ЧТО ПОСТРОИЛИ

Автор проекта А145 – санкт-петербургское ООО «Агат Дизайн Бюро». Скоростные теплоходы А145 предназначены для перевозок до 150 пассажиров в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 200 миль и, по идее, должны заменить морально и физически устаревшие суда на подводных крыльях типа «Комета», «Колхида», «Восход», «Катран». Головное судно проекта было заложено на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» 19 ноября 2010 года и спущено на воду 18 августа 2011-го. Проект совмещает конструкторские решения в области авиа- и судостроения. Возможна эксплуатация при волнении до 4 баллов (на пониженной скорости – до 5 баллов). Система умерения бортовой и килевой качки, автоматическое управление подъемной силой на несущих участках днища позволяют повысить скорость хода, топливную экономичность, мореходные качества и комфортность пребывания пассажиров на борту. Кроме того, судно еще и комфортабельно, чем российский пассажир теплоходов такого класса, прямо скажем, не избалован – интерьеры А145 радуют глаз.

Суда строятся под наблюдением французского (а скорее, международного - 400 представительств и филиалов в 110 странах) классификационного общества Bureau Veritas (основано в 1828 году!), что ново для завода им. Горького. BV – мировой авторитет в области разработки правил проектирования, постройки и эксплуатации морских судов. Надзор столь солидной конторы повлек некоторые проблемы. О деталях не сообщается. Первый заместитель генерального директора завода Александр Карпов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» высказался обтекаемо: «Судно построили достаточно быстро. Но, учитывая то, что его впервые делали под надзором «Бюро Веритас», были определенные трудности. Требования достаточно большие, есть некоторые нестыковки. Но мы их преодолели. И это говорит о том, что завод достаточно хорошо строит суда на мировом уровне. Сейчас все это документируем. Недели через две будет полный пакет, и судно будет готово к продаже как в России, так и за границей». Серийное судно предполагается испытать гораздо быстрее головного – за месяц.

Добавим, что судов такого класса в России не строит никто. Как рассказал Карпов, аналоги есть, например, в Австралии и Норвегии. Зеленодольское судно должно быть не хуже, да и стоит оно столько же - $9 миллионов.

ОТКУДА ДЕНЬГИ

Финансирует строительство А145 ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (владеет 74,99% акций ОАО «Завод им. Горького»). Предполагается, что теплоходы будут реализовывать по лизинговой схеме, в которой лизингодателем выступит лизинговая компания «АК БАРС» Банка - ОАО «Финансовая экономическая группа».

Строительство А145 позиционируется как чисто волевое решение топ-менеджмента холдинга. На одном из судостроительных мероприятий председатель совета директоров ОАО «АК БАРС» Банк» Роберт Мусин рассказывал, что между ним и генеральным директором холдинга Иваном Егоровым произошла беседа со следующим лейтмотивом: «Сколько угодно можно проводить маркетинговые исследования, но мы должны совместно с нашими питерскими коллегами строить эти новые корабли. Они будут востребованы». Таким образом, холдинг решил устранить одну из главных проблем, которую можно обозначить так: переговоры с потенциальными покупателями заходят в тупик именно из-за того, что продукцию невозможно «потрогать руками» - ее попросту нет.

Можно, конечно, критиковать менеджмент ХК за такой подход, но сегодня ясно одно: при отсутствии государственной политики в области строительства пассажирского флота дело с мертвой точки можно сдвинуть только нерыночными методами. Видимо, и поэтому в день спуска на воду речь то и дело заходила о всяких непросчитываемых делах - хороших приметах. «Дождик идет, а дождь – к деньгам. Судну быть», - был оптимистичен генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов. «Все, что происходит в дождь, – радостно и благополучно», - вторил один из потенциальных покупателей.

А уверенность в руководстве холдинга должен поддерживать успех близких «родичей» А145 – проектов класса «река-море» А45 и А45-1. В Зеленодольске построено пять таких судов, которые сегодня эксплуатируются дальневосточными речниками.

