«Компании, которые приходят в регионы и внедряют ИИ-решения, зачастую не озадачены оценкой их эффективности», — констатировала на конференции по искусственному интеллекту в Иннополисе Ольга Минеева — руководитель аппарата комиссии при Госсовете РФ, которой поручили обеспечить внедрение ИИ в регионах. Для этого надо совместно выработать правильные подходы к оценке эффективности. Тем временем Татарстан вошел в число 20 пилотов, где будут замерять интеллектуальную зрелость региона. О том, как искусственный интеллект применяется в регионах, почему в ЖКХ технологии придут еще не скоро и где находится Казань в рейтинге IQ-городов, — в материале «БИЗНЕС Online».
В пятницу в стенах Университета Иннополис прошла конференция AI IN 2023
Как собираются внедрять ИИ в регионах
Обогатить российские регионы искусственным интеллектом власти стремятся уже довольно давно. В прошлом году президент РФ Владимир Путин лично поручил правительству внедрять ИИ «в каждую отрасль экономики и социальной сферы» и возложил на премьера Михаила Мишустина ответственность до 15 октября этого года оценить уровень внедрения этих технологий и результативность работы регионов в данном направлении. Обеспечить внедрение лучших практик должна комиссия Госсовета РФ по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика», которая уже провела первичные исследования. Их презентовали в пятницу в стенах Университета Иннополис на конференции AI IN 2023
«На данный момент мы, комиссия, совместно с заинтересованными сторонами формируем подходы к внедрению в субъекты РФ лучших практик. Будем начинать, даже начали работу по разработке оценки интеллектуальной зрелости органов власти регионов и хозяйствующих субъектов, будем оценивать эффекты от внедрения, разбираться в отраслях экономики», — обрисовала текущую диспозицию руководитель аппарата комиссии Ольга Минеева.
Первым делом — оценка интеллектуальной зрелости. Как Минеева рассказала в кулуарах конференции корреспонденту «БИЗНЕС Online», Татарстан войдет в число 20 пилотных регионов, которые будут оцениваться на предмет готовности к внедрению ИИ-решений. Непосредственно перед экспертной дискуссией это обсуждалось на встрече комиссии с министром цифрового развития РТ Айратом Хайруллиным и уполномоченным по технологиям ИИ Булатом Замалиевым. «Мы договорились об обмене опытом. С вашим регионом будем сотрудничать очень плотно и, уверена, плодотворно и дальше все набранные знания будем передавать регионам», — рассказала Минеева.
Впрочем, работа предстоит большая. Свой доклад на дискуссии Минеева начала с презентации результатов первичного опроса, проведенного комиссией Госсовета РФ об использовании ИИ в госуправлении. В нем приняли участие 74 субъекта, которые представили 109 практик, но Татарстана ни в первой, ни во второй десятке регионов с наибольшим числом заявленных решений не оказалось. Если отмести в сторону Москву и Петербург, то самым прогрессивным стал Ямало-Ненецкий автономный округ, на втором месте — Московская область, на третьем — Тюменская. При этом важно понимать, что эти данные напрямую не отображают цифровую зрелость регионов: во-первых, количество внедренных решений с их качеством не всегда коррелирует, а во-вторых, опрос охватил не все субъекты и не все ИИ-проекты.
Минеева подчеркнула, что хорошие решения в регионах уже есть, но пока не совсем понятно, насколько они в действительности эффективны. Первая аналитика комиссии показала, что заявленные разработчиками компаний эффекты не соответствуют реальности. «Компании, которые приходят в регионы и внедряют свои решения, зачастую вообще не озадачены оценкой эффектов и не умеют это делать. Я бы рекомендовала сформировать некую методику, подходы к оценке», — указала она. Впрочем, власти оценивают не лучше: «Эффекты нам отмечают, но их не умеют рассчитывать и порой даже идентифицировать правильным образом». Поэтому комиссия планирует разработать систему подходов к оценке ИИ-решений. Лучшие практики регионов будут размещать на портале «Цифровое Подмосковье».
