но где-то они не так ярко выражены, где-то видоизменены в соотношении с платьем. Я сама фантазировала, как это может работать. В общем, коллекция получилась светлая, в мягких зеленых и пастельных оттенках. Это такой символ весны. Конечно, странно, наверное, рассказывать о весенней коллекции в октябре, но мода — это профессия будущего, и коллекция создана на следующий год.
— Как в Милане, в одном из центров мировой моды, реагировали на татарские наряды?
— Подходили местные жители, говорили: «Беллиссимо!» Они были в восторге, что очень приятно. У меня ведь еще есть серьги ручной работы, которые я сама разработала. И в Италии, и в Швеции попросили мои контакты, чтобы связаться и заказать их.
— А итальянцы, шведы что-то слышали о Татарстане, Казани, татарах?
— Нет, но я как раз рассказала им, что есть такая республика, есть татары, что в России проживает много народов. Тем более я сама татарка, горжусь этим, горжусь, что родилась в Татарстане. И знаете, там не было никакой русофобии. Люди открытые, улыбчивые. Мода все-таки вне политики.
— Что еще запомнилось в поездке?
— В Милане был смешной случай. Визажист подумала, что я модель, и начала меня красить к показу (смеется). Когда узнали, что я дизайнер, очень удивились, так как за границей дизайнеры — это чаще взрослые люди. Еще мы успели сделать фотосессию с известным американским фотографом Дагласом Бассеттом, который снимал для Vogue и именитых модных домов. Он отснял итальянских манекенщиц в моих костюмах.
А вообще, в International Fashion Award участвовали дизайнеры из 40 стран. В день было по 10–15 показов. Я присутствовала на всех. Только в день, когда показывали мою коллекцию, к сожалению, не смогла посмотреть шоу коллег, так как надо было находиться за кулисами и следить за подготовкой своего показа. Еще в поездке я подтянула английский, ведь приходилось все время общаться на нем. Он был не так хорош, поэтому я дала себе обещание выучить его как следует, когда вернусь.
«Я первая из института, кто поехал на международный модный показ»
— Откуда у вас в 21 год интерес к национальной моде? Или в рамках учебы было задание создать что-то современно-этническое?
— Нет, я сама. Нарисовала эскизы, на них обратили внимание мой научный руководитель, известный дизайнер Султан Салиев, и декан факультета инноваций и традиций народной художественной культуры Расых Салахов, которые предложили поучаствовать в Aspara Fashion Week. Точнее, отправить туда эскизы, заявку. Так что я сейчас участвую здесь во второй раз.
Организаторов тогда мой проект заинтересовал, и я начала шить свою первую национальную коллекцию «Зәнгәр күл» («Науруз» — вторая), на которую меня вдохновили наши Голубые озера. Это наряды из натурального шелка и смесовых универсальных тканей: полиэстер, хлопок, эластан — смешанный состав. Такие изделия не мнутся, они эластичные, и их удобно носить. В коллекции тоже 7 костюмов: платья, юбки, брюки. Их можно надеть на праздник, на вечерний выход, но впишутся они и в повседневный гардероб.
Собственно, с этой коллекции весной начались мои поездки. Сначала пригласили в Казахстан, оттуда сразу в Узбекистан на Ethno and modern fashion week***. На неделях моды там были представители других фешен-проектов, которых заинтересовали мои работы, и они приглашали меня дальше. Летом поступило предложение показать коллекцию в Италии, а затем в Швеции. Спасибо институту за эти возможности!
— Как в Казахстане, Узбекистане приняли коллекцию?
— Очень тепло. Мои коллеги-дизайнеры тоже приняли меня тепло. Можно сказать, приняли в свою семью, так как они вместе уже давно ездят со своими показами и стали фактически родными. География участников была очень большой. Это был мой первый показ, я, конечно, волновалась. Особенно когда надо было выходить на поклон в конце. Кстати, в Казахстане в первый мой приезд одна женщина хотела заказать платье, но я не успела снять мерки, надеюсь, мы встретимся сейчас и все получится.
— Чем европейская мода и центральноазиатская различаются?
