«Он финансово обеспечен, может скрыться за границей, уехать», — утверждал сегодня в суде представитель СКР, когда просил отправить под арест Руслана Баязитова, бывшего совладельца МЭЛТа. Тот «оскандалился» в начале августа — из-за громких антироссийских высказываний в коллективном голосовом чате. За это Баязитов уже отбыл «срок» по «административке», теперь ему грозит реальный срок по уголовному преступлению. Вину признает лишь частично: не отрицает, что на аудио был он, но указывает, что это был «частный разговор». И уверяет, что помогал собеседнице, которая вызвала его на спор, с поставкой запчастей на фронт. О том, как суд выяснял доход Баязитова и почему его ограничили в свободе, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Сегодня Руслана Баязитова привезли в суд на заседание по избранию меры пресечения
Сооснователю МЭЛТа грозит до 6 лет лишения свободы
После двух недель в спецприемнике известный казанский бизнесмен, бывший совладелец торговой сети «МЭЛТ» Руслан Баязитов оказался на свободе. Правда, ненадолго: в четверг в 15:30 его задержали по делу о возбуждении ненависти и вражды (ст. 282 УК РФ) и поместили в ИВС. А сегодня привезли в суд на заседание по избранию меры пресечения. Расследует дело Баязитова старший следователь 1-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Айрат Гиниятуллин. В его «портфеле» немало резонансных дел: это, например, дело казанца Сергея Новикова, который планировал нападение на Танковое училище, громкое дело об отравлении незамерзайкой в Салмачах, а также дело о покушении на убийство экс-главы УК «ПЖКХ» Сергея Богатова.
Баязитов выглядел уставшим: в его внешнем виде ничего не выдавало бизнесмена, когда-то обеспечивавшего компьютерной техникой всю Казань. Слегка взъерошенные волосы и тяжелый взгляд исподлобья говорили о том, что как минимум последняя ночь выдалась неспокойной. Впрочем, как Баязитов сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», для него попадание в спецприемник, где он провел две недели, было не первым — до этого провел там сутки после одного из «митингов» в январе 2021-го. «Душевно, по-домашнему», — оценил он условия, в которых находился 14 дней. И тут же отметил: к следователю из спецприемника явился сам.
Говорил он тихо, размеренно, будто у него не было сил — в отличие от видео, которое и послужило поводом для возбуждения уголовного дела, на котором голос звучал намного увереннее и тверже. Судье Хайдару Кадырову фигурант представился 52-летним индивидуальным предпринимателем. Сказал, что родился и живет в Казани, женат, двое детей: одному 23 года, другому — 16 лет.
Баязитов выглядел уставшим: в его внешнем виде ничего не выдавало бизнесмена, когда-то обеспечивавшего бытовой техникой всю Казань
Следователь в суде начал издалека: напомнил, что в прошлом году был принят закон о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между РФ и ДНР с ЛНР. По закону использование ВС РФ для проведения специальных военных операций преследует цель защиты интересов РФ и ее граждан, поддерживает международные права и безопасности, указал следователь. «Однако, несмотря на указанные правовые акты и изложенные обстоятельства, Баязитов публично высказал угрозы и призывы к применению насилия в отношении социальной группы по национальности „русские“», — заявил следователь. По версии следствия, Баязитов действовал умышленно и осознавал, что совершает все свои действия публично.
Следователи возбудили уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ («Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, совершенные публично, с применением насилия или с угрозой его применения») еще 11 августа. Однако только накануне Баязитову официально объявили, что он является подозреваемым по этому делу, а после допроса предъявили обвинение. Максимальное наказание по этой статье — до 6 лет лишения свободы.
«Вину он признал частично», — сообщил следователь суду. Следствие, впрочем, полагает, что вина подтверждена, в том числе против фигуранта говорят показания свидетелей. Из оглашенных далее судьей материалов следовало, что одна из свидетелей — однофамилица Баязитова (степень родства не уточняется).
Почему следком просил «закрыть» Баязитова и сколько он зарабатывает в месяц
Следователь сообщил суду, что, по его мнению, Баязитов может скрыться или воздействовать на свидетелей, а значит, его следует арестовать.
«У вас есть доказательства того, что он оказывал давление на каких-либо свидетелей? Заявления, может быть, какие-то?» — уточнил у Гиниятуллина адвокат Баязитова Камиль Хусаинов.
Следователь рапортовал, что заявлений нет и быть не может, потому что государственные органы сработали на опережение: полиция составила материал, суд «закрыл» в спецприемник, следствие задержало после выхода оттуда, причем «практически» сразу же. «Благодаря тому, что мы вовремя среагировали, он не мог никак воспрепятствовать. Благодаря нашей работе он не может угрожать свидетелям», — заявил представитель следкома.
Впрочем, отпускать фигуранта не стоит и сейчас, уверено следствие: «Он финансово обеспечен, может скрыться за границу, уехать». Хотя следствие и в этом плане подсуетилось заранее: загранпаспорт у Баязитова уже изъяли. «Есть такое понятие: неотвратимость наказания. Чтобы человек понес ответственность за свои действия», — объяснил мотивацию следствия Гиниятуллин.
