Один из узбекских телеграм-каналов опубликовал видео из священного Самарканда, на котором девушки в купальниках вытанцовывают перед толпой молодых людей, в том числе в стиле тверк. Такое поведение местных жительниц многим их согражданам показалось неприемлемым. Востоковед и постоянный автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов рассказывает о том, чем закончилась эта история, а также об особенностях религиозного возрождения в Узбекистане.
Времена и нравы
В Узбекистан пришла чилля. Так в народе называют 40-дневный период безветренного летнего зноя, когда жизнь замирает, а все живое прячется в тень в поисках спасительной прохлады. Обычно в это время включается режим информационной тишины, но не в этот раз. Вся страна обсуждает эротический скандал, разразившийся не где-нибудь, а в священном Самарканде.
Вполне обычная для любого европейского города картина взбудоражила умы граждан Узбекистана, население которого почти на 90% состоит из мусульман, пусть и этнических. «О времена! О нравы!» — восклицают защитники моральных устоев. Но что же случилось?
А случилось и в самом деле что-то невообразимое для традиционного узбекского общества. Один из местных телеграм-каналов опубликовал видео с открытия аквапарка в Самарканде, на котором девушки в купальниках вытанцовывали перед толпой молодых людей замысловатые па, в том числе и в стиле тверк. Напомним, речь идет не о релокантах или туристах, а о местных жителях.
Автор ролика снабдил видео гневной подписью: «Это не Европа, а наш Самарканд», — добавив тег «ужас». Видео быстро набрало почти 130 тыс. просмотров и свыше 3 тыс. комментариев, в основном осуждающего характера. «Бал сатаны», «Позор!», «Пусть их поглотит могила!», «Астагфируллах… Не может быть. Не хочется верить — это не узбеки», — это еще наиболее безобидные из них. Некоторые комментаторы не ограничились письменными сообщениями, а прикрепили аудиосообщения, в которых попытались растолковать, в чем греховность подобных проступков.
Хотя было и меньшинство, которое задавало вполне резонные вопросы. Например: «А что делал автор ролика в таком месте, где все полуголые и демонстрируют друг другу пупки и колени открытые?» Или: «У нас светская страна. Если кому-то что-то не нравится или задевает ваши религиозные чувства, не ходите в такие места, в чем проблема? У нас есть государственные законы, и не надо их путать с религиозными. Почему-то у нас в последние годы пускают на самотек происходящую радикализацию в обществе».
В любом случае ролик вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Возмущенная общественность потребовала наказать «бесстыдников». Правоохранительные органы не могли не отреагировать.
В пресс-службе УВД Самаркандской области сообщили, что были грубо нарушены правила проведения массовых мероприятий с участием около 2 тыс. человек. «Установлено, что на мероприятии группа танцовщиц проигнорировала правила поведения в обществе, исполняя неприличные танцы в полуголом виде», — говорится в сообщении. В отношении организатора мероприятия были оформлены документы и переданы в уголовный суд района для принятия законного решения, отметили в УВД.
«Исполнительницы неприличных танцев прошли осмотр на кожно-венерологические болезни, у них взяты анализы крови на проверку наличия СПИДа и ВИЧ, с ними проведена разъяснительная работа», — сообщили в управлении.
«Когда бьют женщин, убивают животных, ваши сотрудники молчат или делают «строгий хайфсан»
Все могло быть еще хуже, но за девушек вписался популярный в Узбекистане блогер, автор 30-тысячного телеграм-канала «Эффект Макаренко», 35-летний Никита Макаренко. Он известен в стране тем, что проталкивает западную повестку дня, переживает за велодорожки, парки, экологию. А власти чуть ли не с микроскопом изучают посты местного урбаниста и немедленно реагируют.
«Посмотрел я эти „самаркандские танцы“ в бассейне. Ну ведь там же абсолютно ничего нет противоправного. Ну ничегошеньки. Ни грамма. Девушки даже не в бикини. В глухих купальниках. Просто танцуют, — пишет Макаренко. — Позор УВД Самаркандской области. Просто позор».
«Когда бьют женщин, убивают животных, ваши сотрудники молчат или делают „строгий хайфсан“ (выговор). А как притеснять женщин — так вы первые в очереди. Вы обязаны были возбудить дела в отношении тех, кто порочил честь и достоинство этих женщин. На экстремистов. А вы их защищаете. Позор», — возмущается Макаренко в своем телеграм-канале.
Его беспокоит тот факт, что население страны становится все более и более религиозным. Еще не утих скандал с магазином нижнего белья Milavitsa в Ташкенте — и вот уже новый. В предыдущем случае в сети также распространилось видео, где возмущенный автор критиковал витрину магазина с полуодетыми фотографиями моделей. По мнению мужчины, такие фото могут растлить сознание школьников. В ролике мужчина призывал власти принять меры в отношении магазина. Автор обратился к районной администрации и заявил: «Их несовершеннолетние дети тоже проходят по этой дороге».
В результате фотографии моделей с витрины убрали, а обрадованный мужчина записал новое видео, поблагодарив местные власти. По его словам, фотографии «этих проституток» убрали, а с владельцем магазина провели «разъяснительную беседу».
