«На форумах по туризму принято обсуждать слабую инфраструктуру, ограничения, нехватку денег. Но не на этой площадке», — приветствовал накануне участников туристического форума «Ориентиры будущего» председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. В роскошном зале Kazan Palace by Tasigo собрались представители разнообразных туристических сервисов, которые обсудили новые тренды в коммуникации с путешественниками. О том, как гиды ищут себе клиентов в соцсетях, легальны ли тревел-блогеры и как прошел первый день форума, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Туристический форум «Ориентиры будущего» госкомитет РТ по туризму проводит с 2011-го раз в два года. Главной темой конференции на этот раз стали современные тренды в туризме
«Попробуем заняться визионерством»
Туристический форум «Ориентиры будущего» госкомитет РТ по туризму проводит с 2011-го раз в два года. Главной темой конференции на этот раз стали современные тренды в туризме: путешествия на автомобиле, ментальный и детский отдых, премиальный туризм. «Мы стараемся, чтобы темы, которые мы выносим на обсуждение, не просто отражали текущую повестку, — пояснил в своем приветственном слове председатель госкомтуризма РТ Сергей Иванов. — На форумах по туризму принято обсуждать слабую инфраструктуру, ограничения, нехватку денег. Это тоже важно, но на других площадках. А тут мы попробуем заняться визионерством, подумать и представить, а что будет через 2–5–10 лет».
По оценке Иванова, в будущем большой сегмент рынка будет составлять ментальных отдых. «Люди просто перегружены информацией. Мы уже не знаем, как защититься от ее лавины, которая иногда выносит нас не туда, где бы хотелось оказаться», — объяснил он. Говоря о детском туризме, председатель комитета подчеркнул, что это обсуждение будет посвящено не вопросам законной организации поездок, а тому, как взращивать будущих туристов. «Кто эти путешественники, которые через 10–15 лет станут для нас целевой аудиторией?» — задался он вопросом. Также Иванов напомнил о концепции мероприятия — «Форум в кроссовках», — которую он сам поддержал белыми кедами и курткой-бомбером вместо пиджака.
Депутат Госдумы РФ и член комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Артем Прокофьев, вышедший следом на сцену, отшутился, что он немного нарушил дресс-код, явившись на мероприятие по привычке в классическом костюме с галстуком и в ботинках. «Мы собрались в интересный период: индустрия туризма растет, а запросы туристов меняются», — начал он. Развиваются технологии, растет значение туризма для регионов — ведь инфраструктура важна не только для гостей, но и для местных, добавил депутат. Однако объем туристической отрасли в ВВП России — самый низкий среди стран G20, продолжил он. «Это говорит о том, какой огромный потенциал у нас есть», — обнадежил Прокофьев.
По оценке Иванова, в будущем большой сегмент рынка будет составлять ментальных отдых
Кроме того, депутат сообщил, что повышение эффективности господдержки и модернизация госрегулирования — важнейшие вопросы повестки комитета Госдумы РФ по туризму: ведется разработка нового закона о туризме, нового этапа нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В кулуарах форума Прокофьев поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что в Госдуме РФ также обсуждается порядок предоставления регионам единой субсидии в рамках нацпроекта. «Регионы смогут сами определять приоритеты, что им нужно развивать», — пояснил депутат.
Напомним, до текущего года республика сначала получала федеральные субсидии на строительство загородных объектов отдыха, а потом госкомитет РТ по туризму проводил собственный конкурс среди проектов. В 2023-м порядок изменился, конкурс проводило минэкономразвития РФ, и каждый проект рассматривался на федеральном уровне. В июле ведомство оставило республику без субсидий на два года, отдав предпочтение регионам, не получавшим деньги в 2022-м, и новым субъектам. Однако в начале сентября финансирование нацпроекта было удвоено, и Татарстан все-таки получил 210 млн рублей.
О блогерах и бельках
Темой пленарной сессии форума стали «Новые реалии в коммуникациях: как достучаться до своего туриста». Своим опытом поделились несколько крупных игроков медиарынка. Автор и руководитель проекта VK «Места» Ирина Саютина вдохновленно рассказала о своей совместной работе с программой «Больше чем путешествие», ориентированной на детей и молодежь, и Институтом развития интернета. Вместе с ними Саютина создает имиджевые ролики о 70 регионах России.
По оценке VK, 7,5 млн пользователей «ВКонтакте» уже касаются темы путешествий, а потенциальная аудитория составляет около 50 млн путешественников, планирующих отдых в России
«В ходе медиаэкспедиций мы не только снимаем фильм, но и параллельно создаем кучу контента для разной целевой аудитории, выстраиваем взаимодействие с местными партнерами», — подчеркнула спикер. В качестве героев в поездки приглашают блогеров с миллионными охватами — это Миа Бойко, Герман Глас, Артем Пименов (Waterfork) и другие. По оценке VK, 7,5 млн пользователей «ВКонтакте» уже касаются темы путешествий, а потенциальная аудитория составляет около 50 млн путешественников, планирующих отдых в России, поделилась спикер.
Контент, создающийся в рамках проекта VK «Места», должен перераспределить туристические потоки с популярных мест на менее исследованные, объяснила Саютина. Отдельная цель работы — разработать имидж молодого путешественника, который воспринимает привычные вещи гораздо ярче и предлагает новые идеи, вроде пляжного клуба в Оренбургской области. По задумке спикера, в будущем контент о путешествиях будет сопровождаться интеграцией во внутренние сервисы VK, чтобы зритель мог с просмотра видео моментально перейти к покупке определенного тура.
