«Самолет заходит на посадку на скорости 250 километров в час. В этот момент шина испытывает чрезвычайно высокие нагрузки, каждая посадка срезает слой материала. Поэтому шины являются расходным материалом для авиакомпаний. Рынок будет большим», — так эксперты комментируют планы «Нижнекамскшины» наладить производство авиационных шин. Помимо авиакомпаний, отечественная резина нужна ПАО «Яковлев» для импортозамещения компонентов самолетов МС-21 и SJ-100. О том, почему Татарстан до сих пор не заходил в этот сегмент и в чем особенность производства авиашин, — в материале «БИЗНЕС Online».
Как стало известно «БИЗНЕС Online», ПАО «Нижнекамскшина» (НКШ, входит в АО «Татнефтехиминвест-холдинг», ранее принадлежало «Татнефти») разрабатывает первую в своей линейке авиационную шину
В Татарстане может появиться производство авиашин
Как стало известно «БИЗНЕС Online», ПАО «Нижнекамскшина» (НКШ, входит в АО «Татнефтехиминвест-холдинг», ранее принадлежало «Татнефти») разрабатывает первую в своей линейке авиационную шину. Татарстан, по нашим данным, хочет вписаться в программу импортозамещения самолетов МС-21 и SJ-100. Информацию о проводящемся НИОКР нам подтвердили в пресс-службе Объединенной авиационной корпорации. «ПАО „Яковлев“ (входит в состав ОАК госкорпорации „Ростех“ — прим. ред.) осведомлено о намерении „Нижнекамскшины“ освоить производство авиационных шин. Эту работу „Нижнекамскшина“ ведет в инициативном порядке при поддержке министерства промышленности и торговли РФ», — говорится в сообщении.
При наличии компетенций российские компании в рамках собственных инвестиционных программ могут выйти с инициативным предложением по разработке и производству авиационных шин для гражданской авиации, пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минпромторга РФ. Но, поскольку отрасль является высококонкурентной (Michelin, Pirelli и др.), ведомство «не имеет возможности предоставить информацию об имеющихся у коммерческих организаций планах». В пресс-службе минпромторга РТ сообщили следующее: «Нам известно о проекте, он курируется со стороны минпромторга России, имеет важное значение для безопасности страны».
Татарстан, по нашим данным, хочет вписаться в программу импортозамещения самолетов МС-21 и SJ-100.
«Это попытка войти в новый сегмент рынка. Там очень высокие требования к прочности и другим характеристикам. Требуется серьезная инженерная работа», — комментирует планы НКШ зампредседателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев. Напомним, исторически задачей нижнекамского завода ставилось обеспечение шинами гигантов отечественной автоиндустрии — ВАЗа и КАМАЗа.
Исполнительный директор НКШ Фаиль Миннегалиев заявил, что не может дать ответы на вопросы газеты, и направил нас в управляющую компанию — ООО «Татшина». Там также оставили запрос без ответа.
Исторически задачей нижнекамского завода ставилось обеспечение шинами гигантов отечественной автоиндустрии — ВАЗа и КАМАЗа
«Нижнекамскшина» поборется с «ЯШЗ Авиа»
До февраля 2022 года на самолеты, эксплуатируемые в России, были допущены к использованию только иностранные шины. Сегодня же минпромторг РФ ставит задачу — обеспечить российскую авиацию отечественными шинами уже в 2024-м. Сейчас единственный производитель авиашин в стране — барнаульское ООО «ЯШЗ Авиа», именно с ним «Яковлев» заключил договор на разработку и производство опытной шины. Уже изготовлены образцы, которые проходят необходимые сертификационные испытания, добавили в ведомстве Дениса Мантурова.
