«Я бы, наверное, предложила уходить от термина «послабления». Наша банковская система сильная, и результаты 2022 года это ярко продемонстрировали. Невозможно лекарство долго принимать, оно дает побочный эффект и вызывает привыкание. Мне кажется, наш банковский сектор имеет сильный иммунитет и должен его сохранять», — заявила зампредседателя Банка России Ольга Полякова. На съезде ассоциации банков России, который состоялся в конце минувшей недели, говорили о том, как стимулировать долгосрочные вклады, призывали создать вторую национальную платежную систему, продвигать «Мир» в другие страны, а в ЦБ удивлялись, почему не работают сберегательные сертификаты. Об этом и другом — в репортаже «БИЗНЕС Online».
На съезде ассоциации банков России, который состоялся в конце минувшей недели, говорили о том, как стимулировать долгосрочные вклады, и призывали создать вторую национальную платежную систему
«Все долгосрочные вклады должны быть освобождены от подоходного налога»
«Какие решения помогут наиболее эффективно справиться с текущими вызовами?» — таким вопросом были обеспокоены в конце прошлой недели члены ассоциации банков России, собравшиеся на V съезде. Из 219 представителей организации в Москве встретились 120 членов. На повестке стояли вопросы актуальной финансовой деятельности в условиях глобальных вызовов. Председатель совета ассоциации банков России, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков поспешил заметить, что правительство недавно утвердило таксономию технологического суверенитета экономики России и в нынешних условиях важно оперативно разработать механизмы финансового обеспечения задач, поставленных правительством. Эту тему до пленарной части съезда обсуждали на заседании совета ассоциации банков России, которое прошло без прессы. «Представители минэкономразвития обозначили, что на данный момент по тем перспективным проектам, которые представлены в госструктуры, не хватает около 7 триллионов рублей, — заявил Аксаков. — Естественно, стоит вопрос о том, как эти 7 триллионов найти. А на самом деле их намного больше — нужны десятки триллионов, с моей точки зрения». Он добавил, что программа уже предложена, теперь дело за регуляторными мерами Центробанка.
По словам спикера, одно из предложений — освободить от обязательного резервирования долгосрочные облигации, выпускаемые кредитными организациями свыше трех лет. Аксаков отметил, что сегодня объем выпущенных облигаций банков около 2,5 трлн рублей и все они сроком до трех лет, т. е. краткосрочные. Если принять предложение ассоциации, то у банков появится стимул к формированию долгосрочных ресурсов.
Председатель совета ассоциации банков России, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков поспешил заметить, что правительство недавно утвердило таксономию технологического суверенитета экономики России
Также, по его словам, неоднократно в ходе обсуждений поднимался вопрос госгарантий для стимулирования долгосрочного кредитования. Центральный банк требует формирования повышенных резервов, однако кредитные организации не готовы на это. «Вопрос давно обсуждается, к сожалению, никак не можем договориться с минфином — это главный тормоз в этом процессе. Однако последние разговоры с Антоном Силуановым показали, что они готовы двигаться нам навстречу. Надеюсь, что договоримся», — рассказал Аксаков.
Помимо прочего, он отметил, что серьезно облегчить работу могло бы единое цифровое сопровождение обсуждаемых инициатив. «Можно использовать платформу Центрального банка для этих целей, она продвинута, понятна кредитным организациям, многим финансовым институтам. Они могли бы более эффективно включаться в реализацию тех инициатив, которые правительство сегодня предлагает», — добавил модератор.
Озабоченность представителей банковского сектора вызывает почти полное отсутствие долгосрочных вкладов. «Первое предложение — все долгосрочные вклады необходимо освободить от подоходного налога. У граждан должен быть стимул формировать такие вклады. Возможно, они должны быть безотзывными, ведь нужен и интерес банков, чтобы они уверенно могли формировать ресурс и направлять средства на кредитование экономики», — предположил модератор. Он призвал собравшихся предлагать все инициативы, которые могут помочь противостоять актуальным вызовам. «Важно, чтобы в этот непростой период мы перестроили нашу экономику на борьбу с войной, которую нам объявили. Важно мобилизоваться, чтобы реализовать задачи, которые перед нами стоят. А задача у нас одна, наше дело правое — победить», — заключил Аксаков.
Ольга Полякова: «Мы видим, что сами банки стремятся сокращать срочность пассивов, так как короткие деньги стоят дешевле. Мы же призываем банки привлекать более длинную пассивную базу. Стараемся искать какие-то регуляторные стимулы. Они, наверное, на сегодняшний день не так очевидны»
«Наш банковский сектор имеет сильный иммунитет и должен его сохранять»
При этом на съезде вспоминали о регуляторных послаблениях ЦБ, которые, по мнению многих, позволили экономике страны выстоять в непростое время. «Если в прошлом году мы получили серьезное падение объемов прибыли, то по I кварталу этого года видим, что прибыльность наших кредитных организаций выше, чем в рекордный 2021 год», — сообщил Аксаков.
