«Средний чек может упасть, а количество посещений — необязательно. Людям нужно ходить куда-то. И если исключить дачи и деревни, то остаются только ТЦ», — оптимистично оценивают трафик в моллах эксперты недвижимости. Однако до цифр эталонного 2019-го пока очень далеко: за четыре года скакнула онлайн-торговля, а пустующих магазинов по площади — как районный торговый центр. О том, куда из «Тандема» переехал Blackstar Burger, какой мебельный российский бренд хочет занять место IKEA, где теперь брать брендовые кроссовки и поесть мексиканской кухни, — в традиционном обзоре «БИЗНЕС Online».
Сами ТЦ надеются сейчас на традиционное увеличение трафика в августе, когда покупатели начнут активно заниматься подготовкой детей к новому учебному году, отметили в KazanMall
Трафик в ТЦ Казани вырос на 6%, а оборот розницы — на 14%
С возвращением в Казань брендов испанской компании Inditex под новыми названиями ТЦ перестали походить на «мавзолеи» с пустыми галереями. Почти год моллы работали без «якорей» масс-маркета. Напомним, в марте 2022-го в России закрылись все магазины группы: Zara, Bershka, Pull & Bear, Massimo Dutti, Oysho, Stradivarius, Uterqüe. Затем стало известно о продаже российского бизнеса дубайской компании Fashion And More Management DMCC. Первые магазины-аналоги под названиями Maag, Dub, Ecru, Vilet начали открываться в конце апреля, и их возвращение уже сказалось на трафике в ТЦ.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев, количество посетителей в торговых центрах Казани по итогам июня превысило прошлогодние показатели на 6% — об этом свидетельствует Mall Index, который рассчитывается компанией Focus Technologies и отражает изменение числа посетителей на единицу площади ТЦ города.
При этом в сравнении с июнем «эталонного» 2019 года, в котором не было ни «коронавирусных» ограничений, ни санкций, по-прежнему наблюдается существенное отставание — на 22%. По мнению Васильева, это связано в том числе с тем, что многие покупатели в условиях ограничений пандемии перешли на онлайн-шопинг и, оценив преимущества покупок в сети, не стали возвращаться в ТЦ. По данным ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), траты россиян на покупки в интернете за первые четыре месяца текущего года выросли на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Оборот же розничной торговли в РТ, по информации Татарстанстата, в мае прибавил 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил почти 110 млрд рублей. Учитывая уровень инфляции, это довольно скромно.
Первые магазины-аналоги под названиями Maag, Dub, Ecru, Vilet стали открываться в конце апреля, и их возвращение уже сказалось на трафике в ТЦ
«Средний чек может упасть, а количество посещений — необязательно. Людям нужно что-то делать, ходить куда-то. И если исключить дачи и деревни, то остаются только ТЦ. И это такой способ времяпрепровождения, который необязательно сопровождается большими финансовыми затратами», — комментирует ситуацию директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин.
Снижение покупательной способности уже перестало влиять на трафик, люди не прекратили ходить в ТЦ.
В приросте относительно июня 2022-го Васильев видит предпосылки к оздоровлению отрасли: по его прогнозу, по итогам текущего года показатели посещаемости ТЦ могут превысить прошлогодние на 4–6%. На это работает и адаптация потребителей к новым экономическим реалиям, и открытие на площадях ушедших игроков магазинов российских, турецких брендов, и возвращение на рынок России части ушедших международных игроков «в новом качестве».
Гораздо более оптимистично ситуацию оценивает полпред российской гильдии управляющих и девелоперов по Татарстану Елена Стрюкова: по ее словам, посещаемость торговых центров РТ за первое полугодие выросла на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Если до конца года не случится сильных потрясений, то будет вероятность к концу года приблизиться к посещаемости 2019-го.
