«Нужно стимулировать две стороны — и спрос, и предложение, чтобы эмитенты хотели выпускать ценные бумаги, акции», — рассуждал первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин о будущем фондового рынка на сессии KazanForum. Бирже обещают наплыв внутренних инвесторов, хотя еще не разблокировали замороженные иностранные акции. О том, как российская экономика посрамила западные прогнозы об обрушении ВВП, у российского бизнеса открылись глаза на внутренний рынок, а первый год СВО стал прорывным для маркетплейсов, — в репортаже «БИЗНЕС Online» с сессии Сбера.
На площадке Сбера шли последние приготовления к сессии с многообещающим названием «Ломая стереотипы: российская экономика в санкционной реальности»
Сбер ждет «взрывной спрос» на продукты исламского банкинга, осталось принять закон
На старте второго дня форума в «Казань Экспо» самым популярным местом оказались не стенды участников, а лотки с бесплатным мороженым. «Я же говорил, что оно закончится махом!» — обратился к коллегам технический сотрудник площадки, который ухватил для себя рожок. Форуму помогали просыпаться стаканчики с американо без молока, а замглавы минздрава РТ Ильдар Фатихов инспектировал точки оказания первой медицинской помощи. Сотрудница РКБ в форме с нашивкой «Медицина катастроф» заверила, что в первый день ничего «катастрофического» не случилось, но обращения были — с повышенным давлением или мигренью. Поскольку форум с исламским уклоном, медпункты поделили на мужские и женские, но помощь всем оказывается одинаково, заверила сотрудница. В точке с кофе гости из ближнего зарубежья поглощали треугольники и восхищались питанием: «Здесь все вкусно, и в Казани все вкусно!»
На площадке Сбера шли последние приготовления к сессии с многообещающим названием «Ломая стереотипы: российская экономика в санкционной реальности». Правда, из программы пропали министр экономического развития РФ Максим Решетников и гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук, которая накануне осматривала экспозицию. Однако топ-менеджмент Сбера сохранил свое участие. Сейчас банк готовит несколько новых продуктов в сфере исламского банкинга, а особый спрос сегодня — на исламские ипотеку и лизинг, поделился в беседе с «БИЗНЕС Online» до начала сессии управляющий отделением «Банк Татарстан» ПАО «Сбербанк» Рушан Сахбиев.
Рушан Сахбиев: «Очень хорошо, что в программу форума включили исламские финансы»
«Люди должны просто пощупать, понять, что это. Очень хорошо, что в программу форума включили исламские финансы», — отметил Сахбиев. Напомним, в декабре Сбер открыл в Казани первый в России офис, работающий по принципам исламского банкинга. По словам Сахбиева, о результатах пилотного проекта говорить рано, поскольку все еще сохраняются ограничения в законодательстве. Банк надеется, что законопроект скоро будет принят и произойдет «взрывной рост» интереса к исламским продуктам. По словам Сахбиева, для Сбера развитие исламского банкинга — это еще и часть «социального капитала».
Чуть позже, на сессии, замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач подчеркнул, что закон действительно нужен и работа над этой темой ведется уже 10 лет. Так что России еще предстоит многое «наверстывать», указал чиновник. А первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин намекнет, что развивать партнерское финансирование нужно было давно, но «в свое время» были противники этой идеи. Остается надеяться, что сидевший в зале депутат Госдумы от Татарстана Максим Топилин (и один из авторов проекта закона) призыв «ускориться» услышал. Пока Госдума обещает принять инициативу этим летом.
Александр Ведяхин: «Нас ждала неминуемая катастрофа, но по результатам года ВВП минус 2,1 процента»
«Мы за 10 лет сформировали мощный пласт МСП. Он как балансир»
Модерировал сессию первый зампредседателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин. Начали с порции «ура-заявлений»: Россия — мировой лидер по числу принятых против нее санкций, но экономика страны развивается, импорт достиг объемов докризисного 2021 года, а рынок труда демонстрирует рекордно низкий уровень безработицы. Инфляция в марте замедлилась до 3,4% год к году, а ключевая ставка снизилась с 20 до 7,5%.
«Нас ждала неминуемая катастрофа, но по результатам года ВВП минус 2,1 процента (при ожидаемых 9,2 процента). Сельское хозяйство и строительство поддержали экономику, прошла перенастройка торговли в нейтральные страны. Прогноз — рост ВВП в 2023-м может превысить 1,2 процента», — воодушевлял аудиторию Ведяхин. Он предложил высказаться по прогнозам и перспективам российской экономики замминистра Вольвачу, и тот продолжил курс на позитивный тренд порцией цифр о росте отдельных отраслей в 2022-м, напомнив, что МВФ скорректировал прогноз для России на 2023 год с падения на рост на 0,3%.
«Представляете, какой перелом в сознании международных финансовых институтов? Им приходится признавать, что восстановительный тренд, который взяла российская экономика, и рост, на который мы вышли в IV квартале 2022-го, — это стабильный выход на траекторию благодаря системным перестройкам», — начал Вольвач. Главной движущей силой экономики, которая позволила дать рост в санкционный год, Вольвач видит «мощный пласт МСП», сформированный в последнее десятилетие.
«Это тот самый балансир: когда на какое-то время „отключаются“ целые отрасли, он способен сохранить глубину активности, занятость и доходы населения, сдемпфировать негативные проявления, которые могут включаться», — отметил замминистра экономразвития.
