Пандемия, изоляция и вынужденный переход на «удаленку» подстегнули внедрение технологий в рабочие процессы, и потребность в автоматизации и цифровизации у бизнеса продолжает расти. Так, совместное исследование Talantix и hh.ru показало: запрос российского бизнеса на экспертов по HR-автоматизации только за полгода увеличился на 70%. Растет спрос и на системы кадрового электронного документооборота: только с одной из них, HRlink (входит в экосистему hh.ru), уже работает более 700 компаний. Но в современных компаниях работают в среднем люди трех поколений, и не все могут легко освоить новые системы. Какие черты отличают каждое поколение и что может помочь людям разных возрастов адаптироваться к цифровизации процессов — в статье экспертов hh.ru.
В детстве поколения X не было Интернета, зато многие из них осваивали всемирную паутину на заре ее появления
Теория поколений и цифровизация
Теория о разнице между поколениями принадлежит американцам Нейлу Хоу и Уильяму Штраусу. Впервые они выдвинули ее в своей книге «Generations» в 1991 году. Суть теории заключается в том, что люди одного времени отличаются от других моделью поведения, определенным набором ценностей и убеждениями. Их объединяет одна историческая эпоха, чувство принадлежности и свои культурные коды.
К одному поколению обычно относят людей, которые появились на свет в промежутке 20–25 лет. Исследования выделяют следующие поколения:
- X — люди 1964–1984 годов рождения;
- Y — люди 1985–2002 годов рождения;
- Z — люди 2003–2016 годов рождения.
Сегодня в одной компании легко могут работать представители всех трех поколений. В условиях дефицита кадров и особенно молодежи на рынке труда в России работодатели уже расширяют границы найма, приглашая на работу специалистов старших и младших возрастов.
При этом нужно помнить, что люди разных поколений росли и развивались в различных социальных и экономических условиях. Это накладывает отпечаток на их ценности и мотивацию, отношение к технологиям. Пока поколение Z осваивает языки программирования один за другим, поколению X становится все сложнее адаптироваться к цифровым новинкам.
Представители разных поколений разделяют схожие стремления, например карьерные амбиции, но между поколениями существует технологический разрыв. Далее в статье — особенности представителей поколений X, Y и Z, а также способы подготовить каждого к цифровизации рабочих процессов.
Кто такие X, Y и Z и как помочь им пережить цифровизацию
Представители одного поколения оказывались в схожих жизненных ситуациях, они разделяют общие взгляды и установки, которые отличают их от других поколений. Легко определить общие факторы, которые на это влияют: происходящие в мире события, новые технологии, экономические явления, подход к образованию и семейным отношениям.
В разных исследованиях временные рамки поколений X, Y и Z могут отличаться. Мы укажем средние значения.
Поколение X: родились в период с 1964 по 1985 год, возраст от 38 до 59 лет
Иксеры в нашей стране родились и выросли во времена СССР. Они видели, как много работали их родители, поэтому привыкли к упорному труду. Им ближе четкий распорядок, они ценят время и баланс между работой и личной жизнью. Чаще всего они строят карьеру и не меняют специализацию всю жизнь. Эти люди могут быть хорошими наставниками для представителей других поколений благодаря своим навыкам и богатому опыту.
Специалисты поколения X — отличные коммуникаторы. Они привыкли к личному общению, отличаются прямолинейностью, могут вести открытые и честные разговоры на рабочие темы. Сильные коммуникативные навыки поколения X идеально подходят для работы в команде.
Поколение X умеет воспринимать критику. В то время как их более молодые коллеги часто теряются и переживают из-за резких замечаний или критики на работе, иксеры используют ту же обратную связь для самосовершенствования.
Они не так плохи в технологиях, как все думают. В детстве поколения X не было Интернета, зато многие из них осваивали всемирную паутину на заре ее появления. Не все представители этого поколения общаются с технологиями на «ты», но большинство из них без проблем пользуются электронной почтой и соцсетями.
Что может помочь поколению X адаптироваться к цифровизации рабочих процессов?
- Разносторонний подход. Люди учатся и воспринимают информацию по-разному. Одни могут смотреть короткие видео и проходить тесты в режиме онлайн. Для тех, кто привык к персональному общению и бумажным носителям, можно подготовить письменные инструкции и провести офлайн-мастер-класс.
- Готовность отвечать на вопросы. Представители поколения X привыкли к личному общению, поэтому им важно понимать, к кому следует обращаться с возникающими вопросами о нововведениях. А руководству необходимо донести до сотрудников, что обратная связь только приветствуется.