- интеллектуальная транспортная система;
- платформа прогнозной аналитики для здравоохранения на основе ИИ;
- голосовой ассистент кол-центра МФЦ;
- голосовой ассистент для обеспечения доступности горячих линий оперативной помощи гражданам;
- ИИ уличного видеонаблюдения для распознавания бездомных собак, заполненных мусорных баков, свободных парковочных мест и др.;
- дистанционное зондирование земли о состоянии земель сельхозназначения;
- ИИ для применения в рентгенологии (КТ легких);
- программа для голосового заполнения медицинской документации;
- распознавание биометрических данных людей;
- автоматическое выделение вопросов и классификации их для обращений граждан, поступающих в СЭД, на сканированных бумажных и электронных носителях;
- система аудиопротоколирования судебных заседаний.
Среди внедренных решений есть, например, платформа прогнозной аналитики в здравоохранении — она объединяет и анализирует данные из разных медучреждений, прогнозирует заболевания и дает рекомендации врачам. Такая система, в частности, применяется в Крыму, Дагестане, Хакасии, Тыве и еще 8 регионах страны. Интеллектуальная транспортная система внедрена в 17 регионах, голосовой ассистент кол-центра МФЦ — в 10, в том числе и в Татарстане. При этом технология голосовых помощников находится на невысоком уровне развития. Несмотря на сокращение загрузки операторов, голосовые помощники пока еще не могут полноценно заменить человека, указала Минеева.
Благодаря камерам в столице раскрыто более 9 тыс. преступлений, выявлено более 343 тыс. нарушений в сфере ЖКХ
«Приезжаешь в большой город — и камеры повсюду, как стволы, на тебя направлены»
Минстрой РФ тем временем уже пять лет пытается сделать российские города технологичными с помощью своего проекта «Умный город». Ведомство совместно с МГУ даже разработало индекс «IQ городов». Кстати говоря, Казань в этом году поднялась в этом рейтинге среди миллионников с пятой строчки на третью, выше только Москва и Санкт-Петербург. В категории административных центров марку держит Елабуга, которая тоже заняла третье место. Нижнекамск и Альметьевск среди больших городов на 17-й и 18-й строчках с одинаковыми баллами (71 из возможных 120). Челны в своей категории тоже на 17-й строчке (59 баллов). «Мы смогли сделать инструментарий, когда лучшие муниципальные практики и регионы, которые активно вовлечены в эту работу, могут за свои решения получить и первую строчку в рейтинге индекса IQ, и победить в конкурсе лучших муниципальных практик», — объясняла механику администратор проекта Дарья Долгих на другой панельной дискуссии «Как ИИ-технологии делают города умными?».
Не превратимся ли мы в Китай с тотальной слежкой и социальным рейтингом, все допытывал экспертов модератор. Глава интернет-портала для управляющих организаций «РосКвартал» и фонда венчурных инвестиций Карелии Борис Валит считает, что кое-где уже превратились. «Когда я приезжаю в Москву, появляется вот это ощущение давления видеокамер, ты постоянно находишься под очень явным наблюдением. Камеры же бывают разные, можно их где-то притопить немножко, чтобы было не видно. Приезжаешь в большой город — и они повсюду, как стволы, на тебя направлены», — указал он.
Зато благодаря камерам в столице раскрыто более 9 тыс. преступлений, выявлено более 343 тыс. нарушений в сфере ЖКХ, оправдывал технологию начальник управления стратегией внедрения ИИ департамента информационных технологий Москвы Борис Маяцкий. Он рассказал, что в городе уже работает более 80 проектов на основе ИИ. Среди них:
- автоматическое выявление нарушений в сфере ЖКХ по изображению с камер. В месяц анализируется около 1,2 млн скриншотов;
- виртуальный оператор общегородского контакт-центра;
- система поддержки управления городского хозяйства;
- чат-бот на официальных сайтах города.