При этом рынок Казани восстанавливается быстрее, чем в двух столицах, добавляет Васильев. По итогам июня 2023-го Mall Index рынка Москвы на 2% ниже, чем в июне 2022-го, для Санкт-Петербурга отставание составляет 1%. «Более медленные темпы процесса [восстановления] объясняются изначально более существенными уровнем негативного влияния на них, в том числе, например, тем, что доля проникновения иностранных брендов, уходивших и приостанавливающих свою работу, на этих рынках была значительно выше», — комментирует эксперт.
Сами ТЦ надеются сейчас на традиционное увеличение трафика в августе, когда покупатели начнут активно заниматься подготовкой детей к новому учебному году, рассказали в KazanMall. Сегодня основной прирост приходится на будни, что связано с дачным сезоном — люди выезжают за город и на природу, отмечает Елена Соловьева, старший директор, руководитель отдела по управлению и сдаче в аренду торговой недвижимости компании Lynks Property Management (управляет «Южным»). Так, статистика будней здесь демонстрирует увеличение на 10,5%.
В конце апреля вместо магазинов испанской корпорации Inditex — Zara, Stradivarius, Pull & Bear, Bershka — в ТЦ «МЕГА» открылись, соответственно, Maag, Vilet, Dub, Ecru дубайской компании
«МЕГА»: разворот с Испании на Дубай и экспансия российских брендов
Начнем наш смотр казанских ТЦ с «МЕГИ». Из всех моллов столицы Татарстана она демонстрирует наибольшую степень обновления. В конце апреля вместо магазинов испанской корпорации Inditex — Zara, Stradivarius, Pull & Bear, Bershka — здесь открылись, соответственно, Maag, Vilet, Dub, Ecru дубайской компании. Одна из покупательниц на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, видит ли она разницу между старыми и новыми брендами, ответила: «По стилистике все равно понятно, что это Zara». Остается надеяться, что качество одежды будет получше, чем у испанской группы, которая в последнее время расстраивала торчащими нитками и полиэстером.
Из брендов Inditex в «МЕГЕ» раньше были также Oysho, Massimo Dutti и Zara Home. Площадь первого до сих пор пустует, на месте второго готовится к открытию магазин мужской одежды Henderson. А на территории третьего уже открылся турецкий магазин English Home: на родине у него более 290 точек, еще 110 за границей — в Греции, Болгарии, Румынии, на Украине и в Польше. В ответе пресс-службы «МЕГИ» на запрос «БИЗНЕС Online» отмечается, что это первый магазин сети в России.
Из брендов Inditex в «МЕГЕ» раньше были также Oysho, Massimo Dutti и Zara Home. Площадь первого до сих пор пустует, на месте второго готовится к открытию магазин мужской одежды Henderson
Также из нового — магазин ювелирных изделий Aurelis родом из Омска, обувной бренд Ralf Ringer. На фуд-корт переехал тот, что ранее находился в «Тандеме». Тренд на смену вывески на более лаконичную поддержал турецкий DeFacto — теперь он называется D&F. Недолго простоявший закрытым детский Mothercare стал Motherbear, а магазин тапочек Crocs стал Saboo.
Радует обилие баннеров, обещающих скорое открытие новых магазинов. Российский Love Republic, как заявлено на анонсе, будет «в новом концепте» по соседству с существующей точкой. На месте бывшего H&M — большущий магазин российского Lime, который также запускает линейку Lime Kids. Японский Uniqlo заменит новый бренд Just Clothes от российской компании Lady & Gentleman City (ей также принадлежат магазины Armani Exchange и Karl Lagerfeld в «МЕГЕ»). Кроме того, готовятся к открытию магазин женской одежды российского бренда Savage и мультибрендовый магазин спортивных товаров Amazing Red — в конце июня запуск сети анонсировала Inventive Retail Group, бывший партнер Nike.
