Начиная работу над актуальным татарским костюмом, важно ответить на вопрос, что именно мы хотим сохранить — форму или содержание, уверена соосновательница платформы Modest Russia, член союза дизайнеров России Диляра Садриева. В своей статье для «БИЗНЕС Online» эксперт рассуждает об инициативе кабмина РТ написать книгу о современном татарском костюме, а также рассказывает о том, как стилистам не уходить в архаику и можно ли упаковать ичиги по мировым трендам.
«Никакой книгой не заставить массово одеваться в национальную, пусть и современную одежду и носить то, что создано искусственным образом»
Создайте спрос — предложение подтянется
Поводом для написания этой статьи стала новость, что татарстанский кабмин работает над книгой о современном татарском костюме. Можно написать множество книг, но важно учитывать, что книжный формат не годится для продвижения современной (пусть и национальной) моды: издание устареет еще до выхода в свет. Это анахронизм, ибо современная одежда постоянно изменяется и трансформируется, а информацию люди черпают в большей степени в интернете.
Задуманная руководством Татарстана книга хороша в качестве вспомогательного штриха, но не для серьезного инструмента по поддержке и продвижению актуального татарского наряда. Это может стать подарочным изданием, элементом самоуспокоения, что мы что-то делаем для создания современной национальной одежды, развлекательным и местами познавательным материалом для тех, кто предпочитает книги. Это вполне может быть альбом о работах современных дизайнеров последних лет, работающих с этнической тематикой, об их творческом потенциале, идеях и видении, о реконструкциях исторического национального костюма, почему бы и нет.
Понимаете, в чем дело: можно собрать всех дизайнеров, историков и создать самые разнообразные коллекции, можно рекомендовать и даже обязать носить одежду определенного кроя с определенными элементами. Можно даже показать или навязать мнение, как может или должен выглядеть современный национальный костюм, но никто не будет его носить, если в этом нет внутренней потребности человека. Никакой книгой не заставить массово одеваться в национальную, пусть и современную одежду и носить то, что создано искусственным образом (если только вы не живете в тоталитарном государстве).
Сформировать потребность и сделать так, чтобы татары захотели носить одежду с национальными маркерами, сложно. Книгой с красивыми картинками здесь не обойдешься. Требуется многогранный подход и серьезные бюджеты, которые должны расходоваться с умом, а не для отчетов. Работать над этим должны не только и не столько дизайнеры, а лучшие пиар-специалисты, маркетологи, историки, а в большей степени высококлассные политтехнологи.
Создайте спрос — предложение подтянется. Создайте, упакуйте и популяризируйте национальный продукт такого уровня, от которого невозможно отказаться, с сохранением лучших традиций и уникальных техник татарского декоративно-прикладного искусства. С использованием современных технологий и трендов. Продукт востребованный, который будет престижно и статусно носить, который вызовет интерес к татарской культуре в целом. Транслируйте через него смыслы, присущие народу.
В свое время такими были ичиги — всем известные татарские сапоги, благодаря которым наша культура и уникальная кожаная мозаика стали известны и популярны по всему миру. Важно инкорпорировать элементы национальной культуры и моды в общемировую фешен-индустрию, сделать это качественно, современно. К сожалению, пока никто из татарских дизайнеров не смог это осуществить.
«К сожалению, иногда складывается впечатление, что проводимые мероприятия делаются ради мероприятий, а дизайнеры, теша самолюбие, как гастролирующие артисты, возят свои (часто одни и те же) коллекции с фестиваля на фестиваль, показывая их только друг другу и узкой аудитории»
Способны ли мы выйти за рамки калфаков?
Начиная работу над созданием современного татарского костюма, важно ответить на вопрос: что именно мы хотим сохранить — форму или содержание? В основном всеми силами стараются сохранить форму без связи с содержанием в современных реалиях, и это я вижу на всех фестивалях этнической одежды. Единицам удается это объединить хотя бы чуть-чуть.
Почему бы для начала не сформулировать то, что сохранилось и живо, то, что сейчас формирует татарскую нацию, чем она дышит, сильна и гордится, от чего будем отталкиваться, на что делать акцент при создании и популяризации современного татарского костюма? Какую моду предстоит ввести, готовы ли при этом авторы такой одежды мыслить не линейно, а глобально? Способны ли выйти за рамки калфаков, растительных орнаментов, нагрудников и традиционных украшений те, кому поручено реализовать это непростое и долгосрочное дело? Вопросов очень много!
Надо отдать должное руководству республики, которое всесторонне укрепляет имидж и статус Татарстана (и делало так во все годы постсоветского периода). Вкладываются значительные средства, реализуется множество потрясающих и значимых проектов и инициатив. А президент Татарстана Рустам Минниханов личным примером популяризирует национальную одежду (правда, не стоит забывать, что это форма мужской одежды, которая сформировалась лишь в XIX веке под влиянием европейского костюма и общей моды Российской империи). Но иногда складывается впечатление, что проводимые мероприятия делаются ради мероприятий, а дизайнеры, теша самолюбие, как гастролирующие артисты, возят свои (часто одни и те же) коллекции с фестиваля на фестиваль, показывая их только друг другу и узкой аудитории.
Я член жюри нескольких фестивалей национальной одежды, постоянно отсматриваю множество коллекций и вижу, что действительно стоящие проекты, которые можно было бы взять за основу, — исключение. В большинстве своем это просто творческое самовыражение дизайнера или уход в архаику. И даже лучшие не могут уйти дальше подиума. Скорее всего, не бывает плохих дизайнеров и коллекций (как и некрасивых женщин) — бывают недофинансированные. Увы, конечной цели они так и не достигают или цели ставят не те.