Коснулась Саютина и содержания своих фильмов. Особенно ее впечатлили возможности туризма в северных регионах, Мурманской и Архангельской областях, где можно наблюдать за китами, нырять за морскими ежами и встретить бельков — детенышей тюленей
Съемки фильма о Татарстане прошли в апреле. Недавно в VK провели исследование целевой аудитории за 8 месяцев текущего года, рассказала Саютина. По подсчетам компании, с начала года турпоток в республику вырос на 53%. Как считали туристов, она не объяснила. По официальным данным Росстата, турпоток в РТ пока остался на прежнем уровне — 2,4 млн гостей за январь – июль. Треть туристов, продолжила спикер, — люди моложе 24 лет, и этому сегменту еще предстоит расти, уверена она.
Коснулась Саютина и содержания своих фильмов. Особенно ее впечатлили возможности туризма в северных регионах, Мурманской и Архангельской областях, где можно наблюдать за китами, нырять за морскими ежами и встретить бельков — детенышей тюленей. Последний пункт вызвал вопрос у присутствовавшего в зале эксперта в области устойчивого туризма, представителя экоцентра «Заповедники» Александра Железняка. «А вы знаете, что если турист потрогает белька, то белек умирает?» — спросил он, кажется, желая смутить спикера. Железняк выразил пожелание, чтобы фото людей, позирующих с бельками в руках, блокировались соцсетью «ВКонтакте». В ответ Саютина заверила, что ее экспедиции проходят без контакта с дикими животными, а возможность блокировки нежелательных изображений она обязательно обсудит с коллегами.
Еще один вопрос спикеру задала представительница казанского турагентства, организующего путешествия для людей с ОВЗ, — является ли проект «Места» инклюзивным? По словам Саютиной, интегрировать таких участников удалось пока только в двух из 15 регионов, т. к. чаще всего фильмы фокусируются на активном отдыхе. Но в дальнейшем возможно появление отдельной подборки активностей для людей с ОВЗ, заверила спикер.
Гид по Казанскому кремлю туристы читают охотнее, чем гид по Казани
Три совета Иванову
После Саютиной слово взял коммерческий директор онлайн-сервиса YouTravel.me Валерий Бритаус. YouTravel.me — это маркетплейс авторских туров, где специально отобранные тревел-эксперты публикуют свои предложения. «Авторский тур отличается тем, что у него есть автор, который придает ему особый смысл», — объяснил спикер. По его словам, на этом рынке сейчас представлено более 100 тыс. туров от 10 тыс. авторов. Говоря о коммуникациях, Бритаус подчеркнул, что существенная часть работы тревел-эксперта заключается в продвижении своих услуг: гиды ищут себе клиентов в соцсетях, мессенджере «Телеграм», через контекстную рекламу. «В последнее время мы делаем упор на образовательную часть: работаем с блогерами, выходим в подкастах», — добавил Бритаус о практике в самом YouTravel.me. Также среди инструментов компании — собственный блог, страница в «Яндекс.Дзене».
После выступления Бритауса из зала прозвучал вопрос: а насколько легально осуществляют свою деятельность так называемые тревел-эксперты? Ведь в законе о туризме нет такого определения. Спикер ответил, что YouTravel.me — лишь рекламная площадка, а не регулятор или туроператор, и большая часть экспертов все-таки состоят в реестре туроператоров. Далее представитель одного из таких экспертов в зале попросил снизить сбор сервиса (15% от стоимости) для высокобюджетных туров — Бритаус предложил обсудить это в частном порядке.
Следующей о своем проекте рассказала издатель медиасервиса онлайн-бронирования МТС Travel Лидия Страхова. В рамках развития экосистемы путешествий с конца 2022 года проект разрабатывает онлайн-путеводители и развивает портал «Тонкости туризма». Одна их фишек МТС Travel — компания отправляет клиенту СМС со ссылкой на путеводитель по той местности, в которой он оказался. По словам Страховой, опыт показал, что наибольшая конверсия у путеводителей более узких локаций: то есть гид по Казанскому кремлю туристы читают охотнее, чем гид по Казани. Также хорошо себя показали узкотематические путеводители, например, посвященные гастрономии или семейному отдыху, добавила спикер. Кроме того, по ее наблюдениям, прямая реклама уже не работает — современный пользователь любит нативность и эксклюзивность.
Напоследок Иванов попросил всех трех спикеров дать совет для региональных госорганов — как выстроить коммуникации с потенциальными гостями и на каких площадках это делать? Ведь татарстанцы даже не интересуются отдыхом внутри республики, а многие соцсети стали недоступны, пожаловался председатель комитета. Страхова посоветовала коллаборации с бизнесом — такие проекты часто дают рост популярности регионов. Саютина поделилась, что платежеспособная аудитория не воспринимает рекламу, ей нужно вдохновиться идеей путешествия, поэтому важно развитие креативных индустрий. «Нужно в первую очередь рассказывать туристам не „куда ехать“, а „зачем ехать“», — коротко и емко дополнил ее Бритаус.
Сегодня форум продолжит свою работу на площадке Присутственных мест Казанского кремля. Спикеры расскажут, как привлечь юных путешественников, и обсудят цифровые технологии в туризме.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.