Сам Баязитов просил относиться к нему не так строго. «Я добросовестно сотрудничаю со следствием, от дачи показаний не отказываюсь, — сказал он, выйдя к трибуне, и заверил, что смысла скрываться за пределами России у него нет. — За границей ни счетов, ни имущества, ни бизнеса у меня нет. Весь бизнес связан с Татарстаном. Поэтому прошу принять меру пресечения, не связанную с арестом».
Судья проявил интерес к финансовому состоянию Баязитова, о котором упомянул следователь. Например, выяснил, что квартира на улице Достоевского, где живет сам бизнесмен, принадлежит его сыну. А квартира на улице Волкова — лично ему.
— Доход у вас какой среднемесячный? — уточнил судья.
— Наверное, миллионов пять, — задумавшись, ответил Баязитов.
По данным «Контур.Фокуса», он владеет несколькими компаниями, в числе которых и ООО «МЭЛТ». Фирм с таким названием на счету Баязитова сразу две: одна, образованная в 2014-м, в прошлом году стала банкротом. Другая, официально поставленная на учет в 2001-м, до сих пор работает, несмотря на то что в 2020–2021-м пережила конкурсное производство. В обеих компаниях соучредителем был Альмир Ханеев, однако сейчас 100% долей принадлежит только Баязитову. Последняя о выручке отчитывалась лишь по итогам 2018 года (9 тыс. рублей), более свежих данных нет. Тем не менее есть информация об убытках, которые терпит фирма с 2017-го: от 2 млн рублей до 48 млн рублей в год. На последнюю отчетную дату — по итогам 2021-го — ООО работало в минус на 8,7 млн рублей.
Баязитов владеет фирмой «ЭлКей», которая занимается производством аппаратуры. Работает она с 2012 года, «прописана» в Авиастроительном районе Казани. Долю в этой компании также имеет ООО «ЭлекКом логистик», зарегистрированное в Чувашии. Чистая прибыль первой по итогам прошлого года достигла 5 млн рублей при выручке в 51 млн рублей. По одному адресу с этой компанией находится принадлежащая Баязитову фирма «Энергозащита». Она работает с 2013 года и показывает положительные результаты: чистая прибыль в 112 млн рублей при выручке под миллиард (903 млн рублей). На сайте компании сказано, что она производит электротехническое оборудование. Во вкладке «Проекты»: Заинская ГРЭС, ПАО «Казаньоргсинтез», Нижнекамская ГЭС, Казанская ТЭЦ-1 и др. Фирма поставляла на объекты разную технику, оборудование, выполняла монтажные и пусконаладочные работы.
Его адвокат Хусаинов заявил: одна лишь тяжесть статьи УК РФ, которую предъявили Баязитову, — не повод закрывать его в СИЗО. «Он является активным членом сообщества, активным гражданином. Исходя из событий, которые ранее были описаны и инкриминируются ему, это, как он пояснял в ходе допроса, только лишь [его] позиция. Он ни к чему не призывал, это был частный разговор, проходивший поздно ночью…» — отметил защитник.
Сам Баязитов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» тоже настаивал: разговор, за который его привлекают, был личным, «для частного пользования», а его аудио- и видеозапись сделаны «несанкционированно»
О чем рассказал Баязитов
Сам Баязитов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» тоже настаивал: разговор, за который его привлекают, был личным, «для частного пользования», а его аудио- и видеозапись сделаны «несанкционированно». Впрочем, тут стоит отметить, что разговор шел не по телефону между двумя людьми, а в голосовом чате в мессенджере «Телеграм», где, судя по видео, состояли не меньше трех десятков участников.
«Я не отрицаю, что это аудио связано со мной, — заявил Баязитов. — Но кто-то эту личную беседу записал и слил». При этом он добавил, что у него не было времени на то, чтобы выяснить, кто именно это сделал. Ограничился лишь фразой «неустановленные лица». С Юлией, которая являлась его собеседницей в этом разговоре, по словам Баязитова, он знаком несколько месяцев. Познакомились в этом же чате. «Мы с ней нормально общались и до, и после разговора, — сказал он, намекая, что собеседница всерьез его слова не восприняла. — Более того, она обращалась ко мне за помощью, когда ее друзьям нужны были запчасти на фронте. Я ей помогал».
На вопрос о том, отказывается ли Баязитов от своих слов, за которые ему и «прилетела» «уголовка», он твердо ответил: нет. Правда, потом заявил, что неверно уловил суть вопроса, и поправился: «На аудио — слова, сказанные сгоряча, в споре, поздно ночью. [То, что я придерживаюсь] антивоенной позиции — да. А то, что на аудио и видео, — там многое сказано сгоряча, очевидно». «Напишите, что я против, а все остальное — это следствия, последствия и эмоции, скажем так».
Судья, вернувшись из совещательной комнаты, постановил: отправить Баязитова в СИЗО до 11 октября. Сам фигурант, несмотря на то, что просил не лишать его свободы, пока не решил, будет ли обжаловать арест.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 66
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.