«С появлением нового предложения на рынке и выходом новых игроков мы можем отметить положительную динамику [посещаемости] по итогам первой половины 2023 года», — рассказали нашему изданию в пресс-службе «МЕГИ» о первых итогах после смены арендаторов. В то же время руководство ТЦ продвигает площадку как место для досуга, особенно летом. Например, недавно приезжал «Упсала-цирк», прошла смена детского лагеря. На этой неделе со стороны ЖК «Победа» открылось пространство «Веранда» с кофейней, детской зоной и секонд-хендом «Свалка». 15 июля в ТЦ запланирован фестиваль воздушных змеев, 23 июля — фестиваль собаководов Dog Fest.
До сих пор пустует IKEA. Возле ее закрытых витрин развернулась выставка мебельного бренда DivanBoss, а детская игровая площадка в том же коридоре сейчас проходит процесс обновления. «Что касается помещения, которое занимала IKEA, все несколько сложнее, — комментирует Стрюкова судьбу 23 тыс. кв. м торговой площади. — Объективно говоря, аналогов данному магазину нет. В ближайшее время мы, вероятно, увидим попытки разной степени успешности дать рынку альтернативу. Пока более или менее интересной выглядит заявка Askona с их форматом Home, недавно открывшимся в ТРЦ Columbus в Москве». Накануне стало известно, что Askona находится с «МЕГОЙ» в стадии активных переговоров.
Количество пустующих площадей сократилось и в «Южном». На втором этаже открылись магазин брендовых кроссовок Simple Step, магазин спортивной одежды Bona
«Южный»: выставка роботов и новые резиденты
Количество пустующих площадей сократилось и в «Южном». На втором этаже открылись магазин брендовых кроссовок Simple Step, магазин спортивной одежды Bona. В том же коридоре рядом с Familia заработала точка с детской одеждой «Наштиле», а точно напротив еще только ждет открытия шоурум женской одежды One Store — это будет уже четвертая точка сети в Казани. Как рассказали в ТЦ, скоро откроется также меховой салон, магазин спортивного питания Fitness Formula и женская одежда Elis и Bright Shop.
Самое любопытное изменение произошло на месте бывшего H&M: на его площади с 25 мая по 16 июля проходит фестиваль роботов и нейросетей. В экспозиции представлены робопес, робот-гуманоид, робот-садовник, робот-танцор и др. — всего 85 объектов
На первом этаже, у главного входа, появился магазин профессиональной косметики Profcosmo, на фуд-корте корнер-кофейни Coffee Like сменил вывеску на Coffeerist. Самое любопытное изменение произошло на месте бывшего H&M: на его площади с 25 мая по 16 июля проходит фестиваль роботов и нейросетей. В экспозиции представлены робопес, робот-гуманоид, робот-садовник, робот-танцор и др. — всего 85 объектов.
Весной в ТЦ планировали установить медиаэкран в атриуме и обновить фонтан — эти задумки пока не воплотились в жизнь.
В начале июля в ТЦ «Кольцо» атмосферу немного разбавляла индийская ярмарка с ее яркими красками и запахами благовоний, но сомнительными товарами
«Кольцо»: темные коридоры и индийские благовония
По сравнению с другими ТЦ количество вакантных торговых площадей в «Кольце» кажется самым большим: журналист «БИЗНЕС Online» насчитал почти два десятка витрин, закрытых баннерами «Скоро открытие» без указания конкретного магазина, который может тут появиться. Поскольку эти витрины не освещаются, обстановка в коридорах «Кольца» даже немного мрачная. В начале июля атмосферу немного разбавляла индийская ярмарка с ее яркими красками и запахами благовоний, но сомнительными товарами.
Заметных обновлений в ТЦ за последние три месяца не произошло. По-прежнему оживленно выглядит фуд-корт гипермаркета Eurospar, который открылся здесь вместо «Эдельвейса»
Заметных обновлений в ТЦ за последние три месяца не произошло. По-прежнему оживленно выглядит фуд-корт гипермаркета Eurospar, который открылся здесь вместо «Эдельвейса». Территорию бывшего кинотеатра «КАРО» так и не распечатали, хотя планировали проводить там массовые мероприятия. Обещанная весной реновация тоже пока не началась.
