Завершился очередной, уже 36-й по счету, Нуриевский фестиваль. Признаем, форум получился проходным, театр им. Джалиля в этот раз даже не представил на нем премьерного спектакля. Однако именно такие мероприятия и дают возможность адекватно оценить то, что собой представляет казанский фестиваль. «БИЗНЕС Online» максимально подробно освещал его в нынешнем году, а теперь подводит итоги. Однажды редакция уже использовала формат словаря для анализа одного из Шаляпинских фестивалей, теперь очередь дошла и до Нуриев-феста.
В здании на площади Свободы царит монополия одного человека, 73-летнего директора, выпускника химико-технологического института и пианиста-любителя Рауфаля Мухаметзянова, и его вкусы
А — Авторитаризм. Подобный стиль управления порой дает неплохие плоды в управлении театральным хозяйством. Впрочем, о Казани такого не скажешь. «Особенностью административно-художественной структуры театра является отказ от института „главных“ (должности главного режиссера, главного балетмейстера, главного художника были упразднены в начале 1990-х годов), благодаря чему театру удается избегать столкновений творческих амбиций, в том числе монополии „главных“ постановщиков, не пускающих на свою территорию конкурентов», — указано на сайте театра им. Джалиля. И это, конечно, лукавство, поскольку в здании на площади Свободы царит монополия одного человека, 73-летнего директора, выпускника химико-технологического института и пианиста-любителя Рауфаля Мухаметзянова, и его вкусы. А они подразумевают, что в спектакле обязательно должны быть картонные Севилья или Верона на весь задник. Или на Нуриевский, как два года назад, могут привезти невыдающуюся работу Приморской сцены Мариинки «Тысяча и одна ночь» только потому, что ее увидел и приметил Мухаметзянов, и потом всерьез гордиться, что декорации целый месяц за большие деньги (естественно, из бюджета Татарстана) везли из Владивостока в Казань. И это притом что в репертуаре Приморской сцены есть балеты Джорджа Баланчина.
Б — Балетмейстер. В Казани привыкли для постановки балетных спектаклей приглашать хореографов-ветеранов, лучшие времена которых обычно далеко позади. Хотя в столице РТ еще с середины прошлого десятилетия работает Алессандро Каггеджи, один из самых перспективных хореографов Казани и самый стабильный солист труппы ТАГТОиБ. Обладает легким прыжком, быстрым вращением, актерской харизмой, благодушным нравом и талантом комбинировать движения. Тонко чувствует музыку. При этом на Нуриевском фестивале танцевал лишь второстепенные партии, пребывая в тени гастролеров, а предложения поставить в уже родном театре полновечерний (или хотя бы получасовой) балет пока так и не дождался. Одновременно в Нижегородском театре оперы и балета идет постановка «Терезин — квартет» — это четыре одноактных балета, один из которых поставил Каггеджи. По слухам, у него уже есть и предложение от одного из российских региональных театров о полноценном спектакле. Так что ТАГТОиБ, судя по всему, потеряет возможность войти в историю как театр, открывший миру большого балетмейстера.
В — Ведущий. Главный редактор журнала «Большой театр» Сергей Коробков, как оказалось, «шабашит» в качестве ведущего Нуриевского фестиваля аж с 2006 года. Он также многословен, как и конферансье оперных спектаклей Эдуард Трескин, но, признаемся, Коробкова слушать намного приятнее. Да и отрабатывает он свою зарплату сполна. Зная, что заказчики из театра им. Джалиля признают только восторженный слог в разговоре о своей работе, со сцены называет Казань «балетной столицей мира». Вот только интересно, что «БИЗНЕС Online» на протяжении многих лет сталкивался с проблемой, когда балетные критики отказывались приезжать на фестиваль, потому что «извините, старые спектакли с введенными за одну репетицию солистами из Большого и Мариинки, которых мы и так видим, это неинтересно». Почему-то подобная реакция не вяжется со статусом балетной столицы мира и «самого насыщенного фестиваля», по версии господина Коробкова.
Главный дирижер театра им. Джалиля Ренат Салаватов — опытный профессионал, честно публично признающийся в отсутствии каких-то серьезных личных амбиций
Г — Главный дирижер. Главный дирижер театра им. Джалиля Ренат Салаватов — опытный профессионал, честно публично признающийся в отсутствии каких-то серьезных личных амбиций. Разрывается между грамотной подачей композиторской партитуры и игрой «в ножку». Выбирая первое, получает достойное звучание оркестра с правильными темпами, сбалансированными тутти и рельефными соло. Выбирая второе, обращает симфонические шедевры (вроде «Анюты» Гаврилина) в незатейливые опусы Минкуса и Пуни.
