На деток поколения Альфа не действуют старые методы воспитания, основанные на приказах и наказаниях. Родители с осознанным подходом к образованию выбирают детские сады, работающие по научной системе Марии Монтессори. В Монтессори-детсадах взрослый — не строгий ментор, а партнер, который помогает выявить интересы ребенка. Дети здесь изучают иностранные языки и космос, учатся различать голоса птиц, искать следы животных на снегу и даже готовить блинчики. Ценности Монтессори-педагогики во многом схожи с татарско-русским менталитетом, с его стремлением к уюту, чистоте и порядку в доме. В нашей подборке — 5 крутых детских садов, где практикуется метод Монтессори.
Сегодня система Монтессори распространилась по территории всей страны. Ежегодно проводятся фестивали Монтессори-сообщества в Москве, а также Монтессори-чтения в Санкт-Петербурге
Что такое метод Монтессори?
Система Монтессори появилась на стыке XIX–XX веков, она была разработана итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. Ее метод основан на идее свободного воспитания, естественном психологическом, социальном и физическом развитии ребенка.
В СССР система Монтессори была запрещена. В современной России она зародилась в Санкт-Петербурге (знаменитая школа Михайловой) и в Снежинске — это небольшой закрытый город в Челябинской области. Сегодня методика распространилась по территории всей страны. Ежегодно проводятся фестивали Монтессори-сообщества в Москве, а также Монтессори-чтения в Санкт-Петербурге.
В Татарстане Монтессори – детские сады стали открываться 10 лет назад. В числе пионеров оказались дошкольный университет «Мозаика-republic» и Монтессори центр «Индивид.Ум». Сегодня также успешно работают на рынке казанский центр образования «Глобус» и экосад «Hi-гора» (в Высокогорском районе). А два года назад при поддержке «Татнефти» был открыт детский сад «Каракуз» в Альметьевске. Нефтяная компания много внимания уделяет развитию дошкольного образования — в рамках проекта «Татнефть и детство. Диалог с будущим» Монтессори-методика с 2020 года внедряется даже в обычных муниципальных детсадах нефтеграда.
«Если вы придете в наш сад, вы спросите: «Почему у нас так тихо?» У ребенка всегда есть дело»
«Помоги мне сделать это самому»
Девиз метода Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». «Это метод научной педагогики, позволяющий учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития», — объясняет основатель и директор школы «Индивидум» Евгения Ардашева.
Взрослый по-Монтессори выступает не в роли наставника, а в роли партнера, его задача — выявить интересы ребенка и обеспечить ему благоприятную среду для занятий. «Работа по методике Монтессори — это постоянное наблюдение, видение закономерностей того, что происходит в классе», — говорит основательница детского сада «Мозаика-republic» и соучредитель экосада «Hi-гора» Диляра Залялиева. В Монтессори-педагогике учит не учитель, а среда, а учитель — это часть среды.
В Монтессори – детском саду самые маленькие дети могут называть взрослого по имени или даже просто апой. Это не только помогает общаться наравне, порой малышам тяжело выговорить сложное имя воспитателя (вроде «Фирдауса Файзрахмановна»).
Монтессори-дети не стесняются высказывать свое мнение, они точно знают, чего хотят, и легко общаются со взрослыми. Неслучайно в Монтессори – детских садах проводят «круги» — беседы, в ходе которых дети обсуждают с педагогами самые разные темы. В саду ребят постоянно спрашивают, чем они хотят заниматься, что хотят поесть.
Залялиева считает, что методика очень подходит современным детям, которые сильно отличаются от старшего поколения. Они более независимы и открыты, и на них совершенно не действуют устаревшие методы воспитания, основанные на приказах и наказаниях за проступки.
Но вседозволенность не означает анархию. В школах Монтессори действуют строгие правила. «Если вы придете в наш сад, вы спросите: „Почему у нас так тихо?“ У ребенка всегда есть дело. Есть правило: когда один ребенок работает, другой ему не мешает», — рассказывает заведующий альметьевским детским садом «Каракуз» Елена Макарова.
Монтессори-педагогика подходит абсолютно всем детям, но не всем родителям. «Для того чтобы методика имела успех, важно поддержание принципов методики дома. «Будет не очень хорошо, если в саду ребенок воспитывается по одной методике — ему дают свободу выбора и в целом практикуется более демократичный подход, а дома используют жесткий директивный метод воспитания», — считает Залялиева.