Поколение Y: родились в период с 1985 по 2002 год, возраст от 21 до 38 лет
Люди поколения Y, или миллениалы, составляют самую многочисленную и активную часть современных работников. Они хорошо приспосабливаются к изменениям, поскольку выросли в условиях нестабильности. Миллениалами движет конкуренция и достижение высоких результатов, вот почему они находятся онлайн 24/7. Следующие черты выделяют поколение Y среди других.
Миллениалами движет конкуренция и достижение высоких результатов, вот почему они находятся онлайн 24/7
Миллениалы не боятся амбициозных целей. Большие проекты и перспективы мотивируют поколение Y работать с большим энтузиазмом. Выполнение рутинных операций не вписывается в стиль работы большинства миллениалов, поэтому им нужно больше пространства для творчества.
Они увлекаются инновациями. Поколение Y выросло в технологической среде и знает многое об инновациях — виртуальной реальности, искусственном интеллекте и машинном обучении. Миллениалы не представляют своей жизни без гаджетов и используют их как в рабочей, так и в личной жизни.
Миллениалы много работают. Чаще всего поколение Y совмещает работу с личной жизнью, а не наоборот. Его представители прагматичны, не будут выполнять лишнюю работу и будут готовы посвятить всего себя проекту ради четкой финансовой цели.
Что может поддержать поколение Y в процессе адаптации к цифровизации процессов?
- Возможность попрактиковаться. Миллениалы разбираются в технологиях и не любят долго фокусировать внимание, поэтому лучше всего создать для них своеобразную «песочницу», тестовую среду. В ней они смогут сами освоить новый инструмент на практике.
- Участие в изменениях. Людям поколения Y важно обмениваться мнением с работодателем и быть услышанными. Для этого компании могут проводить семинары, на которых сотрудники представят свои идеи по внедрению новых технологий в работу.
Поколение Z: родились в период с 2003 по 2016 год, возраст младше 20 лет
Эти люди — будущая основа мирового бизнеса. Некоторые из них только что закончили учебу и начинают работать, другие совмещают высшее образование и стажировки. Поколение Z росло в условиях свободы, они сосредоточены на собственных потребностях, не зависят от мнения других, знают, чего хотят, и заботятся о самореализации больше всего на свете. Молодежь всегда в сети. Поколение Z — основная аудитория мессенджеров, которые они используют для общения в течение всего дня. Выделим особые черты людей Z.
Поколение Z росло в условиях свободы, они сосредоточены на собственных потребностях, не зависят от мнения других, знают, чего хотят, и заботятся о самореализации больше всего на свете
Они гибкие и многозадачные. Поколению Z близок agile-подход к организации работы, а удаленка для них норма. Ведь многие из них продолжают учиться. Чтобы нанимать больше молодых сотрудников, бизнесу необходимо подстраиваться под образ жизни молодежи.
Разбираются в технологиях и поглощают много информации. Представители поколения Z могут усваивать тонны новой информации каждый день и могут выполнять разноплановые задачи. Молодежь часто обвиняют в коротком фокусе внимания, но это помогает им сосредоточиться на том, что действительно важно.
Поколение Z — заядлые геймеры. Если и есть что-то, что любят делать все молодые люди, так это играть в компьютерные игры, в том числе на смартфонах.
Что еще отличает поколение Z от предшественников, так это тематика игр. Для них важны взаимодействие и социализация, поэтому игры обычно связаны с общением.
Какие шаги помогут поколению Z быстрее освоить новые цифровые технологии?
- Периодическая оценка скилов. Программы по оценке навыков — отличный способ поддерживать вовлеченность и мотивацию сотрудников и оценивать их успехи. Многие молодые люди все еще учатся, поэтому им привычно сдавать тесты и получать оценку по итогам обучения.
- Игровой подход к обучению. Сделать изучение новых технологий увлекательным и приносящим удовлетворение — это ключ к росту и адаптации поколения Z. Программы могут включать в себя игры, а также возможность зарабатывать бейджи и оценки.
Каждое новое поколение обладает своими уникальными потребностями и желаниями. Понимание различий между сотрудниками из разных возрастных категорий поможет разработать индивидуальный подход к их обучению. Так внедрение новых технологий в рабочие процессы — например кадрового электронного документооборота HRlink — пройдет легко для каждого работника, а компания сделает еще один шаг к цифровой трансформации.
HR (Human Resources) — человеческие ресурсы
Generations — поколения
agile-подход — гибкий подход
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.