«Сейчас мы не можем думать о длительной перспективе развития. Занимаемся только текущей деятельностью», — так бизнес Татарстана реагирует на взлетевшие проценты по кредитам. Рост ключевой ставки ЦБ РФ сделал кредитование МСБ менее доступным, но деваться некуда. Сами банки признают, что клиенты не так активны и занимают выжидательную позицию, а в будущем объемы кредитования с длительным сроком снизятся. О том, как бизнесу выживать в таких условиях, — в материале «БИЗНЕС Online».
В этом году ключевая ставка Банка России выросла с 7,5 до 13,5%. Это третий по величине «шок» по скорости изменения ставки за два месяца после декабря 2014-го и марта 2022-го
«Извините, ребята, ставка поднялась»
В этом году ключевая ставка Банка России выросла с 7,5 до 13,5%. Это третий по величине «шок» по скорости изменения ставки за два месяца после декабря 2014-го и марта 2022-го. На этом фоне российским банкам приходится экстренно повышать ставки по кредитам. В свою очередь это начинает больно бить по бизнесу. Совладелец челнинского ООО «Зур» (ж/д перевозки) Марат Шафигуллин рассказал «БИЗНЕС Online», что им объявили о повышении ставки с 11,5 до 15%. Банк он не назвал. «Пока закрыть кредит не можем, пришлось согласиться. Это очень негативно на нас повлияет. Придется ремень затянуть и сократить пару человек. А куда деваться? Все растет, солярка растет. Все [другие банки] поднимают ставки. Они же в ущерб себе не будут работать. Бесполезно переговариваться», — пожаловался он и добавил, что с этой проблемой столкнулись все его знакомые бизнесмены.
Более высокие цифры нам назвали в казанском ООО «Фраде» (производство шоколада, резидент «Химграда»). По словам гендиректора и владельца Алексея Ковалева, раньше они для закупки сырья брали кредит в Сбербанке по ставке до 14% годовых. Сейчас же Сбер предлагает заем под 21,9%. Можно выбить скидку и понизить ставку до 19,9%, но для этого надо оформить зарплатный проект, да «скидка» начнет действовать только спустя несколько месяцев. «Параллельно в августе вели переговоры с Альфа-Банком, они обещали хорошую ставку, где-то 13,7 процента. Но, как только появилась информация, что повысится ключевая ставка Банка России, они начали искусственно затягивать процесс. Пока мы все собрали, они говорят: „Извините, ребята, ставка поднялась“. В итоге вышло как у Сбера — 21,9 процента», — поделился собеседник.
Алексей Ковалев: «Банки всегда имеют за собой право изменить условия кредитования»
«Устно сказали, что по предыдущим кредитам не планируется [повышение ставки]. Но говорят, что никто не застрахован от того, что Центробанк или власти не поставят банки в иные условия. В договорах у них всегда есть пункты, которые никак не подлежат обсуждению, исключению или переформулировкам. Банки всегда имеют за собой право изменить условия кредитования», — сказал Ковалев. Он добавил, что в ноябре ему придется повышать цены на свою продукцию.
Переписывать ценник из-за возросшей кредитной нагрузки (ставка достигла 16%) придется и гендиректору ООО «Тис» Толга Акынджи. Его компания поставляет сиденья, зеркала и запчасти КАМАЗу, ГАЗу и другому коммерческому транспорту. «Мы объяснили ребятам, что финансирование стало дороже. Сократить производство мы не можем — работаем на конвейер. Себестоимость увеличивается, и, соответственно, уменьшаются прибыли, которые и так уже не очень», — говорит турецкий предприниматель.
Фарид Сафин: «Банки, которые выдавали нам кредиты, сразу оповестили, что проценты пересматриваются»
«Повышение ключевой ставки Центробанком повлияло на многие процессы, в частности, в нашей компании. Банки, которые выдавали нам кредиты, сразу оповестили, что проценты пересматриваются», — рассказал нам генеральный директор ООО «Ваш быт-А», председатель ассоциации МСБ по РТ Фарид Сафин. По его словам, компания сейчас вынуждена думать не о дальнейшем развитии, а о том, как скорее закрыть кредиты. Однако сразу всю сумму погасить не получится, придется искать средства, чтобы уменьшить кредитную нагрузку и не платить повышенные проценты, поделился эксперт.
