«Управлять должны люди, которые добиваются лучших результатов. Но какой смысл делать кадровый резерв, если потом по просьбе соседа будет назначен руководитель?» — рассуждают эксперты о новой системе создания кадрового резерва будущих главврачей в Татарстане. Запустят ее уже в этом году, а в начале 2024-го в республике появится пул из 30 суперменеджеров от медицины, обученных всем современным компетенциям и готовых возглавить медицинскую организацию. О том, как будут отбирать лучших из лучших эскулапов и не предвещает ли проект большой ротации среди действующих руководителей, — в материале «БИЗНЕС Online».
В Казанской медакадемии на минувшей неделе прошло заседание стратсессии «Безопасность в медицине Татарстана: стратегии и подходы», где презентовали систему кадрового резерва для медработников
«Это отбор людей, которые могут взять на себя больше ответственности, чем сегодня»
В Казанской медакадемии на минувшей неделе прошло заседание стратсессии «Безопасность в медицине Татарстана: стратегии и подходы», где презентовали систему кадрового резерва для медработников. Ее разработала команда Республиканской клинической больницы (РКБ), КГМА под кураторством регионального минздрава. Суть системы в том, чтобы отобрать несколько сотен самых инициативных врачей, научить их новым компетенциям безопасной и качественной медицины и по итогам обучения выбрать 30 лучших. Они составят кадровый резерв, который сможет претендовать на руководящие должности, например на позиции главврачей больниц.
Детали системы рассказал с трибуны главврач Республиканской клинической больницы Рафаэль Шавалиев. По его словам, учить врачей будут на базе КГМА. За основу взяли модель общекорпоративных компетенций, которые были выработаны в 2016–2017 годах еще при Аделе Вафине, тогдашнем министре здравоохранения. Подобное обучение уже проводили, и система показала хорошие результаты.
На этот раз РКБ предложила пятиступенчатую систему с отсевом на последующих этапах. Каждая ступень различной протяженности во времени (от двух недель до нескольких месяцев). На первую ступень в этом году приглашают 600 человек, которых будут учить организации работы, анализу управления рисками и безопасностью, пациентоориентированности.
Суть системы в том, чтобы отобрать несколько сотен самых инициативных врачей, научить их новым компетенциям безопасной и качественной медицины и по итогам обучения выбрать 30 лучших
На второй уровень пройдут 300 человек, на третий — уже 150. На четвертую ступень попадут только 30 лучших из лучших. С каждым уровнем программа обучения будет углубляться: к обучающимся станут подключать наставников, у каждого из них будет реальная проектная деятельность.
«Многоступенчатая система обучения позволит каждому участнику программы получить четкий результат в виде паспорта компетенций и навыков. И, конечно, это отбор тех людей, которые могут взять на себя больше ответственности, чем сегодня. По результатам их деятельности, профессиональным навыкам, психотипу мы будем понимать, куда можно рекомендовать трудоустроиться резервисту. Эти 30 человек гарантированно получат рабочее место руководителя медицинской организации», — пояснил Шавалиев.
Кого будут учить? Поучаствовать в программе могут не только и не столько действующие главврачи, но их заместители, начмеды, руководители служб управления качеством, руководители отделов оргметодработы, завотделениями и простые врачи, которые «видят в себе потенциал». Предложить кандидата в программу должен руководитель медучреждения.
«Марсель Мансурович (Марсель Миннуллин — министр здравоохранения РТ — прим. ред.) задавал вопрос: „Не испугается ли главный врач больницы отпускать своих подчиненных на такое обучение?“ Мы решили, что если подчиненный войдет в состав кадрового резерва, то его руководитель будет премирован и отдельно отмечен минздравом РТ. Наша задача — чтобы наши коллеги нашли себя в резерве», — развеял возможные сомнения Шавалиев.
Рафаэль Шавалиев: «Эти 30 человек гарантированно получат рабочее место руководителя медицинской организации»
«Вот этот сотрудник у вас, конечно, прошел, но статусу главврача не соответствует»
Уже на пресс-подходе участники мероприятия пояснили, что запускаемая система является более усовершенствованной версией того обучения, которое проходят вновь назначенные главврачи сегодня. Но там принцип иной: врач получает новую должность, после чего он уже постфактум проходит «интенсив» — двухнедельную «адаптацию», в течение которой его вводят в курс дела.
«Там же в команде есть психолог, с ней я когда встречался, она мне сказала: „Вот этот сотрудник у вас, конечно, прошел. Но он не соответствует статусу главного врача, имейте в виду. Передайте, пожалуйста, Марселю Мансуровичу“», — рассказал об итогах такой «адаптации» глава РКБ Шавалиев.
Новая система станет работать наоборот: сначала будущих главврачей подготовят к этой миссии, а уже после они будут дожидаться высокого назначения.