Д — Декорации. Декорации — самый заметный и безвкусный элемент балетных и оперных спектаклей ТАГТОиБ. Помпезные замки, храмы, гроты, занавесы не только делают из того же балета музей, но и загромождают сцену, не оставляя нужного простора для танца. Порой сценография создается только ради яркой картинки и противоречит сюжету балета. Иначе как объяснить то, что неупокоенная душа баядерки танцует не в ином мире, а в условном дворцовом саду?
К вопросу поведения на сцене: о «неживых» улыбках некоторых гастролеров и семафорных жестах солистов ТАГТОиБ, превративших героев балетов в кукол
Е — Естественность. К вопросу поведения на сцене: о «неживых» улыбках некоторых гастролеров и семафорных жестах солистов ТАГТОиБ, превративших героев балетов в кукол. Пострадали фея Сирени из «Спящей красавицы» и окружение Китри в «Дон Кихоте».
Ё — то, как тяжело корифеи и ансамбль театра исполняют мелкие па «на пальцах», можно описать только этой буквой.
Ж — «Жизель». Единственный классический спектакль, оставивший положительное впечатление на Нуриевском фестивале – 2023. В основном за счет мастерства опытных московских звезд Ксении Шевцовой (МАМТ) и Семена Чудина (Большой театр). Впрочем, даже его в театре им. Джалиля «прикрыли» внешними эффектами — густым туманом в «белом акте», устрашающими могильными крестами и крупными стразами на графском коллете, отвлекающими от действия.
Под занавес смотра у античного Колизея, римских скульптур и руин весело плясали армяне («Гаянэ»), французские революционеры («Пламя Парижа») и испанцы («Дон Кихот»)
З — Задник. Курьезный задник на гала-концерте форума стал символом того тихого ужаса, который творится со сценографией спектаклей в театре им. Джалиля. Под занавес смотра у античного Колизея, римских скульптур и руин весело плясали армяне («Гаянэ»), французские революционеры («Пламя Парижа») и испанцы («Дон Кихот»).
И — Исмагилова. Экс-артистка ТАГТОиБ Камилла Исмагилова ныне перспективная солистка МАМТа и самая недооцененная участница фестиваля. В театре им. Джалиля выпускницу Казанского хореографического училища задвигали в кордебалет, а на форум пригласили танцевать второстепенную партию в «Корсаре», хотя сейчас в репертуаре Исмагиловой почти все главные героини классических спектаклей. Такая тенденция в ТАГТОиБ, увы, постоянная: местных воспитанников среди этуалей почти нет. Что интересно, «придворные» балетные критики, представляя «Корсар» со сцены или в материалах в соцсетях театра, ни словом не обмолвились, что Исмагилова родилась, выросла и получила профессиональное образование в столице Татарстана. То ли это ставят под сомнение энциклопедические знания завсегдатаев чаепитий в «розовой гостиной» театра им. Джалиля, то ли опустить такие подробности их попросил казанский работодатель. Но зачем? Кстати, сама Камилла сказала нашему корреспонденту, что ее очень тепло приняли в родном ТАГТОиБ.
К — Кордебалет. Проблема казанской труппы и Нуриевского фестиваля. Характеристики — отсутствие «синхрона», легкости, сбалансированности и отточенной классической техники. Любой академический спектакль с таким ансамблем безнадежно проигрывает.
Главный классический шедевр на Нуриевском фестивале потерпел фиаско
Л — «Лебединое озеро». Главный классический шедевр на Нуриевском фестивале потерпел фиаско. В основном из-за кордебалета, превратившего царственных лебедей в птиц рангом пониже. Но и из-за прихоти руководства заполучить на форум очередную звезду, невзирая на ее соответствие партии. Невысокая прима МАМТа Оксана Кардаш изящна и технична, но для Одетты-Одиллии явно нужен «лебедь» побольше.
