«Тут, как и в Казани, недостаточно сделать архитектурное предложение. Идею защищают, причем на разных уровнях», — делится впечатлениями от первых месяцев работы над проектом нового города The Line в Саудовской Аравии бывший куратор транспортного блока Казани Тимур Кадыров. Особенность проекта на 9 млн жителей — линейность: наследный принц Мохаммед бин Салман задумал нечто вроде города-здания. В блоге для «БИЗНЕС Online» Кадыров рассказывает о сходстве линейного города с концепцией социалистического, описывает рабочие процессы и особенности «Линии», в которой не будет машин, а в роли главного общественного транспорта выступят лифты.
«В столичном управлении архитектуры с 2015 года курировал разработку и утверждение новых правил землепользования и застройки города, проектирование дорог и велоинфраструктуры»
Как узнал и почему решил работать над проектом линейного города?
О линейном городе в Саудовской Аравии я узнал через СМИ и от знакомых из других стран, которые уже работали над этим проектом. Так, через связи в профессиональном сообществе, получил предложение от международной компании, которая разрабатывает транспортный каркас The Line. Проектом линейного города неподалеку от Красного моря занимается компания «Неом» — так же называется новый регион Саудовской Аравии, частью которого будет «Линия».
Решение не спонтанное: год обдумывал пути развития в Казани и обсуждал с руководством. В итоге понял, что за 7 лет работы в должности заместителя главного архитектора Казани развил навыки коммуникации, планирования со стороны администрации города. Но недостаточно развиваюсь в профессиональном плане. Развиваться в этом направлении можно и в Казани, но не так быстро, как это позволяет The Line. Не могу сказать, что это проект ради проекта. Город уже строится, и там применяют самые передовые технологии и решения.
«The Line рассчитан на 9 миллионов жителей. Длина — 170 километров, высота — 500 метров, а ширина — 200 метров»
Что удалось в Казани? В столичном управлении архитектуры с 2015 года курировал разработку и утверждение новых правил землепользования и застройки города, проектирование дорог и велоинфраструктуры. Участвовал в разработке генплана-2040 и революционной концепции движения транспорта в центре Казани, которую воплотили частично. От управления архитектуры также курировал благоустройство набережных Кабана и бульвара «Белые цветы», основал бюро транспортного планирования, которое позже вошло в Институт развития города.
Теперь я ведущий менеджер проекта. При этом не только выполняю управленческие задачи, но и уделяю много внимания техническим задачам, что важно для профессионального роста. Ниже расскажу читателям «БИЗНЕС Online» о том, как выглядит работа над международным проектом изнутри, поделюсь первыми впечатлениями и масштабами The Line.
«Создать комфортный город в условиях компактного расселения — такая задача стоит перед архитекторами, инженерами, строителями The Line»
Главные параметры и особенности проекта
The Line рассчитан на 9 млн жителей. Длина — 170 км, высота — 500 м, а ширина — 200 метров. Инициатор и куратор проекта — наследный принц Мохаммед бин Салман. Инженеры отводят на строительство 50 лет, а первый этап планируют воплотить до 2030 года.
Сравнить этот грандиозный проект не с чем. Новые города Казахстана, Иннополис не являются проектами такого масштаба. Масдар в Арабских Эмиратах? Возможно, но строящийся с 2006 года город будущего пока не стал местом притяжения людей.
В отдельный блок выделены социальные объекты: поликлиники, больницы, детские сады, школы, вузы. В планах стадионы, объекты культуры, мечеть
Создать комфортный город в условиях компактного расселения — такая задача стоит перед архитекторами, инженерами, строителями The Line. И это вызов — нужно как использовать уже готовые разработки, так и создавать новые. Очевидно, международный проект даст толчок развитию градостроительных технологий.
Перечислю главные особенности проекта:
- Футуристичная архитектура. Зеркальная поверхность и форма не позволят нагреваться внутренним пространствам города. В планах создать внутри него микроклимат, комфортный для людей и растений. Какими будут интерьеры? Пока неизвестно — это следующий этап.
- Компактное пятно застройки. Например, строителям не придется делать разветвленную горизонтальную сеть трубопроводов и других инженерных коммуникаций.
- Лифты — общественный транспорт, как вертикальные автобусы. Транспортная сетка города трехмерная и будет преимущественно вертикальной. Это вызов и по технологиям, и по подходам. Для коротких горизонтальных поездок рассматривают велосипеды, самокаты, скутеры. Для дальних поездок — скоростные экологичные виды транспорта внутри города и по тоннелям рядом. Это нужно, например, для связи с отдельно стоящим аэропортом. К слову, строить для «Линии» ветку вакуумного поезда «Гиперлуп» собирался миллиардер Илон Маск.