— Для итальянцев очень характерен черный цвет, блеск. У казахстанских авторов в работах были элементы их культуры, опять же вышивка, яркие цвета, богато расшитые костюмы, в Узбекистане заметен акцент уже на этническую одежду. В Узбекистане, кстати, очень классные ткани, которыми они славятся.
— А вы одна такая из института культуры, кто участвует в зарубежных показах?
— Я первая, кто поехал на международный модный показ. Первооткрыватель (смеется). Но по другим направлениям — хореография, вокал и так далее — студенты участвуют в международных конкурсах уже давно.
— Поездки оплачивает институт?
— Да, за что большое спасибо ректору вуза Розе Ахмадиевой, которая всячески поддерживает не только меня, но и других талантливых студентов! А вот документы собираю сама. Визу долго ждать — почти полтора месяца. Главное, что успевают одобрить ее до отъезда (смеется).
«Мне захотелось, чтобы одежда моих сверстников отражала татарский колорит»
— Расскажите о себе, откуда вы родом?
— Я родилась в Набережных Челнах, окончила там 54-ю татарскую гимназию. Мама — финансист в дирекции КАМАЗа, у папы экономическое образование, он работает в частной фирме. В общем, они не из творческих профессий, но всегда поддерживали все мои начинания, за что я им очень благодарна!
С детства любила рисовать, окончила художественную школу, плюс мне всегда нравилась мода. Правда, начинала я как модель, занималась в модельной школе, потому ощущения отличаются, когда выходишь на подиум как модель и когда выходишь в качестве дизайнера на поклон. В этом году участвовала в «Мисс Татарстан», вошла в топ-30. Кстати, во время конкурса мне особенно понравилось закулисье, подготовка к показу одежды и так далее. Никуда не деться от того, что я все-таки дизайнер, хоть и молодой (смеется).
Во время учебы я стала интересоваться именно национальной модой. По-моему, этническая составляющая в современной моде очень актуальна, но локальных брендов, работающих с татарской идентичностью, у нас мало. Мне захотелось одеть молодежь, своих сверстников стильно, чтобы их одежда отражала татарский колорит. И, конечно, хотелось, чтобы за границей узнали о татарской культуре.
Сейчас я на четвертом курсе, в следующем году предстоит защищать дипломную работу. В поездках я очень вдохновилась, и, надеюсь, этого вдохновения хватит, чтобы создать дипломную коллекцию. Скоро приступлю к работе над эскизами. После бакалавриата хочу пойти в магистратуру и планирую преподавать.
— Наряды для «Зәнгәр күл», «Науруз» вы сами шили?
— Мне помогали преподаватели, чтобы было быстрее. У меня одной заняло бы это намного больше времени. На каждую из коллекций ушло около трех месяцев: два — на эскизы, выкройки и так далее, месяц — на пошив. У нас в институте есть все условия, чтобы работать, есть инжиниринговый центр, новейшее оборудование. Делай не хочу (смеется)!
Многие элементы сначала тестируются, потому что-то, что задумал дизайнер, не всегда можно воплотить в жизнь. Фантазия-то не имеет границ, а вот свойства ткани порой не безграничны. Поэтому надо изучать свойства ткани, понять, как она себя поведет при том или ином шве. На это уходит немало времени из этих трех месяцев. Например, где-то не получалась какая-нибудь вышивка, так как сильно стягивалась ткань, приходилось вышивку корректировать. Или выбираешь печать по ткани — просвечивающую или непросвечивающую. В общем, нюансов много.
— Учитывая такую кропотливую работу, эксклюзивность, за сколько можно купить один ваш наряд?
— Насчет цены я пока не особо задумывалась, только делала расчет по себестоимости. Себестоимость, кстати, у нас есть в программе обучения, мы расписываем, сколько затратили на тот или иной проект, расходы и так далее. По новой коллекции «Науруз» пока не успела сделать расчеты, только по «Зәнгәр күл». Здесь платья я оценила примерно в 45 тысяч рублей (вместе с работой), так как была очень дорогая шелковая ткань. Стоимость рассчитывалась и из того, что это индивидуальный пошив. Если объемы вырастут, цена, конечно, снизится.