М — Мировой уровень. «Наш театр мирового уровня», — говорила недавно публично директор балета ТАГТОиБ Диана Багаутдинова, приглашающая на гала Нуриевского в качестве художника по костюмам собственную 22-летнюю дочь. Что-то подобное сказал на днях и ведущий Коробков, вот уже два десятка лет приезжающий в Казань на фестиваль за солидный гонорар от театра им. Джалиля. Что ж, уважаемый искусствовед, очевидно, знает, что балетный коллектив такого ранга как минимум имеет стилистически разноплановый репертуар, контакты с топовыми хореографами, выпестованный кордебалет и 10–12 действующих этуалей. Всего этого в театре им. Джалиля нет.
На фестивале зрители довольствовались «Золотой Ордой», которая в репертуаре театра уже 10 лет, но идет 1–2 раза в сезон
Н — Национальный балет. Его в театре им. Джалиля можно увидеть очень редко. На фестивале зрители довольствовались «Золотой Ордой», которая в репертуаре театра уже 10 лет, но идет 1–2 раза в сезон. Судя по информации о грядущих премьерах, расширять национальный репертуар руководство ТАГТОиБ пока не планирует.
О — Ось. Вертикальная ось тела танцовщика у многих корифеев и артистов кордебалета ТАГТОиБ требует коррекции. Иначе они продолжат терять равновесие в позах и при приземлении с прыжков.
П — Приказ. В этом месте хотелось бы говорить о «Приказе короля» от «Урал Опера Балет» или «Катарине, или Дочь разбойника» Красноярского театра оперы и балета — работах от региональных театров, которые становились настоящим событием в балетном мире России в последние годы. Однако мы ведем речь всего лишь о приказе о назначении господина Мухаметзянова директором театра им. Джалиля от 20 января 1981-го, обнаруженном в недрах сайта театра. Эта бумага и определяет жизнь ТАГТОиБ уже 42 с лишним года.
Репертуар фестиваля не обновляется уже много лет
Р — Репертуар. Репертуар фестиваля, который не обновляется уже много лет. Редакции классических балетов с новыми декорациями и костюмами не в счет — с точки зрения пластики, новизны в них мало (напомним, в этом году не было даже такой премьеры). Между тем в наследии XX века есть целый пласт неоклассических спектаклей, которые доступны артистам ТАГТОиБ в плане стилистики. Но шедевров Баланчина, Ролана Пети, Ханса ван Манена в репертуаре по-прежнему нет.
С — #StagePlatforma. Фестиваль #StagePlatforma — проект, который для боссов «Нуриев-феста» должен стать примером того, как должен выглядеть хороший, современный балетный форум. Его худрук Олег Ивенко ежегодно приглашает в Казань передовых хореографов и осуществляет минимум по 10 премьер. Кстати, на Нуриевском смотре звездный солист ТАГТОиБ тоже остался в тени гастролеров, выступив лишь в «Золотой Орде», «Корсаре» и на гала-концерте.
Т — Танец модерн. Его публике пришлось ждать до финального гала-концерта и получить в микроскопических дозах. Причем от гастролеров, а не от своих артистов. А ведь многие шедевры Уэйна МакГрегора, Охада Нахарина, Начо Дуато давно стали классикой и органично дополняют афиши ведущих театров и балетных фестивалей.
У — Уважение. Своеобразное «уважение» театра им. Джалиля к зрителю выражается в самых разнообразных вещах: массово заменить топовых артистов перед стартом форума (когда билеты уже раскуплены), пустить в зал дым с запахом химии, ослепить сидящих впереди прожектором, заслонить стопы артистов горшочками с цветами. Одним словом, все для дорогих гостей.
Ф — Фуэте. Заколдованный элемент для минувшего форума, не покорившийся даже столичным балетным звездам Кардаш (МАМТ, Одиллия) и Елизавете Кокоревой (ГАБТ, Китри). Впрочем, доброжелательная публика в Казани бурными аплодисментами провожает любых гастролеров в любом театре.
Спорный хедлайнер фестиваля-2023 в виде Национального балета Беларуси
Х — Хедлайнер. Спорный хедлайнер фестиваля-2023 в виде Национального балета Беларуси. Данный коллектив не только не определяет нынешнее развитие балета, но и заехал на форум по пути из Йошкар-Олы в Уфу во время гастрольного тура с балетом «Анна Каренина». Бессмертный роман Льва Толстого минчане презентовали как рядовую мелодраму, заставив взгрустнуть о том, что действительно достойные современные балеты в Казани вновь так и не увидели.
