«Кадры, которые сейчас занимаются в школах, должны через детей перевоспитывать родителей. Пусть они не обижаются», — высказал в беседе с «БИЗНЕС Online» министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин свое недовольство поведением родителей школьников. На августовской конференции министр похвалил автоград за результаты ЕГЭ и олимпиад, но указал на кадровую нехватку и возмутился количеством детей, которые находятся на семейном образовании — в 2021 году таких насчитывалось 224, а в 2023-м — уже 546. Хадиуллин в связи с этим хочет добиться изменений в законе об образовании в части «семейников». О том, какие еще вопросы поднимались на собрании работников образования и что просил исполком у министерства, — в материале «БИЗНЕС Online».
Перед началом августовской конференции гостей пригласили на выставку «Славная история образования города Набережные Челны» на втором этаже новой школы №62
Как замруководителя исполкома Халимов удивил Магдеева
С самого утра нарядные работники системы образования автограда расхаживали по коридору новой школы №62 — первых детей она приняла в 2022 году. Перед началом августовской конференции гостей пригласили на выставку «Славная история образования города Набережные Челны» на втором этаже. Школы и гимназии подготовили стенды о своих успехах, а учителя хвастались династиями.
Вскоре всех педагогов попросили пройти в актовый зал. А на второй этаж школы по специально для него начищенной лестнице поднялся мэр Челнов Наиль Магдеев. Каждый уголок спешил рассказать градоначальнику о своих выдающихся руководителях и учениках.
Однако больше всего Магдеева заинтересовал стенд педагогической династии замруководителя исколкома города Рамиля Халимова. Профессиональное древо семьи насчитывает более полувека.
«У дедушки было 8 детей, из них 7 — учителя. 22 внука, из которых 11 — учителя. У меня пять сестер, все учителя. Здесь еще не указаны их мужья», — похвастался чиновник. Кроме того, подчеркнул Халимов, у его жены пять сестер, и все работают педагогами.
«Я вот не знал, что такой послужной список у вашей династии. Вы это дело делаете умело и хорошо. Такое дело, как обучение и воспитание, не каждому дано. Самое дорогое, что в руки к вам попадает, — это ребенок. Халимова мы же редко хвалим. В нашей работе нет слова „похвалить“», — польстил градоначальник.
К середине экскурсии с самолета из Москвы (они были на Дне Татарстана в столице) подоспели министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин и депутат Госдумы РФ Альфия Когогина. Почетными гостями в этот день стали и доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Александр Бермус и педагоги из города Лисичанска.
Ильсур Хадиуллин: «Челны, как всегда, в лидерах. И по образованию, и по другим вопросам. Требования есть, вопросов и претензий к системе образования в части результативности работы нет. Мы всегда приводим в пример Челны, которые показывают результаты»
«Жаловаться на нехватку кадров — грех»
По традиции на августовской конференции подняли тему одной из самых больных точек — нехватки кадров. Начальник управления образования автограда Рустем Хузин рассказал, что эта проблема не обошла стороной и Набережные Челны. «Несмотря на все усилия по кадровому обеспечению, в течение последних лет в общеобразовательных учреждениях города сохраняется число долгосрочных предметных вакансий по русскому языку, математике, физике, химии и начальных классов», — посетовал он.
Хадиуллин в своем выступлении парировал жалобы исполкома. Он напомнил, что автограду не стоит надеяться на приезжих специалистов.
«Челны, как всегда, в лидерах. И по образованию, и по другим вопросам. Требования есть, вопросов и претензий к системе образования в части результативности работы нет. Мы всегда приводим в пример Челны, которые показывают результаты. Понятно, что есть определенные сложности. У Челнов есть педагогический университет и педагогический колледж. С такими учреждениями жаловаться на нехватку кадров, мне кажется, будет грехом. Потому что мы должны говорить о подготовке кадров со школьной скамьи», — посоветовал министр.
Об успешном открытии профильных классов и тесном взаимодействии с колледжами говорил директор школы №42, депутат горсовета автограда Вадим Матюшин. Он создал педагогический класс и реализовал программу по обучению поваров-кондитеров. В будущем 180 детей могут стать учителями, а связать свою жизнь с готовкой планируют 50 учеников.
«Цифры, которые он назвал, говорят сами за себя. По привлечению специалистов со стороны, и самое важное — подготовке педагогических кадров у нас в городе Набережные Челны на базе педагогического университета, на базе школы», — похвалил мэр Челнов.
Градоначальник поручил Халимову и Хузину организовать рабочий семинар, на котором Матюшин поделится опытом с другими школами.