«Национальный костюм отражает образ жизни и систему ценностей народа, религию, быт, окружающую среду, торговые и межкультурные связи, существовавшие на момент его формирования. Каждый его элемент несет как смысловую, так и функциональную нагрузку»
Современные татары перестали использовать национальный костюм для демонстрации национальности
Пока неясно, насколько хорошо общество со своей уникальной системой ценностей и все еще сохраняемыми традициями сможет в дальнейшем выстроить и поддерживать вид одежды, отличный от западного. Многие народы сейчас с бо́льшим или меньшим успехом стараются вернуться к корням и подчеркнуть особенности своей национальной культуры, в том числе посредством одежды. Конечно, сложно тягаться с огромными маркетинговыми бюджетами, вкладываемыми в западную моду, а соответственно, и в ценности, транслируемые через нее. Но мы все связаны с модой больше, чем думаем.
Считается, что этническая одежда разделяет, в то время как мировая мода стирает различия. Но не всегда это плохо — подчеркнуть отличие и идентичность, свой культурный код. Национальный костюм отражает образ жизни и систему ценностей народа, религию, быт, окружающую среду, торговые и межкультурные связи, существовавшие на момент его формирования. Каждый его элемент несет как смысловую, так и функциональную нагрузку.
Да, большинство населения Земли сейчас потребители общемировой моды в повседневной жизни и вне национальных маркеров, за исключением нескольких стран, где нацодежда все еще обязательная часть повседневности. Современные татары, к сожалению, относятся к тем народам, которые почти полностью перестали использовать свой национальный костюм для демонстрации национальности, и не выказывают приверженности своей культуре и истории даже в самые важные для человека моменты. К примеру, даже на бракосочетаниях ограничиваются в лучшем случае тюбетейкой.
Хотя есть и ряд успешных кейсов. Скажем, ханбок. Термин обозначает корейскую одежду, введен в конце XIX века. Он помогает отличить повседневную одежду корейцев от наплыва нарядов c Запада (это произошло во многих странах мира, в том числе в Российской империи). Столетия спустя западная одежда вытеснила ханбок, и он стал рассматриваться скорее как церемониальное платье, предназначенное для традиционных торжеств и мероприятий.
Ханбок в глазах общественности стал менее доступным и более формальным. Корейское правительство сейчас активно поддерживает и продвигает свой национальный костюм, ежегодно празднуя День ханбока. Они официально признали практику изготовления, ношения и (внимание!) наслаждения ханбоком — национальным нематериальным культурным наследием. А благодаря сотрудничеству с кей-поп-группами, идолами, влиятельным лидерами мнений современные дизайнеры вдохнули новую жизнь в ханбок и добавили международный интерес, поскольку корейская культура продолжает распространяться и быть популярной во всем мире.
«То, что создало нацию, и делает ее великой и уникальной. Одежда лишь отражение и демонстрация этих кодов»
Когда престижно быть татарином
Нужно признать, что наше национальное самосознание утеряно. Я хорошо помню времена, когда татары скрывали свою национальность или стеснялись ее, не говорили на родном языке в общественных местах и со страхом втягивали головы при упоминании монголо-татарского ига и «ненавистных татар» на уроках истории и литературы. Лишь самые сильные могли этому противостоять. Большинству же проще было мимикрировать, спрятаться, изменить имя, отказаться от своей идентичности.
Изменить это сейчас можно, только применяя комплексные меры по восстановлению утерянного национального самосознания, воспитанию уважения, гордости к своим корням, истории, культуре. Сделать престижным указание на принадлежность к своему (татарскому) народу с определения составляющих культурного кода, ДНК татарского народа. На это могут уйти годы, ведь терялось все это десятилетиями.
Кроме того, не будем забывать, что в Татарстане проживает лишь около трети всех татар страны. А культурный код — это то, что формировало народ, нацию в течение долгого времени, присущие ей характерные черты и ценности, социально-культурные нормы. То, что создало нацию, и делает ее великой и уникальной. Одежда лишь отражение и демонстрация этих кодов. Нужно восстанавливать содержание, а форма приложится. Когда станет престижно быть татарином (даже если это просто внутреннее убеждение человека), тогда и будут носить одежду с национальными элементами.
Чем сейчас силен татарский народ? Нужно определить его значимые отличительные черты и делать на них упор. Возможно, это трудолюбие, престиж образования, гостеприимство, скромность, сдержанность, чувство юмора, возможно, что-то еще. Что сейчас делает татарина татарином? Что сейчас формирует нацию, кто лидеры мнения и татары ли это вообще? Вы хотите возродить и укрепить присущие народу ценности или сформировать новые?
Хотелось бы здесь указать, что и национальное самосознание, и национальную культуру в основном формирует религиозная идентичность. Понятно это кому-то или нет, татарская нация и татарский национальный костюм сформировались под влиянием ислама, между татарином и мусульманином ставился знак равенства. Можно потерять государственность, даже родной язык, но, поддерживая религиозную идентичность, можно возродить все очень быстро (как мы знаем, тому есть конкретный пример).
Ношу ли я сама одежду, транслируя свою национальную принадлежность? Да! Есть у меня конкретные идеи и предложения по этой теме? Конечно!
Диляра Садриева
*Council of modest fashion — Кэнсел ов модест фешен
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.