Ждет ли Татарстан большая ротация действующих главврачей после запуска новой системы подготовки управленцев? Замминистра здравоохранения региона Ильдар Фатихов успокоил: речи о перетряске постов нет, отрасль должна сформировать резерв, и он будет означать только то, что у республики появится пул «руководителей, готовых решать более амбициозные задачи». Кстати, претендовать на такого менеджера могут и районные больницы.
«Уже существует система кураторства, и многие руководители ЦРБ назначены из ведущих республиканских клиник. Эта практика давно реализуется, мы хотим ее усовершенствовать», — рассказал Фатихов.
Высшее руководство республики также заинтересовано в создании пула медицинских менеджеров. По словам директора КГМА Рустема Хасанова, вопрос о подготовке кадров детально обсуждался на встрече президента РТ Рустама Минниханова с ректором Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Дмитрием Сычевым. История с созданием кадрового резерва — продолжение той встречи.
Ильдар Фатихов успокоил: речи о перетряске постов нет, отрасль должна сформировать резерв, и он будет означать только то, что у республики появится пул «руководителей, готовых решать более амбициозные задачи»
«Буквально сразу после этой встречи был разговор с Марселем Мансуровичем, где тут же встал вопрос о подготовке кадрового резерва. Мы быстро создали специальную программу, привлекли к ней лучших специалистов нашей страны. Кроме того, мы обучали, добавляли компетенций уже „готовым“ специалистам, тестировали их на дальнейшую возможность руководить медорганизацией. Большинство продлили свой контракт, но кто-то тестирование не прошел. Каждая из ступеней системы самодостаточна, дает определенные компетенцие, которые позволяют руководить каким-либо процессом в больнице. Да, мы будем выращивать руководителей! Это же не просто посмотреть на человека и сказать: „О, этот хороший, статный! Галстук умеет повязать“, или „У него родня хорошая“, или „Клиницистом он был хорошим“. Руководитель — это много больше, и этому надо учить», — резюмировал Хасанов.
Проект кадрового медицинского резерва планируется продлить на пять лет и расширить на средний, младший медперсонал. Шавалиев отмечает, что именно медсестры устанавливают первый контакт с пациентом в больнице, поэтому важно обучить их.
«Если мы не научим медсестру действовать, думать безопасно, коммуницировать с пациентом безопасно, ничего не получится. Сколько бы мы „халва“ ни говорили, слаще не станет. Поэтому важно, чтобы все подходы были реализованы», — подытожил он.
Рустем Хасанов: «Каждая из ступеней системы самодостаточна, дает определенные компетенции, которые позволяют руководить каким-либо процессом в больнице. Да, мы будем выращивать руководителей»
«Даже если они не станут руководителями, это, безусловно, золотой фонд»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты уверены, что новшество РКБ в целом позитивное. Главного врача медицинского центра Erda Medicine Шамиля Фатхуллина интересует методика подбора 600 специалистов, которых «зачислят» на первую ступень обучения.
«Мне сложно оценивать, насколько эффективной окажется эта система, потому что я представления не имею, как они будут отбирать людей. На каком уровне, в каком периоде? Во время обучения, которое сейчас в основном в режиме онлайн проводится, или повышения квалификации? Как там оценить, кто из них лучший, а кто нет? Сложно. Но идея сама по себе хорошая и правильная. Я думаю, что подбирать (руководящие кадры для больниц — прим. ред.) нужно. Тонкий момент только методика подбора», — считает спикер.
Депутат Госдумы России, бывший министр здравоохранения Татарстана Айрат Фаррахов подчеркивает: все системы кадровых резервов в первую очередь очень помогают самим людям.
«Даже если они не станут руководителями, это, безусловно, создаст золотой фонд [специалистов], которые знают систему финансирования, оплаты. Опыт формирования кадровых резервов показывает, что этому всегда нужно уделять внимание, и, безусловно, это люди, которые готовы возглавить, руководить, управлять. Поэтому я считаю, что это очень хорошая инициатива», — уверен Фаррахов.
Депутат Госдумы России, бывший министр здравоохранения Татарстана Айрат Фаррахов подчеркивает: все системы кадровых резервов в первую очередь очень помогают самим людям
Однако спикер считает резонным вопрос «прозрачности» этой системы и того, позволит ли данный кадровый резерв прийти в руководители действительно лучшим из лучших.
«Те, кто организовывает систему кадрового резерва, я надеюсь, делают это на принципах меритократии. Мы все ездили в Сингапур, нас Рустам Нургалиевич туда отправлял учиться. Главный принцип (там — прим. ред.) — меритократия. Управлять должны люди, которые добиваются лучших результатов. Но зачем делать кадровый резерв, если потом по просьбе соседа будет назначен руководитель? Тогда никакого смысла в кадровом резерве нет», — подытожил Айрат Закиевич.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.