«Я бы, наверное, предложила уходить от термина „послабления“. Наша банковская система сильная, и результаты 2022 года это ярко продемонстрировали, — в свою очередь отметила зампредседателя Банка России Ольга Полякова. — Невозможно лекарство долго принимать, оно дает побочный эффект и вызывает привыкание. Мне кажется, наш банковский сектор имеет сильный иммунитет и должен его сохранять». Она заметила, что антикризисные меры Центробанка уже выполнили свою задачу, позволив банковскому сектору адаптироваться и успешно пережить шок. По этой причине 23 мая ЦБ принял решение отменить некоторые из ранее действующих мер. Однако это не повод паниковать. «Я напомню, что некоторые из принятых мер прекратили свое действие с 1 января, и мы видим, что банковский сектор чувствует себя вполне неплохо», — добавила зампредседателя ЦБ.
Ряд антикризисных мер продолжит свое действие. Среди них, например, возможность отсрочки создания резервов по кредитам, выданным малому и среднему бизнесу. Полякова пообещала, что меры по заблокированным активам и признанию потерь по заблокированным активам тоже продолжат свое действие. «Очевидно, что в продолжительности этой меры банковский сектор нуждается, и, напомню, мы предоставили возможность признавать потери по заблокированным активам в течение 10 лет начиная со следующего года», — уточнила она.
«Банковская система также ожидает решений, которые стимулируют долгосрочное кредитование. Для того чтобы вдолгую кредитовать, нужна длинная ресурсная база», — акцентировал внимание Аксаков. По словам Поляковой, проблему длинных денег обсуждают не первый год. Если в 2017–2019-м темпы привлечения вкладов были на уровне 9%, то за последние три года этот показатель снизился до 6%. Данная проблема не должна решаться только за счет банковского сектора. Необходимо подключать и других участников финансового рынка — пенсионные фонды и страховые компании. При этом поиск баланса между стоимостью привлечения и объемом пассивов, по словам Поляковой, остается за банками. «Мы видим, что сами банки стремятся сокращать срочность пассивов, так как короткие деньги стоят дешевле. Мы же призываем банки привлекать более длинную пассивную базу. Стараемся искать какие-то регуляторные стимулы. Они, наверное, на сегодняшний день не так очевидны», — предположила Полякова.
«Рискну подвергнуться атаке со стороны аудитории, но длинные активы немножко не банковский бизнес», — подключился к диалогу замминистра финансов РФ Алексей Моисеев
По словам спикера, доля срочных вкладов от года на данный момент составляет 9 трлн рублей, или 23% от общего числа пассивов. Она также напомнила о сберегательных сертификатах, которые пока не пользуются популярностью как среди населения, так и у самих банков. «Сразу возникает предложение проанализировать, а почему у нас сберегательные сертификаты почти на нуле», — добавил Аксаков, напомнив, что всплеск интереса к инструменту все же был. Согласно статистике, он приносил дополнительно 400 млрд рублей.
— Рискну подвергнуться атаке со стороны аудитории, но длинные активы немножко не банковский бизнес, — подключился к диалогу замминистра финансов РФ Алексей Моисеев. — Думаю, дело не в налогах. Если помните, у нас еще несколько лет назад не было никаких налогов на вклады. Тем не менее что-то не помню, чтобы был сильно развит бизнес.
— Я просто требую, чтобы вы говорили громче, ничего не слышно. И говорите медленнее, — обратился к нему Аксаков.
— Я, в принципе, все сказал уже, — ответил Моисеев, после чего по залу прокатилась одобрительная волна смеха. — Еще раз повторю медленнее и громче: продукт не работает просто потому, что несвойственен банку. До сих пор пытаемся принять поправки в ведении безотзывных депозитов, но пока без особого успеха. Не думаю, что это будет какой-то массовый продукт. В любом случае он окажется довольно маргинальным.