Макаренко также широко освещал эту тему, в итоге автор видео, критиковавший магазин Milavitsa, был найден и оштрафован «за распространение религиозных материалов вопреки законодательству Республики Узбекистан».
ГУВД Ташкента также сообщило, что «в Узбекистане недопустимо судить других по своим личным религиозно-нравственным взглядам, а также каким-либо образом вмешиваться в соблюдение норм и правил поведения в обществе. Любые подобные действия будут строго преследоваться по закону».
Проблема традиционных обществ заключается в том, что табуирование подобных тем вовсе не значит, что в самом обществе все идеально и ничего не происходит. Одно из ведущих интернет-изданий в Узбекистане Gazeta.uz отмечает, что в последние годы увеличилось количество преступлений против половой свободы несовершеннолетних и женщин. В частности, в 2019 году количество осужденных за сексуальные контакты с подростками в возрасте до 16 лет составило 99, а в 2022-м — уже 238 человек. В 2019 году количество лиц, вступивших в половую связь с детьми в возрасте до 14 лет, составило 52 человека, в 2022-м — уже 73 человека. Насилия в отношении женщин также хватает.
Все это вынудило власти весной этого года внести поправки в УК страны и резко ужесточить законодательство по всем этим пунктам. Кроме того, Узбекистан стал первой страной в Центральной Азии, где домашнее насилие стало являться уголовным преступлением.
Визит президента Турции Сулеймана Демиреля (второй слева) в Узбекистан в годы дружбы и сотрудничества (1996 год)
От Каримова до Мирзиеева
Усиление религиозных настроений в обществе — это результат свобод последних лет. При Исламе Каримове было все не так. За почти 30-летний период его правления люди привыкли к тому, что религиозная сфера находилась под жестким контролем властей и силовых структур.
Президент Каримов, несмотря на свой атеистический бэкграунд, в принципе, не был ярым противником мусульманской религии. Любимая его поговорка: не разрушай старый дом, не построив нового. При нем начался процесс религиозного возрождения, но с уклоном в традиционный для местных мусульман вариант с поклонением могилам суфийских святых, почитания народных традиций, обычаев и т. д. Не только он, даже коммунисты за 70 лет советской власти не смогли отучить местное население от этого «дурмана».
Но внезапное усиление и рост популярности ряда исламистских организаций в середине 1990-х он воспринял как личный вызов, угрозу своей власти. Все эти движения были жестко подавлены, лидеры брошены в тюрьмы или уничтожены. На этом же фоне резко испортились отношения с арабскими странами, Ираном и Турцией, которых Каримов подозревал в финансировании радикальных группировок.
Этими же причинами объяснялось и ужесточение норм законодательства в религиозной сфере, смягчением которого занялся нынешний лидер Узбекистана Шавкат Мирзиеёв. В свое время было введено много ограничений, вплоть до «борьбы с бородами». Например, за «вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а равно обучение их религии вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих» можно было получить 3 года тюремного срока. «Нарушение правил проведения религиозных собраний, уличных шествий и других церемоний культа» наказывалось штрафом в размере от 50 до 75 минимальных размеров заработной платы или арестом до 6 месяцев либо лишением свободы до 3 лет. За преподавание религиозных вероучений без специального религиозного образования и без разрешения центрального органа управления религиозной организации, а равно преподавание религиозных вероучений в частном порядке можно было также загреметь на стандартные 3 года. Не были забыты и миссионеры: «Обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм) и другую миссионерскую деятельность» также «исправляли» в местах не столь отдаленных. Именно тогда и был введен размытый пункт о «культовых одеяниях».
Все это осталось в прошлом…
Угрозы блогеру Макаренко
В адрес блогера Макаренко начали поступать угрозы после того, как он вступился за самаркандских девушек. Основной посыл — нечего диктовать нам здесь свои правила, езжай туда, где это нормально, а еще лучше, отправляйся «защищать родину предков».
Но власти и в этот раз не оставили этот вопрос без внимания. Министерство внутренних дел Узбекистана начало служебную проверку в отношении действий сотрудников УВД Самаркандской области, которые вызвали «резкое недовольство общественности», сообщил пресс-секретарь МВД Шохрух Гиясов.
Он опроверг информацию о том, что женщины, участвовавшие в праздновании открытия аквапарка «Вавилон» в Самаркандском районе, были обследованы на кожно-венерические заболевания и их обязали сдать анализы крови на СПИД/ВИЧ. По его заявлению, эта информация была опубликована пресс-секретарем УВД области Ж. Сагдуллаевым «поспешно» и «без полного изучения ситуации».
История с «грязными танцами» закончилась благополучно. Но она стала своего рода маркером стремительно меняющегося узбекского общества. Что делать? Нельзя ломать сложившиеся веками традиции, но и останавливаться на пути реформ тоже нельзя. Что скажет Европа, Америка? Не обвинят ли в отсутствии демократических ценностей? Надо выбрать золотую середину, но кто знает, как ее ровно отмерить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.