«Просто будем экономить»: инвестиции на паузе
То, что ставки Сбербанка выросли до 19–20%, нам подтвердил директор по финансам казанского ООО «Ферри Ватт» (вакуумная техника и технологии) Артем Стародубцев. На коллегии минэкономики РТ в этом году компания заявляла о масштабных планах по расширению производства, но пока все это на паузе. «Сейчас мы не можем думать о длительной перспективе развития. Занимаемся только текущей деятельностью. Понятно, что банк себе в убыток работать не станет никогда. Возможно, что мы не будем брать кредиты для оборотных и других целей, постараемся работать своими деньгами. Но тогда мы не сможем тратить средства на обновление нашего парка оборудования, индексацию зарплаты… Просто будем экономить», — вздыхает собеседник.
«Когда ставка была 7,5 процента и мы расширялись за счет кредитных денег, мы должны были находить в прибыли 7,5 процента и давать ее банку. Сейчас, когда ставка 20 процентов, рентабельность всего бизнеса должна быть 20 процентов минимум, чтобы работать на банк. У нас производственная компания, там и так с прибылью не ахти… Это не торговля и не IT. Производство — это всегда длительный цикл, который заточен на дорогое оборудование, которое долго отбивается», — добавил финансист.
Оптимизировать расходы и отложить «долгие» инвестпроекты пришлось и ПО «Зарница» (производит учебное оборудование). Основатель компании, депутат Госсовета РТ Артур Абдульзянов рассказал нам, что на это повлиял также курс доллара и рост цен на комплектующие
Оптимизировать расходы и отложить «долгие» инвестпроекты пришлось и ПО «Зарница» (производит учебное оборудование). Основатель компании, депутат Госсовета РТ Артур Абдульзянов рассказал нам, что на это повлиял также курс доллара и рост цен на комплектующие. «Есть большой федеральный проект по оснащению школьных кабинетов учебным оборудованием, там около тысячи наименований. Мы пытались у себя наладить это производство, сейчас сократили план до 500 позиций», — привел пример парламентарий.
Что говорят в банках?
«БИЗНЕС Online» направил запросы о росте процентных ставок для МСБ во все крупные банки республики и страны. Цифры, которые приводят финансовые организации, отличаются (в меньшую сторону) от того, что озвучивают бизнесмены. При этом банки делают оговорку, что все зависит от рейтинга заемщика, вида кредита, его обеспечения, срока кредита:
- Сбербанк: от 15%;
- АББ: от 14,5%;
- Росбанк: от 15%;
- Банк Казани: от 14,8%;
- Россельхозбанк: от 12,5% (95% кредитов РСБ — с господдержкой);
- банк «Открытие»: до 15% для малого бизнеса, до 13,5% — для среднего бизнеса (по льготным программам);
- Энергобанк: от 15,5%.
Конечно, сложно объяснить, каким образом банки могут выдавать кредиты под столь низкие проценты и одновременно зарабатывать. Стоимость фондирования на рынке сегодня составляет 12,5–13,5%, к этим цифрам стоит добавить не менее 5–7 процентных пунктов в виде маржи кредитных организаций. Очевидно, что стоимость кредита сегодня никак не может быть ниже 17–21%. Единственное логичное объяснение, которое нам удалось получить, — то, что банки пока раздают «старые» запасы ликвидности, которую они привлекали по более низким ставкам.
В Сбере отметили, что тенденции к падению спроса МСБ на кредитование у них пока нет. Более того, за 8 месяцев 2023-го кредитный портфель банка вырос на 17,6%. В пресс-службе АББ при этом уточнили, что рост спроса со стороны МСБ на кредитование был ниже прогнозируемого экспертами уровня. Лепту внесли «экономические и геополитические тенденции». «Таким образом, в III квартале текущего года спрос на кредиты МСБ замедлился. При этом количество выданных экспресс-кредитов к III кварталу 2023 года увеличилось почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — говорится в сообщении.
В Сбере отметили, что тенденции к падению спроса МСБ на кредитование у них пока нет. Более того, за 8 месяцев 2023-го кредитный портфель банка вырос на 17,6%
Начальник управления региональных продаж департамента малого бизнеса Росбанка Тимур Махсидов рассказал, что в среднем ставки для компаний малого бизнеса увеличились не более чем на 2%, а по долгосрочным кредитам от 12 месяцев рост ставок составил не более 0,5%. «Падения объемов выдач не отмечаем. В преддверии начала высокого сезона мы наблюдаем повышенный спрос на кредитные средства со стороны компаний малого бизнеса», — оптимистично настроен он. Заместитель управляющего по малому и среднему бизнесу банка «Открытие», руководитель центра малого и среднего бизнеса Регина Хусаинова тоже поделилась, что падения спроса на кредитование со стороны МСБ они не наблюдают. В отдельных случаях, например, когда клиент только планировал привлечь заемные средства, бизнес занял выжидательную позицию для оценки всех факторов, которые происходят на рынке.