Родители должны больше погружаться в изучение основ системы Монтессори, а не делать выводы о методике, начитавшись ерунды из интернета. «Если родители видят, что эта методика подходит им по темпераменту, по идеологии семьи и они ее выберут, то это будет большим поворотом в воспитании личности ребенка», — уверена наша собеседница.
Интерьер Монтессори-класса приближен к домашнему
«Монтессори-педагогика схожа с татарско-русским менталитетом»
«Монтессори-педагогика схожа с татарско-русским менталитетом, например, в части стремления к чистоте и порядку в доме. В Монтессори-педагогике все, чем ребенок попользовался, он убирает и моет за собой сам, — рассказывает Макарова. — В Татарстане многие семьи живут кланово, почитаются рода. В Монтессори-педагогике как раз практикуются разновозрастные группы с детьми от 3 до 6 лет. Одни учатся у старших, другие заботятся о младших. Это очень похоже на семью».
Интерьер Монтессори-класса приближен к домашнему. «Кроме полок и стеллажей с материалами, в группе (классе) есть мягкая мебель, кухонный гарнитур, места для уединения с удобными креслами, торшерами, бра, а также рамками с фото детей и их семей», — поясняет заведующий детсадом «Каракуз». Татарский язык в Монтессори-садах тоже изучают, обучение ведется по местным образовательным программам.
Помещение для занятий в Монтессори-саду разделено на пять зон. В первой зоне под названием «Жизненная практика» дети моют руки, посуду, стирают небольшие вещи, чистят предметы, то есть совершенствуют свои навыки по самообслуживанию, а также учатся заботиться об окружающей среде. Во второй зоне «Сенсорное развитие» они работают с материалами для развития органов чувств, там ребенок оттачивает свое восприятие цвета, размера, веса, шума и запахов.
В третьей, математической, зоне дети знакомятся с абстрактными математическими понятиями, учатся счету. В языковой зоне происходит обучение чтению и письму. В пятой, космической, зоне ребята изучают окружающий мир. На помощь им приходят карты, глобусы и многочисленные материалы по изучению растений, насекомых, животных.
Во многих детсадах есть живой уголок, в котором дети ухаживают за животными, где-то есть даже парник, где ребята выращивают урожай. Имеется настоящая детская кухня, где воспитанники совместно с педагогом постигают азы кулинарного искусства — от нарезания яблока до приготовления блинчиков, смузи и даже шарлотки.
— Запрещены критика и запреты. Ребенок может допускать ошибки в обучении. На освоение навыков каждому ребенку требуется разное количество времени.
— Дети сами выбирают виды деятельности и занимаются в той «зоне», где им интересно в текущий момент.
— Важна определенная расстановка материалов в классе и почти маниакальный порядок. Все предметы в игровой комнате расположены так, чтобы дети могли до них дотянуться и взять самостоятельно. При этом каждый предмет есть только в одном экземпляре, с ним играет тот ребенок, который взял его первым, если малыши не договорились об ином. Ребенок должен научиться ждать, пока другой закончит заниматься и положит предмет на место.
— Детям позволяется передвигать мебель и выбирать себе удобное место, при этом важно стараться производить как можно меньше шума, чтобы не мешать другим.
— Большинство занятий направлено на развитие мелкой моторики и чувств (обоняние, осязание, вкус, слух), так как Монтессори считала, что это способствует развитию интеллекта, речи, памяти и внимания. В некоторых садах Монтессори присутствует фарфоровая посуда, дающая навык обращения с хрупкими предметами и понимание их ценности.
— Работы педагога второстепенна, его задача — заинтересовать ребенка и помочь ему развиваться, не навязывая своего мнения.
— По технологии Монтессори пространство играет очень важную роль. В помещении должно быть светло, просторно, оформление выдерживается в спокойных тонах. Каждая зона содержит материалы, необходимые для развития соответствующих навыков. Даже для самых маленьких ребят все предметы располагаются на уровне глаз, приглашая к действию.
«Монтессори — это эстетика и красота. Каждый материал должен очень красиво лежать и привлекать ребенка, чтобы ему хотелось его взять»
Почему Монтессори-группы дороже?