В середине буднего дня в «Тандеме» было ожидаемо немноголюдно
«Тандем»: закрытие Calista и обновление Kari
В середине буднего дня в «Тандеме» было ожидаемо немноголюдно. Больше всего людей оказалось на третьем этаже, где расположились фуд-корт, кинотеатр и прочие развлечения. В больших магазинах — Gloria Jeans, Familia, BeFree, Zarina и других брендов масс-маркета — еще можно было встретить редких покупателей, но в маленьких продавцы скучали в одиночестве.
Развлекательный центр ZkidZ, закрывшийся в конце прошлого лета, так и не возобновил работу, но и не съехал
Корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил закрытым магазин женской одежды Calista: адрес казанской точки больше не упоминается на сайте бренда. Не работал магазин игрушек Toy.ru, и помещение рядом с ним сдается в аренду — раньше там находились «Дочки-сыночки». Развлекательный центр ZkidZ, закрывшийся в конце прошлого лета, так и не возобновил работу, но и не съехал.
В начале апреля обувной магазин Kari открылся вновь с обновленным интерьером. Что касается новинок, своего часа ждет дискаунтер «Галамарт», где будут продаваться различные товары для дома и сада, а также электроника, канцтовары и др.
В ТЦ KazanMall на месте норвежского Helly Hansen открылся Move — российский мультибренд городской одежды и обуви
KazanMall: российские мультибренды с «санкционным» Adidas и «восточка» от Васильчуков
KazanMall замещает ушедшие бренды новыми с похожим тематическим ассортиментом. На месте норвежского Helly Hansen открылся Move — российский мультибренд городской одежды и обуви в повседневном и спортивном стилях, где собраны Nike, Adidas, Puma, Reebok, тот же Helly Hansen и другие производители. К слову, все они покинули страну на фоне санкций, но параллельного импорта никто не отменял. Вот и вместо спортивного Adidas & Reebok Outlet скоро появится магазин Pro Sport с одеждой, обувью и аксессуарами мировых брендов. Магазин на сегодня имеет 6 филиалов в Екатеринбурге. Здесь же разместится российский Demix — собственный бренд сети магазинов спортивной одежды, обуви и инвентаря «Спортмастер».
Интересный ребрендинг случился и у американской обувной компании Crocs. Теперь на месте магазина вывеска с похожими зелеными буквами — Saboo
Интересный ребрендинг случился и у американской обувной компании Crocs. Теперь на месте магазина вывеска с похожими зелеными буквами — Saboo. На фуд-корте появилось сразу два заведения: фастфуд узбекской кухни «Пловберри» от звезд московского ресторанного бизнеса братьев Васильчуков и мексиканская кухня от казанцев Gazon, которым в феврале кирпичом разбили окно филиала на Декабристов. К слову, Gazon поселился на месте прилавка с мороженым от американской международной сети «Баскин Роббинс».
Традиционно летом на парковке «Парк Хауса» раскинулся парк аттракционов: несмотря на жаркую погоду, «Луна-парк» был заполнен детьми и их родителями
«Парк Хаус»: закрытие «Рив Гош», домашняя одежда и оживление в коридоре Inditex
Традиционно летом на парковке «Парк Хауса» раскинулся парк аттракционов: несмотря на жаркую погоду, «Луна-парк» был заполнен детьми и их родителями. Напротив главного входа в сам ТРЦ расположился российский магазин одежды Clever Wear — раньше на его месте находился магазин косметики и парфюмерии «Рив Гош». Также на первом этаже открылся шоурум казанского производителя домашней одежды Lillian’s. С конца марта начал свою работу MRK Parfum Club — бутик селективной парфюмерии, где можно приобрести духи и масла из Франции и Швейцарии. На фуд-корте также пополнения: открылась бургерная Burger One и новая кофейня «Шкаф».
