«ГЛАВНОЕ – ЭТО УМЕНИЕ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ»

Одно из самых громкий событий последних дней в республике – это громкий скандал в РКБ, о котором подробно рассказала «БИЗНЕС Online». Вкратце напомним суть дела: 11 мая жительница Казани 81-летняя Салиха Салахутдинова после неудачного падения получила перелом правого бедра и в тяжелом состоянии была доставлена в республиканскую клиническую больницу (РКБ). 17 мая женщину прооперировали, но когда она отошла от наркоза, выяснилось, что вместо травмированного правого бедра операцию провели... на левом. Врачи быстро сориентировались: через три дня операция была проведена повторно уже на правом бедре. Однако родственники пациентки подняли шум и обратились в правоохранительные органы. Было возбуждено дело. Врач, выполнявший операцию (который к тому же исполнял обязанности руководителя травмоцентра РКБ), был уволен.

По иронии судьбы, предыдущий шеф травмоцентра - зам. главврача РКБ Глеб Алексеев, был уволен после смерти пациента Александра Чернышева из Зеленодольска. Для него визит к стоматологу для удаления зуба обернулся трагедией - у мужчины резко поднялась температура, но, ни в РКБ, ни в БСМП №1 помощь ему не оказали, сославшись на нехватку мест...

460.jpg
Айрату Фаррахову на встрече с журналистами пришлось отвечать совсем не на те вопросы, на которые он рассчитывал

- Все необходимые комментарии по этому случаю мы уже дали, они были опубликованы в «БИЗНЕС Online», а затем в других СМИ, - вздохнул министр здравоохранения РТ Айрат Фаррахов, услышав вопрос о происшествии в РКБ. - Еще раз могу подчеркнуть, что это была серьезная ошибка конкретного врача, и печально, что это ошибка бросает тень на тысячи медицинских работников, которые самоотверженно работают. Сказать, что это системная ошибка я не могу. Ошибся один врач, который не выполнил ряд инструкций. Поскольку речь идет об уголовном деле, мне неправильно комментировать в дальнейшем степень его наказания. Трудовые отношения с этим доктором прекращены, идет доследственная проверка и министерство как всегда в такой ситуации окажет максимальное содействие в установлении истинных причин. Я принес извинения от всех медицинских работников за эту ошибку.

«Целый комплекс мероприятий по профилактике», - несколько раз повторил глава республиканского минздрава, услышав вопрос о том, что его ведомство делает для того, чтобы подобные ЧП больше не повторились. И, по словам Фаррахова, главное – умение признавать свои ошибки.

- Мы должны проводить политику открытости, открытого признания ошибок – только это поможет нам избежать их в будущем, - заявил министр и, напомнив, что случай с пациенткой Салахутдиновой пытались скрыть сами сотрудники РКБ, озвучил весьма спорную идею о необходимости «поощрять среду, когда люди будут докладывать об ошибках своих коллег».

460-2.jpg
Айрат Фаррахов: «Ошибка одного человека может свести на «нет» усилия других»

ДРУГОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

- Я шел на пресс-конференцию с совсем другим названием, - в какой-то момент не выдержал Фаррахов, когда услышал очередной вопрос о случае в РКБ. – Вы поймите, медицинская услуга – это опасная услуга. Риск осложнений всегда есть.

Максимально обезопасить пациентов, по мнению Фаррахова можно двумя способами. Во-первых, по его словам, страховая компания должна понять свою миссию и защищать пациента перед медицинской организацией.

- Речь даже не о том, чтобы страховая защищала, а просто доводила интересы пациента до медицинской организации, пока не случилось конфликта или какой-то ошибки, - пояснил свою мысль министр. - Механизм создан, но пока он плохо работает. Диалога между страховщиками и пациентами нет.

Второй действенный, по мнению Айрата Закиевича, способ избежать подобных ошибок впредь – активнее работать с менеджментом больниц.

- Менеджмент больницы должен быть другим – любой шаг должен быть прописан, - заявил Фаррахов. - Если раньше больница делала 10 операций в день, то сейчас может делать 100 операции ежедневно – а это 100 наркозов, 100 посленаркозных состояний, процедура транспортировки пациента в реанимацию… Менеджеры, которые отвечают за каждый цикл этой работы, должны быть высокопрофессиональны и действовать по регламенту. И сегодня мы пытаемся внедрить управление по менеджменту качества, когда на каждом этапе важно не допустить ошибку. В оперативном вмешательстве принимает участие не менее 20 человек. Это мало чем отличается от конвейера на КАМАЗе - ошибка одного человека может свести на «нет» усилия других.

О КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

Корреспондент газеты «БИЗНЕС Online»напомнил министру, что главврач РКБ в интервью нашей газете сообщил - случай с пациенткой Салахутдиновой во многом произошел из-за сбоев в кадровой политике в системе здравоохранения РТ. В том смысле, что нужно вкладываться не в технику, а в человеческий потенциал.

- Нехватка врачей ощущается по всей России и Татарстан в этом плане не исключение, - посетовал Фаррахов. - Сегодня у нас не хватает примерно 3 - 4 тысячи специалистов. Если раньше нехватка врачей ограничивалась первичным звеном, районными центрами, то сегодня нехватка чувствуется в крупнейших больницах, где традиционно был огромной выбор врачей и можно было выбирать из лучших.

Вообще, это мировая проблема – есть нехватка врачей в США и Европе. У нас сложная ситуация с врачами, которые работают в реанимации и интенсивной терапии – это чрезвычайно эмоционально напряженная работа и есть такой термин «выгорание врача» и есть статистика, согласно которой хирурги живут примерно на пять лет меньше. И это один из факторов того, почему во всем мире врачей сейчас не хватает.

По словам министра, в этом году 30 врачей РКБ и ДРКБ поедут на месяц на стажировку в клиники США, Германии и Израиля – минздрав многое делает для развития существующих кадров.

- Мы с врачами подпишем соглашение, что после стажировки они пять лет обязаны будут отработать в государственной системе здравоохранения, ведь каждая стажировка будет обходиться примерно в 10 тысяч долларов, - объяснил Фаррахов.