«Опытные образцы [барнаульской шины] успешно прошли предварительное тестирование в шинном испытательном центре „Вершина“. В настоящий момент продолжаются стендовые динамические испытания шин. Сроки завершения работ соответствуют срокам реализации программ SJ-100 и МС-21», — заявили в ОАК. В рамках комплексной программы развития авиационной отрасли РФ до 2030 года «Яковлев» планирует поставить российским авиакомпаниям 142 самолета SJ-100 и 270 — МС-21. Все эти лайнеры планируется комплектовать авиационными шинами отечественного производства.
При этом производитель заинтересован в увеличении числа российских поставщиков авиационных шин. Это позволит повысить качество продукции и обеспечить выполнение планов по увеличению темпов производства самолетов МС-21 и SJ-100, отметили в пресс-службе ОАК. Так что у «Нижнекамскшины» есть все шансы потеснить барнаульского конкурента.
Что известно об «ЯШЗ Авиа»? Во времена СССР Ярославский шинный завод (сейчас входит в холдинг «Кордиант», ранее принадлежал СИБУРу) обладал единственным функционирующим производством шин для авиации, артиллерии, танков, автотранспорта. В 1946 году было создано бюро конструирования авиационных шин, с этого времени завод стал головным предприятием в Советском Союзе по разработке новых конструкций авиашин для всех типов авиатехники, создаваемых авиационными предприятиями Туполева, Ильюшина, Антонова, Яковлева, Сухого, Микояна.
Что известно об «ЯШЗ Авиа»? Во времена СССР Ярославский шинный завод (сейчас входит в холдинг «Кордиант», ранее принадлежал СИБУРу) обладал единственным функционирующим производством шин для авиации, артиллерии, танков, автотранспорта
В январе 2013-го единственное в России производство авиашин было ликвидировано и переведено в Барнаул в связи с желанием компании «Кордиант» сконцентрироваться исключительно на выпуске шин для легковых и грузовых автомобилей. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», «ЯШЗ Авиа» на 100% принадлежит московскому ООО «Развитие» Марины Королевой. По итогам 2022 года выручка «ЯШЗ Авиа» снизилась на 4% и составила 1,4 млрд рублей, чистая прибыль — 73,4 млн рублей. Компания является крупнейшим в России лицензированным разработчиком и производителем более 100 типоразмеров авиационных шин для самолетов, вертолетов и наземной техники военного, гражданского и двойного назначения. «ЯШЗ Авиа» поставляет продукцию на экспорт в такие страны, как Казахстан, Армения, ОАЭ, Бангладеш, Куба и др.
Выйти на производство шин для самолетов SSJ100 (вместо шин Michelin) «ЯШЗ Авиа» должно было еще в марте 2023-го, однако в декабре 2022 года на производственной площадке в Барнауле случился пожар, из-за чего на предприятии возник ряд трудностей, а сроки выпуска новой авиашины были смещены на конец 2023-го. Эта заминка повышает шансы по завоеванию рынка для конкурентов, таких как «Нижнекамскшина». Нужно отметить, что татарстанские шинники не единственные игроки, которые присматриваются к данному рынку. Ранее Кировский шинный завод также заявлял о планах по созданию предприятия по производству авиационных шин.
«Самолет заходит на посадку на скорости 250 километров в час. В этот момент шина испытывает чрезвычайно высокие нагрузки, каждая посадка срезает слой материала»
«Подспорье абсолютно для всех авиакомпаний»
Авиационные шины, в отличие от автомобильных, служат гораздо меньше. Эксперты «БИЗНЕС Online» сходятся во мнении, что главным потребителем новой продукции станут авиакомпании. «Самолет заходит на посадку на скорости 250 километров в час. В этот момент шина испытывает чрезвычайно высокие нагрузки, каждая посадка срезает слой материала. Поэтому шины являются расходным материалом для авиакомпаний. Рынок будет большим», — говорит исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Наличие конкуренции будет важным мотивом для «ЯШЗ Авиа» не ухудшать качество продукта, а напротив, постоянно повышать его. И, естественно, внимательно отслеживать ценовую политику, добавил наш собеседник.