В качестве альтернативы источников капитала для банков замминистра финансов РФ предложил присмотреться к деньгам национальных инвесторов, которые аккумулируют частные инвестиции, покупают акции и облигации. Затем он напомнил о законопроекте о программе долгосрочных сбережений, который Госдума обещает рассмотреть в рамках текущей сессии. Инициатива подразумевает введение системы, при которой граждане через отчисление зарплаты смогут формировать накопления в течение 15 лет. Предполагаемый налоговый вычет при этом не будет превышать 400 тыс. рублей. Тем, кто будет держать денежные средства в течение 15 лет, а затем инвестирует их в фондовый рынок, налог платить не придется вовсе. «Там есть ряд дополнительных плюшек. В случае тяжелой жизненной ситуации деньги можно будет изымать. Также можно будет к этому счету присоединить средства, которые сейчас у граждан находятся на счетах ОБС и заморожены», — пояснил Моисеев. Обсуждался и вопрос накопительного страхования жизни. «Мы назвали этот новый продукт „долевое страхование жизни“. Предполагаем учесть ошибки, чтобы страхование жизни было не „схематозом“, а нормальным накопительным продуктом», — отметил замминистра финансов.
— Хотел бы вернуться к вопросу по поводу госгарантий. ЦБ поддерживает, банковское сообщество давно говорит об этом. К сожалению, минфин здесь последний окоп, который уперся и не идет навстречу всем здравомыслящим институтам, — вновь обратился к Моисееву Аксаков.
— Анатолий Геннадьевич, вы меня простите, но это немножко напоминает диалог в семье, когда все за то, чтобы купить телевизор, и только злая мама, которая управляет семейным бюджетом, почему-то противится. Тут то же самое. За все, кроме тех, кто платит. Если готов кто-то другой платить из тех, кто за, я не возражаю, — съязвил замминистра финансов и предложил найти компромисс.
— Какой компромисс? — удивился Аксаков.
— Мы немножко подвинемся, и Банк России немножко подвинется, — отметил замминистра финансов.
— Понятно, что ничего не понятно, — пожал плечами депутат.
Владимир Верхошинский: «Уходят компании, доходы, уходят вендоры в том числе. Государство ведет политику импортозамещения. И мне кажется, что проблем с ним по линии ПО в России нет»
«Если поддерживать конкуренцию, будут создаваться какие-то решения»
После жаркого спора к дискуссии подключились представители банковского сообщества. «Уходят компании, доходы, уходят вендоры в том числе. Государство ведет политику импортозамещения. И мне кажется, что проблем с ним по линии ПО в России нет», — считает главный управляющий директор АО «Альфа-Банк» Владимир Верхошинский.
Спикер предположил, что в ближайшее время большие языковые модели смогут заменить умственный труд. «Наши аналитики посчитали, что только в крупнейших банках примерно 30–50 тысяч человек будут высвобождены благодаря LLM-моделям. И это не рядовые сотрудники, а сливки, творческие, образованные, дорогие специалисты, за которых страна так борется», — поделился Верхошинский. При этом речь не идет об увольнении, но важно уже сейчас избавлять кадры от рутинной работы, позволяя им полностью раскрывать свой потенциал. Среди прочего представитель Альфа-Банка рассказал о том, что в следующие пять лет предприятие планирует увеличить долю рынка, в том числе благодаря языковым моделям. «Если чем-то государство и должно озаботиться, то подхватить эту тему больших языковых моделей и создавать среду, чтобы мы как можно больше выжали потенциала», — посоветовал Верхошинский.
Следом за ним выступал зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов. Он предположил, что основное свойство российской экономики, которое сегодня необходимо ценить, воспроизводить и развивать, — это профицит внешней торговли, который позволил бы закрыть импортные потребности через исторически существующий центр реэкспорта либо через новые подобные центры. «Мы как финансовые посредники должны четко признать, что в 2022 году внешняя торговля потеряла два из трех важных элементов: физическую логистику и переход с расчета в недружественных валютах к дружественным. Поэтому первый наш приоритет — поддержание инвестиций в новую логистическую и платежную инфраструктуру», — призвал банкир.
Дмитрий Пьянов предположил, что основное свойство российской экономики, которое сегодня необходимо ценить, воспроизводить и развивать, — это профицит внешней торговли, который позволил бы закрыть импортные потребности через исторически существующий центр реэкспорта либо через новые подобные центры
Далее он напомнил собравшимся о стимулирующем регулировании в вопросе финансирования платежной инфраструктуры, которое на данный момент обсуждается только в пилотном режиме. Однако с точки зрения мягких валют эта область скорее нуждается в усилении регулирования. «Мы личный пример банка, пострадавшего от такого типа рисков. Для себя внутри не допускаем размещения всех пассивов в новой иностранной валюте, юане, в силу того, что рынок юаня к рублю имеет свои неприятные особенности. В случае кризиса ликвидности в юанях мы опять попадем в ситуацию, когда активы будут превышать пассивы», — пояснил Пьянов.
