Своего рода международным днем открытых дверей, который обычно вузы проводят для своих потенциальных абитуриентов, оказался стартовавший сегодня в столице РТ форум «Формируя будущее» с участием представителей 30 с лишним министерств образования разных стран. Организаторы изначально заявляли, что цель мероприятия — показать успехи отечественной системы и предложить иностранцам передовой опыт РФ, и не обманули, из уст отечественных спикеров самого высокого ранга звучали дифирамбы в адрес наших школ, колледжей и педвузов. О том, кто из министров образования был наиболее заинтересованным человеком на выставке форума, как Рустам Минниханов появился на саммите после обеда и сколько в России педвузов, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Сегодня Татарстан на два дня стал центром международного образования — республика принимает форум «Формируя будущее»
«Сейчас коллеги будут подходить, вы им презентуйте»
Кажется, скоро Татарстан будет сложно представить без регулярных и разнообразных международных саммитов, так же как без чак-чака, Сабантуя и хоккейных побед «Ак Барса». На этот раз столица РТ на два дня стала центром международного образования — здесь проходит форум «Формируя будущее». С самого утра IT-парк им. Рамеева собрал в своих стенах представителей образовательной системы из 30 с лишним дружественных стран: Египта, Катара, Мали, Кубы, ОАЭ и др.
Одна из целей форума, как заявляли организаторы, — продемонстрировать успехи отечественной системы образования и предложить иностранцам передовой опыт России. Демонстрировать начинали сразу на входе с выставки — стенды российских образовательных организаций расположились на первом и втором этажах. В их числе, например, был полилингвальный комплекс «Адымнар», КФУ, международный центр компетенций Казанского техникума информационных технологий и связи, Российский университет дружбы народов, АНО «Институт отраслевого питания», московский полилингвальный детский сад, всероссийский детский центр «Орленок» и другие.
Некоторые делегации действительно очень внимательно осматривали выставку. К таким можно отнести министра образования во временном правительстве Афганистана, сформированном запрещенным в РФ движением «Талибан»*, Нада Мухаммеда Надима
Некоторые делегации действительно очень внимательно осматривали выставку. К таким можно отнести министра образования во временном правительстве Афганистана, сформированном запрещенным в России движением «Талибан»*, Нада Мухаммеда Надима и его сопровождающих, которые по несколько минут стояли у стендов.
«Мы приехали на форум с большими ожиданиями, — поделилась с журналистами министр высшего образования Республики Куба Вальтер Балуха Гарсия. — Сейчас на Кубе происходят важные реформы в системе образования. Мы хотим создать инновационную систему, в которой дети могли бы развиваться с раннего возраста. Развиваться так, чтобы быть компетентными в высоких технологиях, в изучении русского языка. Но при этом чтобы они могли возвратиться на родину и помогать нам в раскрытии талантов».
Министр высшего образования Республики Куба Вальтер Балуха Гарсия
Красоты и приятных запахов выставке придавал стенд «Артека», а точнее небольшие букетики лаванды, которые представители международного детского центра раздавали своим гостям. Чуть позже они вынесли несколько корзин с мороженым в стаканчиках, чем еще больше покорили сердца участников. Сам «Артек» сейчас готовится к 100-летнему юбилею, который будет отмечаться в 2025 году. «Очень надеемся на прием в Кремле с участием, так же как и здесь, министров образования, губернаторов и глав регионов. Рассчитываем на прибытие каких-нибудь иностранных делегаций, — поделилась начальник единого контактного центра Елизавета Молчанова. — Также надеемся на выставки в городах субъектов, чтобы на улицах были определенные постаменты с информацией о нашем центре».