Ц — Цифровая графика. В спектаклях ТАГТОиБ присутствует непременно, но выглядит бюджетно и невыразительно. Делает тусклыми самые живописные локации (такие как утренняя набережная и волшебный лес в «Дон Кихоте») и плохо просматривается даже с первых рядов партера (отплытие влюбленных в финале «Корсара»). Но есть и плюсы: в отличие от громоздких декораций, она не мешает артистам свободно двигаться.
Ч — Чистая интонация. За нее на фестивале отвечает оркестр ТАГТОиБ. Присутствует, но часто исчезает со вступлением труб и валторн. Как итог — подпорченные антре балетных рыцарей и аристократов: Дон Кихот («Дон Кихот») и близкие графа Альберта («Жизель») выходят на сцену под нестройный «хор» меди. Тень баядерки Никии, кстати, тоже танцует под интонационно неточные пассажи. Но это уже вопрос к концертмейстеру скрипок.
Ш — Шайдуллин. Айдар Шайдуллин — экс московский танцовщик, исполнительный продюсер фестиваля и большой везунчик. Каждый год составляет примерно одну и ту же программу форума, тасует практически одну и ту же колоду приглашенных солистов и получает за это хорошие деньги.
Щ — Щедрость. Впрочем, традиционно руководство театра им. Джалиля проявляет ее только по отношению к гастролерам. Но получается, что приезжие звезды получают солидные гонорары за счет оскудения программы форума. В этом году, не считая одного круглого стола, посвященного балету в Казани, образовательно-просветительская часть фестиваля отсутствовала, что огорчило балетоманов. «Без лекций и мастер-классов стало не так интересно», — поделилась с «БИЗНЕС Online» одна из зрительниц смотра.
Э — Элевация. Элевация — это способность артиста «зависать» в воздухе во время прыжка. Есть далеко не у всех танцовщиков ТАГТОиБ и гастролеров фестиваля. Однако это не мешает руководству форума давать им партии, для коих такой навык необходим. Речь, в частности, о премьере театра им. Джалиля Ильнуре Гайфуллине (Ротбарт в «Лебедином озере») и дебютанте смотра Марчелло Пелицциони (Конрад в «Корсаре»), которого в Казани представляли как будущую международную звезду. Более того, итальянцем из Красноярска в ТАГТОиБ заменили неприехавшего в Казань Кимина Кима, одного из самых прыгучих солистов современности.
Ю — Юбки. Юбки танцовщиц в казанских спектаклях, щедро расшитые блестками/узорами независимо от сюжета спектакля и замысла хореографа. Усилия художников по костюмам превращают бесплотных призраков (теней, вилис, дриад) в модных, осязаемых дамочек, расширяют силуэты и отвлекают внимание от танца.
Я — Яковлев. Владимир Яковлев — бессменный художественный руководитель казанского балета с 1989 года. Своих спектаклей скромный худрук театру не поставляет, но с удовольствием открывает фестиваль 125-й версией «Спящей красавицы», где 95% занимает хореография Петипа. Гордится тем, что поставил фею Карабос на пуанты и сочинил новый танец для Красной Шапочки и Серого Волка.
Читайте также:
- Круче, чем в Йошкар-Оле: Нуриевский фестиваль как муха в янтаре. Часть 1-я
- «Уснула и не проснулась»: в Казани перепутали балет «Спящая красавица» с музеем. Часть 2-я
- «Озеро гусей» по-казански: на Нуриевском фестивале танцуют грешные люди и птицы. Часть 3-я
- Пираты на детском утреннике: самый остросюжетный балет XIX века в Казани наводит скуку. Часть 4-я
- Пешки в большой войне: «Золотая Орда» — трагедия любви эпохи застоя. Часть 5-я
- Женщина — существо земное и очевидное: как «Анюту» в Казани лишили тайны. Часть 6-я
- Казанская Жизель не наивная девочка, она знает, чем все кончится. Часть 7-я
- Слоны, тигры, орлы и куропатки: индийского монарха в Казани лишили вкуса. Часть 8-я
- Туман, седая пелена: казанского «Дон Кихота» проводили вяло, но с хлопушками. Часть 9-я
- Прибытие «Анны Карениной»: оправдали ли белорусы статус хедлайнеров Нуриевского фестиваля? Часть 10-я
- Армяне на развалинах Колизея: как в театре им. Джалиля «завалили ЕГЭ» по истории. Часть 11-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.