КТО ПОКУПАТЕЛЬ

Но если покупателей на «сорокопятки» нашли довольно быстро, то с А145 дело несколько подзатянулось. Большие надежды возлагались на предолимпийский Краснодарский край. Атака велась по направлению ежегодного международного инвестиционного форума в Сочи. Зеленодольцы презентовали на нем А145 еще в 2007 году. В 2010-м там же президент РТ Рустам Минниханов и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев договорились, что «эти корабли очень нужны». Гости из администрации Сочи приезжали на завод. В прошлом году головной А145 был презентован в Сочи «вживую», а в одном из пресс-релизов предприятия говорилось: «В дальнейшем планируется применять эти суда для осуществления перевозок пассажиров по туристическим и регулярным маршрутам Черноморской прибрежной зоны Краснодарского края».

Словом, прессинг шел неслабый. Тем интереснее, что на субботнем мероприятии о южных друзьях не вспомнили ни разу. Зато наблюдался целый десант северян: министр промышленности и торговли Архангельской области Андрей Шестаков, советник гендиректора ОАО «Архангельский речной порт» Роман Разванов и капитан-наставник порта Степан Вечин, начальник службы безопасности судоходства ОАО «Северный речное пароходство» Виктор Перфильев и главный штурман пароходства Николай Еригин. По словам Карпова, архангельцы «приехали именно для того, чтобы закупить эти суда – и первое, и второе». Также, по его словам, «огромный интерес» к проекту проявляет руководство Ямало-Ненецкого автономного округа.

Из иностранцев А145 заинтересовал ОАЭ, но там хотят видеть несколько иной салон - с молельней и с телеэкраном на каждом пассажирском месте. «Эти вопросы не требуют больших финансовых вложений, поэтому мы их требования удовлетворим, - заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» Карпов. - Думаю, проект А145 найдет применение на Средиземном море», - добавил замгенерального директора.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Что касается темпов строительства скоростных теплоходов на заводе, то в речах и беседах руководство завода им. Горького то и дело отсылало к былым временам. Например, Мистахов намекнул, что неплохо бы делать А145 «как раньше строили мы с вами серийно «Метеоры», каждый год – по двенадцать». Карпов уверен, что, «как только суда покажут себя, мы займем нишу, которую занимали в свое время, когда изготавливали «Метеоры». А в ближайшем будущем, по его словам, завод за год, «в принципе, сможет строить 5 - 6 судов». Но пока мощность завода – два-три судна. В этом году будет сдан «один катер» (по всей видимости, проекта 21980 «Грачонок»), в следующем – два малых ракетных корабля («проект 21631 «Буян-М») и один катер. «Если учесть, что с 2003 по 2010 год мы сдали всего два корабля, это прогресс», - подчеркнул Карпов.

Не обошли стороной и работу конкурентов. Например, известно, что ряд специалистов зеленодольского предприятия ушли на Чистопольский судоремонтный завод, где строят два пассажирских катамарана. «Да, это наши специалисты, - подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Карпов. - Видимо, их привлекло то, что там им пообещали большие деньги. Но, думаю, не за горами тот день, когда они к нам придут, учитывая нашу высокую загруженность и то, что мы повышаем среднюю заработную плату, и для хорошего специалиста зарплата в 35 - 40 тысяч не диковинка. Думаю, люди вернутся, тем более что там они находятся в командировке, а здесь – в родных пенатах… Чистопольские суда, конечно, займут свое место – водных просторов у нас много. Но, учитывая наши мощности, они нам не соперники. Не хочу кого-то унизить каким-то образом, но если вы были в Чистополе, то видели, что у них и что у нас».

Также речь зашла о возможном строительстве в Зеленодольске второй пары фрегатов проекта «Гепард 3.9» для Вьетнама. Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» замгендиректора, сегодня все еще идут переговоры: «Вьетнамцы, естественно, хотят подешевле, мы не хотим продешевить. Пока к консенсусу не пришли. Переговоры продолжаются, но не знаю, где они еще могут разместить заказ дешевле».

Справка

А145 - скоростной пассажирский теплоход класса «река-море». Пассажировместимость - 150 человек. Экипаж - не более 6 человек. Дальность плавания - 250 миль. Скорость - 40 узлов. Длина - 34,6 метра. Ширина - 6,8 метров. Высота борта на миделе - 2,5 метра. Осадка - 0,70 /0,91 метра. Полное водоизмещение - 83 тонн. Движители - водометы производства ОАО «Зеленодольский завод имени Горького». Главные двигатели - MTU 16V 2000 M72 (Германия) - 2 х 1440 кВт.