К 10 часам в IT-парк начали прибывать высокие гости. «Это только начало», — успел сказать «БИЗНЕС Online» чуть запыхавшийся глава минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин, спешивший встречать министра просвещения РФ Сергея Кравцова. Тот в свою очередь по-хозяйски пробежался по выставке, останавливая руководителей организаций от желания представить ему свою организацию. «Вы не нам презентуйте. Сейчас коллеги будут подходить, вы им презентуйте», — советовал он.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, прибывший следом, уделил немного времени части стендов. Вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов презентовал ему Университет Иннополис и передовую инженерную школу. «Основная задача передовой инженерной школы Университета Иннополис — это решение фронтирных технологических задач, разработка пяти инновационных систем, которые помогают айтишникам писать код…» — рассказывал Шайхутдинов. А ректор Набережночелнинского государственного педагогического университета Альфинур Галиакберова поведала, что в вузе разработали цифровой симулятор педагогической деятельности. «Студент, перед тем как пойти на практику, проходит этот симулятор на умение провести урок в виртуальном классе», — отметила она.
Сергей Кравцов по-хозяйски пробежался по выставке, останавливая руководителей организаций от желания представить ему свою организацию
«Эта республика — пример того, как объединяются разные подходы»
Пленарное заседание началось традиционно с выступления народных коллективов и видеообращения президента РФ Владимира Путина. Глава государства назвал человека и его знания главной движущей силой развития в ХХI веке. Важно, по его словам, чтобы во всех странах люди имели равные возможности для реализации своего таланта, поэтому государства должны гарантировать доступность образования. «За последние 20 лет в нашей стране проведена модернизация всей системы образования. И такая работа, донастройка образовательных программ, постоянно продолжается с учетом растущих запросов молодежи, стремительных общественных, экономических, технологических изменений в мире и, конечно, тех новых масштабных задач, которые мы решаем в рамках национальной повестки развития», — отметил российский лидер.
Кроме того, Россия открыта для сотрудничества в сфере образования, готова «щедро делиться» достижениями в области отечественной педагогики. «Такой живой, честный обмен идеями, оригинальными подходами очень важен, — сказал Путин. — При этом считаем недопустимым, когда суверенным государствам порой грубо и бесцеремонно навязывают, пытаются навязывать какие-то чужие шаблоны, в том числе в сфере образования и воспитания».
Модерировать сессию предстояло министру Кравцову. Вместе с ним на сцену вышли Фальков, помощник президента РФ Андрей Фурсенко и государственный советник РТ Минтимер Шаймиев. Впрочем, первый президент Татарстана не проронил ни слова.
Для того чтобы встретить новую эпоху во всеоружии, «мы должны хорошо учиться», уверен Фурсенко, причем независимо от возраста
Трехчасовую череду выступлений начал экс-глава федерального минобрнауки. Фурсенко констатировал: «Мы приехали на очень интересное мероприятие». После чего нынешний помощник президента РФ покритиковал расхожее мнение, согласно которому в Китае в качестве проклятья звучит выражение «чтобы ты жил в эпоху перемен». Фурсенко считает, что это совершенно не соответствует нынешней Поднебесной: «Это страна, которая меняет мир, умеет жить в динамичной сфере». А нынешние глобальные перемены в мире — это прежде всего уникальная возможность.
Для того чтобы встретить новую эпоху во всеоружии, «мы должны хорошо учиться», уверен Фурсенко, причем независимо от возраста. Основной проблемой же современного общества, мешающей его развитию, оратор назвал наличие, вернее, отсутствие «квалифицированных кадров», на их воспроизводство и должна быть нацелена российская система образования, одновременно с этим «сохраняя самобытность и самостоятельность». В данной связи он похвалил Татарстан. «Эта республика — пример того, как объединяются разные подходы, разные знания, взгляды», — считает Фурсенко.
«Зачастую страны, которые привыкли, как говорится, верховодить, вместо того чтобы заниматься своей системой образования, просто начинают работать в качестве пылесоса, вытаскивая лучших людей, которые воспитаны и образованы в других странах. Вытаскивая их к себе, — констатировал бывший министр образования и науки России. — И таким образом пытаясь увеличить разрыв между своими возможностями и возможностями других стран. Мы это знаем, мы к этому готовы. Я думаю, главная наша задача — это не только создавать хорошую систему образования, но и вместе с нашими коллегами из промышленности, самых разных сфер создавать привлекательные рабочие места».