Что будет со спросом на кредиты в будущем? Хусаинова допускает, что некоторые клиенты могут поставить сделку на паузу, чтобы просчитать риски. В то же время возможно увеличение спроса на заемные средства в связи с ростом цен на сырье, транспортные услуги, оборудование. «По оценке банка „Зенит“, возможно снижение объемов кредитования долгосрочных инвестиционных проектов (на срок более 3–5 лет) в связи с ухудшением доступности „длинных денег“, а также ограничениями лимитов льготного кредитования субъектов МСП. В сегменте оборотного и инвестиционного кредитования на срок до трех лет при неизменном значении ключевой ставки снижения спроса в кредитовании не ожидается», — говорится в сообщении пресс-службы банка.
«Рост ключевой ставки, как правило, сопутствует снижению активности бизнеса. Сворачиваются прежде всего инвестиционные программы, так как меняются сроки окупаемости проектов. Уменьшается объем оборотного финансирования, так как не каждый бизнес-цикл позволяет окупать стоимость ресурса. Но спрос будет восстанавливаться при условии стабилизации. Это заметно по примеру 2022 года. После общей стрессовой ситуации на рынке в марте – мае 2022 года рынок стал восстанавливаться. Полагаем, что в данном случае ситуация будет развиваться аналогично», — прогнозируют в Банке Казани.
При длительном сохранении ключевой ставки ЦБ РФ на текущем уровне 13% или при ее повышении в Энергобанке также прогнозируют некоторое снижение спроса МСБ на кредиты. Увеличению спроса должно способствовать снижение ключевой ставки, дальнейшее развитие льготных программ для малого и среднего бизнеса и улучшение экономической ситуации в целом.
Получить кредиты под 12% было непросто даже раньше, хотя декларировалась ставка 8–10%, поделился Сафин. Тогда банки выдавали кредиты под 16–17%. Сейчас же, когда Центробанк повысил ключевую ставку, кредитование, по словам предпринимателя, будет минимум под 20% при официальных 16–17%. «В практике мы знаем, что декларировать можно и меньшие ставки, но реально получить по ним кредиты очень сложно, поэтому многие предприниматели вынуждены идти на такие условия, чтобы вовремя получить деньги и закрыть свой вопрос», — выражает недовольство председатель ассоциации МСБ.
«У нас предприниматели за эти годы привыкли к разным острым ситуациям, они приспособились, привыкли выживать»
Ждать ли банкротств?
Рост «коммерческих» ставок может быть скомпенсирован различными льготными госпрограммами, роль которых станет только расти, считает аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов. С этим согласился зампредседателя Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев, который призывает бизнесменов быть «более шустрыми» и успеть получить выгодные условия. Во всех опрошенных нами банках подтвердили, что не собираются сворачивать льготные программы. Но нужно учитывать, что они тоже привязаны к ключевой ставке Банка России. «В моменте спрос вырос, так как у банков есть достаточный объем ликвидности для выдачи кредитов по старым ставкам. До конца года спрос будет снижаться, так как банки начнут кредитовать исходя из новых ставок с учетом роста ключевой ставки», — прокомментировал нам генеральный директор корпорации МСП Александр Исаевич.
«В условиях увеличения кредитных ставок спрос МСБ на финансирование посредством льготных программ ФРП и иных мер государственной поддержки в ближайшей перспективе будет только расти», — отметили в пресс-службе инвестиционно-венчурного фонда РТ.
Как бы то ни было, рост кредитных ставок и меры Банка России по охлаждению розничного кредитования будут способствовать ослаблению потребительской активности населения, на спрос со стороны которого в значительной степени ориентируется бизнес МСП. «Как результат, следует ожидать давления на финансовое состояние МСП, их возможности обслуживать кредиты. Доля просрочки в портфелях кредитов МСП российских банков, вероятно, будет расти, но массовых банкротств, думаю, пока мы все же не увидим», — подытожил Додонов.
Волны банкротств не ожидает и Сафин. «У нас предприниматели за эти годы привыкли к разным острым ситуациям, они приспособились, привыкли выживать», — прокомментировал председатель ассоциации МСБ в республике. Он тоже прогнозирует очередной рывок инфляции, т. к. свои затраты предприниматели будут вынуждены закладывать в себестоимость продуктов. «Я понимаю, что Центробанк вынужден это делать, чтобы остановить падение рубля, но это же не единственный способ его укрепить, нужно использовать и другие возможности», — заключил Сафин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.