Впрочем, директор школы №42 поделился и другой статистикой: учебных мест в новом микрорайоне города не хватает для всех желающих. Всего в учреждении обучаются почти 2,8 тыс. человек при проектной мощности в 1,2 тыс. детей.
Рустем Хузин: «Несмотря на все усилия по кадровому обеспечению, в течение последних лет в общеобразовательных учреждениях города сохраняется число долгосрочных предметных вакансий по русскому языку, математике, физике, химии и начальных классов»
Магдеев снова зазывает учеников за станки
Говоря о профориентации со школьной скамьи, градоначальник не мог пройти мимо темы кадров для КАМАЗа. Он отметил, что в городе с автогигантом нужно мотивировать учеников идти на технические специальности.
«Мы город автомобилестроителей, строителей, город, где уже выпускается сложная бытовая техника. Если мне не изменяет память, 92 новых класса должны открыть. 34 технических, 32 — естественного направления, гуманитарного. Я думаю, что крен должен быть в сторону технического направления. У нас самый крупный автомобильный завод. Где, как не в Челнах, проводить профориентационную работу вместе с КАМАЗом в части открытия дополнительных инженерных классов?» — сказал Магдеев.
Пользуясь случаем, он обратился к Хадиуллину с просьбой увеличить количество бюджетных мест в колледжах и техникумах. По словам Магдеева, половина выпускников 9-х классов готовы идти на рабочие специальности.
«У нас просьба к Ильсуру Гараевичу, учитывая, что у нас есть ресурсы в виде молодых людей, которые готовы идти [учиться]. Вместо того чтобы они пошли учиться юристами, экономистами на платное обучение, надо сделать так, чтобы они пошли в бюджетные группы и учились на технологов, программистов, методистов, литейщиков, автомобилистов. Это задача муниципалитета и министерства образования: дать возможности нашим юношам и девушкам после 9-го класса получить рабочие специальности», — подчеркнул мэр автограда.
Помощи у министерства в своем докладе просил и Хузин. Он отметил, что в городе более 700 учеников проходят обучение по адаптированным программам. Для особенных детей необходимы специально подготовленные педагоги. «Ильсур Гараевич, при ежегодном увеличении таких детей в обычных школах необходимо включить ставки узких специалистов в штатное расписание, — указал он. — Это муниципалитет самостоятельно решить не может».
Министр образования и науки РТ — ярый противник семейного образования. Ранее он уже высказывал свою позицию по этому поводу. Хадиуллин отчитал Челны за увеличение количества детей, которые предпочитают домашнее обучение
Хадиуллин о количестве учеников на семейном образовании: «Это непростительно»
Министр образования и науки РТ — ярый противник семейного образования. Ранее он уже высказывал свою позицию по этому поводу. Хадиуллин отчитал Челны за увеличение количества детей, которые предпочитают домашнее обучение.
«В 2021 году у вас было 224 ребенка, которые перешли на семейное образование. В начальных классах — 147, в основной школе — 56, в средней — 21. Самое страшное — это в начальной школе. Ребенок должен находиться в школе и социализироваться. В 2022 году было 417, а в этом — 546. Это непростительно!» — негодовал он.
Хадиуллин подчеркнул, что в первую очередь необходимо объяснять родителям недостатки семейного обучения. Кроме того, нужно присмотреться и к педагогам.
«Я понимаю хитрость наших руководителей. Когда идет процесс к завершению учебного года. Не стоит уговаривать, не стоит давать такие ценные в кавычках советы нашим родителям: „Лучше переводите на семейное образование“. У нас к концу учебного года увеличивается количество. Прокуратура об этом прекрасно знает, надзорные органы знают», — предупредил он.
Министр попросил у Когогиной пролоббировать в Госдуме проект об изменении в законе об образовании. Пока же Хадиуллин намерен бороться с этой проблемой на местном уровне.
«Предупреждаю: я дал поручение. Департамент станет проверять, из какой школы, когда, в какое время ребенок отчислен. По какому предмету какие были оценки и какая работа проведена», — сказал министр.
В кулуарах конференции Хадиуллин признался корреспонденту «БИЗНЕС Online», что порой недоволен поведением родителей. «Воспитательный момент нуждается в корректировке. Кадры, которые сейчас занимаются в школах, должны через детей перевоспитывать родителей. Пусть они не обижаются. Бывают такие семьи, которые нуждаются в корректировке», — сказал он.
«Те задачи и те недостатки, которые были обозначены в выступлении министра, мы знаем. Мы знаем все вопросы и острые проблемы, которые есть в нашей системе образования. Мы не ходим в розовых очках. Мы найдем ответы на те вызовы, которые имеют место быть», — пояснил мэр Набережных Челнов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.