Кравцов около 20 минут расхваливал современное отечественное образование, предлагая гостям из третьего мира познакомиться с различными наработками
«Такого нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться с вами этой технологией»
Нынешний министр просвещения РФ Кравцов начал с философского размышления: «Быть министром образования любой страны — это, с одной стороны, важно, но, с другой — каждый у нас понимает в образовании и футболе. Поэтому, конечно, приходится сталкиваться и объяснять, отстаивать определенные позиции, чтобы образование в каждой стране было самым лучшим». После чего сообщил, что в Казань приехали министры и представители профильных ведомств из 30 стран, еще 10 государств участвует в мероприятии в режиме видеоконференции.
Далее Кравцов около 20 минут расхваливал современное отечественное образование, предлагая гостям из третьего мира познакомиться с различными наработками, собственно стараясь решить ту цель, которую ставили перед собой организаторы форума. Причем состояние российского образования в его устах выглядело неким прекрасным оазисом посреди пустыни. Впрочем справедливости ради все последующие спикеры из России пытались также создать именно такой образ.
«Советская система образования в свое время была признана одной из лучших в мире. И те традиции, которые сохранились в советской системе образования, научной школе, инженерном образовании, сегодня мы развиваем», — констатировал Кравцов, сообщив, что в нашей стране сегодня 18 млн школьников и 40 тыс. школ.
Далее он принялся расхваливать ЕГЭ: «Это очень высокотехнологичный экзамен по 13 предметам, бланки печатаются непосредственно в аудитории, обрабатываются. И 600 тысяч результатов фактически школьники через 10 дней узнают в своих кабинетах. Такого нет ни в одной стране мира. Я сам 6 лет возглавлял Рособрнадзор. Мы готовы делиться с вами этой технологией». Также российский министр пообещал дружественным странам помощь в подготовке их команд к международным школьным олимпиадам.
Кравцов принялся расхваливать ЕГЭ: «Это очень высокотехнологичный экзамен по 13 предметам, бланки печатаются непосредственно в аудитории, обрабатываются. И 600 тысяч результатов фактически школьники через 10 дней узнают в своих кабинетах. Такого нет ни в одной стране мира»
Воспитательная работа в наших школах идет в соответствии с «традиционными ценностями», подразумевающими «уважение к старшим и другим странам», чему помогает и выстроенная система «безопасного интернета». 60% воспитанных на традиционных ценностях школьников далее идут в колледжи, где, по версии Кравцова, «за 2,5 года из них готовят высококлассных специалистов». Причем промышленные предприятия непосредственно курируют колледжи, в этом вопросе министр отметил и Татарстан. В свою очередь наши педвузы готовы курировать подготовку учителей в других странах. По словам Кравцова, в системе минпросвещения России работает 34 педвуза и на казанском форуме за каждым из них закреплена одна из стран-участниц, что может сделать обмен опытом и методикой еще более успешным.
Его коллега по федеральному кабинету министров Фальков начал с реверанса в адрес властей Татарстана, поприветствовав собравшихся в столице «одного из самых динамично развивающихся регионов России». После чего сообщил, что его ведомство, выстраивая отношения с другими странами, опирается на такие документы, как Концепция гуманитарной политики России за рубежом и Концепция внешней политики РФ.
«Россия совершенствует систему высшего образования, данный процесс давно назрел, и он отвечает текущим и прогнозируемым запросам рынка труда и ключевых работодателей», — сообщил Фальков. Затем практически все выступление министра сводилось к тому, что он зазывал представителей стран – участниц казанского саммита отправлять своих студентов учиться в Россию.
в России сейчас учатся 350 тыс. иностранных студентов, причем квота для иностранцев, получающих образование бесплатно, за последние три года выросла вдвое — с 15 тыс. до 30 тысяч
«Уважаемые коллеги, понимаем, что качественное образование ценится во всем мире. В этой связи наша система меняется в соответствии с вызовами времени, становится все более современной и гибкой, вбирая все лучшее, что было в нашей стране, а также оценивая лучшие практики, которые есть в мире», — закрепил Фальков уже высказанную мысль и обратился к главному: — Однако, несмотря на планируемую трансформацию, мы в полной мере обеспечим интересы студентов, прежде всего иностранных. Все вопросы признания российского образования за рубежом продолжат решаться максимально оперативно на основе 70 действующих договоров в области взаимного признания образования, квалификации и ученых степеней. А это и есть юридическая основа для признания образования». Кстати, из этих 70 стран 29 представляют Африку, 15 — Европу, 13 — Азию. Вместе с тем, по словам Фалькова, еще 50 подобных двухсторонних договоров находится в состоянии разработки.