Чем выше будет подниматься месячная и квартальная прибыль банковского сектора, тем больше соблазнов отменить все регуляторные послабления, полагает представитель ВТБ. Между тем есть две стратегические антикризисные меры: десятилетняя льгота по резервированию заблокированных активов и пятилетний срок возвращения к полноценной надбавке 3,5% для системно значимых кредитных организаций. «На мой взгляд, все, что Центробанк предпринимал до 2022 года и сейчас, принималось не спонтанно. Если есть необходимость каких-то индивидуальных решений, готовы их обсуждать», — ответила на это Полякова.
Уже в кулуарах съезда ассоциации банков России Пьянов рассказал журналистам о том, что прибыль ВТБ во II квартале 2023 года может остаться трехзначной, превысить 100 млрд рублей. «I квартал 146 миллиардов рублей был с небольшим. Может случиться так, что II квартал тоже окажется трехзначным… Трехзначный — это значит свыше 100 миллиардов рублей. Еще же мы понимаем, что II квартал не закончился и июнь впереди», — отметил Пьянов. По его оценке, ВТБ в 2023 году может получить прибыль в размере от 327 млрд до 400 млрд рублей.
Станислав Близнюк: «Россия — умная страна, и, если поддерживать конкуренцию, будут создаваться какие-то решения, в том числе решится проблема трансграничных переводов»
«Россия — умная страна, и, если поддерживать конкуренцию, будут создаваться какие-то решения, в том числе решится проблема трансграничных переводов», — считает, в свою очередь, председатель правления АО «Тинькофф Банк» Станислав Близнюк. Он предложил банкам задуматься о создании второй платежной системы, которая могла бы составить альтернативу и конкурировать с системой «Мир». «Чем больше конкуренция в платформах, тем они более активно стараются выжить, вырасти», — уверен Близнюк. России, по его мнению, также стоит предлагать свои наработки дружественным странам. «Платежная система „Мир“ — крутое решение. Многие страны мечтают такое решение сделать, но не все могут. Одна из идей — регулятору стоит выходить в другие страны и говорить: „Берите наше решение, давайте под вас его адаптируем“, — предложил представитель Тинькофф Банка. — Когда мы предложим, у нас решение заберут, а взамен предложат что-то свое».
«С чиновниками сложно договоритья. Я думаю, с тем, о чем вы говорите, лучше справятся представители бизнеса. Здесь ассоциация как раз может помочь, мы готовим визит в Китай», — рассказал Аксаков.
Председатель правления банка с базовой лицензией «Тамбовкредитпромбанк» Галина Хаустова отметила, что санкции повлияли на конкурентную способность региональных банков. Однако они по-прежнему сохраняют за собой и ряд преимуществ
Председатель правления банка с базовой лицензией «Тамбовкредитпромбанк» Галина Хаустова отметила, что санкции повлияли на конкурентную способность региональных банков. Однако они по-прежнему сохраняют за собой и ряд преимуществ. «Считаю, что тенденцию по рентабельности региональные банки сохранят и в текущем году. Региональные банки имеют сильные стороны — они знают свой регион, клиентов и быстро принимают решения. Кроме того, региональным банкам очень доверяет население, поэтому они обеспечены ликвидностью», — похвасталась она. Вместе с тем заметила, что все меры государственной поддержки по итогам года прошли исключительно через крупные банки. «Банки с базовой лицензией подготовили ряд предложений по изменению регулирования, и 1 июня планируется обсуждение с Центробанком. Спасибо за это», — сообщила Хаустова.
В финале дискуссии Аксаков обратился к вопросам из зала. Но он был всего один. Его попросили оценить идею разрешить нерезидентам оформлять заявки на карты «Мир» в случае туристических поездок в Москву. «Отношусь хорошо. Сам выезжаю в зарубежные поездки, сталкивался с тем, что выдают неименные карты, надо будет проработать», — лаконично ответил депутат.
Уже после завершения сессии в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Аксаков прокомментировал одну из своих последних инициатив о создании специальных вкладов и счетов для малообеспеченных граждан. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в конце прошлой недели. Предполагается, что процентная ставка по вкладу нового типа будет не ниже ставки ЦБ плюс 1 процентный пункт. При этом выплата процентов по договору социального банковского вклада будет ежемесячно переводиться на другой счет, отличный от социального, т. е. проценты не будут подлежать капитализации. Открыть подобный вклад сможет только гражданин – получатель мер социальной поддержки, сведения о котором содержатся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). «Не знаю, поможет ли это в широком плане бороться с бедностью в стране. По крайне мере, это шанс для малообеспеченных людей накопить определенные средства, — заявил Аксаков. — Люди могут внести любую сумму до 50 тысяч рублей. Мы понимаем, что у них больше, наверное, и нет. Однако инициатива поможет сформировать по этому вкладу повышенный процент». Также он уточнил нашему корреспонденту, что законопроект об исламском банкинге будет окончательно принят Госдумой до конца июня.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.