Гендиректор «Озон холдинга» Сергей Беляков подтвердил: площадка ждет роста GMV (общий объем оборота товаров) на 60% в 2023-м, общая доля проникновения E-com в России к 2027 году должна дорасти с 13,4 до 30%
Одним из драйверов роста МСП присутствующие отметили сектор E-com, для которого турбулентный 2022-й стал чуть ли не супергодом: крупные маркетплейсы показали год к году рост под сотню процентов, несмотря на сложности с логистикой. Гендиректор «Озон холдинга» Сергей Беляков подтвердил: площадка ждет роста GMV (общий объем оборота товаров) на 60% в 2023-м, общая доля проникновения E-com в России к 2027 году должна дорасти с 13,4 до 30%.
Маркетплейсы столкнулись с рядом сложностей — прыгала покупательная способность, вводились ограничения на площадках, были трудности с каналами поставок. Но есть компании, которые справляются с вызовами, а есть аутсайдеры. Беляков выдал толстый намек, предложив государству поддержать «победителей», а не отстающих. «С точки зрения экономики, самый большой вызов — это концентрация вокруг лидеров. Тогда меры поддержки превратятся из реальных в инструмент поддержки органического роста», — резюмировал он.
Владимир Чистюхин: «Нам сегодня нужно [создать] максимально комфортные условия инвестирования»
«Нам не хватает институционалов, но пришла розница, нужно сделать комфортные условия инвестирования»
Певый зампред ЦБ Чистюхин заговорил об оценке прогноза «иранского сценария», т. е. развитии фондового рынка за счет внутренних инвестиций. Спикер уверен, что через какое-то время такой сценарий станет возможным и для России. Чистюхин напомнил: когда внешние инвесторы с российского рынка ушли, их, пусть и не полностью, начали замещать внутренние.
«Да, нам сегодня не хватает институционалов, но пришла розница (частные инвесторы — прим. ред.). Нам сейчас нужно [создать] максимально комфортные условия инвестирования, — отметил Чистюхин. — Стимулировать две стороны — и спрос, и предложение. Нужно, чтобы эмитенты хотели выпускать ценные бумаги, акции. С облигациями более-менее неплохо. И большая работа на эту тему ведется».
Первый зампред ЦБ напомнил о проблемах. В эту категорию он занес заблокированные активы, когда инвесторы не могут вывести деньги. Есть вопросы и доверия к фининструментам России, связанные с раскрытием информации об эмитенте. «Но я верю, что через какое-то время у нас пойдет иранский сценарий, с привлечением внешних инвесторов мы сумеем очень серьезно расти на фондовом рынке», — резюмировал Чистюхин.
Единственный иностранец на сессии, замминистра промышленности, природных ресурсов и торговли Ирана Алиреза Пейман-Пак, кратко рассказал о так горячо обсуждаемом иранском опыте санкционной политики. Он сразу предупредил, что обойти санкции «привычным путем» не получится, политика запретов от недружественных стран будет развиваться. Вместе с тем в санкциях Пейман-Пак видит возможность подсветить «слабые места» в экономике государства, укрепить ее, начать собственное производство внутри страны.
Гость с Ближнего Востока предложил наладить новый «канал» международных расчетов между Россией и Ираном с использованием криптовалюты и попросил снизить бюрократические издержки, которые встречаются и со стороны Ирана, и со стороны России. Тема расчетов между странами сложная, нужно использовать любые способы передачи средств за поставляемые товары и оказываемые услуги, в том числе и криптовалюту, согласился Чистюхин. «Это могут быть цифровые финансовые активы, классические криптоактивы. Когда будет создан цифровой рубль, мы сможем использовать его и иные аналоги других стран при расчетах международной торговли. Вряд ли цифровые валюты будут панацеей, но этот инструмент можно использовать», — заметил первый зампред ЦБ.
Елена Дыбова: «Мы последние пять лет бились с бюрократией в части ветеринарных препаратов. Они у нас отличные, но мы не могли пробиться в части сертификации, лицензий, разрешений»
Вице-президент ТПП России Елена Дыбова указала на то, что российской экономике санкции открыли глаза на внутренний рынок. «Мы последние пять лет бились с бюрократией в части ветеринарных препаратов. Они у нас отличные, но мы не могли пробиться в части сертификации, лицензий, разрешений. И нужно было, чтобы от нас ушли все, чтобы в течение 2–3 месяцев все препараты получили лицензии. Все вдруг сказали: „Ну да, если уж есть [препараты], то давайте их разрешим“», — отметила она.
Несмотря на то что бизнес сохраняет связи с зарубежными партнерами, число разрывов отношений, по словам Дыбовой, растет. В пример она привела фабрику кукол в Кирове, которая полвека сотрудничала с заводом в Испании. Зарубежные коллеги готовы отдать кировчанам оборудование, но работать с российской компанией отказываются наотрез: «Нам не разрешают». «Это серьезный вызов, с которым нам придется работать в 2023–2024 годах», — считает вице-президент ТПП.
Беляков в качестве главного риска увидел проблемы с международными расчетами. «Эти расчеты — кровеносная система мировой экономики. Ты зависишь от нее, и она от тебя. Напичкаешь ее тромбами — будет инсульт», — объяснил он.
Пейман-Пак же предложил создать комитет банков Ирана и России, например Сбербанка, как «новый способ бороться с санкциями». «Если создадим такой комитет, бизнесмены, в том числе и из других стран, смогут объединиться, чтобы бороться с санкциями. Сможем использовать этот момент, чтобы бороться с ограничениями», — резюмировал Пейман-Пак.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.