И еще немного занимательной статистики от министра, приветствовавшего «академическую мобильность»: в России сейчас учатся 350 тыс. иностранных студентов, причем квота для иностранцев, получающих образование бесплатно, за последние три года выросла вдвое — с 15 тыс. до 30 тысяч.
Давали слово и иностранным гостям. Правда, согласно программе, им выделяли всего по пять минут
«Это позволило нам снизить количество заболеваний желудочно-кишечного тракта у несовершеннолетних»
Далее глава Рособрнадзора Анзор Музаев докладывал уже более подробно о развитии и преимуществах единого госэкзамена, заммэра Москвы Анастасия Ракова поведала о цифровизации системы образования столицы, а первый зампред комитета Совфеда по соцполитике Ольга Забралова рассказала об опыте открытия русской школы им. Примакова в Абу-Даби. Давали слово и иностранным гостям. Правда, согласно программе, им выделяли всего по пять минут.
По словам министра образования и высшего образования Катара Бутайны бинт Али Аль-Джабр Аль-Нуайми, образование на современном этапе требует внедрения самых прогрессивных технологий, в том числе искусственного разума. «Мы прилагаем большие усилия по внедрению искусственного разума в нашу область образования, — рассказала она. — Мы также развиваем профессиональное образование по ряду самых современных специальностей, которых требует наш национальный рынок. Мы разрабатываем сетку программ, основываем специальные школы, где уделяется повышенное внимание обучению современным технологиям».
Тут Кравцов обратил внимание, что ни он, ни Фальков не говорили об искусственном интеллекте. «Мы считаем, что здесь надо аккуратно смотреть. Конечно, возможности информационных технологий, искусственного интеллекта используют. Но требуется отдельное обсуждение, чтобы здесь мы не навредили», — заметил он.
После перерыва настала очередь хвалиться и Татарстану. Как раз к этому времени подоспел президент РТ Рустам Минниханов. Татарстан, по его словам, — это крупный научно-образовательный центр России, он насчитывает 127 организаций научного комплекса, 45 высших учебных заведений, в которых учатся 143 тыс. студентов. «Консолидированный бюджет отрасли в Республике Татарстан с 2010 года вырос почти в 4 раза и составляет 120 миллиардов рублей. Это достаточно большие средства. Кроме этого, есть еще и программы строительства школ, детских садов, ремонта образовательных организаций, оснащение их оборудованием, реализация отраслевых программ и, конечно, совершенствование системы подготовки кадров», — отметил Минниханов.
Более подробно опыт работы Татарстана раскрыла вице-премьер Лейла Фазлеева. Она отметила, что за три последних года построено 26 школ и 48 детских садов, отремонтировано 955 образовательных организаций, 542 дошкольных и 363 пищеблока. Кроме того, РТ имеет опыт в организации качественного питания для учащихся. «Это позволило нам влиять и снизить количество заболеваний желудочно-кишечного тракта у несовершеннолетних, которые обучаются в учреждениях республики. И мы с удовольствием в рамках форума готовы делиться опытом», — отметила спикер.
«Наша республика богатая — в ней проживает 170 национальностей», — продолжила Фазлеева. В основе наших традиций бережное и уважительное отношение к старшим, любовь к труду, земле, крепкая семья. Базой, сохраняющей национальное наследие, является язык. Для этого реализуется множество проектов и грантов, перечисляла вице-премьер. Действенный механизм привлечения кадров — создание педагогических классов, в РТ их 180. «Не будет преувеличением сказать, что казанская, татарстанская, российская педагогическая школы известны во всем мире. Мы горды тем, что наши предшественники имеют уникальный опыт, и этот опыт мы бережно передаем новому поколению учителей», — подчеркнула Фазлеева, поддержавшая восторженный тон выступлений своих федеральных коллег.
* запрещенная в РФ террористическая организация
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.