«То, что это нужно стране, — никаких сомнений вообще нет! Если мы переходим на постепенное импортозамещение, то как же без резины? Это же расходный материал. Естественно, потребность в шинах очень большая. У авиакомпаний, наверное, потребность в разы больше, чем у производителей», — согласен председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким. При выборе альтернативы авиакомпания всегда смотрит на износостойкость и срок службы шины. Предпочтение отдают резине, у которой больше ресурс.
Шины достаточно быстро выходят из строя. Их хватает на 250 посадок — это примерно 1,5 месяца интенсивной эксплуатации, поделился гендиректор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев. До сих пор авиакомпания закупает шины у французской Michelin. «И хотя проблем с поставками нет, делать это становится все дороже. Поэтому тема очень актуальная. Если производство наладят в России, это будет огромное достижение и подспорье абсолютно для всех авиакомпаний страны. Не сомневаюсь, что удастся наладить выпуск качественных шин. С год назад „Татнефть“ (бывший собственник НКШ — прим. ред.) выходила на нашу компанию, мы поделились опытом. И, насколько знаю, „Татнефть“ изучала эксплуатацию шин не только на нашем типе самолетов. Это будет очень хороший по масштабу и отдаче бизнес», — сказал он.
Почему на этом рынке доминировал импорт? Дело в том, что 95% эксплуатируемых в России самолетов — импортные. Производители никогда бы не согласовали нашим авиакомпаниям установку российских шин, рассказывает Хаким. Но в связи с санкциями ситуация изменилась. Формально одобрение производителя все еще требуется, но т. к. им запрещено работать с Россией, то хватит и одобрения российских властей. «Это вынужденная мера, нас заставили так сделать», — признается авиатор.
До последнего времени разрабатываемые российские самолеты на 80% снабжали импортными комплектующими, в том числе шинами
Как импортозамещается авиация
До последнего времени разрабатываемые российские самолеты на 80% снабжали импортными комплектующими, в том числе шинами. Причина — в упадке авиапроизводства в стране, начавшемся с середины 90-х годов прошлого века. «Естественно, производители всех комплектующих оказались в ситуации, когда традиционные для них рынки сбыта стали неактуальными, они не имели возможность инвестировать в производственные технологии, опытно-конструкторские работы и разработку новых моделей шин. Производители того же МС-21 или Superjet изначально создавали самолет в глобальной кооперации и с прицелом на международные рынки», — объясняет Пантелеев.
Как писали «Известия», детали интерьеров салона SJ-100 делало итальянское дизайн-бюро Pininfarina и американская B/E Aerospace. Двигатель SaM146 поставляло совместное предприятие французской Safran и российской Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, также входит в «Ростех»). Концерн Safran также изготавливал шасси, Thales — авионику, Honeywell — вспомогательную силовую установку, немецкая Liebherr — системы управления. После введения санкций против предприятий авиаотрасли РФ в прошлом году западные поставщики отказались сотрудничать с российскими предприятиями и прекратили поставки.
«Фактически в этом самолете, кроме слова Superjet, в котором есть иностранные корни, ничего остаться не должно. Очевидно, что где-то будет продукция из дружественных стран, в частности из Беларуси. Где-то в глубине, возможно, будут изделия, которые произведены в недружественных странах, но которые можно, условно говоря, без проблем купить в достаточном количестве, несмотря на санкции. Принципиально вопрос стоит так, что есть задача не импортозамещения ради импортозамещения, а обеспечения независимости от поставок из недружественных стран. И эта задача сейчас решается», — добавил Пантелеев.
«Важно отметить, что, освоив технологию и найдя правильные решения на одной размерности шин, можно постепенно пытаться переходить в другие размерности. Как мы понимаем, это не единственные виды воздушных судов, которые будут производиться в России. И им тоже будут нужны шины», — оценил эксперт перспективы нового производства шин в РФ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.