Так что Маяцкий Америки не открыл — в том или ином виде похожие решения уже работают и в других регионах. Минеева ранее отмечала, что среди собранных решений на основе ИИ — в контексте умного города — лидируют в основном простые, такие как голосовые помощники, чат-боты, генераторы текстов и решения по обработке документов — более 55% примеров внедрения. Следующими идут решения для обеспечения безопасности — оперативно-разыскная деятельность, регулирование дорожного движения, система обеспечения безопасности.
Маяцкий добавил, что из-за повышенного ажиотажа вокруг ИИ складывается ошибочное мнение о простоте его внедрения и бороться с этим бесполезно: «ИИ-решения создаются для людей, а не люди для решений. Поэтому инженерам приходится бежать за этими завышенными ожиданиями и стараться внедрять технологии там, где действительно это можно делать», — заключил он.
Большинство коммунальных вопросов вообще можно решить с помощью внятной управляющей компании и чатиков в «Телеграме», указал директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант
«В ЖКХ инновации придут нескоро»
Сфера ЖКХ все еще остается одной из самых нетехнологичных частей в управлении городами. Хотя большинство коммунальных вопросов вообще можно решить с помощью внятной управляющей компании и чатиков в «Телеграме», указал директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант, который тоже заглянул на дискуссию. И с первым, и со вторым часто бывают проблемы.
В систему ЖКХ России инновации будут внедряться очень медленно, считает Валит. По словам эксперта, внедрение умных сервисов в сфере ЖКХ тормозит недостаток средств. Поэтому они появляются только в новостройках и дорогих домах, где тарифы позволяют внедрять инновации. «Все-таки по России у нас довольно изношенный жилой фонд, и там тарифы за ЖКХ достаточно маленькие. А жилищная компания живет только за счет тарифа за обслуживание, поэтому туда инновации, я думаю, придут еще не скоро. Экономика жилищного хозяйства просто не позволит этого сделать».
Кроме этого, отрасль ЖКХ достаточно инертная и не очень открытая для внедрения новых технологий. «У всех свои интересы, и они всегда заключаются в качественном исполнении своей прямой обязанности. Для коммунальщиков и жилищников это не очень правильное мнение, но мне нравится то, что делает государство. Оно создает некий кнут, благодаря которому заставляет управляющие компании осовремениваться, внедрять новые технологии и хотя бы делиться своими данными», — отметил он.
В качестве примера Валит рассказал о том, как жилищные службы с неохотой делились данными во время создания в 2015 году системы ГИС ЖКХ — по сути, большой базы данных о российской сфере ЖКХ. «Вы бы знали, сколько усилий понадобилось государству для того, чтобы заставить жилищных коммунальщиков туда загружать данные. Это просто была целая битва, война», — рассказал он.
Несмотря на утечку данных, никто приложение «Яндекс.Еда» не удалил
Но везде, где есть аккумулированные данные, существует и риск их утечки. Что важнее, технологичность города или приватность личности, звучали философские вопросы на дискуссии. «С одной стороны, доступность данных — это огромное благо, с другой — большая ответственность, — тут Долгова вспомнила кейс с утечкой данных „Яндекс.Еды“. — Поэтому есть вопрос безопасности. Мы за последние годы прошли большую школу и продолжаем ее проходить, наверное, в более суровых условиях, чем могли. Хотя это даже лучше, ведь только под высокой нагрузкой можно понять, выдержит ли система».
«Как лично вы пострадали от слива данных? Кроме того, что это неприятно?» — обратился к аудитории модератор Артем Седов, генеральный директор российской производственной компании «Большая Тройка». Выяснилось, что, несмотря на «бесконечные звонки», никто приложение «Яндекс.Еда» не удалил. «СМИ — страшная сила, там написали красивый заголовок. Поднимите руки те, кто увидел эту новость и удалил „Яндекс.Еду“. Их не будет. Польза от этого сервиса намного больше, чем риск, что мы можем пострадать», — резюмировал Седов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.