«Мне не нравятся дешевые тюбетейки с пайетками, которые продают на Баумана»
— Кабинет министров Татарстана вместе с татарскими дизайнерами и историками собирается написать книгу о татарском костюме, которая вроде как должна стать пособием, помогающим дизайнерам ориентироваться. Что вы думаете по этому поводу?
— Если дизайнеры будут с этим работать, изучать то, как татарские национальные мотивы переплести с актуальными модными трендами, конечно, у этого есть будущее. Вопрос, как это популяризировать. По-моему, делать это надо через рекламу, блогеров, инфлюенсеров, причем не только через местных, но и федеральных. Они важное связующее звено между населением и дизайнерами. От этого никуда не деться.
А еще нам надо что-то делать с одеждой, которую покупают для сувениров. Мне не нравятся дешевые тюбетейки с пайетками, которые продают на Баумана. Я хочу, чтобы даже сувенирные вещи были у нас качественными, чтобы ассоциировались с чем-то уникальным, ручной работой, что принадлежит истории татар.
— А татарскую национальную одежду тяжело внедрять в повседневный образ?
— На самом деле нет. Этническая одежда часто воспринимается как одежда, которую надевают только по праздникам, причем исключительно национальным, или она годится для театральных постановок. Это заблуждение. Татарский современный наряд не ограничивается передником, цветастым платьем и платком. Есть городской костюм казанских татар: платье с нижними воланами, с длинными рукавами и обязательно с элементами национальной вышивки. Они шьются из более спокойных цветов, на это я ориентировалась. Да, татарскую одежду действительно характеризует узнаваемая вышивка, аксессуары: изю, хасите, но разве нельзя экспериментировать с этим?
Вообще, в институте мы изучаем костюмы разных народов: мордвы, чувашей, марийцев. Я изучала наши костюмы, ходила в музеи. У меня есть однокурсницы из разных республики, они также работают над своими этноколлекциями, что очень здорово.
— Вы наверняка следите за тем, как сейчас развиваются российские, казанские бренды. Как оцениваете их?
— Я считаю, что наши бренды профессионально очень выросли. Во-первых, улучшилось качество изделий, во-вторых, контент не уступает европейским. Смотришь лукбуки наших марок и даже не подумаешь, что они локальные. Хотя раньше было предвзятое отношение к ним, мол, это из России, а значит, не очень. На самом деле у нас очень много отличных брендов: Ushatava, 12storeez, которые уже стали гигантской фешен-машиной. Из татарстанских брендов выделила бы, конечно, Султана Салиева, восхищаюсь Айгуль Салаховой, которая продолжает традиции татарской кожаной мозаики, традиционного казанского шва. Раньше носили ичиги, читекләр, выполненные в этой технике, а сейчас у Айгуль можно купить, к примеру, сумку.
«Я сейчас ищу себя, экспериментирую»
— Ситуация с тканями, о которой наши бренды одежды говорили еще год назад, остается напряженной?
— К сожалению, да, найти хорошую качественную ткань непросто, слава богу, мне с этим помогли мои руководители. Они все-таки люди опытные. Конечно, если постараться, что-то можно у нас в России найти, но больших коллекций не сделать. Нужных объемов для этого нет. Как я уже сказала, Узбекистан славится своими тканями и у них большие объемы производства. Когда я ездила на Ethno and modern fashion week, то познакомилась там с теми, кто как раз занимается тканями. Думаю, мы можем посотрудничать, запустить большие обороты, найти производство, чтобы отшивать мою коллекцию там.
— Дальше планируете работать исключительно как этнодизайнер?
— Я сейчас ищу себя, экспериментирую. Что останется в итоге, пока не знаю. Мне кажется, работать только в одном направлении скучно. В конце концов, даже известные кутюрье, не работая с этнотематикой, в итоге выпускали коллекции, посвященные своей или не своей культуре. Так же могу работать и я.
*Аспара фешен уик
**Интернешнал фешен эуорд
***Этно энд модерн фешен уик
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.