- «Скрытая гавань». Это искусственно созданный порт для пассажирских судов: лодок, яхт и океанских лайнеров. Марину свяжут с Красным морем искусственным каналом. Суда будут проходить через «Портал» линейного города и потом останавливаться в терминале. Дизайн уже разработало американское бюро Morphosis во главе с Томом Мейном.
- Искусственный интеллект. Следить за происходящим в городе, анализировать и улучшать повседневную жизнь горожан станет искусственный интеллект. Инфраструктуру «Линии» не придется адаптировать под цифровые решения. Например, для контроля скорости, запрета движения прокатных самокатов в зависимости от количества людей. Такое трудно воплотить в сложившейся городской застройке — знаю об этом по опыту ввода скоростных зон для электросамокатов в Казани.
- Экология, нулевой углеродный след. Архитекторы закладывают в проект сады, общественные пространства, водные объекты. Идея — создать среду, максимально приближенную к природной. Город запитают от возобновляемых источников энергии, автомобили под запретом.
В отдельный блок выделены социальные объекты: поликлиники, больницы, детские сады, школы, вузы. В планах стадионы, объекты культуры, мечеть. Проектировщики работают над каждым направлением городской инфраструктуры, в том числе над утилизацией твердых и жидких отходов.
«Проектировщики работают над каждым направлением городской инфраструктуры, в том числе над утилизацией твердых и жидких отходов»
Что общего у «Линии» с идеей соцгорода?
В начале ХХ века советский архитектор Николай Милютин подготовил линейную концепцию расселения для социалистического города. Суть в децентрализации, линейном «растягивании» городских монофункций. Жилые зоны граничили с социальными и отделялись зелеными массивами от производств. Такая поточно-функциональная система позволяет:
- сократить продольные поездки на общественном транспорте;
- ускорить связь жителей с местом работы, досуга, социальной инфраструктурой за счет поперечно-пешеходных связей.
В этом некое сходство концепции «Линии» с идеей архитектора Милютина. А отличие в том, что роли линейного города максимально перемешаны — там нет этажей с четко определенной, только жилой или только офисной, функцией. «Линия» — это не моногород для айтишников, наукоград или промышленный центр. Разработчики рассматривают 9 направлений экономики, среди которых строительство, промышленное производство, научные центры, энергетика.
Не стоит воспринимать «Линию» и как длинное высокое здание. Это не длинный дом с подъездами. Это будет проницаемый объект со множеством точек входа и выхода. Линейный город соединят с другими городами Саудовской Аравии. Тут предпочтение отдают скоростному наземному транспорту. Рассматривают и новые технологии воздушного транспорта, которые пока только тестируют. «Линия» может стать первым местом, где появятся такие решения.
«Не стоит воспринимать «Линию» и как длинное высокое здание. Это не длинный дом с подъездами. Это будет проницаемый объект со множеством точек входа и выхода»
Рабочий процесс в международном проекте
Под моим руководством работают 12 человек из России, стран СНГ, Латинской Америки, Европы. Часть на «удаленке». Это отраслевые специалисты: градостроители, инженеры, занимающиеся транспортным моделированием, проектированием. Вышестоящий руководитель работает над проектом уже свыше 10 лет и курирует строительство города в целом.
Рабочий процесс живой. День начинается с часовой видеоконференции, где обсуждаем новости за минувшие сутки, поступившие заявки, определяем, что нужно сделать, сроки, приоритеты и распределяем обязанности. Задач, как правило, больше, чем можем выполнить, но качеством не пренебрегаем. Два раза в неделю созвон с представителями «Неома», в течение недели масса разговоров с консультантами из других направлений.
Я не только руковожу работой своей группы, но и готовлю презентации, анализирую проекты, смотрю техническую составляющую и учусь, узнаю для себя много нового. Делюсь знаниями в собственном телеграм-канале timURBAN о транспортном планировании, урбанистике и управлении проектами развития территорий, в частности «Линии».
Помогает ли опыт работы в Казани?
С одной стороны, это не на 100% административная работа, как в органе муниципальной власти. С другой — подходы и возникающие проблемы схожи. Тут, как и в Казани, недостаточно сделать архитектурное предложение. Идею защищают, причем на разных уровнях. Также надо учитывать ключевые показатели эффективности, цели, контролировать поставленные сотрудникам задачи.
Не получается пока применить полученный в Казани опыт работы с жителями. Понятно, территория новая, поэтому надо заранее рассчитывать то, что нужно будущим горожанам со всего мира.
Кадыров Тимур Эрнестович
Уроженец Казани. Учился в КГАСУ, там же окончил аспирантуру, защитил диплом магистра Миланского политехнического института. Вернувшись в Россию, работал в московском институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», затем переехал в Казань — с 2015 по 2023 год работал заместителем главного архитектора Казани. Выпускник третьего потока и тьютор четвертого потока программы «Архитекторы.рф».
Не женат, 36 лет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.