Дидактическим материалам в методе Монтессори уделено очень большое место. У самой Марии Монтессори это были простые шнурки, бусины, кубики, палочки или лоскутки ткани с разными фактурами. В наше время используются более усовершенствованные материалы, но основные принципы те же.
Монтессори-сады обычно стоят дороже, чем классические группы. Во-первых, образовательная среда сама по себе очень дорогая. Из подручных материалов можно создать класс для детей до трех лет. А дальше требуются специальные материалы, выверенные по размеру и по цвету, некоторые очень сложны в изготовлении, говорят специалисты. К тому же эстетичнее выглядят материалы, когда они изготовлены на профессиональном оборудование, в едином стиле и цветовой гамме. Раньше все это закупалось за границей, сегодня имеется три хороших российских производителя (в Омске, Санкт-Петербурге и в Ростове-на-Дону). «Монтессори — это эстетика и красота. Каждый материал должен очень красиво лежать и привлекать ребенка, чтобы ему хотелось его взять», — говорит Залялиева.
Во-вторых, в классе больше педагогов на то же количество детей, чем в обычном детском саду. Их обучение стоит недешево. Раньше педагоги ездили постигать азы методики за границу — в Германию, Голландию, Испанию, но сегодня это стало практически невозможно. К счастью, в Москве есть две шикарные Монтессори-школы для педагогов: Международная Ассоциация Монтессори (АMI) и Международный институт Монтессори-педагогики (МИМП). Нельзя научиться методике только по книжкам или онлайн-курсам, огромное значение имеет работа с детьми.
В-третьих, воспитатели-Монтессори — это обычно молодые женщины, которые часто уходят в декрет, поэтому руководству детских садов постоянно приходится приглашать новых педагогов и оплачивать их обучению по системе Монтессори. Все эти факторы напрямую влияют на стоимость обучения; как следствие, Монтессори-педагогика в России развивается непросто. Ведь при принятии решения о том, чтобы записать ребенка в Монтессори-сад, должны сойтись воедино не только прогрессивные взгляды родителей, но и их финансовые возможности.
Владельцы Монтессори-садов уверены, что в Татарстане обязательно должна быть создана Монтессори-школа. Эта школа опирается на психофизиологические законы развития ребенка, чего нельзя сказать о традиционной системе обучения. Например, у подростков резко снижается продуктивность запоминания в силу физиологических и психологических причин, при этом школа, наоборот, увеличивает объемы текстов, необходимые для запоминания, что приводит к возрастанию числа школьных стрессов у детей и к другим негативным последствиям. В начальной школе, когда ребенку важна наглядность и опора на сенсорное обучение, произошел переход к абстракции. В результате дети заучивают, но не понимают.
В Монтессори-классах при изучении материала упор делается на понимание через чувственный опыт, через создание условий для практической реализации полученной информации. Детей учат самостоятельно добывать информацию, часто не давая готовых ответов. Этот механизм обучения очень важен в современных условиях, так как найти информацию не составляет труда, а вот умение ее грамотно использовать — это редкий навык, формированию которого уделяется большое внимание в системе Монтессори. Да и учителю традиционной школы принять ребенка, который зачастую знает больше своих сверстников, умеет высказывать свое мнение, работать самостоятельно, очень непросто.
Глобальная учебная станция — в сердце Казани
Казань, улица Баумана, д. 7/10
Телефон: +7 (843) 249–00–53
Университет для дошколят — «Мозаика-republic»
Казань, ул. Салиха Батыева, д. 3, ЖК «Изумрудный город»
Телефон: +7 (987) 290-95-02, +7 (987) 296-01-42
Хай, Высокая Гора! Экопарк с мини-фермой и дендрарием
станция Высокая Гора, ул. Вторая Зеленая, д. 4
Телефон: +7 (917) 397-93-93; +7 (960) 041-69-69
«Каракуз»: Монтессори-оазис в нефтеграде
Альметьевск, ул. Заслонова, д. 9а, ст. 2
Телефон: 8 (855) 338-75-15
«Индивид.Ум»: и с мамой, и самостоятельно
Казань, ул. Аделя Кутуя, 110д, корпус 1
Телефон: +7 (917) 878-03-46, +7 (917 )263-05-55
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.