На первом этаже открылся шоурум казанского производителя домашней одежды Lillian’s
Наибольшее внимание привлекает коридор, который раньше занимали бренды Inditex — Zara, Bershka, Pull & Bear и Stradivarius. По аналогии с «МЕГОЙ» их тоже сменили Maag, Dub, Ecru и Vilet. Покупатели, с которыми удалось поговорить корреспонденту «БИЗНЕС Online», в силу привычки продолжают называть магазины старыми именами, а большинству ценник кажется неоправданно высоким за среднее качество. Также они поделились, что стали реже посещать торговые центры. «Конечно, мы ходим реже. Просто денег стало меньше. Все можно купить, абсолютно все. Говорят: „Нет ничего“ — есть все! Просто нужны деньги», — поделилась покупательница Екатерина.
Весной у «Парк Хауса» сменился владелец. Европейский инвестфонд Atrium European Real продал сеть из 7 торговых центров одной из связанных с ним компаний «Рамо-М», они станут частью активов ГК «Ромекс», которую возглавляет известный предприниматель из Краснодарского края Алексей Прокопенко. Эксперты оценивают сделку в сумму в пределах 700 млн рублей за каждый ТЦ.
«Замещение идет за счет российских брендов»
По итогам первого полугодия доля свободных помещений в крупнейших ТЦ Казани сократилась на 3% фактически за счет открытия временно приостановивших свою деятельность арендаторов, говорит полпред РГУД Стрюкова. Доля, конечно, ничтожно мала — совокупный объем незанятых помещений в торговых центрах столицы РТ сейчас составляет порядка 60 тыс. кв. метров. Это площадь, соизмеримая с крупным региональным торговым центром.
«Несмотря на ожидания экспертов, замещение ушедших брендов большей частью идет не за счет новых турецких, индийских и прочих брендов, а за счет существовавших российских (Gloria Jens, Kari, Lime и прочих) и оставшихся иностранных брендов (New Yorker, Lichi)», — говорит Стрюкова о трендах в освоении пустующих площадей. Учитывая текущие темпы поглощения, при благоприятном раскладе можно говорить о сокращении числа «вакансий» на 5–7% до конца года, считает эксперт.
«Несмотря на ожидания экспертов, замещение ушедших брендов большей частью идет не за счет новых турецких, индийских и прочих брендов, а за счет существовавших российских (Gloria Jens, Kari, Lime и прочих) и оставшихся иностранных брендов (New Yorker, Lichi)», — говорит Стрюкова
Небольшие районные ТЦ по причине отсутствия сбежавших иностранных брендов тоже страдают от неполной загрузки. Так, в ТЦ «Московский» на улице Галимджана Баруди выставили на продажу 600 кв. м на первом этаже за 95 млн рублей. Основной трафик центру приносит фитнес-клуб «Максимус». В новом ТК «Академик» на улице Глушко с якорным продуктовым Spar в аренду сдают 63 «квадрата» за 1 тыс. рублей в месяц. В ТЦ «Порт» на выезде из Казани также есть местечко по соседству с дискаунтером Smart, где раньше находился «Ашан», — 75 «квадратов» по аналогичной цене с «Академиком».
Что предлагают в крупных ТЦ? «ГУМ» семьи Хайруллиных сдает 700 кв. м на 6-м этаже с террасой под кафе или офис. Раньше здесь находился ресторан «Дамас». Для такой большой площади цена ниже рынка по городу, 500 рублей за «квадрат». В соседнем ТЦ «Республика» на продажу выставлена площадь на общую сумму в 120 млн рублей. Скоро молл ждут реновации. Здесь обновят фасад и сделают пристрой в 430 «квадратов» для торговой галереи на улице Петербургской — проект одобрен комиссией при президенте РТ, осталось получить согласование на стройку.
Новых качественных торговых площадей в Казани с начала года не появилось, и в целом в России темпы ввода остаются низкими. По данным консалтинговой компании Nikoliers, за первые 6 месяцев 2023-го в стране было введено 77,2 тыс. кв. м, что на 11,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. 60% от общего объема приходится на Москву, а еще 40% — это четыре новых ТЦ в Шадринске, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Брянске.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.